Ваканто и Окупанто Английского Королевского флота. Броненосцы «Свифтшур» и «Триумф»
К концу 1901 года на южноамериканском континенте сгущались тучи новой войны. Две местные сверхдержавы-Аргентина и Чили готовились сойтись в смертельной схватке за пару гектар пограничных пампасов.Аргентинский флот располагал тогда четырьмя однотипными современными броненосными крейсерами итальянской постройки типа «Гарибальди» и ещё два таких корабля были заказаны — «Морено» и «Ривадавия». Чилийский флот имел уже старый броненосец «Капитан Пратт» и два достаточно современных броненосных крейсера-«Эсмеральда» и «О’Хиггинс». Силы были явно неравны. На счастье чилийцев совершенно случайно на чилийских курортах в это время поправлял здоровье сэр Эдвард Рид , главный конструктор Armstrong Whitworth . Во время встречи в приятной обстановке с командованием чилийского флота он согласился разработать проект небольшого броненосца с высокой скоростью и мощным вооружением,коего чилийцы жаждали заказать в количестве двух штук,дабы успешно бороться с аргентинскими «гарибальдийцами». Исходным ограничением проекта была возможность доковаться в Талькауано ,поэтому корабли должны были быть уже,чем британские аналоги.
Чилийцы назвали новые корабли Constitución и Libertad ,как нетрудно догадаться,в честь конституции и свободы. Броненосцы,из-за срочности ,были одновременно заказаны двум дружественным верфям- Constitución Армстронг Уитворту в Элсвике и Либертад Виккерсу в Барроу-ин-Фернесс .
Однако,в итоге, двум латиноамериканским гигантам удалось мирно разрешить свои противоречия и одним из условий урегулирования стал отказ от гонки военно-морских вооружений,сильно ослаблявшей экономики двух стран. В рамках майских пактов , которые положили конец почти военной напряженности между Аргентиной и Чили, Аргентина продала свои два броненосных крейсера, Rivadavia и Moreno , которые строились в Италии, Японии(где они и прославились как «Ниссин» и «Кассуга»). Constitución и Libertad были выставлены на продажу в начале 1903 года еще в процессе постройки.
Естественно,самым логичным покупателем броненосцев,при проектировании предназначенных для борьбы с «гарибальдийцами», должна была стать Российская империя,для которой неожиданно возникла необходимость резко усилить свой Тихоокеанский флот.Только британское правительство такой вариант совершенно не устраивал. Не для того лорды и пэры десятилетиями выращивали из феодальной страны индустриальную державу,для противостояния России на Дальнем Востоке,чтобы легким движением нарушить японское превосходство на море в этом регионе.
В итоге ,несмотря на то ,что чилийские броненосцы совершенно не соответствовали стандартам Королевского флота,Британия не имела никакой необходимости в таких кораблях(«гарибальдийцы» ей нигде ничем не мешали),из чувства глубокого внутреннего противоречия оба корабля были приобретены Адмиралтейством 3 декабря 1903 года за 2 432 000 фунтов стерлингов.
Покупка была организована лондонской фирмой Antony Gibbs & Sons , партнерством, управляемым Alban Gibbs и его младшим братом Vicary Gibbs .Оба были членами парламента и их участие в сделках с бюджетными средствами было незаконным.По закону они подлежали немедленной дисквалификации и исключению из Палаты общин . Однако закончилось это всего лишь проведением двух дополнительных выборов, на которых Албан был переизбран вновь,правда Vicary потерял свое место . А вы говорите законы, коррупция… Только государственный интерес!
В состав британского флота чилийские корабли вошли в июне 1904 года без серьезных изменений. Единственно,что стало причиной насмешек ,это таблички на испанском языке.Якобы на офицерских гальюнах остались таблички «ваканто» и «окупанто»,благодаря чему британские острословы окрестили броненосцы так же_»Ваканто» и «Окупанто».Какой как история не сохранила.
На самом деле официальные имена они получили традиционные для британского флота- HMS Triumph( Libertad) и HMS Swiftsure ( Constitución ) ,что означает ,соответственно «триумф» и что то типа-«целеустремленный» или «быстродвижущийся».В русской транскрипции буду использовать более привычные «Свифтшур»(хотя встречается и «Суифтшюр») и «Триумф»(встречается более точная транскрипция «Трайомф»).
В британском флоте из-за скромных размеров и вооружения их отнесли к броненосцам 2-го класса.Благодаря обширности Британской империи и место для службы им нашлось там,где они своей нестандартностью не сильно напрягали бы английских адмиралов-на станциях Дальнего Востока.
«Свифтшур» HMS Swiftsure, при закладке — «Конститусьон» Constitucion Armstrong, Elswick ,заложен 26 февраля 1902,спущен на воду 12 января 1903,вступил в строй июнь 1904. разоружен 1917, продан на слом 18 июня 1920.Стоимость £ 846 596 — 957 520 фунтов стерлингов
«Триумф» HMS Triumph, при закладке — «Либертад» Libertad /Vickers, Барроу-ин-Фернесс ,заложен 26 февраля 1902 ,спущен на воду 15 января 1903 ,вступил в строй июнь 1904. потоплен подлодкой U-21 у Дарданелл 25 мая 1915 . Стоимость 847 520 фунтов стерлингов — 956 596 фунтов стерлингов.
Водоизмещение- нормальное проектное водоизмещение 11 800 дл. т, фактическое для «Свифтшура» — 11 740 дл. т (11 928 т) и 11 985 т для «Триумфа», полное — 13 432 дл. т («Свифтшур») и 13 640 дл. т («Триумф»). ,Длина 132,89 м между перпендикулярами,140,97 м (По ВЛ). , длина наибольшая — 144,86 м («Свифтшур») и 146,23 м («Триумф»). Ширина 21,64 м. осадка в среднем грузу — 7,51 м («Свифтшур»), 7,72 м («Трайемф»), осадка в полном грузу — 8,31 м
Бронирование-пояс: 76—178 мм
траверсы: 51—152 мм
палуба: 25—76 мм
башни ГК: 203—254 мм
барбеты ГК: 51—254 мм
батарея СК: 178 мм
казематы СК: 178 мм
командирская рубка: 279 мм
Двигатели-12 котлов типа Ярроу;3-цилиндровая паровая машина тройного расширения,12 500 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19 узлов (проектная), Испытания: Swiftsure при 13,469 л.с. 20,04 узла. . Дальность плавания 6250 миль на ходу 10 узлов.Экипаж 800 человек.
Вооружение-
Swiftsure: 2 x 2 — 254/45 BL Mk VI, 14 x 1 — 190/50 BL Mk III, 14 x 1 — 76/50 14 pdr QF Mk I, 6 x 1 — 57/50 6 pdr Elswick Mk I, 2 — 450 -мм подводных ТА
Триумф: 2 x 2 — 254/45 BL Mk VII, 14 x 1 — 190/50 BL Mk IV, 14 x 1 — 76/50 14 pdr QF Mk II, 6 x 1 — 57/50 6 pdr Vickers Mk I, 2 — 450 -мм подводных ТА
по др. данным мелкокалиберные пушки- 2×1 — 12-фн.(57-мм), 4×1 — 6-фн. .
Броненосцы имели общую длину 144,9 м, ширину 21,7 м и осадку 8,7 м при полной нагрузке . Водоизмещение 12 175 длинных тонн (12 370 т) при нормальной нагрузке и 13 840 длинных тонн (14 060 т) при полной загрузке. В 1914 году экипаж насчитывал 803 офицера и матроса. Корабли были довольно маневренны. Ширина и осадка кораблей были ограничены размерами чилийских доков.
Они оснащались двумя четырехцилиндровыми инвертированными вертикальными паровыми двигателями с тройным расширением , каждый из которых приводил один гребной винт. Дюжина котлов Ярроу подавала пар Двигатели производили в общей сложности 12 500 лошадиных сил , что должно было позволить судам развивать скорость 19,5 узлов . Двигатели оказались более мощными, чем ожидалось, и во время морских испытаний оба корабля разогнались до 20 узлов . Это сделало их самыми быстрыми линейными кораблями в Королевском флоте на момент вступления в строй, хотя их эксплуатационная скорость была несколько ниже , чем у более раннего класса «Дункан «. Корабли имели проектную дальность 6210 морских миль со скоростью 10 узлов . В эксплуатации они оказались более экономичными, чем предполагалось — 12 000 морских миль при 10 узлах.
Ни один из видов вооружения броненосцев не состоял на вооружении Королевского флота,все было разработано под требования чилийцев. Причем так как корабли строились на разных верфях-то и образцы вооружения несколько различались. Королевский флот полагал, что 10-дюймовые орудия были слишком легкими, чтобы быть эффективными против современных линкоров; они могли пробить броню новейшего немецкого или русского броненосца, но могли не справиться с броненосцами Франции . Орудия главного калибра выпускали 500-фунтовые (227 кг) снаряды с начальной скоростью (810 м / с; это обеспечивало максимальную дальность 13 500 м при максимальном возвышении ствола в 13,5 °. Утверждается, что цикл стрельбы из орудий Mk VI, используемых на «Свифтшуре», составляет 15 секунд, а у Mk VII на «Триумфе» — 20–25 секунд. Каждое орудие было обеспечено боекомплектом в 90 снарядов.
У броненосцев была мощная батарея второго калибра, 50-калибровые 190 мм орудия отличались от 190 мм орудий, установленных на более поздних британских крейсерах. Это были единственные британские линейные корабли, на которые установили 190 мм . Десять пушек были установлены в центральной батарее на главной палубе, это решение критиковали за то, что они занимали слишком много места на палубе; остальные четыре находились в казематах на верхней палубе. Более серьезная проблема заключалась в том, что они были установлены слишком низко — всего около 3 м над водой при глубокой нагрузке — и были непригодны для использования на высокой скорости или в штормовую погоду, когда они заливались водой.Оба типа орудий немного отличались по конструкции, но имели идентичные характеристики. Они стреляли 91 кг снарядами со скоростью 848 м / с темпом четыре выстрела в минуту. На максимальной угле возвышения 15 ° они имели максимальную дальность около 13 000 м. Защита от миноносцев обеспечивалась четырнадцатью скорострельными 14-фунтовыми орудиями MF I или Mk II . Корабли также оснащались парой 450 мм , подводных торпедных аппаратов , по одному на каждый борт . Боекомплект девять торпед .
Схема бронирования была примерно сопоставима с британскими броненосцами типа Duncan . Главный броневой пояс по ватерлии из крупповской цементированной брони в 178 мм был высотой 2,4 м, из которых 1,6 м находились ниже ватерлинии при нормальной нагрузке. Верхний броневой пояс 7-дюймовой брони защищал борт корабля до уровня верхней палубы. Казематы верхней палубы были также защищены 7-дюймовыми плитами спереди и боков,с 3-дюймовыми плитами сзади. 190 мм орудия на главной палубе были разделены 1-дюймовыми (25 мм) экранами . Лобовая часть башен имела толщину 229 мм, а их боковые стороны и задняя часть имели толщину 203 мм. Их крыши были толщиной два дюйма, а прицельный колпак, защищавший артиллеристов, был толщиной 1,5 дюйма (38 мм). Над верхней палубой барбеты имели толщину 10 дюймов (254 мм) впереди и восемь дюймов сзади. За пределами цитадели нижняя палуба была толщиной в три дюйма и имела наклон. Военно-морской историк Р. А. Берт оценил как наибольшую слабость схемы бронирования уменьшение толщины брони барбета под верхней палубой. Он полагал, что это делало артпогреб кораблей уязвимыми для попаданий рядом с барбетами.
Ранние годы корабли этого типа провели последовательно в составе Флота метрополии, Флота Канала и Средиземноморского флота, а в 1913 году были переведены на Дальний Восток( Swiftsure на Ост-Индской станции флагманом и Триумф на Китайской станции) , где их и застало начало Первой мировой войны.
Swiftsure сопровождал конвои индийских войск в Аден ,а в декабре 1914 был переведена в патруль Суэцкого канала . С 27 января по 4 февраля 1915 года корабль помогал защищать канал во время первого Суэцкого наступления османских войск. Затем Swiftsure был переведен в Дарданеллы 28 февраля 1915 , участвовал в Дарданельской операции, обстреливал турецкие форты и поддерживал огнем десант . 18 сентября 1915 года его безуспешно атаковала немецкая подводная лодка . В середине 1918 года корабль был разоружен , чтобы его можно было использовать в качестве блокировщика во время предполагаемого второго рейда на Остенде . В итоге в 1919 использован как корабль-цель, прежде чем быть окончательно отправленным на слом в 1920 году.
Триумф на начало войны был в Гонконге,участвовал в охоте за эскадрой адмирала фон Шпее,захватил немецкий угольщик,помогал 2-му японскому флоту захватить Циндао,с февраля 1915 в Дарданелльской эскадре,обстреливал форты и поддерживал десанты. 25 мая 1915 года ,когда Триумф мирно бомбардировал османские береговые укрепления,он был коварно торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U21 у Габа Тепе (Дарданеллы). Броненосец опрокинулся в течение получаса и затонул. Погибло 73 человека.
Для чилийского флота в противостоянии с аргентинцами или для российского флота перед русско-японской войной,данные корабли представляли бы собой очень удачное приобретение.Возможно ,что их наличие на Тихом океане изменило бы и ход войны,кто знает.
В британском же флоте им пришлось служить на выселках,чтобы не мозолить глаза великим адмиралам,затыкать дыры в британской обороне в китайско-индийском захолустье или заваливать железом непобедимых турок в Дарданелльской операции.
Слишком маленькие,слишком слабый главный калибр, всего лишь 254 мм, поэтому были приняты на вооружение как броненосцы II ранга; последними кораблями британского флота, отнесёнными ранее к этому классу, были броненосцы типа «Центурион» и «Ринаун», вступившие в строй десятью годами ранее. При этом «Свифтшур» и «Триумф» стали первыми британскими броненосцами, развившими на испытаниях более 20 узлов.