В бою 15 июня 1904 г. русская эскадра потеряла два броненосца и двух адмиралов (князь Ухтомский, увы, среди спасенных с «Полтавы» не числился). Командование остатками эскадры по старшинству принял контр-адмирал Николай Карлович Рейценштейн, перед которым, естественно, во весь рост встал интереснейший вопрос: «А что, собственно, делать дальше?»
Вариантов оставалось немного. Повторить генеральное сражение имея пять кораблей против девяти не представлялось возможным. Соответственно, можно было либо оставаться в Порт-Артуре, усилив его оборону с суши силами флота, и ограничиваться небольшими вылазками, беспокоя Объединенный флот, либо же прорываться во Владивосток.
Совет командиров высказал однозначное решение оставаться в Артуре. Офицеры никак не могли взять в толк, какая польза будет от их кораблей в удаленном от основного театра военных действий Владивостоке, ведь было очевидно, что помогать Порт-Артуру из Владивостока нельзя. Уход из Артура выглядел как постыдное бегство, получалось, что флот бросал сухопутный гарнизон на произвол судьбы. С другой стороны, наместник Алексеев настаивал на прорыве во Владивосток.
Рейценштейн не знал, что предпринять, но склонялся к тому, чтобы оставаться в Порт-Артуре до конца. Ситуация, в которой он оказался, пока не требовала немедленных решений, потому что до починки и возвращения в строй всех получивших повреждения в сражении 15 июня кораблей никакой прорыв, разумеется, состояться не мог. Однако же Алексеев употребил все свое влияние, и полностью убедил Государя-императора в его необходимости. Высочайший приказ был передан Рейценштейну, и он, будучи верноподданным российской Короны, конечно же, не смел ослушаться. Контр-адмирал начал готовить вверенную ему эскадру к прорыву.
В свете состоявшегося боя 15 июня, подготовка эта не могла ограничиться ремонтом, пополнением боекомплекта и угля, потому как сражение преподало нашим морякам несколько уроков, каковые следовало учитывать в будущем.
Содержание:
Урок первый
Выяснилось, что броненосные крейсера куда прожорливее своих паспортных данных. В бой 15 июня они вышли с запасом угля, близком к нормальному, потому что ни к чему было брать больше. Но по возвращении оказалось, что угольные ямы того же «Пересвета» сильно опорожнились. По всему выходило, что в случае прорыва с боем, даже и полного запаса угля могло не хватить до Владивостока, а потому Рейценштейн предложил следующий план.
Эскадра выйдет из Порт-Артура с полным запасом угля, и, развив максимальную скорость, постарается проскочить мимо японцев в Шанхай без боя. Там же ее будут ждать угольщики, с приобретенным заранее углем, корабли смогут пополнить припасы – и уже оттуда эскадра пойдет во Владивосток. Данный план не был идеален, потому что, во-первых, если японцы все же сумеют перехватить русские крейсера, то придется принимать бой в полном грузу, что не слишком хорошо. Но уйти с нормальным запасом было нельзя. Очевидно, что японцы сразу узнают о выходе эскадры. Не менее очевидно было и то, что если даже артурцы смогут уклониться от встречи с главными силами Того до Шанхая, то там они застрянут надолго – на каждый броненосный крейсер придется перегрузить более тысячи тонн угля! В итоге команды уработаются, а у выхода из нейтральных вод их будет поджидать превосходящий флот Того…
Конечно, если бы не риск сжечь весь уголь на полдороге, Рейценштейн сразу пошел бы во Владивосток. В конце концов, он решил так, что возможность бункероваться в Шанхае ничем не повредит, даже если он ею и не воспользуется, а приобретенный уголь, в случае чего, пригодится 2-ой Тихоокеанской эскадре, каковую сейчас собирали на Балтике. Он известил Алексеева о своих планах и последний, расхвалив контр-адмирала за предусмотрительность, всячески его поддержал: необходимые средства были выделены, угольщики – зафрахтованы.
Урок второй
Увы, но не смотря на все усилия, подготовка артиллеристов эскадры оказалась все еще недостаточна, особенно в стрельбе на большие дистанции, с которых начался бой 15 июня. Тут Рейценштейн развернулся весьма широко. Во-первых, он приказал и обеспечил усиление ночных дозоров у Порт-Артура. Контр-адмирал решил взять с собой только 10 миноносцев «350-тонного» типа, находившиеся в наилучшем техническом состоянии, остальных же безжалостно гонял в патрули, траление мин, да на прикрытие канонерок и «Апраксина», периодически выходивших пострелять по сухопутным силам японцев. В результате этого основные силы эскадры получили возможность выходить в море и тренироваться невозбранно. Рейценштейн едва ли не ежедневно отправлял один-два крейсера из тех, кто ожидал починки, либо уже починился. Производили в основном стволиковые стрельбы, но были и немногочисленные калиберные. В последнем случае стреляли на дистанции до 30-35 кабельтов: стрелять еще дальше мешало отсутствие оптических прицелов, которые у японцев, однако, были. Что же до 50 кабельтов и более, то опрос артиллерийских офицеров привел к тому, что лучше всех в бою 15 июня наблюдал свои выстрелы артиллерист «Баяна», приказавший стрелять залпами 254-мм орудий. Проверять, так это или нет, и учить корабли новому приему было уже некогда, да и нечем, потому что боевых запасов оставалось немногим более одного комплекта: но боевые инструкции поправили, рекомендовав на больших дистанциях именно залповую стрельбу.
К сожалению, 10 июля боевая подготовка в море была прекращена в силу несчастного инцидента. Причиной которого, как это часто бывает, стали благие намерения, выразившиеся в форме здорового желания причинить вред неприятелю. Рейценштейн предполагал, что вражеские броненосные крейсера могут сыграть особую роль в перехвате его эскадры, когда он поведет ее на прорыв. Он рассуждал так: даже в полном грузу русские броненосные крейсера как минимум не уступят по эскадренной скорости японским броненосцам, и имеют хорошие шансы проскочить мимо последних. Однако броненосные крейсера Объединенного флота быстроходнее, и Х. Того наверняка соберет их в кулак у Эллиот, потому что Владивостокский отряд крейсеров погиб. Соответственно, Х.Камимура вполне сможет догнать его корабли и связать их боем, а там уж и броненосцы подтянутся, что грозит русской эскадре очередным разгромом.
В то же время было давно известно, что легкие силы, «приглядывающие» за Порт-Артуром обычно действуют под защитой пары броненосных крейсеров. Их-то Рейценштейн и собирался атаковать, с целью сильно повредить, а если Бог даст – так и уничтожить. Командующий русской эскадрой вполне логично предположил, что у Х. Того на Эллиотах будет пять броненосных крейсеров из имеющихся шести, кого-то он все же наверняка оставит в Японии, стеречь «Россию». Выведя из строя двоих, он оставит японцев всего лишь с тремя, а этого уже явно не хватит, чтобы связать боем пятерку его кораблей, индивидуально более сильных, чем любой японский броненосный крейсер. Седьмого июля Рейценштейн, попытался претворить свой план в жизнь, и вывел в море наименее пострадавшие и починившиеся уже «Пересвет», «Громобой» и «Ослябю» в сопровождении всех трех бронепалубных крейсеров и 16 миноносцев.
Идея, может, и была хороша, но Х. Того, потеряв два броненосных крейсера, сделал для себя выводы. Командующий Объединенным флотом выдал строжайшие инструкции командирам своих кораблей: броненосные крейсера имели право вступать в бой лишь при явном численном превосходстве, либо заведомой слабости русского отряда. Во всех остальных случаях они обязаны были отступать и выжидать подхода главных сил. Поэтому, как только стало ясно, что с внешнего рейда выходит крупный отряд, дозорные немедленно ретировались в сторону Эллиот, а Х.Того пошел к ним на поддержку всей своей мощью. В результате единственным трофеем Порт-Артурской эскадры стал вспомогательный крейсер, в чью задачу входило визуальное наблюдение за рейдом Порт-Артура, и у которого, похоже, случилась поломка в машине, отчего он не мог развить хорошего хода. Этот «Мару» честно отстреливался до самого конца, чем заслужил уважение русских моряков, но, конечно, был потоплен. Некоторое время Рейценштейн преследовал отступающего неприятеля, но затем вынужден был вернуться, так как заметил главные силы Х. Того на горизонте.
Увы, на обратном пути «Богатырь» подорвался на японской мине: несмотря на все меры по защите рейда и систематическое траление, какое-то их количество на подходах к Артуру все же было выставлено. Крейсер не погиб, но повреждения его оказались чрезвычайно серьезны и нужны были месяцы, чтобы вернуть его в строй. Алексеев, как только об этом стало ему известно, категорически запретил выходы в море главных сил эскадры, кроме как с целью прорыва во Владивосток, что Рейценштейн и вынужден был исполнить.
Урок третий
По результатам боя 15 июня выяснилось, что сосредоточение огня всей эскадры на одной цели оказалось не слишком-то эффективно. Старшие артиллеристы были уверены, что флагману Х. Того «Микасе» были нанесены тяжелейшие повреждения во второй фазе боя, когда он шел вдоль строя русских кораблей и терпел их сосредоточенный огонь. Но те же артиллеристы утверждали, что часто не могли отличить падений снарядов своего корабля от чужих, и стреляли по броненосцу Х. Того «вслепую» по расстояниям, которые давал дальномер. Посему в наставление по артиллерийскому бою был включен пункт о том, что по сигналу флагмана, все прочие корабли эскадры сосредотачивают огонь на указанной им цели по возможности. А если таковой возможности нет, то стрелять следует по ближайшей, или же лучше всего наблюдаемой цели.
Урок четвертый
Еще одним нововведением было распоряжение Рейценштейна о преемственности командования. Тут все было очень просто: недавно произведенному к контр-адмиралы Вирену представляло возглавить отряд бронепалубных крейсеров и миноносцев, а больше, никого, подходящего на роль второго флагмана у Рейценштейна и не было. Посему, не мудрствуя лукаво, Рейценштейн приказал, чтобы управление главными силами эскадры осуществлял корабль, идущий головным, а если его выбьют – то далее по очереди.
К 24 июля все было готово. Следующие двое суток команды стояли на ушах, загружая уголь, пополняя боекомплект и отмывая корабли от угольной пыли (дабы не заносить грязь в раны в случае боя). Затем Рейценштейн дал экипажам сутки на отдых, и 28 июля 1-ая Тихоокеанская эскадра в составе флагманского «Баяна», «Осляби», «Победы», «Пересвета», «Громобоя», «Аскольда», «Новика» и десяти миноносцев типа «Буйный» направилась на прорыв. В Порт-Артуре остались броненосец береговой обороны «Апраксин», подорванный и небоеспособный «Богатырь», а также все остальные минные крейсеры, миноносцы и канлодки.
Главные силы Объединенного флота на 28 июля 1904 г.
В период с 15 июня по 28 июля Хэйхаторо Того также пришлось принимать непростые решения. Вверенный ему флот добился большого успеха – но при этом понес серьезные потери. Х. Того чрезвычайно высоко оценил успех Х. Камимуры, разгромившего Владивостокский отряд, который давно уже был головной болью японского командующего. Теперь, для парирования угрозы уцелевшей «России» достаточно было оставить один броненосный крейсер, а все остальные силы Х. Того мог сосредоточить у Эллиот, но…
Дело в том, что в бою 15 июня его флагман, «Микаса», пострадал очень тяжело. И дело было не в повреждении корпусных конструкций: по большей части это можно было исправить при помощи имевшихся в его распоряжении плавмастерских. Дело было и не в расколотой 178-мм бронеплите, расположенной у самой ватерлинии: да, повреждение серьезное, и, если бы 15 июля распогодилось, то пробоина эта могла доставить изрядные проблемы. Но сейчас борт подлатали, и, если только в ту же бронеплиту не попадет еще один снаряд, все будет нормально.
Проблема заключалась в том, что «Микаса» полностью лишился своей тяжелой артиллерии.
Носовая башня (на самом деле – барбетная установка за башенноподобным щитом, но мы не будет писать это всякий раз, правда?) получила два попадания 254-мм снарядами. И если первый десятидюймовый фугас не причинил никакого вреда, то второй, поразив ствол орудия, вызвал детонацию заряженного и готового к выстрелу 305-мм снаряда. К счастью, катастрофы это не вызвало, но оба орудия вышли из строя. С кормовой же «спаркой» вышло совсем неудобно, потому что детонация снаряда в канале ствола правого орудия случилось без всякой русской помощи. В итоге кормовые 305-мм орудия также утратили боеспособность (в реальности вышла из строя только кормовая башня). Повреждения оказались столь серьезными, что не было никакой возможности исправить их на Эллиотах, кораблю требовался ремонт в Японии.
Х. Того оказался перед непростым выбором. С одной стороны, необходимость сторожить артурцев требовала сосредоточить все боеспособные корабли у Эллиот. С другой стороны, даже с учетом оставленного против «России» крейсера и без «Микасы» Х. Того все равно мог сосредоточить против пяти броненосных крейсеров русских два броненосца и пять броненосных крейсеров. «Асахи», правда, тоже не досчитался одного 305-мм орудия, потерянного из-за детонации снаряда (в реальности – потерял 2 орудия, а всего в ходе боя при Шантунге японцы утратили 5 орудий калибром 305-мм из-за разрывов снарядов в них). Много ли к этой мощи мог добавить его флагман без главного калибра?
И опять же – Х. Того считал, что русским очень сильно досталось, и не ожидал, что в ближайшие пару месяцев они рискнут выйти в море всей силой. Посему, по здравому размышлению, он дождался, когда на Эллиоты придет подлатавший свои корабли после боя в Корейском проливе Камимура. А затем командующий Объединенного флота перенес свой флаг на «Асахи», и отправил «Микасу», и наиболее пострадавшего в бою 15 июня «Адзуму» ремонтироваться в Японию, в надежде на то, что его флагман успеет вернуться в строй к решающему бою. «Адзума» же, по его замыслу, станет против «России», если русские рискнут выйти ее в море.
Так обе стороны готовились к прорыву порт-артурской эскадры во Владивосток, в ходе которой состоялось очередное столкновение главных сил противоборствующих флотов, в дальнейшем известное как «Сражение при Шантунге 28 июля 1904 г».
Продолжение следует!
отличная идея! а как именно это реализовано было? есть в уме несколько вариантов, но сначала хочется услышать авторский
интересно, как все же в этой АИ соотносились скости асамоидов и наших?
продолжу комментарий,
сразу же возникает вопрос:
могли ли желтолицые черти что-то нехорошее учудить с этими угольщиками?
В Шанхае их агентов как блох на собаке, плюс телеграф, так что всё будет под колпаком. Японцы будут знать где эти ещё до их прихода на рейд. А высмотрят ещё на подходе. Накинуть 1000 тонн угля не успеют, как японцы перекроют подходы.
вот и я про это, так и хочется от них какую гадость …
Спойлерберем тротил, смешиваем его в растопленном состоянии с угольной пылью, формуем, охлаждаем, а потом кидаем в бункерНу я в одной альтернативке так и сделал. Только там был гексоген.
я использовал тротил, так как он уже активно применялся в промышленности более 10 лет, гексоген же начали использовать как ВВ только в 20-е годы + я вот вообще не уверен в возможности промышленно делать из него эффективную шашку произвольной формы в период РЯВ
Ну так они и не были эффективными особо.По моему описанию. Но там был попаданец. Который знал что это «лекарство» взрывается. И были кучи угля, на железнодорожных станциях, в порту Дальнего и на Эллиотах. Но это другая история. А тут даже подрывать ничего не надо. Пара пароходов, якобы случайно, таранит сильнейшие корабли. При погрузке угля. И эскадра вообще ни куда не идёт. Если и грузить уголь с угольщиков. То в укромной бухте, на малонаселённом островке. Уничтожив на нём телеграф. А не там где британские, а то и японские пароходы шастают. И ты им ничего сделать не можешь. Так и представляю: «На «Пересвете» как раз заканчивали погрузку угля, все устали и не обратили внимание как проходивший мимо них пароход, под британским флагом, вдруг резко прибавил ходу и круто заложил руль. Нацеливаясь на кормовую оконечность крейсера. При этом «Юнион Джек» резво пополз вниз. И перед самым ударом в районе винтов крейсера, над пароходом, под крики «банзай» взвился флаг японского торгового флота. И в следующий миг сминая винты пароход вошёл в борт «Пересвета», разрывая его обшивку. На несколько мгновений оба корабля застыли. Как будто оказались спаяны друг с другом. А потом японский пароход дрогнул и стал отползать назад. Открывая поступлению воды пробоину в борту… Подробнее »
Совершеннейший бред. Невозможно себе представить, что русский военный корабль позволит приблизиться к себе пароходу любой державы. Сперва будет сигнал, потом предупредительные выстрелы, потом — огонь на поражение.
в статье четко написано:
а не «возможность бункероваться в море у Шанхая», потому совершенно логично предположить множество гражданских судов, проходящих мимо эскадры, в том числе и совсем рядом
Что японцы не осмелятся на подобную диверсию, в нейтральном порту да под чужим флагом. К тому же Харламов пишет
Это как?:))) По Харламову что, во время погрузки угля вахты отменяются, так что ли? Или у него вахтенные офицеры тоже уголь грузят, прямо на ходовом мостике?:)))
Ну справедливости ради:
«Все уже решили, что экспедиция не удалась, как вдруг среди этих «купцов», стоявших с якорными огнями и с освещёнными изнутри иллюминаторами, показался какой-то тёмный силуэт без единого огонька. Это, конечно, военный корабль. Через несколько минут мы были уже достаточно близко, чтобы убедиться, что это действительно так. <…> Наконец, когда «Эмден» прошёл на расстоянии около 1 кабельтова под кормой у загадочного корабля и вышел к нему на траверз, мы окончательно установили, что это крейсер «Жемчуг». На нём царили мир и тишина. <…> С дистанции около 1 каб. мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части «Жемчуга»…»
Справедливости ради Черкасов был больным человеком (видимо, еще и на голову) так как прямо отменил ряд требований РИФ, такие как ночные дежурства у орудий. Происходило это ещё и от того, что он был совершенно уверен в том, что Жемчугу никто не угрожает.
Подобного я как-то не заметил на кораблях 1ТОЭ, которые, находясь в нейтральных портах и так постоянно ждали появления неприятеля. Стоит ли по одному дегенерату оценивать всех остальных командиров РИФ?
Если уж умучивать несчастную справедливость, то в нейтральном порту, каковым являлся Шанхай, вряд ли кто даст русской эскадре устанавливать свои порядки. То есть требовать соблюдать установленную дистанцию и открывать огонь по неподчиняющимся русские корабли точно не будут. Как и досматривать входящие на рейд гражданские суда под нейтральными флагами. А строгое соблюдение вахтенного режима и готовые к открытию огня расчеты у орудий, с дистанции 1-2 кабельтова предотвратить таран в принципе не смогут. Даже если шарахнуть главным калибром.
В порту — не остановят. Но «не заметить устав от разгрузки» — едва ли. А японцы не то, чтобы совсем сумасшедшие, прикрываться чужим флагом в нейтральном порту.
А почему нет? Японцы то как раз на нейтральность. когда им это нужно, внимания не обращали. ЕМНИП, Варяг на прорыв пошел потому что ему особого выбора то не предоставили, пообещав расстрелять прямо в порту. Ну а капитан транспортника, ежели Аматерасу душу сразу не отдаст, мало-мало сделает себе сеппуку. нормальный такой размен.
И, кстати, да. На всё про все у русской эскадры 24 часа, а уложиться надо значительно быстрей. Интернета конечно нет, но рации то уже есть. так что о мероприятии японский флот будет знать уже через несколько часов. И это знание командование будет учитывать. Так что кроме брандвахтенных кораблей , на всех остальных экипажи будут летать как бджолами ужаленные и вахты будут сокращены по максимуму.
И не он одни.Но ключевое слово «когда нужно»
Обратите внимание — никаких брандеров, никаких внезапных торпедных атак. Хотя и крейсер и Кореец держали под прицелом ТА на рейде. И это был корейский рейд, на нейтральность которого япы вообще облокотились, они там войска высадили. Но одно только наличие нейтральных кораблей европейских держав заставило Уриу отказаться от любых не согласованных инициативных пакостей на рейде
Кого это будет волновать? Инцидент есть инцидент
А что, размен транспортника на крейсер такая уж ненужная весчь?
Инициативных пакостей на рейде не было, потому что Руднев с него ушел, справедливо полагая, что на нейтральность «япы вообще облокотились«.
Правильно — никого не буде волновать. Военный корабль атакован не таким же военным кораблем, а гражданским судном с гражданской командой. В случае успеха весь цивилизованный мир будет этим гражданским морякам рукоплескать, а экзальтированные дамочки проливать слезы по трагической судьбе отважного японского капитана.
Сие предположение опровергается одним простым фактом — несмотря на вышедшее время ульттиматума, японцы не преследовали Варяг на рейде, когда он туда ушел.
Угумс И это пишет человек, всерьез претендующий на знание морского права…
Во-первых, некомбатант не может атаковать военный корабль. Ну нет у него такого права. А если он это делает, то он становится военным преступником. Про то, как военное право определяет статус партизан объяснять надо? А тут у нас еще и действия под чужим флагом….
Не могли бы конкретизировать — так Руднев вышел с рейда на бой или не вышел?
Угумс. И это как-то остановило наших партизан? Или я чего-то не знаю?
«Незаконный захват интернированного русского корабля в нейтральном порту вызвал большой резонанс в мире; правительствам Японии и Китая вручили ноты протеста. За «непринятие надлежащих мер» адмирала Са Чжен-бина отдали под суд, но Япония «Решительный» России так и не возвратила.«
Вышел. И?:)))
Как бы да. И это — захват разоруженного, который априори не мог сопротивляться и не создавал никому угрозы.
Вышел.И?;))) Это вы себя спрашиваете? А то у меня доступа в параллельную вселенную, где Варяг рейд не покинул, нет.
Как бы нейтральный порт, и как бы «облокотились». За ради эсминца. А у вас как бы приз поболее будет.
Это я Вас спрашиваю. Вы тут решили доказать, что Уриу готов был воевать на нейтральном рейде. Ну так доказывайте. И не забудьте ответить на вопрос, почему японские корабли не пошли добивать Варяга и корейца когда те отступили на рейд. Время, определенное ультиматумом давно прошло, так что Уриу вроде как был в своем праве — он же грозился устроить драку на рейде. Но не устроил. Почему?
Или в Вашей перпендикулярной вселенной Варяг и Кореец после боя на рейд не вернулись?
Готовность японцев оперировать на нейтральном рейде, я вам уже подтвердил. Или вы желаете утверждать, что истории с «Решительным» не было?
А Урио сам загнал себя в ловушку. Его условия были полностью выполнены. Преследование русских кораблей привело бы к бою на рейде уже по вине японцев. Причем с непредсказуемыми для них последствиями. И не столько политическими. Да и менталитет сработал. Достойный противник, даже проиграв, имеет право сам распорядиться своей жизнью. Вот ежели Варяг попробовал бы интернироваться, тогда вместо «Решительного» мы бы его вспоминали.
Простите, но выход Варяга не есть подтверждение готовности японцев воевать на рейде. Это как бы вообще совершенно разные вещи. Уриу утверждал, что готов воевать на рейде. Руднев поверил в это, особенно после разговоров с командирами нейтралов.
Товарищ Сухов, Вы такое слово — логика- слышали когда-нибудь? А что, если бы Варяг не вышел драться и японцы вошли на рейд — бой случился бы не по вине японцев? Тогда, уж простите, атака вернувшегося на рейд Варяга также не могла бы считаться виной японцев. Если считать что в бое на рейде будет виноват Варяг в случае его невыхода, то же будет верно и по его возвращении
Ну давайте исчо раз. Мне не тяжело.
В отличие от Руднева, я обладаю послезнанием. Для меня подтверждением готовности японцев плевать на нейтралитет порта, является реальный случай с «Решительным». У Руднева таких знаний нет. Но предполагать, что японцы могут нарушить международное право, он обязан. Ведь «Корейца» они накануне атаковали ДО объявления войны. То есть уже создали прецедент.
Если бы Варяг не покинул рейд, то произошедший бой с юридической точки зрения был бы на совести японцев. А вот с моральной — покрыл бы несмываемым позором РИФ. Трус не противник, она — смазка для меча. Но при всей личной хитрожопости и беспринципности, самураи не любят шиноби. так что после того как Варяг по ультиматуму вышел на безнадежный бой, его попытка добить на рейде не вызвала бы понимания у японского общества и покрыла бы несмываемым позором как Уриу, так и весь японский флот. Понимание всего этого японцы и продемонстрировали впоследствии.
«Увидев выходящие русские корабли, мы испытали радость и облегчение от того, что не придётся вести бой на якорной стоянке, где находились корабли иностранных держав. Мужественное решение командира «Варяга» позволило 4-му Боевому отряду не уронить нашу честь и заслуживает только благодарности»
Для меня подтверждением готовности японцев плевать на нейтралитет порта, является реальный случай с «Решительным». Ясно. То есть прямых доказательств готовности Уриу воевать на рейде Вы представить не можете, да это и немудрено. Вместо фактов Вы предлагаете Вашу личную гипотезу. Что ж, смею Вас заверить, гипотеза Ваша вполне логична, но вот Вам на рассмотрение другая. На самом деле, Уриу вполне мог вломиться на рейд Чемульпо и воевать там. Но…. Во-первых, Япония изначально приняла решение на самом высоком уровне, что она не будет уважать нейтралитет Кореи. А вот нейтралитет Китая она уважать собиралась, что опять же было зафиксировано на самом высоком уровне. История с Решительным была, как я понимаю, чистой воды самодеятельностью командиров на местах, она удалась и победителей не судят. Во-вторых, нейтралитет Кореи изначально был фикцией, которую не воспринимали всерьез ни Япония ни Россия, ни Англия, ни другие державы и, по всей видимости , ни сама Корея. То есть у Японии для действий на рейде Чемульпо изначально были развязаны руки. Но, несмотря на столь весомое «во-вторых», японцы не рискнули атаковать русские корабли, не поставив предварительно в известность о своих планах командиров боевых кораблей нейтральных стран. Причем это уведомление было ими произведено до предъявления ультиматума Рудневу. И вот что интересно — в… Подробнее »
Любите же вы, Андрей, мыслью по древу растекаться;) Объем текста большой, при смысловой нагрузке не соответствующей объему. Увы. Согласно приведенной в этом тексте лично вами же информации, в случае невыхода Варяга с рейда, он был бы в любом случае атакован на нем. Не артиллерийским огнем, так торпедами. Этот приказ имел место до боя с Варягом. Посему высказывать версии о действиях самураев ПОСЛЕ боя, я имею полное право. Узнать же, был бы реализован первоначальный замысел ночной торпедной атаки, на ВЕРНУВШИЙСЯ из боя русский крейсер, я не имею возможности по уже озвученным причинам. Ваших возможностей я не знаю. А по сему предпочитаю считать адмирала Уриу человеком чести. То есть вы, по большому счету, толкли воду в ступе. Ну тут уже каждому свое. То что японцы не собирались нарушать нейтралитет Китая, это их личная проблема. А захват «Решительного» свершившийся факт. Атака под чужим флагом — да, пиратство. Но увы, ваш корабль атакует транспортное судно именно под японским флагом. При этом иностранным судам, о которых вы так страстно печетесь, это судно никакого вреда не наносит. Скорее открывающие огонь по любому подозрительному судну русские корабли будут обвинены в нарушении международных норм. И говоря вашими словами, пусть атака транспортники и была «чистой воды самодеятельностью командиров на… Подробнее »
Таки мысью по древу —
Мысь она ж типа белка… (Паки-паки… Иже херувимы)
То есть Вы хотите сказать, что таран военного корабля в акватории порта — это такое ерундовое в исполнении действие, ничем не угрожающее нейтралам? Ну-ну.
Нет, по Харламову оно поднимает флаг только во время атаки. А до того следует под юнионджеком.
Мне, в данном случае, нужно было дать исчерпывающую информацию для читателей нашего небольшого диспута.
В том, что Вы будете продолжать стоять на своем я и не сомневался. Так что не следует воспринимать этот коммент, как адресованный Вам.
именно поэтому я и предложил случайный таран
Встречный вопрос;) Таки ви считате, что ночная торпедная атака действие «ничем не угрожающее нейтралам? Ну-ну.«.
Вам как специалисту по военно-морской истории наверняка знакомы эти события: » … В ответ на сигнал крейсера Дитмерс отдал приказ сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов. …».
Если бы вы старались донести исчерпывающую информацию до читателей, то не стали бы разбавлять короткую цитату из приказа Уриу своим обширнейшим переводом. Переживаете, что читающие не правильно поймут-с? Правильно переживаете;)
Во-первых, все же вечерняя, во-вторых, дальность мин легко выставлялась на 600 м, так что зацепить нейтрала стреляя с 2-3 кабельтов было практически нереально. В-третьих это была крайняя мера, которую Уриу оттянул до последнего
Да. И мне известно, что данные события случились в годы ВМВ, когда Германия совершенно облокотилась на правила морской войны, посему приравнивать данный эпизод к РЯВ немножко неправильно.
Я это делаю, как считаю нужным. Обычно жалобы поступают исключительно от оппонентов:)))
Ну так и тут вообще день;) И транспорт начинает таран не от Северного полюса;) Да и не помню, чтобы в фанфике дымили где-то рядом корабли Того. так что и тут мера крайняя;)
Бой «Сиднея» и «Корморана» породил дискуссию исключительно из-за момента открытия огня — до поднятия флага Кригсмарине или после. А не сам факт использования рейдером нейтрального флага. Стыдно не знать такого.
Повторяю — ВМВ. Эпоха использования кораблей-ловушек, вооружённых гражданских транспортов и т.д.
Угу. Только вот для тарана надо хоть чуть разогнаться, а то будет не таран а навал, после него и таранящий может потерять управление, протараненного может сорвать с якоря, отчего тот сам может на кого-то навалиться, там возможно все вплоть до детонации боеприпасов. А корабли в порту стоят чуточку ближе, чем Варяг и нейтралы на рейде Чемульпо.
Грустно-то как.
HMS Kingfisher (1675) был специально разработан для противодействия атакам берберских пиратов на Средиземноморье. Замаскированный под торговое судно, он прятал пушки за фальшь-панелями. Кроме того корабль был оснащён различными средствами изменения внешнего вида.
Поближе будет РОПиТовский пароход «Великий князь Константин». Перечислять все вооруженные бывшие пароходы 19-20 веков весьма объемно. Немцы в качестве рейдеров ПМВ даже парусные барки использовали;)
«… надо хоть чуть-чуть разогнаться. …» Мне показалось, или японец таки уже двигался с некоторой скоростью? То есть уже «чуть-чуть разогнался»;)
Тысяча Шестьсот Семьдесят Пятый Год. Да еще и не для войны, а для противодействия пиратам.
Вы еще викингов в пример приведите.
Вам показалось, что судно, идущее самым малым в порту (там не газуют), да еще после резкого разворота может уверенно затаранить военный корабль гарантируя тому повреждения, несовместимые с походом и боем
Повторю — эпоха использования кораблей-ловушек отнюдь не эксклюзив ВМВ
Безопасная скорость в порту около 4 узлов. Потопить может и не потопит, а хода лишит запросто.
Да, широко их использовали британцы в ПМВ. Секретно:))) Как известно, джентльмен — это тот кто не попадается.
Потопить — в любом случае не потопит, а хода может лишить, может — не лишить, и даже до 4 узлов надо разогнаться, потому что любой резкий маневр, как изменение курса, сильно роняет скорость
случаем не тот ли, кто сказал так:
а если судно под Юнион Джеком идет не 4, а 9, что именно наши сделают? шмальнут в него? ой, сомневаюсь
Инщаллах
а что ему было делать? стать причиной аршинных заголовков по всем у миру типа:
«трусливые гады вынудили японцев воевать на рейде и стали причиной туевой хучи ущерба нейтралам и нескольких случайных жертв — взыскать персонально с Руднева каждый доллар, фунт, франк … !»
а зачем? если варяг не взорвется, а утонет на мелководье, то у японцев было два варианта:
1.
все идет по плану и через пару лет он бороздит моря под флагом с восходящим солнцем
2.
все идет не по плану и тогда его несложно доломать до состояния, когда дешевле и проще построить новый
Поздравляю, шмелев. Вы только что пришли к выводу, что японцы не собирались воевать на рейде, потому что это было не в их интересах.
Читаем, с чего начался спор:)))))
так Варяг же тонуть собирался — вот и не было в их интересах
вот если бы он собирался отсиживаться за нейтралами — тогда …
зы
зачем топить, если почти наверняка можно затрофеить так или иначе?
Процитируйте пожалуйста рапорт с любого японского корабля, в котором утверждалось бы что Варяг собирался тонуть.
а может процитировать рапорт с японских кораблей, что не было судоходного канала между Чемульпо и Кронштадтом, коим Варяг мог сбежать?
что, так было непонятно, что он
-или будет взорван (плохо)
-или будет затоплен (хорошо)
-или придется его топить (плохо)?
готов признать свою вину в том, что не изложил мысль таким образом: «Японцы порадовались бы получению с минимальными усилиями трофея, потому, учитывая высокую вероятность самозатопления Варяга, никуда не спешили, в чем оказались правы»
угу, аж на целях 12 часов :)))
Неужели? И что же случилось потом? Японцы вошли на рейд, и всех убили?
Жгите шмелев:)))
с моментом сопротивления ничего не случилось, Победа была спроектирована отлично, ибо
в отличие от Пересвета именно ее корпус впервые в России считали как двутавровую балку, а не как брусв ее корпусе воплотились передовые достижения инженерного искусстванет, так скучно, надо бы придумать красивое противодействие
что «совершенно логичные предположения» нашего руководства в период РЯВ таковыми не оказались
а единственное что могло на русской эскадре в 1904 году начать бычить на пароход под Юнион Джеком который (пока) просто идет мимо в акватории нейтрального Шанхая — енот с пулеметом Максима
тут, да, спору нет! дело будет так:
на британском угольщике «Clampherdown» на вахте были старпом из Северной Шотландии и рулевой из Западного Уэльса, единственное общее слово в их словарном запасе «fuck» они произносили сильно по разному и не могли вычленить в общем потоке речи, потому имело место некоторое недопонимание,
а дальше стандартно:
«ууу!-ээй!-ааа!-бабах!-ять!-дыдыщ …
мужики, сорян, мы не нарочно, больше не будем, честное слово, чтобы не так обидно было, держите пол-литра»
Японцы знали, что русский флот рано или поздно будет прорываться во Владивосток?
Знали
Японцы понимали, что наши корабли вполне могут зайти в Шанхай или Циндао для пополнения запасов того же угля?
Знали , тем более что некоторое количество угля там можно было купить и не делая запасов заблаговременно. И разведку туда гоняли потом.
Японцы придумали какую-то дичь с диверсиями в нейтральных портах с таранами боевых кораблей?
Нет. Единственно, на что их хватило — это попытка захватить разоружившийся корабль (Решительный)
Исторично ли предположить, что в АИ будет то же самое, то есть никакой дичи с брандерами не будет?
Да.
Стоит ли всерьез воспринимать очередные рассуждения шмелёва о енотах с пулеметами?
Не думаю:)))))
как в анекдоте:
«а наши разведчик что сейчас делают? почему народ ничего не знает про их подвиги?»
разберем:
допустим японцы придумали какую-то дичь с диверсиями в нейтральных портах, с тем же тротилом в угле, и? ради КОГО им было раскрывать эти карты в реальной истории?
а ради альтернативы АиЧ — самое оно.
и только АиЧ точно знает, если он не знает про вражеского разведчика, то его нет и быть не может
а, ну, да, первая же дичь с диверсиями и привет альтернативе
почему?
потому что по общему правилу «каждое действие рождает противодействие», а тут мы меняем образ действий, а они нет, збс 😉
продолжу комментарий:
как только русский корабль в 1904 году посмеет допустить
бросок окурканедружественные действия в сторону Юнион Джека в нейтральном порту, будет следующее:1.
вся наглоязычная пресса извизжится на тему, что таран стал следствием действий русских варваров
2.
под восторг общественности, требующей обуздать взбесившегося медведя,
бандеровцам отгрузят хаймарсыяпонцам продадут Вакандо, Оккупанто и еще всего дофига, мотивировав свои действия «репрессалиями» (действия вне конвенции, направленные вторым нарушающим на понуждение соблюдать конвенцию первого нарушившего)3.
парламент догонит и добавит денюжки еще на десяток Дредноутов, чтобы можно было
отгрузить бандеровцам также абрамсыи дальше поддерживать друзейКоллеги нужно кому объяснять, почему шмелев, как обычно, несет редкостную чушь?
Мне пожалуйста обьясните —
Зачем Вы вообще поддерживаете тему?
Какой смысл так горячо обсуждать непредсказуемое где каждый последующий момент дробит перспективу на сотни вариантов?
А то невольно закрадывается подозрение что читаешь переписку человека с самим собою…
Вы на это не способны 🙂 уже попытались с моментом сопротивления сечения и
поимели …обманули сами себя в … как Вы наивно тешите себя иллюзией всего двукратным превышением мнимой экономии фактическими потерямиХи-хи… Кажется есть продолжение фанфика. «После тарана «Пересвета», погружающийся пароход, с британским названием и с британским же портом приписки, но под японским торговым флагом, стал отходить на фарватер, что бы затонув, затруднить выход из Шанхая русским кораблям. И в этот момент его стала обстреливать дежурная 75-мм. пушка. Что бы остановить пароход. Но, по несчастью, первые её выстрелы прошли над палубой это тонущего парохода. И попали, как в британского купца, стоящего у стенки Международного сеттльмента, так и стали попадать в здание принадлежавшее поданным Британии. Что тут же вызвало ответный огонь стоявшего в порту британского стационера. И ответную беспорядочную стрельбу с кораблей русской эскадры. В том числе, и одним орудием главного калибра, выстрелила «Бородино» «Победа». И по иронии судьбы новейшая, тонкостенная, из отличной стали, снаряженная повышенным зарядом пироксилина, бомба попала в в этот британский шлюп. И… Она, к величайшему сожалению, взорвалась. Моментально превратив место где стоял колониальный шлюп в огромное облако огня, дыма и пара. И когда облако опало, тоа на этом месте ничего не было. В результате разразился международный скандал. А на рейде Шанхая стали собираться корабли британской Китайской станции. В город из Вен-Хай-Вэя прибыл китайский колониальный полк британской армии. А России был предъявлен ультиматум, разоружить все свои корабли в порту… Подробнее »
Уважаемый коллега, а как насчет вот этого?
т.е. японских корабль под торговым (ТОРГОВЫМ) флагом, ударил русский боевой корабль, причем проигнорировав предупредительные выстрелы, а потом еще и решил топиться на реде. Другими словами, японское судно нарушило все нормы войны, и является преступным. Что касается британского корабля — то на войне, как на войне (напомню, что английских рыболовов обстреляли), и да это можно компенсировать.
Но, вот то что воющая страна может в нейтральном порту, купить судно, совершить акт агрессии, и все это спустить на тормазах…. Ну что же, тогда прецендент создан при отличнейший
А как по японски называется захват торговых судов за четыре дня до начала боевых действий, блокада стационеров в нейтральном порту, нападение сначала миноносцами, а потом всем флотом, на корабли противной стороны, до объявления войны, а потом, когда противная сторона после этого всего объявляет войну, назвать эту сторону агрессором? Вы не поверите, но по японским военным понятиям, это военная хитрость. Ещё вопросы, по японским понятиям, есть?
А потом где вы тут видели нападение японцев на русских. Просто, в нейтральном порту, произошло столкновение в результате аварии рулевого управления\ошибки рулевого\неправильно отданной команды(ненужное зачеркнуть), после чего торговое судно, с некомбатантами на борту, подвёрглось обстрелу. В результате чего затонуло.
Дурацкий вопрос, какую версию, из озвученных, мою, или вашу, примут, при рассмотрении, за основную? И второй дурацкий вопрос, где вы тут видели нападение с японской стороны? С их стороны не прозвучало ни одного выстрела.
Партизан ВОВ такая постановка вопроса как-то не останавливала.
Кроме того женевская конвенция 1864 года предусматривала в качестве комбатантов и лиц не включенных в состав регулярной армии. Кроме того экипаж транспорта запросто мог входить в состав ВМС Японии и носить соответствующую форму. Торговый флаг перед атакой был поднят японский, то есть корабль явственно обозначил свою принадлежность к державе противника.
https://studfile.net/preview/16472509/page:9/
ахахаха, +100500
Как раз способен, а по сопротивлению не убедил я только Вас. Но столь неблагодарной задачи я себе и не ставил — для очистки совести объяснил где Вы неправы, и будет с Вас
лишь бы сами верили 🙂
Видите ли, шмелев, есть человек, который вполне может нас рассудить. Зовут его Рафаил Михайлович Мельников. Безусловно, к нему, как к историку есть много вопросов. Но вот как кораблестроителю, ему вполне можно доверять, ибо это его специальность.
Я так подозреваю, что считать тот же эквивалентный брус Мельников умел немного лучше Вашего. А он писал:
Ну, а согласно Вашим «расчетам» такое решение должно было лишь увеличить перегрузку корабля.
Уважаемый Андрей. Эквивалентный брус — это прочность корпусных конструкций. Остойчивость — это метацентрическая высота. Изменение высоты жилой палубы, уменьшает как просто вес корпусных конструкций, так и изменяет «возвышение метацентра над центром тяжести плавающего тела.»
вот только не надо, умоляю Вас, смешивать две вещи: 1. факты 2. способы объяснения таковых разберем чуть подробнее и совсем просто: 1. Победа была легче, но на ее прочность никто не жаловался, даже наоборот, тут Вы полностью правы, вопросов быть не может 2. вопросы и даже негодование возникли из-за объяснения фактов облегчения корпуса, разберем совсем простыми словами: 2.1. берем линейку, например (деревянную, металлическую, пластмассовую) и пытаемся ее немного согнуть сначала по плоскости, что совсем не трудно, а потом по ребру, что не получится вообще вопрос: почему так происходит, если площадь сечения остается неизменной? ответ: да потому, что сопротивление изгибу зависит от произведения площади сечения на высоту в степени, то есть, упрощенно говоря, при неизменной площади сечения (в отношении корпуса корабля — связей) сопротивление изгибу кардинально меняется с изменением расстояния точек сечения от нейтральной оси, то есть, чем выше относительно оси сгиба балка, корпус корабля или любая другая деталь, тем лучше сопротивляется при неизменном сечении 2.2. при некоторых упрощениях можно сказать, что сопротивление изгибу корпуса корабля растет в геометрической прогрессии (возводится в степень) с увеличением его высоты, а также снижается в геометрической прогрессии с уменьшением его высоты, также при некоторых упрощениях можно сказать, что вес корпуса корабля растет в арифметической прогрессии… Подробнее »
продолжу комментарий
рассмотрим площади
квадратного сечения = ребро во второй степени
и прямоугольного сечения = ширина * высота
тогда момент инерции
квадратного сечения = ребро в четвертой степени /12
а прямоугольного сечения = ширина * высота в третьей степени / 12
тогда момент сопротивления
квадратного сечения = ребро в третьей степени /6
а прямоугольного сечения = ширина * высота во второй степени / 6
и сделаем вывод:
если уменьшить высоту сечения, то заикнемся увеличивать ширину для сохранения равной прочности
извините за некоторую многословность, думаю, для тех то не имеет времени или желания собирать ветку спора по куче комментариев надо сделать небольшое пояснение в ходе дискуссии прозвучал тезис, что при снижении высоты борта можно было потратить экономию веса корпуса за счет высоты борта на усиление продольных связей, тем самым восстановив его прочность также прозвучал тезис о том, что при нехватке усиления продольных связей за счет высоты борта всегда можно отщипнуть от экономии на барбетах и прочих трапах внутри корпуса в ответ отвечаем: во-первых, обшивка борта вообще-то тоже является составной частью сечения балки, потому первый тезис совсем мимо во-вторых, пример с шириной и высотой балки математически показывает, что заикнешься компенсировать (точнее как, в принципе компенсировать можно, бросив максимум веса на верхнюю палубу и связи у нее, но смысл этим заниматься?) в-третьих, расчетом по методике согласно указанному АиЧ учебнику экономия высоты корпуса для 10 килотонного корабля в 200 тонн от 4 000 тонн общего веса корпуса, при сохранении длины заставляет снизить водоизмещение на 2 000 тонн для обеспечения неизменного усилия в точке верхней палубы (а эти 2 000 тонн надо искать по принципу «крутись как хочешь, теща, через два часа похороны» с учетом того, что еще и К пропорциональности надо как-то сохранить… Подробнее »
Коллега, при всем почтении, сугубо ИМХО, вы сейчас заняты….странным делом))..
Я б даже сказал, весьма странным :wpds_smile: . Что отнюдь не уменьшает почтение и вызывает лютую зависть и осознание собственного несовершенства :wpds_smile: , но, тем не менее….
Вот-вот..
А что мне? Альтернатива написана, давно и полностью, выкладывать ее все равно надо частями, могу развлечься немного:)))
С уважением, Андрей
Разве что так)). Тут один персонаж что-то про макивары писал))…. Если в этом плане — то да, вполне себе :wpds_wink: .
А то я было подумал, что вы хотите «краткий курс», правда, не той самой истории)), коллеге изложить. Его и очно не все вкуривают)))
++++++++++
А ведь Того правильно думал, что русские пару месяцев будут не боеспособны. После боя в Жёлтом море, вернувшиеся в П-А корабли восстановили боеспособность только к октябрю. Японцы на месяц раньше. Так что, ну уж очень оптимистичненько, тут всё выходит.
В нашей реальности корабли после боя 28 июля восстановили свою боеспособность 20 августа, о чем есть свидетельство Кутейникова. Но, конечно, что может знать какой-то там судостроитель, лично принимавший участие в ремонте эскадры в сравнении с несравненным Игорем Харламовым:))))
Ех, вышли бы опять… (как вы предлагали) Вот две картинки, первая из реала, а вторая- если не разбежались, а все возвратились в Артур.
Орудия «вылетали» не только у японцев. Тот же «Пересвет» имел после боя в Жёлтом море, на 18 августа, три орудия ГК. Из четырёх.
Да и вообще полное восстановление кораблей в П-А было невозможно. Тот же Севастополь ходил «косой и хромой» до бухты Белого Волка. А полностью исправили «Цесаревич», после повреждений полученных в первую ночь войны, уже после её окончания.
Пушки и станки показали себя недостаточно прочными. У многих 6 дм пушек отлетали дула. Подъемные механизмы постоянно сдавали, их зубчатые дуги гнулись и ломались. Компрессоры, накатники и разные детали станков часто портились. В результате, к вечеру 28 июля, большая часть пушек на всех кораблях эскадры была выведена из строя … Замечу только, что большинство дефектов было такого характера, что в порту пушки скоро приводились в порядок …
Кутейников, стр. 148
Только вот все японские орудия вышли из строя по техническим причинам, а в ствол 254-мм орудия Пересвета залетел 57-мм снаряд. И единственное орудие ГК, которое вышло у нас из строя — это пушка Севастополя, крякнувшая при стрельбе на дальние дистанции ещё до боя при Шантунге.
По крайней мере все поврежденные в бою башни ГК вернули в строй.
++++++++++
Андрей, с «Богатырем»не перебор ли? По количеству кораблей с нашей стороны на данный момент больше погибших и вышедших из строя, Того и в реале такого не снилось.
Я думаю, все же нет, с учетом общего сальдо потерь. И я стараюсь не забирать достижения японцев, а Баян таки на мине подорвался в РИ. Тут его место забирает Богатырь
С уважением, Андрей
У Того весьма прилично сократилось количество капитальных кораблей. В майском бою потоплены три из шести броненосцев. А также сгинул большой броненосный крейсер. В реальности у русских успехи были, как бы не в два раза меньше, чем в АИ Андрея. К тому добавим, что на «Fuji» и «Shikishima» в реальности разменяли полдюжины (!) броненосцев утопших в Порт-Артуре и крейсер-рейдер «Рюрик». Здесь пока только один бронекрейсер, да четыре броненосца, три из которых устарели ещё до спуска на воду. Не так и плохо
Два, сэр:))) 15 июня разменяли Севастополь и Полтаву на Якумо и Асаму
Еще в Реале Цесарь самовыпилился из войны в догонку к упомянутой выше «полудюжине» …
и наши бронепалубники 1й ТОЭ в полном составе ..
Всеж (за вычетом недобитого Цесаря) Андрей чутка подыгрывает нашим —
если и избавляется бесповоротно то только от старья…
Три устаревших, на уровне мировых образцов того времени. А то что не добирали в скорости это все зависело от степени квалификации рабочих на ремонтных работах и степени подготовки машинных команд. Сравнение по Потемкину и Трем Святителям. Как они ходили до 1906 г. и спустя 10 лет, вижимали из машин больше чем на сдаточных испытаниях. Когда перестали экономить на подготовке экипажей, что артиллеристов, что команд КМУ, так и результаты стали другие.
Вы посчитайте количество погибших легких крейсеров.
Но тут есть оговорка в тексте, «нужны месяцы». Наверное самый главный приз АИ это Порт-Артур, который останется за нами. Не думаю что Андрей отдаст в качестве трофея «Богатырь» японцам или утопит его.
не…
Не отдаст — там еще и Цесарь ремонта ждет)))
Да и нафига японцам тот Пртур без эскадры?
Армия Ноги позарез нужна для наступления в других местах — они б мож и Харбин бы взяли…
Так то в Реале выходит вполне выгодный размен —
1я ТОЭ и Пртур ….
на Харбин и 2 ЭБРа
Хм… Армия Ноги в битве под Ляояном? Очень интересная для японцев альтернативка.
А то с чего бы Ноги руки на себя наложил?
Про Полтавы Вы пожалуй преувеличили — как проект они конечно выделяются отличным вооружением (для своего времени) а по факту на этом их достоинства исчерпываются и вылезают недостатки обусловленные экономией на ВИ и технологической отсталостью по части производства движков…
Соотношение потерь в этой Альтернативе более чем выгодно для РИ….
++++
Польза очевидна- уцелеть до соединения с 2 ТоЕ. А «помогать Порт-Артуру» не цель войны, а средство. Если просто «сидеть и помогать», то лучше уходить. А если из Артура шастать из ЖМ, то да, Артур лучше как база.
У вас мощные крейсера, думал пуститесь в «пиратство» в ЖМ… 🙂 (раньше начал такую альтернативу, но забросил 2 часть- лит. таланта нет((
Кстати нельзя ли из Шанхая продолжить с угольщиками на запад… чую что то такое))
вангую, все закончится победой при Цусиме 2 ТОЭ, где результат будет обеспечен лучшими снарядами русского флота
+++
Всё это безусловно хорошо, почтенный коллега, но нет ли риска, что ублюдки наглосаксы устроят нам в самый неподходящий момент облом с «заранее заказанным» углем?
Нет, уважаемый коллега, такого риска я не вижу. Что интересно, даже когда британцы вмешались и немецкие угольщики отказались сопровождать 2ТОЭ от Мадагаскара, уголь для дальнейшего движения вполне можно было изыскать — полную блокаду бриты наложили на продажу угля уже позднее, когда эскадра шла индийским океаном. А тут… Собственно, даже сообразить, что уголь закупается для русских кораблей будет не так легко, если осуществить его приобретение через посредников.
хочется конкретики хитрой маскировки:
вариант 1 — делаем заранее:
1.
закупили уголь, свалили — никуда не везем
2.
пригнали пароходы-угольщики, загрузили, никуда не плывем
=
мудрено что-то заподозрить
вариант 2 — делаем в последний момент:
1.
кто-то что-то не привез, не догрузил, не доплыл
2.
эскадра задержалась почему-то и мы переходим в вариант 1
шмелев, там никакой хитрой маскировки не надо.
Русские представители обращаются к китайским торговым компаниям и передают им деньги. Затем китайские компании закупают уголь/фрахтуют угольщики, в те годы информационная прозрачность околонулевая, так что не то, что сопоставить закуп потребностям русской эскадры, но даже выявить сам факт сделки для японцев и британцев — задача очень непростая. Затем угольщики незадолго до прорыва и к определенной дате приходят в Шантунг. Если не будут заходить в порт, чтобы не светить декларациями, там даже не будут знать что пришло немало угля. А если даже зайдут, то информатору надо ещё сообразить, что транспорты нескольких компаний привезли как-то много угля, и это подозрительно.
Допустим, информаторы все же узнали и сообщили японцам. Дальше-то что? Их главные силы как стояли у Эллиот, так и будут стоять, защищая Дальний. Пока русская эскадра в Артуре, японцы не могут никуда идти.
красиво, но противоречит суровой реальности
1.
угольщики не таксисты — толпой у кафе не стоят, просто так взять и насобирать в любой момент не факт, что получится
2.
договор фрахта предусматривает точные место и период погрузки, например, в Шанхае с 10.07 по 05.07.1904, а также точные место и период выгрузки, например, в Маниле с 12.07.1904 по 16.07.1904
можно предложить им за 1000% стоимости поменять маршрут с Манилы на «поболтаться у Шантунга», можно, конечно, когда «Ллойд» каждый за лямку фунтов застрахует, а тот застрахует по результатам консультаций в Адмиралтействе
Шо бы Ви таки знали о суровой реальности.
Вот уж не знал, что для семи крупных кораблей, даже с миноносцами, у которых ну вот точно какое-то количество угля будет с собой, нужна толпа угольщиков
Да, да, в контракте с германскими угольщиками, сопровождавшими 2ТОЭ так и было прописано — точные координаты каждой погрузки в море. И время:)))))
так нет, но им было сразу понятно, на что именно они подписываются, не сомневаюсь, что и вот это условие было соблюдено
можно заменить «адмиралти» на «адмиралитет», а также «сосайте» на «гезельшафт», но это при большом везении
АЖПИ.
Судя по безумию хейтеров, в результате получается вполне себе качественное Литературное Произведение.
Увы…
Категорически нехватат….
главного герроя)))
И… Романтической линии…
И блин… за политику —
Чисто поддержать традицию трех составных частей и прочего триединства….
Ну, все же эта АИ не задумывалась, как книга. А книга будет, но… это уже совсем другая АИ-история
будет интересно! с нетерпением ждем