В тридцатые годы прошлого века в Советском Союзе было разработано немало уникальных экспериментальных проектов. Несмотря на все существующие сложности, началось активное формирование собственной школы самолетостроения. Авиационная сфера деятельности тогда находилась на пике своей популярности. Конструкторы, ученые и инженеры, проводили массу исследований в различных направлениях. Одно из них касалось изучения новых аэродинамических схем. Пожалуй, наиболее известным советским специалистом, в области разработки летательных аппаратов с нестандартными аэродинамическими схемами, был Александр Сергеевич Москалев. Ранее мы уже рассматривали некоторые проекты созданные под его руководством. К примеру это самолет-аналог САМ-6. Зачастую, перед тем как приступить к разработке основного проекта, конструкторы создавали подобные изделия для отработки на практике определенных технологий и уникальных технических решений. Сегодня мы рассмотрим еще один самолет-аналог, который применялся уже для изучения схемы бесхвостки с треугольным крылом малого удлинения. Это проект «Стрела«. Теперь более подробно.
История разработки и конструктивные особенности.
История самолета САМ-9 «Стрела» определенным образом связана с нереализованным проектом скоростного истребителя САМ-4 «Сигма«. Изыскания по данному изделию велись еще в 1934 году. Разработчики тогда предложили создать двухмоторный истребитель по схеме «летающее крыло». В качестве элементов управления должны были применяться элевоны и вертикальные рули расположенные на законцовках крыла. Силовую установку планировалось сделать спаренной из двух двигателей с двумя соосными тянущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Тогда от практической реализации подобного неординарного проекта отказались. Спустя несколько лет, данное решение было пересмотрено. На это повлияло появившаяся у разведки информация о том, что заграницей (США, Япония, Франция) также ведутся активные исследования по схожим направлениям. В связи с этим, А. С. Москалеву было поручено спроектировать и построить небольшой самолет-аналог для изучения особенностей новой аэродинамической схемы.
В случае успеха была бы доказана принципиальная возможность ее практического применения. Стоит отметить, что в рамках обширной программы исследований предполагалось также создать и одноместный планер, как в управляемом (дистанционно), так неуправляемом вариантах (буксируемый). Однако эти задумки не были реализованы в полном объеме. Работы по самолету «Стрела» велись в Воронеже силами ОКБ-31. Подготовка эскизного проекта и рабочее проектирование были завершены в кратчайшие сроки. Постройка летного экземпляра также была выполнена в течении нескольких месяцев. Примерно в это же время, в ЦАГИ проводились продувки его модели в аэродинамических трубах. Конструктивно самолет представлял собой одномоторный цельнодеревянный моноплан с неубирающимся типом шасси. В качестве силовой установки использовался французский рядный двигатель воздушного охлаждения Renault 4Pei мощностью в 140 л. с. При этом взяли именно оригинальный французский мотор, а не его советскую копию МВ-4. По задней кромке крыла устанавливались элевоны. За кабиной летчика находился гаргрот, который плавно переходил в киль с рулем направления.
В конце июля 1937 года начались наземные испытания машины. Вскоре были выполнены первые пробежки и подлеты. Эту работу осуществлял летчик-испытатель А. Н. Гусаров. Сведения о точной дате первого полноценного полета разнятся. В одних источниках отмечается конец августа 1937 года, в других же приводится дата 7 февраля 1938 года. Пилотировал машину тогда летчик-испытатель Н. С. Рыбко. Первый полет длился примерно пять минут. Вскоре было осуществлено еще несколько полетов. При этом зимой самолет был оснащен лыжным типом шасси. Полеты проводились на небольшой высоте до 1200 метров и на скоростях до 220 км/ч. Основная проблема, которую отметили при испытаниях, заключалась в плохой боковой устойчивости. Так или иначе, со своими задачами данное изделие справлялось. Была доказана принципиальная возможность создания самолета бесхвостки с треугольным крылом малого удлинения. На САМ-9 были успешно осуществлены взлет, набор высоты, горизонтальный полет и посадка. Однако, в ходе исследований стало ясно, что полностью раскрыть преимущества этой схемы было возможно только на больших скоростях полета. На тот момент времени создать подобные летательные аппараты не представлялась возможным из-за отсутствия подходящих силовых установок. Появление полноценных боевых самолетов с подобными аэродинамическими схемами стало возможно только с использованием новых типов двигателей. Разработка таких проектов активно началась уже в сороковых годах. В Советском Союзе свои изыскания по этой теме вели такие конструкторы как Б. И. Черановский (проект БИЧ-26), А. С. Москалев (проект РМ-1), Р. Л. Бартини, О. К. Антонов (проект «М«) и другие. Но ни один из них так и не был доведен до логического завершения. Подобные изделия получили гораздо большее распространение заграницей. К примеру, в середине пятидесятых годов, в США был принят на вооружение истребитель Convair F-102 Delta Dagger.
Возвращаясь к САМ-9, стоит отметить, что полеты на нем прекратились весной 1938 года (по другому источнику продолжались они до середины лета). Предполагалось несколько доработать изделие и провести дополнительные испытания. Проводились и некоторые исследования на наземном испытательном стенде. Но в конечном счете, сочли что продолжать работы по данной программе нерационально и их свернули. Соответствующее постановление вышло в декабре 1938 года. Так или иначе, именно А. С. Москалев в тридцатые годы заложил основы новой аэродинамической схемы и отработал ее на практике. А САМ-9 «Стрела» стал первым самолетом «бесхвосткой» с треугольным крылом.