Вместо Frogfoot — Frogboot

0

Eсли бы созданием штурмовика 70х занимались не на 'Кулоне', а шмыговцы, и копировать стали бы не YA-9, a YA-10 — что бы вышло? Вместо Frogfoot — Frogboot!

Вместо Frogfoot - Frogboot

Вкратце напомню, как вышел Frogfoot. Во время Вьетнамской войны отлично зарекомендовал себя штурмовик OV-10 Bronco, но в 70х ему решили найти замену, объявив конкурс A-X. В этот момент об этом узнали в ОКБ Сухого. Несмотря на загруженность по теме Flanker, за проблему решили взяться, прекрасно понимая, что штурмовик — простая и дешевая машина, которая не требует большого напряжения конструкторских сил. Другой стороной простоты и дешевизны была прибыль серийного завода, что помогло "пропихнуть" изделие в производство.

Узнать об A-X узнали, но — ничего конкретного, так что исходили из опыта Вьетнама. Оригинальничать не стали — получился проект, удивительно напоминающий "среднее арифметическое" Bronco и Vixen. Название ему придумать тоже не напрягались — "СПб" (самолет поля боя).

Вместо Frogfoot - Frogboot

Происхождение "СПб"

Следующей ступенькой к Frogfoot стала, вероятно, очередная информация, добытая по A-X: новый проект "ЛСШ" был копией Northrop YA-9, при этом, надо сказать, в нем все ощутимые плюсы "СПб" были утеряны (обзор, отсутствие гидросистемы, бустеров). Даже попытка оставить гражданские двигатели с высокой двухконтурностью (читай экономичностью), как на A-X, провалилась — что удивительно, на сей раз не по вине двигателистов. Почти нужную тягу давал АИ-25, лишь чуть меньше — и тогда Ивченко, по просьбе Сухого, разработал форсажный вариант — АИ-25Ф.

Вместо Frogfoot - Frogboot

Участники A-X и "ЛСШ" с двигателями АИ-25Ф

Но такой "лосяш" требовал слишком много работы от конструкторов и был забыт. В конце концов схватили первые попавшиеся — РД-9, от старого-престарого Farmer (версия с другим положением КСА выпускалась для Flashlight), оторвав у них форсажную камеру. Существенно экономичности им это не прибавило, да и по ИК-заметности изделие родом из 50х было понятно каким. Собственно, впоследствии переход на более современные РД-33 тоже не состоялся из-за большого требуемого объема переделок мотогондол и воздухозаборников — взяли менее отличающийся Р-13 от Fishbed — тоже довольно древний. Оборудование взяли от Fitter — так получился самолет с авионикой вчерашнего дня и двигателями позавчерашнего.

Вместо Frogfoot - Frogboot

"Доноры" двигателей и оборудования

При этом информация о YA-10 в ОКБ Сухого поступила,.. но Самойлович своим решением прекратил попытки скопировать и его, мотивируя временным фактором. Собственно, так и появился Frogfoot — копия YA-9 с излишне горячими двигателями (при наличии двухконтурного АИ-25Ф!), без роторной пушки (была на Frogger!), с максимальной боевой нагрузкой 4.4т (у Frogger — 4.0т!), с перегревающимися тормозами (было еще на Су-6, осталось на Fitter!). При сопоставлении Frogfoot-Frogger можно еще вспомнить число сбитых в Афганистане и учесть попытки реанимировать Cairo для Чечни, эксплуатацию на о. Цейлон и работу по земле Flogger в текущем конфликте.

Вместо Frogfoot - Frogboot

CAS одного размерного класса

Альтернатива: "А если бы созданием штурмовика 70х занимались не на 'Кулоне', а шмыговцы, и копировать стали бы не YA-9, a YA-10?".

Итак: в ОКБ Микояна&Гуревича поступает информация о A-X, причем не про YA-9, а пpo YA-10. Не желая лезть в размерный класс своего же Frogger, и осознавая его недостатки, проектируется новая, более грузоподъемная, машина — Frogboot.

Вместо Frogfoot - Frogboot

Выбор высокодвухконтурного экономичного и серийного двигателя, пригодного для расположения на пилоне в хвостовой части фюзеляжа, в условиях советского авиадвигателестроения совершенно неинтересен и даже более того, однозначен: это Д-30. Носовая часть взята целиком от Frogger, вместе с прицельными системами и передней стойкой. Желание использовать цельноповоротные элементы оперения Frogger привело к Y-образному хвосту. В результате фюзеляж из себя представляет балку, плавно переходящую с Т-сечения через Ψ- к Y-образному. В эту геометрию естественно вписались: троекратное резервирование проводок управления — левое, правое и верхнее; велосипедное шасси с основной стойкой от Brewer; аэродинамически чистые крылья большого удлинения. Удалось разместить точки подвеса намного ближе к диаметральной плоскости самолета, чем при обычных компоновках штурмовиков и получить высокое аэродинамическое качество, снизив и таким образом стоимость барражирования. Планероподобные формы обусловили и низкую скорость сваливания, а над горизонтальной бронеплитой удобно спрятались от огня с земли уязвимые узлы машины — проводка от кабины к хвосту, двигатель, топливный бак. Почти полный отказ от гидросистемы (только аварийный и стояночный выпуск основных стоек шасси) также повысил живучесть, снизив пожароопасность. Специальным средством поднять маневренность при низкой нагрузке на крыло была модная в те годы система непосредственного управления боковой силой.

Вместо Frogfoot - Frogboot

 

YA-10

Frogboot

Frogger

Frogfoot

YA-9

 

Wingdiv

17,53

17,5

14,0

14,4

17,68

Размах крыла, м

Lenght

16,26

15,0

17,1

15,4

16,30

Длина, м

Height

4,40

4,22

5,0

4,8

5,18

Высота, м

Square

47,01

43,4

37,7

30,1

53,88

Площадь крыла, м

Powerplant

2*TF34

Д30

Р29Б

2*P95

2*YF102

Силовая установка

Thrust

8 222

8 150

8 000

8 200

7 030

Тяга, кгс

Consumation

0,66

0,70

1,0

1,3

0,41?

Потребление, кг/кгс/ч

Empty weight

12,0

11,5

11,6

9,3

10,467

Вес пустого, т

Normal

17,6

18,1

14,6

12,916

 

Нормальный взлетный вес, т

Max

23,134

20,8

20,5

17,6

18,958

Максимальный взлетный вес, т

Payload

 

 

 

 

 

Полезная нагрузка, кг

Normal (bombs)

6 500

4 500

2 000

1 400

 

Нормальная

Max (bombs)

7 250

5 500

4 000

4 400

7 250

Максимальная

Fuel

4 835

3 500

3 970

3 000

4 100

Топливо

 

YA-10

Frogboot

Frogger

Frogfoot

YA-9

 

 

Широкое использование серийных элементов и гражданского двигателя настолько снизили цену машины, что Frogboot Cairo оказался дешевле Frogger без этой самой "Кайры". Серийным производством занялся Тбилисский завод. Дешевая и грузоподъемная Frogboot использовалась как летающая лаборатория не только самими шмыговцами, но и двигателистами: сначала для малых и средних двигателей прямо на "тяжелых" и "мокрых" точках подвески вблизи диаметральной плоскости, а затем, при появлении надежных "четырехтонников" — и для тестов лайнерных "на спинке".

Когда же шмыговцы продули место на палубе для своего superority (в этой АИ это может быть и не Fulcrum, а какой-нить морской МиГ-23МЛДГ-АЛ31ФН), они мгновенно сориентировались и предложили Sea Frogboot с форсажной версией Д-30 — как на Foxhound. Так как над морем дальности самолету с "худым" фюзеляжем откровенно не хватало (еще бы — на фоне Flanker!), так что пришлось создавать конформные топливные баки — летать с "штатными" подвесными, как это делал в 60ые Skyhawk как-то глупо в 90х. И если уж писать о море и "ретро", то малая скорость сваливания и большая грузоподъемность позволяют использовать Frogboot как торпедоносец, берущий сразу две торпеды Mark 13.

Следующим развитием Frogboot мог бы быть Mainboot — самолет радиолокационного дозора. Огромное пространство между стойками шасси казалось подходящим для установки блиноподобной антенны. Хотя на деле пришлось удлинить стойки и выкинуть почти все из носовой части (унаследованный еще от Flogger radome!). Между нижней поверхностью крыла и верхней "блина" протянулись вертикальные плоскости ради увеличения путевой устойчивости. Не удалось обеспечить приемлемую массу радиотехнического комплекса, и сажать его операторов было попросту некуда. Конечно, ради такой "вкусности", как палуба, пытались их уложить(!) между крылом и антенной, но, хвала Зоммерфельду, электроника "не шмогла" — а то бы зажарились.

Впоследствии, с заменой двигателя на более поздние варианты Д-30, на машину обратили внимание спортсмены-пилотажники, это же "мотопланер" вроде Magister/Zephyr, но с тяговооруженностью почти в "единицу"!. Для них опробовали специальное управление из двух sidestick — на правый вынесли традиционные аэродинамические поверхности (оперение), а на левый — регулятор двигателя и управление боковой силой (расщепляющиеся закрылки). C такими машинами оставшееся со времен "ишака" и "чайки" выражение "вираж вокруг телеграфного столба" стало буквальным.

admin
Подписаться
Уведомить о
guest

73 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account