Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

15

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα)

Продолжаю публикацию первой части темы «Великая Греция», посвященной Греческой революции 1821 года и войне за независимость 1821-1829 годов. В восьмой главе повествуется о Третьей архипелагской экспедиции Российского Императорского Флота в 1827-1832 годах. Глава подготовлена на основании ряда источников, одним из которых является книга Александра Борисовича Широкорада «Россия на Средиземном море», и отражает как реальные исторические события, так и события альтернативного варианта развития истории (выделены темно-синим цветом). В начале главы повествуется о предпосылках экспедиции, подготовке русской эскадры для Средиземного моря и начале экспедиции (прибытии русской эскадры на Средиземное море, ее участии в Наваринском сражении, подготовке к войне с Турцией и участии в борьбе с греческими пиратами). Изменения в альтернативном варианте касаются увеличения корабельного состава Балтийского флота, основанного на анализе состояния кораблей и возможностей по их восстановлению, а также возможностях отечественных верфей по строительству новых кораблей. Описание Наваринского сражения отличается от приведенного в главе пятой и приведено в соответствии с источником («Россия на Средиземном море»).

Предыдущие части

Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832)

Третья архипелагская экспедиция – поход эскадры Балтийского флота Российской Империи в Средиземное море в 1827-1832 годах в ходе Греческой войны за независимость 1821-1829 годов.

Предпосылки Третьей архипелагской экспедиции

Война греков с турками ударила по экономическим интересам России. После 1812 года начался бурный рост экономики юга России. Императорским указом от 16 апреля 1817 года Одесса получила статус «порто-франко», что способствовало ее превращению в крупный международный торговый центр. В Одессу ежегодно приходило 500-600 торговых судов. Однако из этого числа не более 10-15 судов были построены в России. Большая часть торговых судов, посещавших Одессу, Таганрог, Мариуполь и другие русские порты, принадлежала грекам, большинство которых было подданными Порты, а часть – подданными России. Теперь же турки перехватывали и грабили греческие суда, не разбирая, какое подданство имели их владельцы.

Из-за войны и нехватки продовольствия в Константинополе султан наложил эмбарго на провоз хлеба и ряд иных товаров через проливы. У нарушителей эмбарго хлеб изымался силой и продавался в Константинополе по твердым ценам. Русский посланник в КонстантинополеГ.А. Строганов неоднократно заявлял Порте протесты против ее неправомерных действий. Он писал: «Права русских подданных и торговли явно нарушены, наш флаг подвергается оскорблениям в проливах, а наши матросы – ранам и убийствам… Вход в Дарданеллы воспрещается всем судам, нагруженным хлебом. Сделано распоряжение об общем осмотре судов вопреки смыслу трактатов и несмотря на законные ограничения, потребованные в моих нотах». В июле 1821 года в знак протеста Строганов со всем посольством покинул Стамбул. В России дворянство, духовенство и купечество были едины в желании помочь греческим патриотам, но Александр I с подачи австрийского канцлера Меттерниха уклонился от поддержки Греции. Как писал современник, князь Петр Долгоруков: «Грекам отказано было во всякой поддержке по той будто бы причине, что они нарушили обязанность подданных, восстав против своего законного государя, султана турецкого! Христиане преданы были на жертву османам, и русский царь поступил, как мог только поступить шах персидский или какой-нибудь другой поклонник Магомета».

В 1814 году Великобритания взяла под контроль Ионические острова и теперь была не прочь сделать своей колонией всю Грецию. В «греческом вопросе» британский кабинет боялся только России. Но поскольку Александр I самоустранился от средиземноморских дел, то Лондон решил вмешаться. Весной 1823 года Англия признала восставших греков воюющей стороной. А в конце года Греция получила от Лондона заем на 800 тысяч фунтов стерлингов.

Новый русский император Николай I решил проводить самостоятельную политику и не ориентироваться на систему союзов, столь близкую сердцу его брата. Одним из результатов изменения внешней политики России стало подписание 23 марта (4 апреля) 1826 года англо-русского Петербургского протокола. Согласно этому документу, Греция получала право независимого существования, но была обязана платить Турции определенную дань и находиться под ее верховной властью. Турецкие земли в Морее (Пелопоннес) и на островах отходили к грекам за известный выкуп. Порта принимала участие в выборе правительственных лиц в Греции, но они должны были быть непременно из греков. Грекам предоставлялась полная свобода торговли и религии. Австрия, Пруссия и Франция приглашались присоединиться к Петербургскому протоколу. Франция, связанная с Грецией торговыми сношениями, приняла это приглашение, а Австрия и Пруссия отнеслись к нему отрицательно, считая, что оно усилит позиции России на Балканах. 24 июня 1827 года Россия, Англия и Франция на основе Петербургского протокола подписали в Лондоне конвенцию об образовании автономного греческого государства. Стороны обязались предложить Порте свое посредничество в целях примирения с греками на следующих условиях: греки будут находиться в зависимости от султана и платить ему ежегодную подать; управление будут осуществлять местные власти, но в их назначении известное участие будет принимать Порта. «Для отделения греческой национальности от турецкой и предотвращения столкновений между ними греки получат право выкупать всю турецкую собственность, находившуюся на их территории».

Подготовка русской эскадры для Средиземного моря и увеличение корабельного состава Балтийского флота

Параллельно с дипломатическими усилиями русское правительство еще в 1826 года начало готовить на Балтике эскадру для отправки в Средиземное море. При этом Морское министерство столкнулось с проблемой боевой готовности кораблей Балтийского флота, обусловленной с одной стороны низким качеством материалов при строительстве кораблей в начале XIX века, с другой – последствиями повреждения кораблей при наводнении 7 (19) ноября 1824 года. Из 32 линейных кораблей Балтийского флота боеготовыми были 12, из 12 фрегатов – 10, и3 30 малых кораблей – 20, из 15 линейных кораблей Черноморского флота – 10. Из 90 000 положенного по штату числа личного состава Балтийского и Черноморского флотов реально служило 72 000 человек.

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Боголюбов Алексей Петрович «Наводнение в кронштадтской гавани в 1824 году»

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Боголюбов Алексей Петрович «Наводнение в Ревеле в 1824 году»

31 декабря 1825 года (12 января 1826 года) император Николай I Высочайшим указом учредил «Комитет образования флота», который должен был выработать первоочередные меры по восстановлению боевой готовности флота и подготовки его к войне, а также направления его дальнейшего развития и программы строительства кораблей.

В директивах, адресованных Комитету, Российскому Императорскому Флоту определялась главная задача, которая заключалась в господстве на Балтийском и Черном морях. В них же указывались и противники России: на Балтийском море – союз второстепенных морских держав (Дания, Швеция), на Черном море – Турция. Англия и Франция не были включены в их число, наоборот, соперничество Российского Императорского Флота с ними по силе было признано Николаем I невозможным для России.

По предложению Комитета Морским министерством было принято решение разделить Балтийский флот на две эскадры, действующую и резервную, и включить в их состав корабли исходя из степени их готовности к длительному плаванью и ведению боя, времени и затрат на восстановление боеспособности. Действующая эскадра предназначалась для убытия на Средиземноморский театр военных действий, резервная эскадра – для действий в акватории Балтийского моря при внезапном возникновении войны в Европе, а также для усиления действующей эскадры.

В состав действующей эскадры вошло 12 линейных кораблей (84-пушечные «Гангут» (1825), «Кронштадт» (1822); 74-пушечные «Три Святителя» (1819), «Святой Андрей Первозванный» (1821), «Сисой Великий» (1821), «Прохор» (1823), «Князь Владимир» (1824), «Царь Константин» (1825), «Азов» (1826), «Иезекиель» (1826), «Александр Невский» (1826); 64-пушечный «Эммануил» (1824)), 8 фрегатов (44-пушечные «Диана» (1818), «Проворный» (1820), «Вестовой» (1822), «Константин» (1824) [кроме того в реальной истории – фрегат «Меркурий»], 36-пушечные «Крейсер» (1821), «Виндхунд» (1821 «Александр Невский», 1826), «Кастор» (1823), «Елена» (1825)), 6 корветов (28-пушечный «Нева» (1816); 24-пушечные «Екатерингоф» (1814 «Россия», 1826), «Помона» (1817), «Урания» (1820), «Помощный» (1821), «Гремящий» (1822)), 3 брига (16-пушечные бриги «Ревель» (1824), «Моллер» (1826), «Сенявин» (1826))[1].

В состав резервной эскадры были включены 12 линейных кораблей (110-пушечные «Ростислав» (1813), «Лейпциг» (1816), «Твёрдый» (1819), 74-пушечные «Юпитер» (1812), «Берлин» (1813), «Гамбург» (1813), «Пётр» (1814), «Финланд» (1814), «Арсис» (1816), «Кацбах» (1816), «Фершампенуаз» (1817), «Ретвизан» (1818)) и 8 фрегатов (44-пушечные «Архипелаг» (1811), «Аргус» (1813), «Автроил» (1819), «Лёгкий» (1819), 36-пушечные «Свеаборг» (1809), «Гектор» (1817), «Гефест» (1823«Виндхунд», 1826), 32-пушечный фрегат «Полукс» (1812)), 9 бригов (20-пушечные «Олимп» (1817), «Гонец» (1818); 16-пушечные «Кадьяк» (1819), «Ида» (1820), «Аякс» (1820), «Святой Лаврентий» (1820), «Охтенка» (1820); 14-пушечные «Рига» (1821), «Пожарский» (1824))[2].

Кроме того, в 1826 году 44-пушечные фрегаты «Патрикий» (1819) и «Меркурий» (1820) включены в состав «Греческого отряда кораблей» для обучения экипажей строящихся для Греческого флота однотипных фрегатов, фрегаты «Быстрый» (переименованный греками в «Гермес») и «Амфитрида» выведены из состава Балтийского флота и на греческие средства были тимберованы в Кронштадте[3].

Линейные корабли «Северная Звезда» (1807), «Борей» (1807), «Не тронь меня» (1809), «Три Иерарха» (1809), «Святослав» (1809), «Память Евстафия» (1810), «Принц Густав» (1810), «Чесма» (1811) в 1827-1829 годах были переоборудованы в транспорты, блокшивы или разобраны. За счет расформированных экипажей были укомплектованы до штатной численности экипажи действующей эскадры и вновь строящихся кораблей.

Первым решением Комитета в 1826 году стало создание штата Балтийского флота, согласно которому боевой состав должен был включать 217 единиц: 26 линейных кораблей, 18 фрегатов, 9 пароходофрегатов, 12 малых пароходов, 12 корветов, 12 бригов, 51 вспомогательное и 77 гребных судов[4]. Несмотря на кажущуюся амбициозность, программа полностью соответствовала экономическим возможностям, военно-политическим и стратегическим потребностям Российской Империи, а потому с некоторыми коррективами к началу Восточной войны была выполнена.

В соответствии с программой 8 (20) мая 1826 года был заложены: на Главном адмиралтействе под руководством кораблестроителя Григория Степановича Исакова (1775-1854) – 110-пушечный линейный корабль «Император Александр», на Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге под руководством кораблестроителя Александра Андреевича Попова (1788-1859), который 22 декабря 1826 года был произведён в штабс-капитаны и назначен корабельным инженером Балтийского флота – 84/96-пушечный линейный корабль «Императрица Александра» (спущен на воду 19 (31) октября 1827 года). 15 ноября 1826 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге под руководством кораблестроителя Вениамина Фомича Стокке (1770-1837) заложен 74/86-пушечный линейный корабль «Великий князь Михаил» (спущен на воду 15 (27) октября 1827 года).

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Макаров Сергей Алексеевич «74-пушечный линейный корабль Азов»

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Франсуа Перро «110-пушечный линейный корабль Император Александр»

Затем 5 (17) сентября 1827 года на Соломбальской верфи в Архангельске заложены 74/80 пушечные линейный корабли «Кульм», «Париж» [в РИ – «Кацбах»] (спущены на воду 25 мая (6 июня) 1828 года), которые в июне-августе 1828 года в составе отряда А.Е. Гамильтона перешли из Архангельска на Средиземное море. 30 ноября (12 декабря) 1827 года в Санкт-Петербурге в Главном адмиралтействе был заложен 74/86-пушечный линейный корабль «Арсис» (спущен на воду 29 сентября (10 октября) 1828 года).

Учитывая опыт боевых действий Греческого флота, состоящего из малых кораблей, против превосходящих турецких и египетских морских сил, Комитет предложил увеличить в составе действующей эскадры количество фрегатов и корветов, предназначенных не только для разведывательной и сторожевой службы при эскадре, но и для действий на морских коммуникациях Османской империи, а также для осуществления морской блокады турецкого побережья.

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Валерий Иванович Шиляев «Фрегат Аврора»

Проект 44/54-пушечных трехмачтовых парусных фрегатов типа «Александра» являлся дальнейшим развитием проекта 44-пушечных фрегатов типа «Спешный». Фрегаты типа «Александра» относились к рангу 44-пушечных фрегатов, но имели на вооружении 54 орудия. Основные характеристики: водоизмещение – около 1950 т; длина по верхней палубе – 48,6 м; ширина по мидель-шпангоуту – 12,7 м; осадка – 3,7 м. Артиллерийское вооружение по штату – 54 орудия (28 24-фунтовых пушек, 18 8-фунтовых пушек, 6 6- фунтовых пушек, 2 3- фунтовых фальконета). Экипаж – 340/430 человек. Всего по данному проекту построено 24 корабля: «Афина» (1826), «Деметра» (1826), «Артемида» (1826), «Амфитрида» (1826), «Александра» (1827), «Мария» (1827), «Ольга» (1827), «Наталья» (1828) [в РИ – «Княгиня Лович»], «Елизавета» (1828), «Екатерина» (1828), «Анна» (1829), «Принц Оранский» (1829, с 1841 – «Король Нидерландский»), «Нева» (1829), «Венус» (1829), «Беллона» (1830), «Юнона» (1830), «Помона» (1830), «Церера» (1830), «Кастор» (1831), «Минерва» (1832) [в РИ – «Амфитрида»], «Прозерпина» (1832), «Диана» (1832), «Аврора» (1835), «Мельпомена» (1836). По усовершенствованному проекту построены три 58-пушечных фрегата: «Цесаревич» (1841), «Цесаревна» (1841), «Александр» (1844) [в РИ – «Константин»]. Кроме того, в 1832 году по улучшенным чертежам HMS President (1800) построен 44/52-пушечный фрегат «Паллада».

12 (24) мая 1826 года в Санкт-Петербурге заложены четыре 44/54-пушечных фрегата: в Главном адмиралтействе – «Афина» и «Деметра», на Новом адмиралтействе «Артемида» и «Амфитрида». Корабли спущены на воду 18 (30) октября 1826 года и включены в состав резервной эскадры Балтийского флота. 18 (30) июля 1827 года корабли в составе отряда легких сил под командованием капитана 1 ранга Д.А. Богданова покинули Кронштадт и 29 октября (10 ноября) прошли Гибралтарский пролив. В начале декабря прибыли на Мальту, где вошли в состав эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена.

В тоже время в июне 1826 года на Охтинской верфи под руководством В.Ф. Стокке были заложены два фрегата для Греческого Флота, получившие названия «Александр Великий» (греч. Μέγας Αλέξανδρος) и «Константин Великий» (греч. Μέγας Κωνσταντίνος). «Александр Великий» был спущен на воду в мае 1827 года и готов к походу в июне того же года. «Константин Великий» был спущен на воду двумя неделями позже, но готов уже к 1 июня 1827 года.

15 июля 1826 на Соломбальской верфи заложены три 44/54-пушечных фрегата «Александра», «Мария», «Ольга», которые были спущены на воду 21 мая 1827 года, в июле-августе 1827 года перешли из Архангельска в Кронштадт, а в июне 1828 года в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда вышли из Кронштадта в Средиземное море и в сентябре 1828 прибыли в Ла-Валлетту.

В Санкт-Петербурге заложены 44/54-пушечные фрегаты: 1 (13) декабря 1827 года на Охтенской верфи – фрегат «Наталья» (спущен на воду 26 мая 1828 года), 5 (17) декабря 1827 года в Новом адмиралтействе – фрегат «Екатерина» (спущен на воду 10 сентября 1828 года), 15 (27) января 1828 года в Главном адмиралтействе – фрегат «Елисавета» (спущен на воду 18 (30) августа 1828 года). 19 сентября 1828 года фрегаты вышли из Кронштадта на Средиземное море в составе отряда капитана 1 ранга И.Н. Игнатова. Затем 29 сентября (11 октября) 1828 года на Охтенской верфи заложен фрегат «Анна» (спущен на воду19 (31) мая 1829 года), 18 (30) октября 1828 г. в Главном адмиралтействе – фрегат «Принц Оранский», которые приняли участие в заключительном этапе экспедиции[5].

В июне 1826 года для Греческого флота на Улеаборгской верфи в Або и Бьёрнеборгской верфи в Гельсингфорсе были заложены четыре 24-пушечных корвета типа «Гремящий» для Греческого флота: «Ахиллес» (греч. Αχιλλέας), «Геракл» (греч. Ηρακλής), «Одиссей» (греч. Oδυσσεύς), «Персей» (греч. Περσεύς), общее руководство строительством которых было возложено на А.А. Попова. Строительство было завершено к февралю 1827 года и корветы были спущены на воду. 10 (22) июня 1827 года корабли в составе Греческого отряда убыли на Средиземное море и 10 (22) октября 1827 года вошли в порт и столицу греческого государства Нафплион.

В марте 1827 года на Улеаборгской верфи в Або и Бьёрнеборгской верфи в Гельсингфорсе были заложены восемь 24-пушечных корветов типа «Гремящий» («Богатырь», «Боярин», «Витязь», «Воевода», «Гридень», «Новик», «Посадник», «Рында»), которые были спущены на воду в сентябре 1827 года и вошли в состав Балтийского флота.

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Валерий Иванович Шиляев «Корвет Богатырь»

Проект 24-пушечного трехмачтового парусного бомбардирского корвета типа «Гремящий» является развитием проекта 22-пушечного корвета «Флора» 1805 года. Обладал отличными мореходными качествами и вооружением для коробля данного типа. Являлся последним парусным корветом Российского Императорского Флота. В 1826-1827 годах построено 12 единиц: «Ахиллес», «Геракл», «Одиссей», «Персей» (для Греческого Флота), «Богатырь», «Боярин», «Витязь», «Воевода», «Гридень», «Новик», «Посадник», «Рында» (для Балтийского флота). Основные характеристики: длина – 36,5 м; ширина – 9 м; осадка – 4,2 м. Вооружение – 24 орудия (20 24-фунтовых карронад, 4 12-фунтовые пушки).

В 1826-1829 годах построены восемь 20-пушечных бригов типа «Охта», на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге семь и на Кронштадской верфи один. 13 (25) ноября 1826 года заложен головной бриг серии «Охта» (спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1827 года), 15 (27) ноября 1826 года – бриг «Усердие» (спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1827 года), 1 (13) декабря 1827 года – бриги «Телемак» и «Улисс» (спущены 12 (24) мая 1828 года). 10 (22) февраля 1828 года на Кронштадтской верфи заложен бриг «Феникс» (спущен на воду 16 (28) августа 1828 года). 29 ноября (11 декабря) 1828 года на Охтенской верфи заложены бриги «Гектор» (спущен на воду 11 (23) мая 1829 года), «Аякс» и «Парис» (спущены на воду 18 (30) мая 1829 года).

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Валерий Иванович Шиляев «Бриг Охта»

20-пушечные бриги. Основные характеристики (в зависимости от серий): длина – 30,2-30,5 м; ширина – 9,1-9,7 м; осадка 3,9-4,5 м. Вооружение – 22 орудия (20 24-фунтовых карронад, 2 6-фунтовые пушки). Всего построено 23 единицы: типа «Феникс» – 3 («Феникс» (1811), «Олимп» (1817), «Гонец» (1818)); типа «Охта» – 11 («Охта» (1827), «Усердие» (1827), «Телемак» (1828), «Улисс» (1828), «Феникс» (1828), «Гектор» (1829), «Аякс» (1829), «Парис» (1829), «Приам» (1834), «Филоктет» (1834), «Нестор» (1835)); типа «Диомид» – 9 («Диомид» (1831), «Патрокл» (1831), «Казарский» (1834), «Агамемнон» (1834), «Антенор» (1835), «Палинур» (1836), «Парис» (1843), «Улисс» (1843), «Аякс» (1843)).

Бриги «Усердие» и «Охта» покинули Кронштадт 18 (30) июля 1827 года, 29 октября (10 ноября) прошли Гибралтарский пролив и в начале декабря прибыли на Мальту, где присоединились к эскадре контр-адмирала Л.П. Гейдена. 19 сентября (1 октября) 1828 года бриги «Телемак», «Улисс» и «Феникс» вышли из Кронштадта на Средиземное море в составе отряда капитана 1 ранга И.Н. Игнатова. В 1831 году бриги «Гектор», «Аякс», «Парис» в составе отряда капитана 2-го ранга А.И. Селиванова вышли из Кронштадта в Архипелаг для усиления эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда и в октябре 1831 года прибыли к берегам Греции[6].

Начало Третьей архипелагской экспедиции

Прибытие русской эскадры на Средиземное море

2 (14) июня 1827 года император Николай I устроил на Кронштадтском рейде торжественный смотр уходящим кораблям. 10 (22) июня эскадра под командованием адмирала Д.Н. Сенявина вышла в море. 28 июля (9 августа) эскадра пришла в Портсмут. Однако из-за интриг министра иностранных дел К.В. Нессельроде дальше пошел только отряд кораблей контр-адмирала Л.П. Гейдена в составе четырех линейных кораблей (84-пушечный «Гангут», 74-пушечные «Азов», «Иезекиель» и «Александр Невский»), четырех фрегатов (44-пушечные «Константин» и «Проворный», 36-пушечные «Кастор» и «Елена») и 24-пушечного корвета «Гремящий». 8 (20) августа 1827 года отряд контр-адмирала Гейдена вышел из Портсмута, а остальная часть эскадры под командованием адмирала Д.Н. Сенявина 12 (24) августа вышла из Портсмута и через месяц, 13 (25) сентября, прибыла в Кронштадт.

1 (13) октября 1827 года эскадра у острова Занте (Ионические острова) соединилась с английской и французской эскадрами. Эскадры английского вице-адмирала Кодрингтона и французского вице-адмирала де Риньи с 11 (23) сентября крейсировали вблизи Наваринской бухты, где стоял турецко-египетский флот.

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Кристофер Вильгельм Эскерсберг «Русская эскадра у острова Занте» (1829)

По прибытии к Наварину командующий русской эскадрой контр-адмирал Гейден, и его начальник штаба капитан 1 ранга М.П. Лазарев предложили союзникам применить решительные меры против турок и египтян, если последние не прекратят своих зверств в Греции.

По настоянию командования русской эскадры командующему турецко-египетскими войсками и флотом в Греции Ибрагиму был вручен подписанный тремя адмиралами ультиматум с требованием прекратить военные действия против греков. Ибрагим оставил ультиматум без ответа. Тогда под нажимом Гейдена и Лазарева Кодрингтон и де Риньи согласились войти в Наваринскую бухту, чтобы своим присутствием предотвратить действия турецко-египетского флота против греков. Союзные адмиралы дали взаимное обещание уничтожить турецко-египетский флот, если он сделает хотя бы один выстрел по союзной эскадре.

8 (20) октября в 12 часов дня союзные эскадры начали втягиваться в Наваринскую бухту. В составе русской эскадры было четыре уже упомянутых корабля и четыре фрегата. Английская эскадра состояла из трех линейных кораблей (флагманский 84-пушечный «Азия», 74-пушечные «Генуя» и «Альбион»), трех фрегатов (50-пушечный «Глазгау», 48-пушечный «Камбриянь», 44-пушечный «Дартмут»), одного 28-пушечного шлюпа «Тальбот», четырех бригов (18-пушечный «Роз», 16-пушечные «Москито», «Бриси», «Феломель») и одного 12-пушечного катера «Гид». Всего англичане имели на кораблях 472 пушки. Французская эскадра включала в свой состав три корабля (74-пушечные «Сципион», «Тридент», «Бреславл»), два фрегата (флагманский 64-пушечный «Сирена», 44-пушечный «Армида»), один 18-пушечный бриг «Алцион» и одну 14-пушечную шхуну «Дефна». Всего на французской эскадре было 362 пушки. Таким образом, объединенная англо-франко-русская эскадра насчитывала десять кораблей, девять фрегатов, пять бригов, одну шхуну и один катер с общим вооружением в 1298 орудий. Численность экипажей составляла 17 500 человек. Турецко-египетский флот состоял из 5 кораблей (564 пушки), 15 фрегатов (735 пушек), 26 корветов (598 пушек), 11 бригов (209 пушек) и 5 брандеров. Всего на 62 турецких судах было 21 960 человек и 2106 пушек.

Турецко-египетский флот стоял в Наваринской бухте на якоре. Он занимал позицию в сомкнутом строю в виде сжатого полумесяца. Уязвимые места боевого порядка турецко-египетского флота были надежно обеспечены, так как его фланги находились под защитой батарей Наваринской крепости и острова Сфактерия. Корабли и фрегаты составляли первую линию, корветы и бриги – вторую и третью линии. Брандеры располагались на флангах. Транспорты и купеческие суда стояли близ восточного берега Мореи. Наваринская крепость защищала вход в бухту и оба фланга турецко-египетского флота. Батареи острова Сфактерия, располагавшиеся против Наваринской крепости, также защищали вход в бухту и оба фланга своего флота. Расположение турецко-египетского флота в три линии не позволило Ибрагиму использовать свое численное превосходство над союзниками в артиллерии, так как стрельба судов второй и третьей линии затруднялась впередистоящими судами.

Командующий союзной эскадрой вице-адмирал Кодрингтон, решив войти в Наваринскую бухту, отдал приказ, в котором указывались лишь места постановки на якорь кораблей в бухте. Согласно этому приказу три французских корабля и один фрегат, а также три английских корабля занимали позицию напротив семи левофланговых судов противника. Два фрегата англичан и один фрегат французов становились против трех крайних правофланговых судов неприятеля. Другие англо-французские суда направлялись для действий против неприятельских брандеров. Четыре русских корабля и четыре фрегата должны были занять позицию напротив почти всего неприятельского центра и его правого фланга. Восьми русским судам противостояли одиннадцать турецко-египетских судов первой линии и не менее сорока судов второй и третьей линий, тогда как против десяти англо-французских судов стояли десять турецко-египетских судов первой линии и около двадцати судов второй и третьей линий. Турецко-египетские суда, занимавшие правый фланг своей линии, могли подвергать русские корабли перекрестному огню, наиболее опасному для парусных судов, тогда как позиция англо-французских судов исключала возможность для турок и египтян вести по ним такую стрельбу. Всячески желая избежать боя, Кодрингтон писал в своем приказе: «Ни из одной пушки не должно быть выпалено с соединенного флота, прежде сделанного на то сигнала».

При входе корабля «Азов» в Наваринскую бухту турецкие батареи крепости Наварин и острова Сфактерия открыли по нему огонь. Почти одновременно турки убили двух английских парламентеров, посланных на их корабли. Несмотря на интенсивный обстрел, «Азов», а за ним и остальные суда русской эскадры, следовавшие к назначенным местам, не открывали огня, пока не стали на якорь по диспозиции. Став на якорь, союзная эскадра открыла огонь.

Наваринский бой продолжался свыше четырех часов. Основную роль в бою сыграли русские и английские корабли. Французский же контр-адмирал де Риньи с самого начала сражения потерял управление над своей эскадрой. Французский корабль «Сципион» вообще не принимал участия в бою. Еще в период тактического развертывания он завяз своим бушпритом в вантах вражеского брандера и не смог самостоятельно освободиться. С началом боя турки подожгли свой брандер, огонь перебросился на «Сципион», но пожар удалось ликвидировать. Гребные суда фрегата «Дартмут», бриги «Роз» и «Феломель» отбуксировали турецкий брандер от «Сципиона». Вскоре брандер был потоплен. Другой французский линейный корабль «Бреславль» долгое время стоял посредине турецко-египетского полумесяца, не принимая никакого участия в бою. Лишь в конце боя он поднял паруса и пошел к «Азову». Достигнув интервала между «Азовом» и «Альбионом», «Бреславл» стал на якорь и открыл огонь, который вел до конца боя. Третий французский корабль «Тридент» не смог занять своего места по диспозиции. Флагманский линейный корабль Кодрингтона «Азия» вел бой сразу с двумя турецкими кораблями. На нем было выведено из строя несколько орудий и сбита бизань-мачта. Русский линейный корабль «Азов» поддерживал огнем «Азию». От огня этих кораблей взлетел на воздух флагманский корабль 2-го турецкого адмирала Мохарем-бея. Позже «Азов» повредил 80-пушечный турецкий корабль, который был вынужден выброситься на мель, и утопил два фрегата и корвет. После боя в корпусе «Азова» насчитали 153 пробоины, из которых 7 было подводных. Надо сказать, что на «Азове» был отменный офицерский состав. Командовал кораблем капитан 1 ранга М.П. Лазарев. Под его началом были лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин, будущие знаменитые адмиралы. Отличились и другие русские корабли. Так, линейный корабль «Гангут» потопил два фрегата, линейный корабль «Александр Невский» захватил турецкий фрегат (к сожалению, на следующий день он затонул).

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Линейный корабли «Александр Невский», «Иезекиель» и «Гангут» в Наваринском сражении 8 (20) октября 1827 года

С наступлением ночи Наваринская бухта осветилась заревом пожаров: турки и египтяне жгли и взрывали свои разбитые суда, чтобы они не достались союзникам. В ходе Наваринского боя противник потерял больше шестидесяти судов, в том числе 3 корабля, 9 фрегатов, 24 корвета, 14 бригов, 10 брандеров и несколько транспортов. Остальные турецкие и египетские суда имели тяжелые повреждения. Противник потерял около 7 тысяч человек. Союзники не потеряли ни одного корабля. Однако ряд кораблей имел тяжелые повреждения. Сравнительно небольшими были потери союзников и в личном составе. Русская эскадра имела 59 убитых и 139 раненых, английская – 79 убитых и 205 раненых, французская – 43 убитых и 141 раненых.

Между тем в Англии чуть ли не впервые в истории весьма прохладно встретили весть о победе британской эскадры под Наварином. В 1828 года И.И. Кадьян, историограф русской эскадры, писал: «Английское правительство, взглянув на аптекарские свои весы выгоды и невыгоды и изменяя неравенство сил двух империй [России и Турции], и зная, на какой стороне будет перевес, выветривая прежний жар свой в пользу Греции, начало обвинять адмирала Кодрингтона в истреблении турецкого флота. Им, как это теперь видно, хотелось, не ослабляя вдруг Турции, слегка действовать в пользу Греции, из коей они надеются, утомив своих союзников, составить новую Ионическую колонию. Им не хотелось истреблять силы османские, но беречь их для России».

Однако, соблюдая этикет, британское правительство удостоило Э. Кодрингтона ордена Бани, наградив и союзных адмиралов, и офицеров знаками этого ордена. Говорят, что король Георг II, подписывая документ о награждении адмирала, съязвил: «Я посылаю ему ленту, хотя он заслуживает веревки!». 2 ноября 1827 года. посланники Англии и Франции в Константинополе официально выразили Портев-паше сожаления своих правительств по поводу произошедшего инцидента. Тем не менее в начале декабря 1827 года посланники Англии, Франции и России покинули Константинополь вследствие неуступчивости султана в «греческом вопросе».

Накануне русско-турецкой войны

После Наваринского боя русская эскадра двинулась к Мальте и 27 октября (8 ноября) прибыла в порт Ла-Валлетта. На Мальте был произведен ремонт части русских кораблей. 23 марта (4 апреля) 1828 года в Ла-Валлетте состоялась торжественная церемония вручения кормового Георгиевского флага и вымпела кораблю «Азов». Контр-адмирал Гейден был произведен в вице-адмиралы, а капитан 1 ранга Лазарев – в контр-адмиралы. Корабль «Гангут» в Наваринском сражении получил 51 пробоину в корпусе и был сильно поврежден. «Во избежание чрезвычайных затрат на исправление за границей» 9 мая 1828 года «Гангут» был отправлен в Россию. Вместе с ним ушел фрегат «Проворный», который 11 (23) октября 1827 года столкнулся с кораблем «Александр Невский» и сильно повредил корму.

Для повышения возможностей по ведению блокадных действий русской эскадры по приказу Николая I на Средиземное море был отправлен отряд легких сил под командованием контр-адмирала Даниила Владимировича Руднева в составе восьми фрегатов (44/54-пушечные «Афина», «Деметра», «Артемида», «Амфитрида», 44-пушечные «Диана», «Вестовой», 36-пушечные «Крейсер», «Виндхунд»), пяти корветов (28-пушечный «Нева», 24-пушечные «Екатерингоф», «Помона», «Урания», «Помощный») и двенадцати бригов (20-пушечные «Олимп», «Гонец», «Охта», «Усердие» и 16-пушечные «Кадьяк», «Ида», «Аякс», «Святой Лаврентий», «Охтенка», «Ревель», «Моллер», «Сенявин»). Отряд покинул Кронштадт 18 (30) июля 1827 года и 29 октября (10 ноября) прошел Гибралтарский пролив. В начале декабря отряд прибыл на Мальту, где соединился с эскадрой контр-адмирала графа Л.П. Гейдена[7].

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Карл Людвиг Билле «Отряд легких сил Балтийского флота прибывает на Мальту»

В конце 1827 года для эвакуации членов русского посольства из Константинополя туда было направлено два военных транспорта Черноморского флота – «Сухум-Кале» и «Пример». Транспорты пришли под купеческим триколором, а офицеры их и команды носили гражданское платье. Этот маскарад был предпринят из «опасения какой-либо неприятности от дерзкой и буйной азиатской черни».

Великая Греция (Μεγάλη Ελλάδα). Глава VIII. Третья архипелагская экспедиция Российского Императорского Флота (1827-1832). Начало

Владимир Петрович Яркин «Рандеву русской эскадры на Мальте»

Таким образом, к началу 1828 года эскадра контр-адмирала графа Л.П. Гейдена состояла из трех линейных кораблей (74-пушечные «Азов», «Иезекиель» и «Александр Невский»), двенадцати фрегатов (44/54-пушечные «Афина», «Деметра», «Артемида», «Амфитрида», 44-пушечные «Диана», «Проворный», «Вестовой», «Константин», 36-пушечные «Крейсер», «Виндхунд», «Кастор», «Елена»), пяти корветов (28-пушечный «Нева», 24-пушечные «Екатерингоф», «Помона», «Урания», «Помощный»), двенадцати бригов (20-пушечные «Олимп», «Гонец», «Охта», «Усердие» и 16-пушечные «Кадьяк», «Ида», «Аякс», «Святой Лаврентий», «Охтенка», «Ревель», «Моллер», «Сенявин»), двух транспортов («Сухум-Кале», «Пример»).

Борьба с греческими корсарами

Тем временем, в начале 1827 года англичане попытались взять под контроль вооруженные силы греческих повстанцев. Главнокомандующим греческой армии был назначен англичанин генерал Ричард Черч, а командующим флотом – англичанин адмирал Томас Кохрейн. Особых успехов на суше Черч не добился. А вот Кохрейн попытался создать регулярный флот и распустил все каперские суда. Естественно, что греческие корсары не пожелали превращаться в мирных купцов, да и в условиях войны это было сделать трудно. Как писал Гервинус: «Отчаянные головорезы, вполне освоившиеся с ветром и непогодой, презиравшие дружбу людей и потерявшие надежду на их сожаление, овладевали каким-нибудь небольшим судном и на нем разъезжали по морю и грабили друга и недруга на всех берегах, или, притаившись в маленькой скалистой бухте, бросались оттуда на купеческий корабль, стоявший вследствие затишья без движения. Греки собственными силами не решались бороться с этими разбойниками и предпочитали лучше молча переносить неприятности от своих же братьев, чем призывать против них турецкое начальство, которое, оказав грекам временную помощь, только навлекло бы на них со стороны пиратов жестокую месть… На Западе и на Востоке могли сколько угодно бранить и презирать грубое корыстолюбие матросов, которые в минуту величайшей опасности для Отечества отказывались идти в море до тех пор, пока не получат жалования; но что же было делать этим отчаянным голышам, когда жены и дети требовали хлеба, и при выходе в море им нечего было оставить семье на пропитание? Если им отказывали в жаловании, они уходили в разбой, и флот лишался таким образом самых ловких и храбрых людей. Скоро дело дошло до того, что в отдельных эскадрах даже капитаны стали уходить и заниматься на свой риск пиратством».

Историограф И.И. Кадьян приводит вот такие данные о деятельности греческих пиратов: за десять месяцев 1827 года. было разграблено 90 нейтральных судов (31 австрийское, 18 английских, 4 ионических, 11 французских, 9 сардинских, 7 русских, 4 шведских, 4 американских, одно неаполитанское и одно голландское). Похищенные с этих судов грузы оценивались в огромную по тем временам сумму – 24 млн. пиастров, то есть около 2 млн. испанских талеров. Е.В. Богданович писал: «Бывали случаи, что греческие корсары, нападая на турецкие и египетские суда, захватывали товар, принадлежащий французским или английским подданным; жители Ионических островов, хоть и греки, но помогали Ибрагим-паше в продовольствии его армии… Корсары не щадили этих контрабандистов, между тем как Ионические острова принадлежали Великобритании».

Командование союзным флотом договорилось начать решительную борьбу с греческими пиратами. 10 октября 1827 года. в Наваринскую бухту вошла греческая шхуна, на которой союзным адмиралам доставили поздравление временного правительства с одержанной победой и благодарственный адрес. В ответ адмирал де Риньи составил Декларацию, подписанную русским и британским адмиралами 12 (24) октября 1827 года. В Декларации говорилось: «Тогда как союзники проливают кровь храбрых воинов своих, истребляя и поражая магометян, тогда греческие суда, вместо того чтобы стремиться на помощь к местам, угрожаемым опасностью, они как совершенные разбойники расселись в отдаленных водах, чтобы брать и грабить суда, принадлежащие нейтральным нациям». Командующие эскадрами осудили «законодательный греческий комитет», с чьими патентами «греческие корсары продолжают производить грабежи», а призовая комиссия – «единственное судилище, установленное греческим правительством, старается придать грабежам сим законный вид». Адмиралы объявили, что комиссия эта не имеет права «судить без их согласия ни одного купеческого судна» и запретили крейсерские действия греческого флота далее фактического района его военных действий против турок и египтян, то есть «от Воло до Лепанта, включая Саломину, Егину, Гидру (Идру) и Специю». А все военные суда греков, пересекшие эту линию, будут преследоваться. В случае же явного нарушения данной Декларации греческий флот буден уничтожен «подобно турецко-египетскому». Также Декларацией запрещалось «распространять восстание» на «турецкой» территории, то есть в Албании и на острове Хиос.

Командование греческого флота признало требования Декларации справедливыми, и уже 17-23 октября адмирал Кохрейн подписал прокламацию, в которой говорилось, что все суда, «какого бы они роду ни были… если они не будут внесены в реестр и занумерованы», пойманные в море с оружием и «без письменного вида», объявлялись пиратскими. С командами этих судов разрешалось поступать по законам международного права, в том числе и вешать, «если найдутся виновными». А торговым судам водоизмещением менее 100 тонн вообще запрещалось иметь какое-либо оружие.

Борьба с греческими корсарами имела смысл только для Англии и Франции. Во-первых, серьезно страдали купеческие суда под их флагами, а во-вторых, правительства этих стран не желали полного поражения Турции. России воевать с корсарами не было смысла. Русских купеческих судов в начале 1828 года. в Восточном Средиземноморье не было, не считая греческих под русским флагом. Разгром же Турции был в интересах России. Гейден знал, что полномасштабная война с турками неминуема, но все-таки принял участие в борьбе с греческими корсарами. Так, фрегат «Кастор» в феврале 1828 года. попытался захватить базу корсаров в районе порта Миндра (Мандра). Фрегат встал у выхода из залива. По приказу его командира капитан-лейтенанта И.С. Сытина были спущены шлюпки с десантом, которые отправились в глубь залива. Там были обнаружены два корсарских судна. Одномачтовый бот с одной пушкой и 40 человеками команды сдался сразу, а команда 6-пушечной шхуны решила драться. Греки посадили шхуну на мель, а сами укрылись на берегу в развалинах монастыря. Командир десанта лейтенант И.Л. Тимашев стал высаживать десантников на берег. Одна из шлюпок села на мель, и греки тут же открыли по ней ружейный огонь. Тогда Тимашев повел десантников в атаку, в результате которой корсары были вытеснены из развалин и прижаты к морю. Русские матросы, мстя за троих своих тяжело раненных товарищей, почти всех корсаров перекололи штыками, а пытавшихся спастись вплавь перестреляли. Из 60 корсаров только десять остались живы и были взяты русскими в плен. А в это время фрегат «Кастор» обстреливал из пушек корсарский бот со 150 греками на борту под командой «капитана» Грезиоти. Бот пытался проскочить к берегу и помочь засевшим в развалинах грекам, но огонь «Кастора» вынудил его сдаться. Первые два судна русские моряки сожгли, а десятерых пленных, захваченных на берегу, заковали в кандалы и оставили на фрегате. Бот был разоружен и под конвоем приведен в Эгину, где вместе с пленными сдан правительству. Президент Каподистрия вынес капитану Сытину официальную благодарность «от лица Греции за истребление судов, наносящих бесчестие греческому флоту». Однако из десяти пленных повешены были только двое. Капитана Грезиоти вообще отпустили на свободу, чтобы «при первой надобности… вооружить и отослать на свой счет 200 человек в армию».

Продолжение следует…

Примечания:

[1] В реальной истории в состав эскадры адмирала Д.Н. Сенявина были включены 9 линейных кораблей, 8 фрегатов и 3 корвета.

Линейныекорабли

84-пушечный линейный корабль «Кронштадт» (1822) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года в Кронштадте был выброшен на мель, в 1828 году снят с мели и отремонтирован. С 1829 по 1832 год и в 1834 году выходил в практические плавания.

74-пушечный линейный корабль «Прохор» (1823) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года был выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта, снят с мели 27 сентября 1829 года, тимберован в 1829-1830 годах.

74-пушечный линейный корабль «Три Святителя» (1819) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, где и был разобран в 1828 году.

74-пушечный линейный корабль «Святой Андрей Первозванный» (1821) в 1828 году был обращен в блокшив № 4 в Кронштадте, использовался как мишень при стрельбах, в 1838 году передан К.А. Шильдсру для опытов с подводной лодкой, 20 июня (2 июля) 1840 года под днищем корабля были подорваны три мины, от полученных повреждений корабль затонул.

Фрегаты

36-пушечный фрегат «Александр Невский» (1821, с 1826 года «Виндхунд») в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 18 июня 1825 года, в 1826 году обращен в транспорт.

Корветы

28-пушечный корвет «Нева» (1816) разобран в Петербурге в 1830 году.

24-пушечный корвет «Россия» (1814, с 1827 года «Екатерингоф») в 1828-1831 годах был брандвахтой в устье Невы, в 1831 году обращен под магазин при Охтенской верфи.

24-пушечный корвет «Помона» (1817) в 1823-1828 годах – брандвахта на Ревельском рейде, разобран в 1829 году в Ревеле.

24-пушечный корвет «Урания» (1820) в 1824 году тимберован, в 1838 году разобран.

24-пушечный корвет «Помощный» (1821) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен па мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 12 декабря 1824 года, в 1827-1828 годах был брандвахтой на Кронштадтском рейде, 22 мая 1829 года при переходе из Кронштадта в Свеаборг в тумане сел на мель у о. Оденсхольм и был разбит волнами.

Бриги

16-пушечный бриг «Ревель» (1824) 10 (22) июля 1827 года в составе отряда капитан-лейтенанта А.И. Селиванова отправлен на Средиземное море, 6 (18) декабря прибыл в Ла-Валетту, ушел с Мальты на Балтику 4 (16) июня 1828 года, прибыл в Кронштадт 27 сентября 1828 года, разобран в Кронштадте в 1839 году.

16-пушечный бриг «Моллер» заложен 23 сентября (5 октября) 1825 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 14 (26) мая 1826 года, в 1835 году обращен в блокшив в Ревеле. Основные характеристики: длина – 27,43 м; ширина – 9 м; осадка – 2,84 м.

16-пушечный бриг «Сенявин» заложен 23 сентября (5 октября) 1825 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 14 (26) мая 1826 года, в 1835 году брандвахта в Кронштадтской гавани, разобран при Кронштадтском порте в 1844 году. Основные характеристики: длина – 27,43 м; ширина – 9 м; осадка – 2,84 м.

При принятии соответственного решения данные корабли могли быть включены в состав действующей эскадры.

[2] В реальной истории:

Линейные корабли

110-пушечный линейный корабль «Ростислав» (1813) разобран в Кронштадте в 1827 году.

110-пушечный линейный корабль «Твёрдый» (1819) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, где и был разобран в 1828 году.

110-пушечный линейный корабль «Лейпциг» (1816) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта, снят с мели 15 декабря, после чего был признан «годным для плавания в здешнем море», в 1829 г. обращен под магазин.

74-пушечный линейный корабль «Юпитер» (1812) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года был выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снятс мели 12 (24) августа 1828 года, в строй больше не вводился.

74-пушечный линейный корабль «Берлин» (1813) в 1825 году назначен под магазин, 22 апреля (4 мая) 1826 года Морское ведомство решило обратить «Берлин» в блокшив-плавказарму «для жительства морских команд», в 1827 году переоборудован под склад-магазин № 1 в Кронштадте, разобран в Кронштадте в 1830 году.

74-пушечный линейный корабль «Гамбург» (1813) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года был выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 23 декабря, в 1827 году переоборудован под склад-магазин № 2 в Кронштадте, разобран в Кронштадте в 1830 году.

74-пушечный линейный корабль «Пётр» (1814) разобран в Кронштадте в 1827 году.

74-пушечный линейный корабль «Финланд» (1814) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта, разобран в 1827 году.

74-пушечный линейный корабль «Арсис» (1816) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен па мель в Средней гавани Кронштадта, снят с мели 25 октября (6 ноября) 1825 года, в строй больше не вводился, в 1827 году предназначен под блокшив, с 1828 гола блокшив № 1.

74-пушечный линейный корабль «Кацбах» (1816) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта, снят с мели 9 ноября, в строй больше не вводился, в 1827 году предназначен под блокшив, с 1828 года блокшив № 2.

74-пушечный линейный корабль «Фершампенуаз» (1817) в 1828 году тимберован в Кронштадте, участвовал в войне с Турцией 1828-1829 годов, в июне 1828 года во главе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда вышел из Кронштадта в Средиземное море, 10 сентября эскадра прибыла на Мальту, где соединилась с эскадрой вице-адмирала графа Л.П. Гейдена, после заключения с Турцией Адрианопольского мира и ухода русской эскадры в Россию «Фершампенуаз» остался в составе отряда П.И. Рикорда в Архипелаге, в 1831 г. был отправлен в Россию, прибыл в Кронштадт, 8 октября 1831 года стоял на малом Кронштадтском рейде из-за неосторожного обращения с огнем корабль сгорел.

74-пушечный линейный корабль «Ретвизан» (1818) в 1827 году предназначен под магазин. С 1828 года – блокшив № 3 «для служителей» в Ревеле.

Фрегаты

44-пушечный фрегат «Архипелаг» (1811) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 14 (26) ноября 1824 года, разобран в Кронштадте в 1828 году.

44-пушечный фрегат «Аргус» (1813) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 9 (21) октября 1825 года, разобран в Кронштадте в 1828 году.

44-пушечный фрегат «Автроил» (1819) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года устоял на швартовых в Военной гавани Кронштадта, в 1827 г. обращен под магазин № 3 в Кронштадте, разобран в Кронштадте в 1828 году.

44-пушечный фрегат «Лёгкий» (1819) в 1827 году обращен под магазин в Кронштадте, с 1829 года № 4.

36-пушечный фрегат «Свеаборг» (1809) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 14 (26) ноября 1824 года, разобран в Кронштадте в 1828 году.

36-пушечный фрегат «Гектор» (1817) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 10 (22) ноября 1824 года, в 1825 году решено обратить фрегат под киленбанк в Ревеле, разобран в Кронштадте в 1828 году.

36-пушечный фрегат «Виндхунд» (1823) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, разобран в на этой мели в 1826 году.

32-пушечный фрегат «Полукс» (1812) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель у Мокрого дока, снят с мели 20 ноября (2 декабря) 1824 года, разобран в Кронштадте в 1828 году.

Бриги

20-пушечный бриг «Олимп» (1817) в 1817, 1818 и с 1820 по 1826 годы выходил в практические плавания в Финский залив, в 1819 году совместно с фрегатом «Гектор» состоял в распоряжении статс-секретаря графа И.А. Каподистрии, в 1824 году на бриге впервые в Российском Императорском Флоте И.Ф. Крузенштерном была произведена девиация компаса, в октябре 1824 года принимал участие в спасении экипажа шлюпа «Свирь», во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, разобран в 1827 году.

20-пушечный бриг «Гонец» (1818) в 1821, 1825 и 1826 годы выходил в практические плавания в Финский залив и Балтийское море, в 1823 и 1824 годах нёс брандвахтенную службу в Роченсальме, разобран в Свеаборге в 1828 году.

16-пушечный бриг «Кадьяк» (1819) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, разобран в 1830 году.

16-пушечный бриг «Ида» (1820) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, разобран в 1827 году.

16-пушечный бриг «Аякс» (1820) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, разобран в 1827 году.

16-пушечный бриг «Святой Лаврентий» (1820) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Средней гавани Кронштадта у Мокрого дока, снят с мели 8 (20) ноября 1824 года, в 1826-1830 годах был брандвахтой в Риге, в 1832 г. использовался в качестве мишени в Ревеле для стрельбы с приморских укреплений.

16-пушечный бриг «Охтенка» (1820) с 1828 года брандвахта в Ревеле, 5 (17) октября 1828 года во время шторма бриг сорвало со шватовов и вынесло на рейд, он ударился о мель у Екатериненталя и затонул по палубу, спаслось всего 16 матросов.

14-пушечный бриг «Рига» (1821) в 1821-1824 годах был брандвахтой на Рижском рейде, в 1828 году плавал между Петербургом и Кронштадтом, разобран в Ревеле в 1830 году.

14-пушечный бриг «Пожарский» (1824) в 1824-1829 годах находился в практических плаваниях между Петербургом и Кронштадтом для обучения кадетов Морского корпуса, разобран в Санкт-Петербурге в 1830 году.

При проведении восстановительных работ при минимальных затратах данные корабли были способны к плаванью и ведению боя в акватории Балтийского моря.

[3] В реальной истории:

44-пушечный фрегат «Быстрый» (1807) в 1807 г. перешел из Архангельска в Кронштадт, с 1820 по 1825 год был брандвахтой на Кронштадтском рейде, разобран в 1827 году в Кронштадте.

44-пушечный фрегат «Амфитрида» (1808) в ходе наводнения 7 (19) ноября 1824 года выброшен на мель в Военной гавани Кронштадта, снят с мели 14 (26) ноября 1824 года, разобран в 1828 году в Кронштадте.

44-пушечный фрегат «Патрикий» (1819) в 1823 и 1825 годах, в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море, в 1826 в составе эскадры адмирала Р.В. Кроуна ходил в практическое плавание в Северное море до Доггер-банки, разобран в 1827 в Кронштадте.

44-пушечный фрегат «Меркурий» (1820) во время наводнения 7 (19) ноября 1824 года стоял в Военной гавани Кронштадта, но был сорван с якоря и отнесён на отмель к Северной стенке, с отмели фрегат был снят только 8 (20) июля 1825 года, 10 (22) июня 1827 года с эскадрой адмирала Сенявина вышел из Кронштадта, зашёл в Ревель, Копенгаген и 28 июля (9 августа) прибыл в Портсмут. После того, как эскадра контр-адмирала графа Л.П. Гейдена ушла в Средиземное море, 12 (24) августа эскадра Сенявина, вышла из Портсмута и через месяц, 13 (25) сентября, прибыла в Кронштадт. В 1828 году, также в составе эскадры адмирала Сенявина, фрегат «Меркурий» находился в практическом плавании в Балтийском море до бухты Кёге, разобран в 1829 году в Кронштадте.

[4] В реальной истории по штату Балтийского флота 1826 года боевой состав должен был включать 217 единиц: 26 линейных кораблей, 9 фрегатов, 5 учебных фрегатов, 9 пароходофрегатов, 12 малых пароходов, 2 корвета, 12 бригов, 65 вспомогательных и 77 гребных судов.

[5]В реальной истории:

44/54-пушечный фрегат «Княгиня Лович» заложен 1 (13) декабря 1827 на Главном адмиралтействе Санкт-Петербурга. Назван в честь второй жены великого князя Константина Павловича. Строитель В.Ф. Стоке. Спущен на воду 26 мая 1828 года и вошел в состав Балтийского флота. Осенью 1828 ушел из Кронштадта на переход в Средиземное море. В феврале 1829 года в составе эскадры вице-адмирала графа Л.П. Гейдена пришел к Дарданеллам для блокады пролива. В июне 1829 года крейсировал в Архипелаге, в августе-сентябре 1829 года вновь участвовал в блокаде пролива Дарданеллы. Весной 1830 года после ухода большей части кораблей в Россию оставлен в Архипелаге в составе отряда контр-адмирала П.И. Рикорда для оказания помощи греческому правительству и охраны русского судоходства в связи с начавшейся в Греции гражданской войной. Базировался в Наполи-ди-Романья. Летом 1830 перешел в Константинополь, где находился в распоряжении русского посланника. 18 июля 1831 во главе отряда П.И. Рикорда подошел к острову Порос, чтобы блокировать мятежников. 28 июля 1831 мятежники взорвали свои суда. В сентябре 1831 года ходил в Каламатскую бухту, где взял в плен мятежников. До мая 1833 находился в Архипелаге, а затем получил приказ о возвращении в Россию. В 1833 году передан в состав Черноморского флота. В июне 1833 пошёл к Дарданеллам, вошёл в пролив, у Буюк-дере присоединился к эскадре вице-адмирала М.П. Лазарева и вместе с ней пришёл в Севастополь. В 1834 и 1835 годах занимал брандвахтенный пост в Севастополе. В 1837 году перешёл в Николаев и был переоборудован в блокшив.

44/54-пушечный фрегат «Екатерина» заложен 5 (17) декабря 1827 года в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Строитель Я.А. Колодкин. Спущен на воду 10 сентября 1828 г. В 1832 г. доставил в Данциг полевую артиллерию. В 1837 году тимберован в Кронштадте. С 1849 года стоял в порту. Разобран в 1854 году.

44/54-пушечный фрегат «Елисавета» заложен 15 (27) января 1828 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Строитель К.А. Глазырин. Спущен на воду 18 августа 1828 г. Участвовал в войне с Турцией 1828-1829 годов. 5 (17) июня 1829 года, погрузив предназначенные для греков полевые орудия, вышел из Кронштадта в Средиземное море и 13 (25) октября прибыл к о. Порос, где находилась эскадра вице-адмирала Л.П. Гейдена. В октябре 1831 года с отрядом ушел из Архипелага в Кронштадт. В 1838 г. обращен под магазин в Кронштадте.

44/54-пушечный фрегат «Анна» заложен 29 сентября (11 октября) 1828 года на Охтенской верфи в Петербурге. Строитель В.Ф. Стоке. Спущен на воду 19 (31) мая 1829 года. Весной 1831 года перешел из Кронштадта в Архипелаг для усиления отряда контр-адмирала П.И. Рикорда. Участвовал в боевых действиях во время гражданской войны в Греции 1831-1832 годов. В 1833 году перечислен в Черноморский флот. В июне 1833 года подошел к Дарданеллам, у Буюк-дере присоединился к эскадре вице-адмирала М.П. Лазарева и вместе с ней прибыл в Севастополь. В 1838 г. обращен в блокшив.

44/54-пушечный фрегат «Принц Оранский» (с 1841 года – «Король Нидерландский») заложен 18 (30) октября 1828 года в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Назван в честь принца Оранского (с 1840 г. король Нидерландов Вильгельм II), командовавшего нидерландскими войсками в битве при Ватерлоо. Женой принца была сестра Александра I Анна Павловна. Строитель К.А. Глазырин. Спущен на воду 13 (25) июля 1829 года. В 1839 году тимберован в Кронштадте. В 1850-1853 годах был брандвахтой на Кронштадтском рейде. В 1854 году включен в состав блокшивного отряда. В 1858 году разобран в Кронштадте.

[6] В реальной истории:

20-пушечный бриг «Охта» заложен 13 (25) ноября 1826 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 (12 мая) апреля 1827 года. 10 (22) июля 1827 года в составе отряда капитан- лейтенанта А.И. Селиванова отправлен на Средиземное море. Вернулся в Кронштадт 12 (22) мая 1830 года. В 1832-1834 годах был брандвахтой в Свеаборге. Тимберован в Кронштадте в 1835 году. Разобран в 1847 году.

20-пушечный бриг «Усердие» заложен 15 (27) ноября 1826 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 30 апреля (12 мая) 1827 года. 10 (22) июля 1827 года в составе отряда капитан-лейтенанта А.И. Селиванова отправлен на Средиземное море. Вернулся в Кронштадт 12 (22) мая 1830 года. Тимберован в Кронштадте в 1835 году. Разобран в 1845 году.

20-пушечный бриг «Телемак» заложен 1 (13) декабря 1827 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 (24) мая 1828 года. В 1828 года в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда перешел из Кронштадта в Средиземное море для усиления эскадры вице-адмирала Л.П. Гейдена. В 1833 году бриг перечислен в Черноморский флот. В июне 1833 года в составе эскадры вышел из Архипелага к Дарданеллам. 28 июня (10 июля) эскадра вышла из Буюк-дере и 22 июля (3 августа) прибыла в Севастополь.

20-пушечный бриг «Улисс» заложен 1 (13) декабря 1827 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 (24) мая 1828 года. В 1828 года в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда перешел из Кронштадта в Средиземное море для усиления эскадры вице-адмирала Л.П. Гейдена. В 1833 году бриг перечислен в Черноморский флот. В июне 1833 года в составе эскадры вышел из Архипелага к Дарданеллам. 28 июня (10 июля) эскадра вышла из Буюк-дере и 22 июля (3 августа) прибыла в Севастополь.

20-пушечный бриг «Феникс» заложен 10 (22) февраля 1828 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 16 (28) августа 1828 года. В сентябре 1831 года был послан на поиски шхуны «Стрела» у м. Дагерорт. 24 сентября во время шторма в тумане из-за ошибки в счислении выскочил на камни у о. Юсари и разбился.

20-пушечный бриг «Гектор» заложен 29 ноября (11 декабря) 1828 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 (23) мая 1829 года. В 1835 и 1836 годах брандвахта в Свеаборге. Разобран в Кронштадте в 1844 году.

20-пушечный бриг «Аякс» заложен 29 ноября (11 декабря) 1828 года на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 (30) мая 1829 года. В 1831 году в составе отряда капитана 2-го ранга А.И. Селиванова перешел из Кронштадта в Архипелаг для усиления эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда, в октябре 1831 года прибыл к берегам Греции. В июне 1833 года, после ухода эскадры П.И. Рикорда в Черное море, был оставлен в Греции в распоряжении русского посланника. В 1833 году бриг перечислен в Черноморский флот. В 1834 году перешел из Архипелага в Севастополь.

20-пушечный бриг «Парис» заложен 29 (11 декабря) ноября 1828 года на Охтенской верфи в С.­Петербурге, спущен на воду 18 (30) мая 1829 года. В 1831 году в составе отряда капитана 2-го ранга А.И. Селиванова перешел из Кронштадта в Архипелаг для усиления эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда, в октябре 1831 года прибыл к берегам Греции. В июне 1833 года, после ухода эскадры П.И. Рикорда в Черное море, был оставлен в Греции в распоряжении русского посланника. В 1833 году бриг перечислен в Черноморский флот. В 1834 году перешел из Архипелага в Севастополь.

[7] В реальной истории в состав отряда входили три брига (20-пушечные «Охта», «Усердие» и 16-пушечный «Ревель»).

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account