2

(Продолжение статьи «Рус-Омаха»)  В самом конце 1933 года, когда малость поулеглись круги на воде после признания Соединёнными Штатами Советского Союза, установления между ними дипломатических отношений и заключения чрезвычайно удачной и для американцев и для русских сделки по крейсерам типа «Омаха», президент США Рузвельт, напутствуя в дальнюю путь-дорогу своего ближайшего помощника Уильяма Буллита, которому выпала честь стать первым послом США в СССР, растолковывал ему свою идею, которую считал весьма удачной.

Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!

– Так вот, Билл (интересно, а почему Рузвельт называл Уильяма – Билл? Или Билл – это производная форма от фамилии Буллит?), сказать, что мы обеспокоены японской угрозой, значит, ничего не сказать. Флот Японии уже сильнее нашего тихоокеанского флота, а воинствующая риторика, вкупе с постоянно расширяющейся агрессией в Китае, не оставляет сомнений относительно её намерений.
– Эти намерения, достаточно ясно были изложены ещё в 1927 году в меморандуме премьер-министра Японии Танаки… сэр.
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
– Да, да… сокрушение США на пути к доминированию, и всё такое… Хотя японцы не признают подлинность этого документа, их политика и милитаризация страны его полностью подтверждают.
– Надеюсь, не слишком прозрачный намёк на возможность нашего взаимодействия с русскими несколько охладит самурайский пыл, и японцы ограничатся обеспечением своих интересов в северо-восточном Китае?
– Вы же понимаете, Билл, Китай, не самоцель. Это лишь сырьевая база. На расширение этой же базы японцы надеются, планируя боевые действия против СССР.
– К тому же, лишив Россию выхода к Тихому океану, они устраняют потенциального конкурента.
– Именно. И полностью развязывают себе руки на тихоокеанском направлении. И в итоге, кому властвовать на Тихом океане, решится в схватке Америки и Японской империи. И в связи с этим, у меня родилась одна идея. Я надеюсь, до открытого вооружённого столкновения не дойдёт, если мы сделаем несколько правильных ходов…
Во-первых, надо постараться избежать популярной сейчас в сенате идеи введения эмбарго на поставки вооружений и военных материалов, одновременно обеим сторонам, вовлечённым в вооружённый конфликт (таким сомнительным правом законодатели наделили президента, но он им, в конфликте Японии с Китаем, естественно, не воспользовался). Такой, дремучий и слепой изоляционизм – пережиток. Тем более англичане уже предпринимали такой шаг, и ни к чему хорошему он не привёл (да и не мог привести, поскольку американцы снабжали Японию без всяких ограничений). Мы пока, всячески накачиваем Японию, с целью позволить ей глубоко увязнуть как собственно в Китае, так и в зависимости от наших поставок. И когда её когти застрянут в этих силках окончательно, мы сместим баланс наших поставок в сторону Чан Кайши… А если нам удастся ещё и русских сподвигнуть на помощь китайцам, японской армии уже очень долго станет не до других направлений (в то время, армия США, это 140 тыс. человек личного состава при ок. 400 танков). Как сказал Хорнбек (сотрудник дальневосточного отдела госдепартамента): «японская военная мощь должна в Китае исчерпать себя».
– Но, господин президент, ещё остаётся японский флот… Разве не для создания дополнительного беспокойства Токио, мы передали русским крейсера?
– Билли, мальчик мой, что такое три старых лёгких крейсера, против мощи японского флота? Та нота протеста, которую мы получили из Токио по поводу сделки по крейсерам, жест чисто формальный.
– Вы предполагаете возможным ещё усилить русских, вплоть до создания ими реально боеспособного тихоокеанского флота?
– Нет, дорогой мой Билли. Нельзя давать большевикам дубину, которая однажды может оказаться опасной для нас самих. Но, мы можем повести очень тонкую игру… Вы же знаете, международные ограничения мешают нашему перевооружению… Я предполагаю предоставить русским возможность на очень льготных условиях покупать у нас старые корабли основных классов для своего тихоокеанского флота. Таким образом, мы убьём даже не двух, а сразу трёх зайцев… Во-первых, мы получим возможность без каких-либо ограничений модернизировать свой флот. Во-вторых, те устаревшие корабли, от которых мы будем избавляться в пользу русских, не пойдут на слом, а будут по прежнему находиться в строю (хоть и в составе ВМФ России), и пусть и потенциально, но угрожать Японии. И в третьих, уже самой Японии придётся учитывать эту угрозу. Строить свои стратегические планы с учётом русского флота, форсировать свою судостроительную программу, чтоб гарантировать превосходство и над нами и над русскими одновременно. Эта накачка послужит гарантией, что Япония не будет соблюдать Лондонских ограничений, а значит, развяжет руки и нам. Вы очевидно в курсе, что сенаторы Винсон и Трамбел, с подачи судостроительного лобби, уже разрабатывают поправку, которая позволит нам выйти из рамок, ограничивающих тоннаж нашего флота. Если это потребуется, я безусловно поддержу эту поправку. В итоге, я надеюсь, Япония просто выдохнется экономически и финансово, пытаясь одновременно воевать в Китае и осуществлять столь масштабную программу военного кораблестроения.
Конечно, для нас, это тоже дорогой путь. Я бы предпочёл вообще избежать любых конфликтов с Японией. Но, не всё зависит от нас. К сожалению.
– Господин президент. А как же реакция англичан? Когда-то, мы согласились участвовать в договорах по ограничению только в обмен на разрыв англо-японского союза. Поправка Винсона-Трамбела вызовет скандал и станет поводом для англичан и японцев восстановить их союз.
– Безусловно! Но, всё-таки сейчас уже не 1922 год и японский потенциал угрожает не только нам и русским. В крайнем случае, мы можем… (Из РИ, после принятия вышеупомянутой поправки и британской реакции на неё: В ноябре 1934 года Рузвельт приказал своему представителю Н. Дэвису "донести до сознания английских политиков мысль, что если Великобритания предпочтет сотрудничеству с нами сотрудничество с Японией, я буду вынужден в интересах американской безопасности повлиять на общественное мнение в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке, решительно подводя эти доминионы к пониманию того, что их будущая безопасность связана с нами, с Соединенными Штатами". Столь страшная перспектива возымела действие, и Англия пошла на попятную. В конце концов у нее имелась общая с США заинтересованность не допускать "излишнего" усиления Японии на Дальнем Востоке).
Но, я не хочу доводить дело до столь серьёзного обострения. И поэтому, стараюсь удержаться в рамках договоров (естественно, если Япония так же будет соблюдать их, что маловероятно), не доводя дело до поправки, со всеми её неясными пока последствиями. И именно поэтому нам так нужны русские.
– И что же мы можем такое предложить русским, чтоб это не отразилось на нашей боевой мощи, позволило ещё больше укрепить её, а русский флот сделать тем, на что уже придётся обращать внимание японским адмиралам?
– Много чего. Специально для обсуждения этого вопроса, с вами в Москву отправляется адмирал в отставке Стэндли (он действительно ездил с Буллитом в Москву – интересно, для чего?). Отставной адмирал не должен слишком привлечь внимание японцев. В конце-концов, никаких договоров стратегического или просто антияпонского характера мы с большевиками заключать не намерены до последней возможности. Но и заинтересовать их надо… Поэтому, самым большим сюрпризом-козырем в рукаве Стэндли, будет… «Вайоминг».
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
ТТХ (перед модернизацией 1927 г.):
Водоизмещение: 26 000/27 243 т.
Размерения: 171.3х28.4х8.7
Силовая установка: 4 ПТ, 12 ПК, 28 000 л.с.
Скорость (уз.)/Дальность (миль): 20,5/6500 (12)
Бронирование: пояс-280, палуба – 63, башни-305, рубка – 292
Вооружение: 12 (6х2) 305/50, 21 (21х1) 127/51, 4 (4х1) 76.2/50, 8 (8х1) 7.62, 2 (1х1) 533 ТА.
Справка: «Вайоминг», один из двух линейных кораблей типа «Арканзас» ВМС США. Вступил в строй в сентябре 1912 года. В 1925-1927 годах, вместе с систершипом, прошёл серьёзную модернизацию. На нём было усилено бронирование палубы, крыш башен и рубки; 12 ПК на смешанном угольно-нефтяном отоплении были заменены на 4 нефтяных, большей паропроизводительности, что повысило мощность СУ до 48 187 л. с., скорость до 21.4 уз., а дальность до 14 000 миль десятиузловым ходом.
Установкой бортовых булей, улучшили ПТЗ и остойчивость (ширина корпуса увеличилась с 28,4 до 32,3 м). При этом пришлось демонтировать бортовые ТА. Одновременно были сняты 5 127-мм противоминоносных орудий и вместо них установлены 76-мм зенитные пушки. Во внешнем виде изменения коснулись труб (их число сократилось с двух до одной) и мачт — решетчатая грот-мачта между дымовой трубой и 3-й башней ГК, была ликвидирована, а вместо нее появилась треногая, с постом управления стрельбой между 4-й и 5-й башнями ГК. На крыше 3-й башни ГК смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов, а между трубой и этой башней, появилась площадка для хранения трёх гидросамолётов.
Так же были полностью модернизированы системы управления артогнём. Появились два новых директора управления огнём противоминной артиллерии (127 мм пушек в итоге осталось лишь 16). Было установлено новое радиооборудование. Количество зенитных 76 мм орудий довели до 8.
Но в таком виде корабль эксплуатировался сравнительно не долго. Уже в 1931 г. по результатам Лондонской конференции по ограничению морских вооружений, США были обязаны сократить поголовье своих линкоров с 18 до 15 единиц. К списанию приговорили естественно самые старые корабли: «Флориду», «Юту» и … «Вайоминг».
«Флориду» в ударном темпе пустили на металлолом. «Юту» разоружив (частично) и так же чуть-чуть разбронировав (добавив при этом бронещиты, защищающие НЕ демонтированную часть артиллерии от попаданий учебных авиабомб), превратили в радиоуправляемый корабль-мишень. По условиям той же конференции, американцы могли один из списываемых линкоров переделать в учебный. Что и было произведено с «Вайомингом». Но, эти работы проводились очень неспешно – более года и очень, очень аккуратно (чтоб не дай Бог не повредить снимаемое…)
Вообще, все эти работы по разоружению «Вайоминга», были по сути большой фикцией и безусловно предусматривали возможность проведения в короткий срок обратной операции в случае резкого ухудшения отношений с Японией. Так вместо демонтажа одного котла из четырёх, котёл №1 был просто выведен из эксплуатации. Демонтаж бортовой брони был произведён очень частично и броню никуда не дели – старательно складировали «на всякий случай». Тоже самое касательно булей и боевой рубки, которые не разрезали, а старательно разбирали.
Вместо полного демонтажа артиллерии ГК, американцы аккуратненько сняли лишь три башни и так же заскладировав их, тщательно законсервировали барбеты, даже не думая приступать к их демонтажу! Противоминная артиллерия была сохранена в полном составе. Как и все посты управления артиллерийской стрельбой. (Впрочем, американцы не были «самыми умными». Тот же финт с фиктивным списанием провернули и японцы, которые так же обязаны были вывести из боевого состава и привести в полную небоеспособность свой линейный крейсер «Hiyen», и который они шустро ввели обратно в строй в более чем первозданном виде перед самым нападением Японии на США).
Поскольку «Юту» по большей части использовали вовсе не как мишень, а как учебный корабль с функцией буксировщика мишеней во время крупных учений со стрельбами, Рузвельт посчитал его вполне достаточным для обучения курсантов и не особо печалился по поводу перспективы продажи «Вайоминга».
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
По замыслу Рузвельта, «Вайоминг» ждала более интересная судьба. Идею с его продажей СССР, Рузвельт предполагал осуществить, чтоб, во-первых, усилить флот СССР офигенным раздражителем для японцев, во вторых, за счёт СССР загрузить работой американских судостроителей (возвращение «Вайомингу» всех его прежних боевых качеств – работа хоть и предполагаемая к реализации в весьма сжатые сроки, тем не менее, серьёзная и… доходная) и в третьих, «сместить» на «должность» учебного более новый линкор (например типа «Нью-Йорк» или «Невада»), взамен которого построить дополнительный новейший линейный корабль (в предполагавшейся программе, пока, в соответствии с условиями договора, числились лишь два новых линкора (известных в последствии, как тип «Северная Каролина»).
Задуманная президентом США «рокировка» позволит в те же сроки, и не выпадая из рамок договора, построить не два, а три таких корабля.
Вообще, Рузвельт с превеликим удовольствием продал бы СССР ещё и «Арканзас» – систершип «Вайоминга» и вместо него, заказал бы верфям уже не три, а четыре новейших линкора! Но, борьба с Японией даже в такой форме, в 1933 году, представлялась ему чрезмерно дорогостоящей, вызывающей и абсолютно не проясняющей никаких перспектив. Да и СССР едва ли потянул бы столь затратную и одновременно устаревшую, обузу (хотя, справедливости ради надо заметить, что в модернизированном виде, эти корабли и во ВМВ смотрелись совсем не так уж и «бледно»).
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
Кстати, в РИ, во время ВМВ, из «Вайоминга» сделали этакий супер корабль ПВО, что говорит о его неплохом-таки состоянии.
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
Для прикрытия сделок по кораблям с СССР, в мае 1934 года, американский посол в Японии Грю писал в "Джапан таймс": "Мы должны бороться за продолжение существования дружеских отношений между Японией и Соединенными Штатами… Судьба грядущей эры Тихого океана лежит в наших руках".
Кто-б представлял, какой у этих сток окажется двойной смысл…
Итак, в результате долгих и склочных переговоров, касавшихся главным образом вопроса цены, сделка состоялась. Весной 1934 года, «Вайоминг», сменив к тому времени название на абсолютно предсказуемое в 1934 году, «Киров», начал очередную масштабную модернизацию на верфях кампании «Нью-Йорк Нэйви ярд», где ещё не так давно его «раздевали».
Уплатив почти символическую остаточную стоимость за «учебный корабль», СССР в полном объёме финансировал приведение линкора в боеспособный вид. Благо за те устаревшие артсистемы, которые срочно возвращались на корабль, американцы много не просили и даже скорее были рады от них избавиться. Серьёзно менять состав вооружения не стали, посчитав вариант модернизации от 1927 года вполне оптимальным. Лишь количество отличных противоминных 127/51 мм пушек Мк.7 сократили до шести бортовых на спонсонах и двух кормовых, полностью ликвидировав бортовые казематы. Так же были сохранены и все 8 трёхдюймовых зениток. Кроме того, пулемёты винтовочного калибра заменили на крупнокалиберные «Браунинги».  Впрочем, прежде всего, советские представители настаивали на капитальной переделке силовой установки, поскольку скорость «Вайоминга» даже после модернизации 27-го года едва превышала 21 узел, что, может быть, было и нормально для американцев, но абсолютно неприемлемо для СССР.
Выход нашли достаточно простой. В США к тому времени, на тяжёлых крейсерах, уже были хорошо отработаны современные ТЗА (вариантом которых позже оснащались и новейшие ЛК типа «Северная Каролина». Установив на «Вайоминге» ещё два котла и новые ТЗА «Вестингауз» аналогичные ТКР типа «Новый Орлеан», была получена вполне удовлетворительная максимальная скорость без форсажа около 25 узлов.
Кстати, линкор, едва завершив модернизацию, ещё только шёл в СССР (первым пунктом назначения значился Николаев на Чёрном море, где корабль должны были подвергнуть тщательному осмотру и подготовить к дальнему походу на Тихий океан – во Владивосток), но, едва корабль покинул гостеприимные территориальные воды США, как его командира и команду, ждали сразу два сюрприза: первый – приказ оценить в условиях похода качество американского вооружения, поскольку уже был готов проект перевооружения линкора с использованием отечественной артиллерии, аналогичной той, что стояла на «Севастополях». И второй сюрприз – ко всеобщему удивлению, портом приписки линкора стал отнюдь не Владивосток, где ему грозила первоочередная героическая гибель с минимальной пользой, в случае первой же серьёзной непонятки с японцами, а самый что ни есть Мурманск, где зарождался Северный флот и срочно требовался крутой и знаковый флагман…
Этот факт оказалось не слишком приятным сюрпризом для американцев, хотя и понятным и довольно удобным, чтоб сохранить нормальные отношения с японцами. Но, в то же время, это оказалось поистине провидческим решением! Летом 1942 года, Гитлер, учитывая наличие в составе СФ линкора «Киров», не решился отправить свой карманник «Адмирал Шеер» на разгром каравана PQ-17 и «до уничтожения этого большевистского линкора» вообще запретил использование надводных рейдеров в зоне ответственности Северного флота.
Конечно, пользуясь более высокой скоростью (28 уз.), «Шеер», ежели что, мог уйти от «Кирова», но в ситуации случайной встречи в условиях плохой видимости (что на Севере дело обыденное), сразу на дистанции боя, спасти «карманник» могло лишь чудо от Аненербе… При 280 мм бронепоясе, «Киров» имел неплохую дистанцию свободного маневрирования под огнём ШЕСТИ 283 мм пушек ГК «Шеера». Тот же, при своём почти символическом 80 мм бронепоясе, превращался в дуршлаг ДВЕНАДЦАТЬЮ 305 мм орудиями «Кирова» практически с любой дистанции боя.
А ТОФ… В 1945 году были планы перевода линкора на Дальний Восток. Но, по отсутствию на севере в то время дока подходящего размера, корабль не удалось должным образом подготовить к столь сложному переходу и от идеи отказались. Вместо этого, корабль в конце лета 1945 года перешёл в Балтийское море, где в течение двух последующих лет проходил капитальный ремонт.
Вайоминг - первый советский штат? Неа. Большой штатовец в СССР!
Вернувшись на Север, корабль верно служил ещё добрую пятилетку, после чего был выведен из состава флота и разобран на металл почти сразу после смерти И. В. Сталина.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

53 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account