Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжая добрую традицию новогодних – а теперь уже и рождественских – подарков, хотел бы представить вашему вниманию еще один альтернативный корабль-«химеру», не относящийся к какому-либо конкретному фантастическому миру. И, более того, принадлежащий не к относительно изученному мной периоду конца 19-го – начала 20-го века, а ко временам Второй мировой войны.
Данный корабль представляет собой вариацию на тему советского тяжелого крейсера проекта 69. Как известно, эти крейсера на конечном этапе их проектирования предполагалось строить по проекту 69И – с немецкими 380-мм пушками. Но мне подумалось, что у наших соотечественников и у самих имелись на то время артсистемы практически не хуже указанных германских. Здесь я имею в виду заготовленные для линейных крейсеров типа «Измаил» 356-мм 52-калиберные орудия.*
*Справочно:
Насколько адекватны эти пушки условиям Второй мировой – сложный вопрос. Так, известно, что изначально они рассчитывались на начальную скорость снаряда массой 746,8 кг в 823 м/с при стрельбе зарядом массой 245,7 кг (С.Е.Виноградов в своем фундаментальном труде неверно приписывает эту скорость заряду в 200 кг). В действительности же на стадии проектирования железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14 в 1930-х годах всех 16 имевшихся на хранении таких орудий (из них не менее 10 поставленных из Англии производства завода Виккерса по данным А.Б.Широкорада) были подвергнуты испытаниям. При первых же стрельбах шесть пушек получили раздутие. Кроме того, во всех орудиях обнаружился недостаточный запас продольной прочности. Поэтому при проектировании ТМ-1-14 приняли более низкие баллистические данные – 731,5 м/с при заряде в 203 кг по сведениям все того же А.Б.Широкорада. Дальность стрельбы с таким зарядом достигала 31020 м при угле возвышения 50 градусов.
Ну а здесь предполагается, что помимо указанных двух зарядов для морских орудий существовал так называемый «усиленный боевой» заряд массой в 225 кг, использование которого допускалось только в боевой обстановке. При данном заряде предполагаемая начальная скорость снаряда – около 775 м/с, а максимальная дальность стрельбы при 50-градусном угле возвышения – около 32500-33000 м. Это вполне сравнимо с наибольшей дальностью стрельбы орудий таких кораблей, как «Куин Элизабет», «Ройял Соверен», «Рипалс», «Худ» и «Вэнгард» (381 мм, 29,3 км), «Кинг Джордж V» (356 мм, 35,2 км), «Бисмарк» (380 мм, 36,5 км), «Конте ди Кавур» (320 мм, 28,5 км), «Андреа Дориа» (320 мм, 29,4 км), «Нью Мексико» и «Тенесси» (356 мм, 30,7 км), «Колорадо» (406 мм, 32,0 км), «Норт Кэролайна» и «Саут Дакота» (406 мм, 33,7 км), «Аляска» (305 мм, 35,2 км), «Конго», «Фусо» и «Исе» (356 мм, 33,0 км), «Дойчланд» (283 мм, 36,5 км).
В действительности на железнодорожных артиллерийских установках ТМ-1-14 были использованы 6 из имевшихся 16 пушек 356х52. Однако в данном мини-мире предполагается, что ровно половина эти орудий была установлена на единственном корабле «здешнего» проекта 69, носящем название «Кронштадт» и начатом проектированием на год раньше, чем в действительности – в конце 1936 года.
Данный крейсер согласно легенде создавался под известным влиянием французского «Дюнкерка». Но при этом его проект более широко, чем в действительности, использовал еще дореволюционные русские наработки в плане как артиллерии, так и защиты корабля.
Помимо самих пушек 356х52 их башни, примененные на «Кронштадте», тоже были в известной мере развитием идеи четырехорудийных башен, предложенных еще И.Г.Бубновым для проекта «линкора 1915 года» с 16-дюймовыми орудиями. Правда, на новом техническом уровне, предполагавшем, в частности, техническую скорострельность в 3 выстрела в минуту на ствол.
Схема защиты тоже восходила к последним проектам русских дредноутов. Основу ее составлял 270-мм главный пояс высотой 5,0 м, имевший наклон 5 градусов верхней кромкой наружу и защищавший 60 процентов длины ватерлинии. К нижней кромке он утоньшался до 150 мм. С носа и кормы пояс замыкался 300-мм траверзами. Оконечности вне пояса прикрывались только 30-мм противоосколочной броней на той же пятиметровой высоте. За главным поясом между средней и нижней палубами имелась также 30-мм продольная противоосколочная переборка. Броней аналогичной толщины прикрывался в пределах цитадели и внешний борт над главным поясом. Этот верхний пояс имел и 30-мм траверзы.
Горизонтальная защита в пределах цитадели была представлена тремя палубами – 30-мм верхней, 105-мм средней (главной броневой) и нижней, имевшей толщину 15 мм в своей плоской части (между противоосколочными переборками) и 30 мм на скосах, выполнявших наряду с противоосколочной функцией роль верхней кромки системы ПТЗ. В оконечностях палубная броня существовала только в виде 45-мм в носу и 105-мм в корме брони нижней палубы, имевшей, как и внутри цитадели, скосы к бортам.
Система ПТЗ в чем-то была подобна французским линкорам типа «Дюнкерк» и «Ришелье». Она обладала суммарной толщиной всех переборок в 75 мм и состояла из четырех основных объемов:
образованная булями камера расширения;
ограниченная с боков двумя 10-мм продольными переборками топливная цистерна, выполняющая роль камеры поглощения;
пространство между 10-мм стенкой топливной цистерны и основной 45-мм противоторпедной переборкой, работающее как первая камера фильтрации;
вторая камера фильтрации, образованная расположенной в метре позади 45-мм переборки еще одной 10-мм переборкой.
Башни главного калибра несли лобовую 360-мм, бортовую 180-мм и тыльную 270-мм броню, а сверху и снизу их защищали соответственно 180-мм крыша и 90-мм пол. Внутреннее пространство башни делилось 60-мм продольной переборкой на два изолированных отсека, в каждом из которых располагались попарно в одной люльке два орудия. Барбеты башен ГК над верхней палубой имели толщину 360 мм, от верхней до средней – 330 мм, а от средней до нижней – 45 мм.
Защиту башен универсального калибра (8 двухорудийных установок 100-мм пушек) образовывали 60-мм лобовые и 30-мм боковые, тыльные, верхние и нижние плиты. Барбеты их бронировались плитами толщиной 60 мм над верхней палубой и 30 мм между верхней и средней палубами.
Боевая рубка имела 360-мм стены, 180-мм крышу и 90-мм пол, а также 180-мм коммуникационную трубу. Ряд постов в носовой надстройке также прикрывался броней – 60-мм вертикальной и 30-мм горизонтальной. 30-мм противоосколочную защиту получили дымоходы и сами дымовые трубы. Оба командно-дальномерных поста главного калибра защищались 30-мм плитами с боков и 15-мм сверху и снизу. А четыре стабилизированных поста наводки универсальной артиллерии, как и гнезда счетверенных 37-мм автоматов, получили 15-мм круговую защиту.*
*Справочно:
Существенное увеличение толщины ряда элементов системы бронирования предложенного тяжелого крейсера в сравнении с реальными проектами 69 и 69И произошло в основном за счет значительного сокращения относительной длины броневой цитадели (60 процентов длины корпуса по ватерлинии против 76,8 процента в действительности).
Также резерв массы имеется за счет:
перехода на две четырехорудийные башни ГК, которые с предложенными здесь относительно легкими старыми пушками и декларированным уровнем броневой защиты должны иметь примерную массу около 1650 тонн на башню – то есть 3300 тонн против 3600 тонн у трех башен МК-15 с 305-мм орудиями, предлагавшихся для реального крейсера проекта 69;
замены четырех 152-мм установок МК-17 (136 тонн каждая) на четыре 100-мм установки МЗ-16 с несколько видоизмененной по сравнению с реальной броневой защитой (около 56 тонн каждая);
замены двух КДП2-4т-II (17,8 т каждый) на два СПН-300 (12 т каждый).
Итого, не считая выгоды от уменьшения длины цитадели, имеется в запасе 631,6 тонны. Из них:
151,2 тонны пойдут на обеспечение требуемого боезапаса для 356-мм орудий (по 90 выстрелов на ствол – итого 720 выстрелов со средней массой каждого около 0,96 т против 900 выстрелов со средней массой каждого около 0,6 т для 305-мм орудий);
16,5 тонны на один дополнительный 37-мм счетверенный автомат 46-К;
около 41 тонны на обеспечение боезапаса для всех 37-мм автоматов в размере 1500 выстрелов на ствол (масса снаряда – примерно 1,5 кг, боезапас у реального крейсера проекта 69 – 800 выстрелов на ствол, что дает суммарно 33,6 тонны на 28 стволов, а с учетом обойм примерно 36 тонн; для 1500 выстрелов на ствол у 32 стволов – соответственно около 77 тонн с обоймами);
около 33 тонн на 24 20-мм автомата «Эрликон» с боезапасом по 2400 выстрелов на ствол (масса одного одноствольного автомата со щитом – 0,5 т, масса одного выстрела – около 0,25 кг; некоторый избыток суммарной массы при расчете принимается относящимся к массе магазинов для пушек).
Также необходимо отметить, что масса требуемого боезапаса для 16 100-мм орудий (по 400 выстрелов на ствол) принимается условно равной массе боезапаса комбинации из 8 152-мм (по 150 выстрелов на ствол) и 8 100-мм (по 300 выстрелов на ствол) орудий у реального крейсера проекта 69.
С учетом возможных дополнительных весов, связанных с перестановками артиллерии и СУАО, располагаемый остаток составит около 380 тонн. И именно за счет этого остатка палубная броня в корме доводится до 105 мм, а в носу до 45 мм (в противном случае соответствующие значения составили бы не свыше 45 и 30 мм соответственно).
Таким образом, за исключением брони и артиллерии прочие характеристики данного корабля предполагаются аналогичными соответствующим ТТХ реального тяжелого крейсера проекта 69 и выглядят следующим образом:
водоизмещение – 35240/38360/41640 тонн (соответственно стандартное, нормальное и полное);
длина по ГВЛ – 240,0 м;
длина наибольшая – 250,5 м;
ширина наибольшая (по булям) – 31,6 м;
ширина по ГВЛ – 29,5 м;
осадка при полном водоизмещении – 9,45 м;
осадка при нормальном водоизмещении – 8,88 м;
мощность ГЭУ – 201000/231000 л.с. (соответственно нормальная и максимальная);
скорость хода – 16,5/32,0/33,0 узла (соответственно экономическая, полная и максимальная);
дальность плавания при максимальном запасе топлива экономическим ходом – 6900 миль на 16,5 узла/8300 миль на 14,5 узла.
артиллерийское вооружение – 2х4-356х52 (по 90 выстрелов на ствол), 8х2-100х56 (по 400 выстрелов на ствол), 8х4-37х68 (по 1500 выстрелов на ствол), 24-20х70 (по 2400 выстрелов на ствол);
авиационное вооружение – 1 катапульта, 2 гидросамолета КОР-2.
Согласно авторской задумке, предложенная здесь вариация «Кронштадта» строилась с середины 1938 года на заводе № 194 в Ленинграде. До начала Великой Отечественной войны корпус успели спустить на воду. Завершение строительства по итогам всех перипетий военного времени пришлось лишь на начало 1945 года. В ходе достройки с учетом осознания текущего уровня угроз от авиации произошло окончательное формирование его состава вооружения – с одними лишь 100-мм универсальными пушками (других подобных артсистем в СССР в то время просто не имелось) и расширенным составом малокалиберной артиллерии.
В боевых действиях данный корабль участия уже не принимал. Однако сам факт его вхождения в состав ВМФ СССР сыграл свою роль при дележке военных трофеев, доставшихся союзникам от Италии. Концепция «Fleet in being» в данном случае сработала в пользу выделения советским морякам не «старичка» «Джулио Чезаре», а новейшего «Литторио».
С уважением. Стволяр.
P.S. Основную картинку в чуть большем разрешении традиционно можно увидеть здесь: