Северокорейские военная техника и танки в частности, это терра инкогнита. Связано это с тем, что КНДР сама по себе страна закрытая, массово туристы туда не ездят и всё что связано с армией у неё засекречено. Хорошо это или нет я судить не берусь. Однако любая информация по технике КНДР, уверен многим будет интересна. Поэтому с удовольствием представляю стать с Яндекс-Дзена, в которой подробно описана одна из самых массовых серий северокорейских танков.
Несмотря на огромное число мифов о КНДР, это одна из немногих стран в мире, что смогла создать свою танкостроительную школу. И на сегодняшний день, В Северной Корее создают весьма современные боевые машины, такие как показанный на параде в 2020 году танк М2020, что произвёл настоящий фурор в среде любителей бронетанковой техники.
Но начиналось всё с лицензионного выпуска советских танков Т-55 и Т-62. Именно Т-62 стал основой для разработки семейства корейских танков Чхонма, ставших символом армии КНДР.
Как известно, Т-62 был снят с производства в СССР ещё в 1975 году. Но его выпуск продолжался за рубежом, в том числе, в КНДР. Первый Т-62 корейского производства был собран в 1976 году, а крупномасштабное производство было начато в 1980 году.
Машина получила обозначение Чхонма, названная так по имени легендарного крылатого коня из корейского эпоса.
Характеристики танка Чхонма, во многом, соответствовали оригиналу, но были и некоторые отличия. К примеру, в то время как на Т-62 в качестве зенитного пулемёта был 12,7-мм ДШКМ, на корейском танке стоял 14,5-мм пулемёт КПВТ.
Масса танка составляла 37 тонн. Ходовая часть, также как на Т-62 имела по 5 опорных катков на борт, а в движение танк приводил двигатель В-55В, мощностью в 580 л.с. Экипаж состоял из 4 человек — командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Башня и корпус не имели многослойного бронирования. Толщина бронирования лобовой проекции башни доходила до 242 мм. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину 100 мм под углом 60 градусов к нормали (эквивалентно 200 мм).
Наводчик имел в своём распоряжении дневной перископический прицел с зависимой стабилизацией (механически связан с орудием), а также ночной прицел. Дальномера на танке не было — для измерения дальности использовалась дальномерная шкала.
Основным вооружением была копия советского 115-мм орудия У-5ТС. С ним был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ. На начало 80-х годов, танк Чхонма мог уверенно бороться с любой бронетехникой южан.
Содержание:
Чхонма-II
Но время идёт вперёд, и машина, созданная на основе Т-62 требовала модернизации. В 1985 году появилась модификация Чхонма-II, оснащённая лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. В остальном, танк почти не изменился.
Чхонма-III
Следующей итерацией в развитии танков Чхонма стал Чхонма-III, появившийся в 1989 году.
Танк получил новую сварную башню с модульной бронезащитой — на её лобовой части крепились навесные модули многослойного бронирования. Корму башни покрыли навесной динамической защитой, аналогичной советской «Контакт-1». Также на лбу башни появились дымовые гранатомёты.
Бронестойкость лба башни, вероятно, можно оценить как 450 мм от кумулятивных боеприпасов или 350 мм от бронебойно-подкалиберных снарядов.
Бронезащита лба корпуса изменений не претерпела и ещё оставалась аналогичной Т-62. Динамической защиты на корпусе не было, так как это потребовало бы усиления ходовой части.
Но борта корпуса закрыли защитными противокумулятивными экранами.
Чхонма-IV
В 1992 году появилась новая модификация Чхонма-IV, где была усилена бронезащита лба корпуса.
Верхняя лобовая деталь корпуса получила многослойное бронирование. Она состояла из 2 слоёв стали и заключённого между ними слоя стеклотекстолита. По стойкости, лоб корпуса теперь соответствовал башне с модульной бронезащитой.
Так как машина потяжелела до 38 тонн, вероятно, двигатель был форсирован до 620 л.с., аналогично советскому Т-62М. Также, были усилены ходовая часть и трансмиссия. В целом, Чхонма-IV примерно соответствовал Т-62М.
Чхонма-89
В 2000 году появился прототип Чхонма-89, официально именуемый как средний танк обр. 89 года Чучхе (летоисчисление в КНДР, наряду с общепринятым, также ведётся и от рождения Ким Ир Сена).
Чхонма-89 получил новую башню с многослойным бронированием. Пакеты многослойной брони теперь были установлены внутри полостей лобовой брони башни. А не в виде навесных модулей, как это ранее было на Чхонма-IV. Это позволило значительно повысить стойкость бронезащиты башни.
Но корпус и ходовая часть были аналогичны Т-62. Чхонма-89 это была опытная машина, на которой отрабатывались решения, что впоследствии будут применены на следующих модификациях танков семейства Чхонма.
Чхонма-214
Следующей серийной модификацией стал Чхонма-214, официально именуемый как средний танк обр. 90 года Чучхе, появившийся в 2001 году.
Машина получила башню с многослойным бронированием, аналогичную опытному Чхонма-89. Но теперь её лобовая часть была прикрыта модулями накладной многослойной брони, что облегчает ремонт при незначительных повреждениях.
Верхняя лобовая деталь корпуса изменила форму и стала иметь двойной наклон, как на танке Леопард-2, что позитивно сказалось на её стойкости.
Бронестойкость лба башни и верхней лобовой детали корпуса танка Чхонма-214, вероятно, можно оценить как 550 мм от кумулятивных боеприпасов и 450 мм от бронебойно-подкалиберных снарядов, что примерно соответствует Т-72А или ранним модификациям танка Абрамс.
Чхонма-215
В 2003 году появился вариант Чхонма-215 (средний танк обр. 92 года Чучхе). Его главное отличие от предыдущих модификаций — новая ходовая часть с 6 опорными катками на борт. Масса танка возросла до 39 тонн.
Не менее важным отличием стал и новый прицельный комплекс с интегрированным датчиком ветра и цифровым баллистическим вычислителем, что значительно повысило точность стрельбы. Также, ночной прицел обладает опцией наведения противотанковых ракет по лазерному лучу.
Так как 115-мм орудие У-5ТС уже плохо подходило для борьбы с современными танками противника, на крыше башни появилась пусковая установка с 2 ракетами «Балсы-3» — аналогом российского ПТРК «Конкурс-М» с пробитием до 1000 мм брони (или 950 мм за ДЗ).
Также, лоб корпуса получил дополнительную многослойную броневую накладку, что несколько повысило его бронестойкость.
Чхонма-216
Вершиной развития семейства танков Чхонма стал разработанный в 2004 году Чхонма-216 или средний танк обр. 93 года Чучхе.
Его ключевым нововведением стало новое моторно-трансмиссионное отделение, аналогичное Т-72. В качестве двигателя была установлена корейская копия мотора В-46, мощностью 780 л.с., сопряжённая с бортовыми коробками передач. Это дало 39-тонному танку относительно приемлемые характеристики подвижности на уровне 20 л.с. на тонну.
Наводчик получил новый, более совершенный лазерный дальномер. Также, пусковая установка противотанковых ракет была модернизирована, получив блок стабилизации и защиту осколков.
А в распоряжении командира появилась дистанционно управляемая зенитная ракетная установка с электроприводом и телевизионным прицелом. Теперь наводить зенитные ракеты стало возможно не покидая боевого отделения.
Верхняя часть лба корпуса — наименее защищённая область фронтальной проекции, наконец-то была усилена динамической защитой корейской разработки. Остальные участки лобовой проекции прикрыты накладными модулями многослойного бронирования, как на Чхонма-215.
Подводя итог
Оценивать этот танк довольно непросто. Машина создавалась на устаревшей платформе Т-62, но при этом, корейским конструкторам удалось создать танк, отчасти сравнимый с Т-72 или ранними модификациями Абрамса и Леопарда-2.
Наличие ИК-прожекторов на всех танках Чхонма говорит об отсутствии тепловизоров, а 115-мм орудие явно устарело. Зато современные ракеты «Балсы-3» позволяют бороться даже с самыми мощными танками противника.
Всего было выпущено примерно 1200 танков Чхонма всех модификаций. Они состояли не только на вооружении КНДР, но и в Иране, Эфиопии и Эритрее.
Из семейства Чхонма было выжато всё, что только возможно. В КНДР приступили к созданию танка следующего поколения. Но эта тема уже нашей следующей статьи.
Источник — https://dzen.ru/a/ZH6JrM31eXEmqEzg