Верфи Российской империи, часть IV. Нева (Russia Pragmatica II)

24

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой мини-цикл статей по АИ-судостроению Российской империи в мире Russia Pragmatica II, и сегодня речь пойдет о производ­ственных мощностях на Неве и в Петрограде.

Содержание:

Охтинская верфь (Петроград, 1721)

Вполне реальная Охтинская верфь, которая успела за свою долгую жизнь сменить несколько названий и построить великое множество судов из дерева и стали. Строилась на месте срытой шведской крепости Ниеншанц, вскоре сменила название на Охтинское адмиралтейство. В XIX веке стала заводом Крейтона, а в XX – Петрозаводом. Мощный удар по верфи был нанесен с расширением Петербурга и строительством набережной, что фактически отрезало предприятие от большой воды. В 2001 году, не дожив 20 лет до 300-летия, Петрозавод был окончательно упразднен. Нынче на его месте находится охраняемая от застройки территория, представляющая большой культурный интерес, но если посмотреть из космоса, то там, похоже, сейчас расположен просто большой пустырь, к тому же понемногу заболачиваемый.

Верфь основана при Петре Великом, является одним из старейших судостроительных предприятий России. В 1781 году продана частному владельцу под особые условия ее поддержания и развития. До этого момента выполняла исключительно военные заказы, после – и военные, и гражданские. Верфь понемногу расширялась и модернизировалась, пока в 1854 году она не была кардинально модернизирована – был вырыт новый 100-метровый сухой док, а также построены три 90-метровых эллинга. В 1880 году эллинги были увеличены до 120 метров, а сухой док – до 132. После этого проводились лишь улучшения оборудования, кардинальные перепланировки постоянно отклоня­лись, даже после пожаров, уничтоживших старые деревянные строения. В 1970-х годах шла речь об упразднении верфи из-за расширения города и строительства новых набережных, но ввиду высокой ее значимости и архитектурной ценности (на ее территории сохранились здания времен основания) было решено сохранить предприятие на старом месте. Верфь сохранилась по сей день, выполняет военные и гражданские заказы, считается одним из самых надежных предприятий отрасли на Неве.

  • 1854 – 3 90-метровых эллинга, 1 100-метровый сухой док
  • 1880 – 3 120-метровых эллинга, 1 132-метровый сухой док

Петроградская верфь (Петроград, 1762)

Предприятие «два в одном». Расположено на месте реального Приморского судостроительного завода (он же «Алмаз»), который был основан в 1933 году и являлся своего рода специальной верфью для обслуживания нужд НКВД, пограничников и прочей подобной братии. Между тем, согласно АИ является прямым наследником Партикулярной верфи – предприятия, которое строило купеческие суда в Петербурге с 1710 года и располагалось на Фонтанке, напротив Летнего сада. В 1762 году верфь была перенесена на Выборгскую сторону, в район современного завода «Арсенал», но по факту уже после смерти Петра Великого она начала хиреть, и к концу XVIII века окончательно прекратила строить корабли, а затем и вовсе существовать.

В 1762 году возникла потребность перенести Партикулярную верфь, строившую на Неве торговые суда, куда-то в другое место. Поначалу планировалось разместить новое предприятие на Выборг­ской стороне, но пришедший ко власти император Петр III вмешался в это дело и отдал под новую верфь большой участок земли на западной оконечности Петровского острова, заодно полностью передав верфь в руки частников. Те переименовали предприятие сначала в Судовой двор, а в 1788 – в Петроградскую верфь. На протяжении всего своего существования она строила одни лишь торговые суда, и к выполнению заказов не привлекалась. Часто модернизировалась и перестраива­лась, последняя крупная модернизация прошла в 1950 году, когда из производственных площадок на верфи остались лишь два 220-метровых эллинга и 200-метровый сухой док.

  • 1950 – 2 220-метровых эллинга, 1 200-метровый сухой док

Кронштадтское адмиралтейство (Кронштадт, 1780)

В долгих описаниях не нуждается – главная ВМБ флота на Балтике, она же одно из главных мест судоремонта на протяжении нескольких столетий. Само адмиралтейство в реальности было основано лишь в 1784 году, когда сюда из Петербурга были перенесены судоремонтные мощности, которым уже не хватало места в самом городе.

Кронштадтское адмиралтейство было официально создано в 1780 году, хотя некоторые производ­ственные мощности существовали здесь и раньше. По решению великого князя Михаила Алексее­вича было решено создать в Кронштадте не просто ремонтную базу, а централизованное адмирал­тейство, ответственное за ремонт и обслуживание судов Балтийского флота. С этого момента Кронштадт приобретает особую специализацию и свой путь развития. Его ремонтные мощности развивались следующим образом:

  • Петровский док, 1752. Строился несколько десятилетий и с великим трудом, но результат того стоил – огромный док длиной около полукилометра мог вместить в себе до десятка линейных кораблей, что было особенно важно в условиях пресноводной «Маркизовой лужи» и отлично подходило для хранения кораблей, выведенных в резерв. Используется для этих целей до сих пор, в качестве ремонтных мощностей практически никогда не привлекался.
  • Софиевский док, 1778. Построен при императоре Петре III, предназначался для ремонта и хранения судов Балтийского флота. Назван в честь дочери великого князя Михаила Алексеевича, которая родилась в день его торжественного открытия.
  • Екатерининский док, 1780. «Брат-близнец» Софиевского дока, назван в честь императрицы Екатерины Браненбург-Байрейтской.
  • Троицкий док, 1801. Назван в честь Святой Троицы, стал одним из главных доков-«хранилищ» на несколько десятилетий.
  • Николаевский док, 1844. Назван в честь Святого Николая, покровителя всех моряков, имеет оригинальную конструкцию и большие размеры.
  • Алексеевский док, 1914. Изначально планировался как док для обслуживания дредноутов, и проектировался «на вырост». Один из крупнейших казенных доков.
  • Императорский док, 1960. Планировался под существующие авианосцы, крупнейший казен­ный сухой док Российской империи на Балтике.

Балтийский завод (Петроград, 1850)

Легендарный Балтийский завод, основан как завод Карра и Макферсона. В представлении и детальном описании, по-моему, не нуждается. Замечу лишь, что это, вероятно, лучшая верфь царской России, соответствовавшая самым высоким европейским стандартам благодаря современному оборудованию и эффективно налаженному рабочему процессу. Вплоть до нашего времени остается одним из важнейших предприятий отрасли в России. С его стапелей сошли броненосцы, линкоры, атомные ледоколы, крейсера проекта 1144, и многие другие большие и качественно построенные корабли

Балтийский завод был основан частным акционерным обществом в 1840 году и изначально отвечал лишь за производство и ремонт паровозов для бурно развивающихся железных дорог России. Предприятие быстро развивалось, и в 1850 году выкупило участок берега на Неве для строитель­ства малых паровых кораблей, для чего первоначально имелись всего 3 80-метровых стапеля. Уже к концу 1850-х годов судостроение стало приносить предприятию большую часть прибыли, и оно постепенно стало расширять свое производство. В 1864 году вместо 3 80-метровых стапелей были построены 3 малых 90-метровых и 2 больших 120-метровых эллинга. В 1888 году они были расширены до 120 и 180 метров соответственно, а в 1910 году последовала новая модернизация – вместо 3 120-метровых построили 2 150-метровых, а 180-метровые увеличили до 250 метров. Наконец, в 1958 году 150-метровые эллинги были снесены, и на их месте построили один большой 350-метровый. На протяжении всего своего существования Балтийский завод строил и продолжает строить как гражданские суда, так и военные корабли различных типов. Наличие большого 350-метрового эллинга с самым современным оборудованием позволяет ему строить крупнейшие корабли – авианосцы и супертанкеры. По качеству работ Балтийский завод остается достойным конкурентом Путиловских и Русско-Балтийских верфей.

  • 1850 – 3 80-метровых эллинга
  • 1864 – 2 120-метровых, 3 80-метровых эллинга
  • 1888 – 2 180-метровых, 3 120-метровых эллинга
  • 1910 – 2 250-метровых, 2 150-метровых эллинга
  • 1958 – 1 350-метровый, 2 250-метровых эллинга

Адмиралтейские верфи (Петроград, 1852)

Совокупность нескольких реальных заводов – Франко-Русского, Нового Адмиралтейства и Галерного островка. Из-за казенных заморочек три завода, представлявших собой по отдельности не самые мощные верфи, были объединены в единую структуру лишь в 1908 году. Вообще, объединение этих трех предприятий было самым очевидным и эффективным решением по развитию судостроения в столице, но по факту они так часто проходили реорганизацию, делились, сливались, опять делились и опять объединялись, что поистине эффективно работать предприятия могли, вероятно, лишь около 10 лет при царе, и то – с оговорками. Такой ерунды в моей АИшке не будет!

Адмиралтейские верфи были объединены в 1849 году из нескольких казенных предприятий, крупнейшими из которых были Галерный островок и Новое Адмиралтейство. План подобного объединения существовал еще с конца XVIII столетия, но лишь случай послужил поводом для окончательного утверждения плана в жизнь. Случаем этим стал большой пожар в 1849 году, когда на Новом Адмиралтействе разразился мощный пожар, из-за которого почти вся наличная инфра­структура выгорела, и строить предприятие предстояло фактически заново. Было решено пере­строить его с нуля, а заодно объединить с прочими предприятиями аналогичной специализации на левом берегу Невы. К 1852 году были построены три первых эллинга на Ново-Адмиралтейском острове («Старые»), а в 1860 году были построены еще два эллинга на Галерном островке («Новые»). Все эллинги первоначально имели длину 90 метров. В 1872-1875 году все эллинги модернизиро­ваны, длина доведена до 120 метров. Новая модернизация прошла в 1890 году и затронула лишь Новые эллинги, так как Старые достигли предела расширения. Длинна двух Новых эллингов была доведена до 150 метров, а к 1908 году их расширили до 250 метров. Это оказалась последняя крупная модернизация Адмиралтейских верфей. На сегодняшний день Адмиралтейские верфи остаются крупнейшим российским казенным судостроительным предприятием в бассейне Балтий­ского моря.

  • 1852 – 3 90-метровых эллинга
  • 1860 – 5 90-метровых эллингов
  • 1875 – 5 120-метровых эллингов
  • 1890 – 2 150-метровых, 3 120-метровых эллинга
  • 1908 – 2 250-метровых, 3 120-метровых эллинга

Невский завод (Петроград, 1857)

Реальный Невский завод, а точнее – та его часть, которая со времен Крымской войны была ответственна за судостроение. О судостроительной деятельности предприятия сохранилось не так много информации, хотя оно в свое время строило мониторы, ББО, крейсера II ранга и эскадренные миноносцы, обладая 3 или 4 эллингами и довольно значительными производственными мощностями. В реальности постройка кораблей, насколько я могу судить, прервалась после революции, в дальнейшем Невский завод работал как чисто «сухопутное» предприятие.

Невский завод был основан в 1844 году как паровозостроительный, и быстро добился бурного роста благодаря железнодорожному буму в России. В 1854 году было решено расширить его деятельность также на судостроение, благо завод располагался у Невы, но лишь в 1857 году были закончены первые эллинги. Первоначально их было 4, каждый длинной по 100 метров, но в 1889 году вместо них был построен один большой тройной эллинг, способный строить корабли длиной до 140 метров. В 1898 году к ним добавился также 130-метровый сухой док, но на этом расширение производствен­ных мощностей закончилось – руководство Невского завода в дальнейшем не проявляло большого интереса для повышения размеров строящихся судов. Тем не менее, наличные верфи были постоянно загружены, и выполняли как военные, так и гражданские заказы на протяжении многих десятилетий.

  • 1857 – 4 100-метровых эллинга
  • 1889 – 1×3 140-метровый эллинг
  • 1898 – 1×3 140-метровый эллинг, 1 130-метровый сухой док

Ижорская верфь (Петроград, 1895)

Реальная Усть-Ижорская верфь, она же Средне-Невский судостроительный завод. Основано предприятие как судостроительный отдел Металлического завода, одного из крупнейших и важнейших машиностроительных предприятий в Российской империи. Изначальный проект, судя по всему, был достаточно амбициозен, но дальше строительства эсминцев дело не пошло из-за революции, а в дальнейшем предприятие развивалось лишь в рамках совершенствования производственного процесса. Ныне строит малые корабли с длиной до 80 метров.

Ижорская верфь основана частными предпринимателями в 1895 году, и изначально планировалась как место для постройки легких сил для военного флота. Это обусловило ее некоторые особенности организации, а также наличие трех 110-метровых эллингов. Некоторое время верфь работала успешно, выполняя многочисленные военные заказы, но после окончания Первой мировой войны сокращение их вызвало кризис на самой верфи. В течении последующих лет она практически не развивалась, лишь во второй половине 1930-х годов она смогла оправиться от кризиса. В 1940 году предприятие сменило владельца и было кардинально перестроено под строительство дизельных подводных лодок. Подлодки строились в четырех эллингах и спускались на воду с помощью транс­бордера и слипа. В дальнейшем к эллингам добавились также ремонтные стапели, а продукция верфи стала много разнообразнее, но специфика ее организации и размещения сохранились по сей день.

  • 1895 – 3 110-метровых эллинга
  • 1940 – 4 эллинга, трансбордер, спуск кораблей длиной до 100 метров, 3 ремонтных стапеля

Путиловская верфь (Петроград, 1900)

Реальная Путиловская верфь, ныне Северная верфь, в советские времена – завод имени Жданова. Потенциально мощное предприятие со сложной историей и не менее сложной структурой. Создавалось как судостроительный отдел Общества Путиловских заводов. По сию пору предприятие остается одним из важнейших в России, его силами строились многие БПК и эсминцы, а также ракетные крейсера. Несмотря на свой большой вклад в создание российского флота, верфь является лишь частью того потенциала, который закладывался в нее по проекту, и который так и не был никогда полностью реализован.

Основана как дочернее предприятие концерна «Путилов», который решил расширить свои судо­строительные мощности в столице. Верфь изначально закладывалась как одна из крупнейших и важнейших в России, потому оснащалась по последнему слову техники, и обладала значительными производственными мощностями. В 1900 году был введен в строй тройной эллинг, а в 1906 он был расширен. В этом же году был введен один из крупнейших на тот момент в стране двойной 250-метровый эллинг, расширенный в 1934 году. К 1967 году также ввели в строй новый четверной эллинг с трансбордером и дополнительными ремонтными мощностями. Благодаря этому Путилов­ская верфь остается одним из самых крупных судостроительных заводов в Российской империи по сей день, выполняя как военные, так и гражданские заказы, и обладая самым современным оборудованием из доступного.

  • 1900 – 1×3 140-метровый эллинг
  • 1906 – 1×2 250-метровый, 1×3 180-метровый эллинг
  • 1934 – 1×2 300-метровый, 1×3 180-метровый эллинги
  • 1967 – 1×2 300-метровый, 1×3 180-метровый, 1х4 140-метровый эллинги, 1 160-метровый ремонтный эллинг и 1×2 170-метровый ремонтный стапель

Шлиссельбургская верфь (Шлиссельбург, 1913)

Реальный Невский судостроительно-судоремонтный завод, основан в 1912 году как Шлиссельбургские ремонтные мастерские. Обладает достаточно неплохими мощностями, строит преимущественно гражданский флот, плюс обслуживает речной флот. Если я правильно понял, несмотря на свою малоизвестность и относительно небольшие размеры, НССЗ является одним из самых успешных судостроительных заводов в России, всегда загружен заказами, и не замечен в какой-то большой халтуре. В общем, верфь из разряда «рабочих лошадок» отрасли.

Верфь основана в качестве ремонтной базы для речного флота Российской империи в 1913 году, и изначально обладала лишь ремонтными стапелями длиной до 120 метров. Лишь в 1939 году она была модернизирована, получив два крытых эллинга и спуск на воду с помощью трансбордера и наклонного слипа. В течении войны предприятие выполняло в основном военные заказы, но после нее перешло на строительство средних морских танкеров, барж и речных судов. Несмотря на это, наличных мощностей вполне хватает для строительства океанских судов, впрочем, не самых больших размеров.

  • 1939 – 1 двойной 160-метровый эллинг
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account