В тени великих держав. Авиационные пулеметы Лахти L-33, L-34, L-33/36, L-33/39
В годы войны действия финской авиации традиционно оставались в тени воздушных баталий. Немногочисленные, хотя и хорошо организованные финские ВВС, действовавшие лишь в районе Ленинградской области, были более чем на 90 процентов укомплектованы импортной авиатехникой практически со всего света. Чего только не воевало у финнов. Английские, американские, французские немецкие, голландские самолеты были либо закуплены до войны, либо переданы немцами в качестве помощи. В дело шли трофейные советские самолеты. Счета финских асов Эйно Юутилайнена, Ханса Винда, Ойва Туоминена, Эйно Лююканена вполне тянули на две — три звезды Героя, буде они воевали бы за СССР. Все это известно, но исторические хроники упоминают об этом лишь вскользь. А что касается вооружения финской авиатехники, подчас не известно даже специалистам. Даже признанный авторитет в области стрелкового оружия англичанин Энтони Уильямс в своих капитальных работах лишь мельком упоминает финский авиационный пулемет L-34, делая упор на хорошо распиаренные Браунинги, Виккерсы и Маузеры. Он отчасти прав. Как правило, авиатехника поставлялась в Финляндию уже укомплектованная вооружением. Американские «Брюстеры» имели Браунинги, французские «Мораны» — пушки Испано и пулеметы МАС, английские «Гладиаторы» — Виккерсы, немецкие «Мессеры» — пушки MG-151 и пулеметы MG-17, на трофейных советских Ишаках — оставались ШКАСы, но были и исключения. В финском документе "BL-tyyppinen lentokone Asevarusteet" (Оружие и оборудование в самолетах типа BL), датированным 20 марта 1944 о поставках британских бомбардировщиков «Бленхейм», есть любопытная информация. Оказывается лишь часть «Бленхеймов» имела на вооружении стрелковых установок британские пулеметы. Основная же масса «финских» «Бленхеймов» была вооружена пулеметами Лахти модели L-33/36.
«Бленхеймы» с номерами BL-104 — BL-121 были вооружены пулеметами L-33/36
с номерами BL-134 — BL-146 несли в стрелковой башне пулемет Викерс-К
с номерами BL-146 — BL-158 и BL-109 также были вооружены пулеметами L-33/36
с номерами BL-161 — BL 190 и BL-191 — BL-195 имели пулеметы Браунинг.
Что же представлял собой финский авиационный пулемет?
В конце 20-х годов в финской армии стал известен молодой инженер-самоучка Аймо Йоханнес Лахти, служивший в должности «мастера-оружейника». К 1930-му году в активе его разработок уже были несколько передовых образцов стрелкового оружия. Среди них пистолет-пулемет «Суоми» М/31, винтовка М/28 «Пюстюкорва», ручной пулемет М/26 Лахти-Салоранта, разработанный в соавторстве с лейтенантом Арво Салоранта. Таким образом, к началу 30-х, когда финские военные всерьез задумались над созданием авиационного пулемета собственной разработки, Аймо Лахти был уже признанным авторитетом в области стрелкового оружия и альтернатив просто не было. К тому времени Лахти работал на государственном оружейном заводе Valtion kivääritehdas (VKT), где производился ручной пулемет М/26, носившем также обозначение LS/26 по имени создателей — Лахти и Салоранта. Оружие это было на момент создания достаточно передовым, хотя отличались сложной конструкцией и высоким качеством обработки деталей, что делало его дорогим в производстве.
Пулемет LS/26 имел автоматику на основе короткого отката ствола. Запирание затвора осуществлялось качающимся рычагом, расположенным в соединенной со стволом затворной коробке выше оси канала ствола, и в запертом виде подпирающим затвор сзади. При откате подвижной системы после выстрела заднее плечо рычага при взаимодействии с неподвижным элементом ствольной коробки опускался вниз, так что переднее плечо рычага поднималось вверх, освобождая затвор. Стрельба велась с открытого затвора, особенностью пулемета является то, что накол капсюля происходил на выкате подвижной системы (т.е. в момент, когда ствол уже заперт затвором, но вся группа еще двигается вперед под действием возвратной пружины). Такой механизм усложнял конструкцию (за счет введения дополнительного механизма, удерживающего ствол в заднем положении вплоть до момента запирания канала ствола затвором), однако позволял заметно снизить ощущаемую стрелком отдачу. Ударно-спусковой механизм позволял вести огонь одиночными выстрелами и очередями. Одним из недостатков пулемета LS/26 был коробчатый однорядный магазин емкостью всего 20 патронов. Аймо Лахти было разработано несколько вариантов магазинов большей емкости. В серийной версии LS-26/32 был применен дисковый магазин емкостью 75 патронов. Правда, расположенный снизу ствольной коробки. Такая схема питания, нигде более не применявшаяся, была обусловлена нежеланием капитально перерабатывать конструкцию приемника. В качестве боеприпасов использовались российские/советские винтовочные патроны Мосина 7.62х54R, состоявшие на вооружении в Финляндии.
Ручной пулемет Лахти-Салоранта LS-26/32
При разработке авиационной версии пулемета, Лахти концептуально повторил схему LS/26, как автоматического оружия с коротким откатом ствола. Но все же модификацией ручного пулемета новую конструкцию Лахти назвать не совсем корректно. Схема приемника была изменена. Подача патронов осуществлялась сверху из такого же дискового магазина на 75 патронов, что и в LS-26/32. Схема запирания затвора также претерпела изменения. Качающийся рычаг, запирающий затвор, был смещен назад. Не нужный в авиационном пулемете режим одиночной стрельбы был убран, что делало оружие технологически проще. Рычаг ускорителя стрельбы был перенесен вниз и добавлен дульный ускоритель.
К 1933 году были разработаны две версии авиационного пулемета Лахти — L-33 — для оборонительных турелей и L-34 — в качестве неподвижного оружия для установки в крылья и фюзеляж. Оба варианта были идентичны конструктивно. L-33 лишь, в отличие от L-34, имел пистолетную рукоятку с широкой скобой под всю кисть руки и небольшой подмышечный приклад. Пулемет показал техническую скорострельность 930 выстр./ мин., причем по финским отчетам, реальный темп стрельбы достигал значений 1100 выстр/мин, что видимо было связано с применением разных видов патронов.
Пулеметы были запущены в производство на заводе VKT, однако, выпуск их был весьма ограниченным. Первая серия пулеметов L-33 (серийные номера с 100 по 120) была поставлена финским ВВС с апреля по май 1935 года. В январе 1936 года была выпущена дополнительная серия пулеметов L-33 (серийные номера с 121 по 180). Таким образом, общий объем выпуска авиационных пулеметов L-33 составил лишь 80 экземпляров. Объем выпуска неподвижной версии L-34 был еще меньше — всего 32 экземпляра, да и на самолеты они, судя по всему, так и не попали. К моменту появления L-34 магазинное питание емкостью всего 75 патронов в авиации уже считалось анахронизмом и финны предпочитали штатное иностранное наступательное вооружение для своих истребителей с ленточным питанием. Что собой представляла конструкция зарядки и спуска пулемета L-34, буде они были бы установлены на самолет, осталось загадкой, по крайней мере, информации об этом не нашлось. Выпущенные пулеметы L-34, как впрочем, и часть L-33, были использованы с импровизированных станков в качестве зенитных установок.
-
Пулемет Лахти L-33 (внизу) и L-33/39 (вверху) на зенитном станке
В период между 1936 и 1939 были выпущены дополнительно несколько десятков (порядка 100 штук) слегка модифицированных турельных пулеметов L-33/36. Главное отличие от базовой конструкции заключалось в том, что вместо пистолетной рукоятки и спускового крючка были введены «максимовские» ручки с гашеткой, а также возможность путем несложной модификации изменить направление экстракции гильз, что было полезно для спаренных установок.
-
Пулеметы L-33 и L-33/36 комплектовались стандартным прицельным приспособлением — кольцевой прицел и мушка, однако иногда встречались и оптические прицелы. Пулеметы использовались в качестве оборонительных установок на уже упомянутых британских бомбардировщиках Бристоль «Бленхейм», голландских разведчиках Фоккер C.V и C.X, разведчиках финской разработки «Туиску», возможно, на ряде других самолетов. Но, понятно, что при такой серийности, пулемет массовым не стал. Большая часть из них во время войны была уже «списано на землю». Они использовались как зенитные на флоте, для вооружения финских торпедных и патрульных катеров, ставились в башнях бронеавтомобилей Landsverk L-182 и "Sisu", ну и, конечно, использовались в ПВО финских аэродромов и береговой охраны. За этими пулеметами среди финских военных закрепилось прозвище "Mikkihiiri" (Микки Маус), правда, с чем это связано, неизвестно.
В 1943 — 44 годах была выпущена последняя серия (также около 150 экземпляров) авиационных пулеметов Лахти в версии L-33/39, которая отличалась от L-33/36 лишь внешней обвязкой. На самолетах пулемет L-33/39 уже не использовали. Эти пулеметы шли только для вооружения наземных и флотских частей.
Лахти L-33/36 c оптическим прицелом на "Бленхейме"
Пулемет Лахти L-33 на разведчике Фоккер С.Х
Пулемет L-33/36 на разведчике "Туиску"Пулемет Лахти L-33 на разведчике "Туиску"
Пулемет Лахти на разведчике Фоккер С.VeПосле окончания 2-й Мировой войны пулеметы Лахти L-33, L-34, L-33/36, L-33/39 были убраны из боевых частей финской армии. Последнее их применение — в качестве тренировочного оружия для артиллеристов и танкистов. Пулемет жестко устанавливался на стволе орудий и имитировал стрельбу из пушки для предотвращения траты дорогих снарядов и расстрела ствола пушки — своего рода аналог отечественной стволиковой стрельбы. В резерве на складах эти пулеметы оставались до 80-х годов, после чего отправились в утиль. До настоящего времени дожили лишь три пулемета этого типа, сохраненных в финских музеях.
ТТХ пулемета Lahti L-33/36
Источники:
- — Markku Palokangas "Finnish Military Small Arms 1918 — 1988, part 2"
— Keksintöjen kirja, 1938