Перейдя к бою, состоявшемуся 2-го мая 1904 г, автор перескочил через целый месяц, прошедший с момента подрыва «Петропавловска» и «Громобоя» на минах 31 марта того же года. Посему следует немного «отмотать назад», известив достопочтенного читателя о событиях апреля 1904 г.
Содержание:
Совещание 2 апреля
Поскольку, после гибели «Петропавловска», у Эскадры Тихого океана осталось всего лишь два броненосца против японских шести, наместник Алексеев утратил всякие надежды овладеть морем. Понимали это и в Санкт-Петербурге и Алексеев знал, что там уже решено было сформировать и отправить в Порт-Артур 2-ую Тихоокеанскую эскадру. Костяк ее должны были составить четыре броненосца типа «Бородино», каковые можно было подготовить к походу никак не раньше осени 1904 г., плюс, эскадре предстояло пройти через полмира. Следовательно, требовалось продержаться до ее прихода, удерживая Порт-Артур от возможных штурмов с суши. Японцы еще не высадились в Бицзыво и планов их никто не знал, но в то, что их войска придут, и скоро – в этом никто не сомневался.
Утром 2-го апреля наместник прибыл в Порт-Артур. На спешно созванном совещании, Алексеев высказался прямо:
— Наши сухопутные силы сейчас слабы, и неприятель может сосредоточить против них превосходящую армию. Поэтому Куропаткин будет осторожен, он будет отступать, сдерживая японцев, и примет генеральное сражение лишь тогда, когда сочтет свои силы готовыми к нему. Но случится это нескоро, так что на его помощь мы покамест рассчитывать не можем. В то же время эскадра – лакомый кусок для японцев, они смогут победить на море только если разобьют наши морские силы по частям. Сперва – наши корабли в Порт-Артуре, потом – 2-ую Тихоокеанскую, которую сейчас снаряжают нам на выручку. Это для японцев сейчас важнее всего, потому что, когда наш флот возьмет верх, все их победы здесь потеряют смысл. Снабжать свою армию они не смогут, и подкрепления, переброшенные по Транссибу, возьмут их голыми руками. Имеющимися силами мы господства на море никак не завоюем, значит, надо сохранять корабли до прихода второй Тихоокеанской. А это может быть и февраль и март следующего года. Следовательно, японцы могут двинуть на нас по суше большое войско и штурмовать Порт-Артур в самое ближайшее время, а держаться нам понадобится месяцев десять или около того: готов заслушать ваши предложения, господа.
Тут, конечно, выяснилось много всего, и в том числе – недостаток продовольствия, которого едва хватило бы до конца января-начала февраля. К закупкам у китайцев можно было приступить немедленно, благо соответствующие кредиты имелись – на том и порешили единогласно. Но встал другой важный вопрос – как именно оборонять Порт-Артур, и вот тут мнения разделились. Стессель и Фок считали, что Цзиньчжоусская позиция, перекрывавшая дорогу к Порт-Артуру в самой узкой части Квантунского полуострова, хотя и была оборудована кое-какими укреплениями и артиллерией, не годилась для решительного боя. Они предлагали вести там лишь сдерживающие бои, и отступить, как только давление японцев станет слишком сильным.
В противовес им выступил Роман Исидорович Кондратенко, который заявил, что его уважаемые сослуживцы недооценивают роль этого укрепления:
— Позиция Цзиньчжоу может стать нашими Фермопилами. Да, у нее есть недостатки, но пока мы удерживаем ее, противник не получит порт Дальний, защитить который иначе мы не сможем. Ну, а Дальний – это ключ к обороне Порт-Артура. Мало того, что хороший порт, так еще и железная дорога прямо к нам сюда: японцы смогут целую армию привести и снабжать через него!
Слово взял генерал Фок:
— Все это верно, и действительно: вместо удержания периметра Порт-Артура нам всего только и нужно будет защищать 4 километра перешейка. Вот только как это сделать? Два яруса траншей для стрелков, пять редутов, три люнета, 13 артиллерийских батарей – это прекрасно, но едва ли удержит японцев, даже с учетом колючей проволоки и фугасов. Малые силы – сдержим, но если японцы ударят всерьез, то, чтобы иметь успех, нам понадобится не один и не два полка, а целая дивизия! А лишней дивизии у нас нет. Но если мы и выдвинем ее туда, то как защищать открытые фланги от обстрелов с моря? Японцы, имея там преимущество, подавят нас огнем, будут бить и по линиям обороны, и по складам и запасам. Кто, наконец, помешает японцам высадить десант в тыл этой позиции? Флот не защитит, сил, чтобы удерживать береговую линию, у нас нет. Так что отправить дивизию можно, но, если мы ее потеряем там, или даже и не потеряем, но она истечет кровью, тогда мы едва ли сможем оборонять крепость, и уже не продержимся долго.
— А что скажет Вильгельм Карлович? – Алексеев повернулся к контр-адмиралу Витгефту
— Правый фланг позиции — Талиенванский залив мы защитили минами, но их не слишком много, и гарантировать, что японские миноносцы не смогут пройти в залив Хунуэза я не могу. Отправить туда канонерские лодки можно, но обратно они вернутся уже не смогут – японцы блокируют с моря и обратно уже не выпустят. Все же можно отправить туда канлодки и минные катера с пушками – в этом случае можно быть уверенным, что, пока этот отряд действует, японцы в Талиенванском заливе не высадятся. Но это будет жертва, которую стоит приносить, когда она оправдана. На левый же фланг и вовсе посылать корабли невозможно. Если направить туда канонерки и миноносцы, их потопят более крупные японские корабли, которые там, конечно же, будут. А вывести наши крейсера – до залива Цзиньчжоу порядка 50 миль, главные силы Того, несомненно, будут где-то неподалеку – он не может не прикрывать высадку. Узнав о нашем выходе, Того блокирует нас с моря, и крейсерам придется драться по возвращении, а к эскадренному бою мы не готовы. Может японцы и вовсе устроят ближнюю блокаду, поставит все свои броненосцы где-нибудь у Энкаунтер рок, тогда мы даже и выйти-то не сможем. Есть только один способ прикрыть левый фланг Цзиньчжоусской позиции – установить там крепостные орудия, чтобы они могли отгонять вражеские канонерки.
Видно было, что Алексеев склонялся к тому, чтобы не удерживать Цзиньчжоу, но тут слово вновь взял Кондратенко:
— Японцы сейчас в непростом положении, и завидовать им сложно. С одной стороны, они должны разгромить войска его высокопревосходительства Куропаткина, а с другой – нейтрализовать нашу эскадру в Артуре, пока не подошла подмога. В каком порядке они эти задачи будут решать – мы не знаем. Но ведь не исключен вариант, при котором японцы откажутся от немедленного штурма Порт-Артура, а ограничатся сухопутным заслоном, и все силы бросят против наших войск, чтобы разбить их поскорее. Тогда Порт-Артур будет спасен.
— Я думаю, что наша задача – убедить японских генералов именно так и поступить. Для этого надо встретить их на позиции Цзиньчжоу, и удержаться там как можно дольше. Если японцы сходу не прорвут обороны, а понесут тяжелые потери, они задумаются: стоит ли продолжать? Ведь они ж не дураки и понимают, что Цзиньчжоу – это всего лишь предполье. И, если они там обломают зубы, то чего ж тогда их будет ждать у Дагушаня? У самого Артура?
— Если же мы пропустим японцев через Цзиньчжоу без особой помехи, то силы для атаки Артура, они через Дальний нарастят быстро. А внешний периметр крепости строительством не то, что не закончен, а толком и не начат, удержать большую японскую армию вдоль гряды Фенхоаншаня и Дагушаня мы не сможем. Наша основная оборона проходит вплотную у Порт-Артура, только вот кто помешает тогда японским войскам бомбардировать и склады наши, и внутренний рейд? Здесь мы Порт-Артур, конечно, удержим, а только эскадру потеряем, и что тогда в нашей обороне толку?
Алексеев колебался. Будь у его эскадры хоть какой-то шанс на овладение морем, он ни за что не согласился на предложения Кондратенко, но сейчас… Дело совсем иное. Взвесив все «за» и «против» он все же распорядился Цзиньчжоусскую позицию оборонять, для чего занять ее не менее чем 10 000 чел., а в Талиенванский залив направить на постоянное базирование три старых канонерки, которые еще оставались в Артуре. На защите внешнего рейда это сильно не сказалось бы – три новейшие канлодки со скорострельными пушками решено было в Талиенван не отправлять.
Что же до защиты левого фланга позиции, то здесь Алексеев приказал форсировать работы по подъему артиллерии с затонувшего у самого берега крейсера «Топаз», кроме того, сняли по две 152-мм пушки с ремонтирующегося «Громобоя» и «Апраксина». В итоге, как обычно, все, что задумали не успели, но все же к первому штурму удалось сформировать две батареи по три 120-мм и 152-мм пушки на левом фланге позиции.
Японцы у Цзиньчжоу
А японцы действовали своим чередом. В третьей декаде апреля они высадили армию генерала Оку в составе трех дивизий у Бицзыво, и там же оборудовали стоянку для главных сил Объединенного флота. Х. Того немало времени потратил на размышления о том, как лучше всего блокировать русскую эскадру с тем, чтобы она не угрожала высадке. С одной стороны, проще всего было бы организовать ближнюю блокаду Порт-Артура, сосредоточив там все шесть броненосцев 1-го боевого отряда. Но проблема заключалась в том, что у русских, как было известно японскому адмиралу, в составе эскадры все еще сохранялось четыре неповрежденных броненосных крейсера, которые, базируясь на внешний рейд, в любой момент могли выйти в море. Был некоторый шанс на то, что русские рискнут и, сформировав быстроходный ударный отряд, выведут его в ночи, проскользнут мимо главных сил Х. Того., а утром нанесут сокрушительный удар по транспортам. Разумеется, Того мог бы вовсе снять блокаду с Артура, и держать свои силы у Эллиот, но не получится ли так, что от этого русские осмелеют и ударят по кораблям в заливе Цзиньчжоу? Он, конечно, сумеет тогда перехватить их, когда те будут возвращаться в Порт-Артур… или нет? Что, если русские, выйдя ночью, утром войдут в залив Цзиньчжоу, нанесут удар, а вернуться попытаются под прикрытием ночи? Все это ужасно рискованно, но шпионы докладывали, что Макаров уцелел, хотя и тяжело ранен, а от него ожидать можно было всякого.
В итоге японский командующий принял, как тогда казалось, разумное и взвешенное решение. Он разделил свои главные силы. Три броненосца и он сам остались осуществлять непосредственное прикрытие Бицзыво, куда и после высадки основных сил армии Оку продолжали вереницей идти транспорты со снабжением. Этих сил хватило бы на то, чтобы остановить и разбить любой крейсерский отряд, каковой только может быть направлен русскими к месту высадки. Три других броненосца, под командованием адмирала Насибы должны были осуществлять ближнюю блокаду Порт-Артура, при этом японский командующий категорически запретил им вступать в бой, если русские выведут в море все свои боеспособные корабли. Х. Того отлично знал, что у русских осталось всего два броненосца, и те уступают кораблям Насибы в скорости. Соответственно, если русские вдруг выйдут всеми силами, то навязать бой Насибе смогут разве только четыре броненосных крейсера, а для трех броненосцев это не опасный противник. Если же русские под покровом ночи, проскочив мимо Насибы, поведут свои шесть больших кораблей к Бицзыво, то тем хуже для них – Того, с тремя броненосцами, «Ниссином» и «Касугой» сможет задержать и не пропустить их, а потом подойдет Насиба и вместе они раздавят артурцев. При этом корабли Насибы одним только фактом своего присутствия будут удерживать русских от разного рода афер.
В общем, Х. Того все продумал превосходно: но благими намерениями вымощена дорога в ад и это решение обошлось Объединенному флоту в три первоклассных броненосца. Его безусловное превосходство над артурской эскадрой оказалось сильно поколеблено. Некоторым утешением служило лишь то, что и «Победа» и «Пересвет», участвовавшие в бою 2 мая получили повреждения, и теперь у русских уже точно не было сил для атаки Бицзыво, так что высадка армии была все же гарантирована японским флотом – пускай и ценой тяжелейших потерь.
Ну а 13 мая состоялся первый штурм Цзиньчжоусской позиции, ставший для японцев крайне неудачным. Продвижение японской дивизии, штурмовавшей правый фланг позиции было буквально парализовано огнем трех канонерок. В то же время попытка японцев поддержать с моря атаку левого фланга не принесла им успеха – огонь береговых батарей был весьма точен, и японские канлодки, действовавшие там, вынуждены были отступить: не удалось захватить и китайский город Цзиньчжоу, по имени которого была названа вся позиция. Атаки Оку 13-14 мая были отбиты, и тому пришлось взять небольшой перерыв. А затем бои при Цзиньчжоу возобновились, приняв чрезвычайно ожесточенный характер.
Моряки проявили себя с лучшей стороны, но не обошлось и без потерь. Канонерки у Талиенвана стали императорской армии настоящей костью в горле, останавливая японскую пехоту всякий раз, когда та пыталась атаковать. Объединенный флот, наученный горьким опытом, не хотел отправлять свои корабли на минные заграждения, но армия вытребовала свое. В итоге был сформирован ударный добровольческий отряд из трех номерных миноносцев и нескольких минных катеров, который решился ночью войти в Талиенванский залив. Им сопутствовал успех: минные заграждения отряд прошел без потерь, а затем, действуя в ночи, удалось найти и взорвать канлодку «Грозящий».
Однако теперь уж японский отряд был обнаружен и закипел бой, в ходе которого один миноносец и один минный катер погибли. Японцы отступили, но выйти оказалось сложнее, чем войти и еще один миноносец взорвался на минах. Кроме того, утром после атаки, выяснилось что отряд не досчитался двух минных катеров: что один погиб под русским огнем, все знали, но вот куда делся второй, по сию пору осталось неизвестным.
После сражения 2 мая, в котором японский флот потерял в совокупности три броненосца, ближняя блокада Порт-Артура с моря на некоторое время была снята. Несмотря на смерть С.О. Макарова, командиры рвались в бой, и Витгефт, ставший и.о. начальника эскадры после отъезда Алексеева, скрепя сердце санкционировал два рейда миноносцев в залив Цзиньчжоу, к левому флангу русской позиции. Первый рейд окончился ничем, но в ходе второго состоялся ночной бой, в результате которого японцы потеряли канонерку и большой миноносец, а русские – два миноносца, и это можно было засчитать, как ничью.
Все же расчеты Кондратенко не оправдались, японцы, несмотря на тяжелые бои у Цзиньчжжоу, были полны решимости штурмовать Порт-Артур с моря. Однако же впоследствии Стессель отмечал особо: «Тот факт, что войскам на Цзинчжоусской позиции удалось держаться до 4 июня объясняется мощной поддержкой канонерских лодок и других морских сил: не приходится сомневаться, что если б не они, то войскам нашим пришлось оставить позицию как минимум двумя неделями ранее…» (В РИ это и произошло тремя неделями ранее).
К сожалению, из-за несогласованности наших действий (никогда такого не было, и вот опять, да) Дальний сдали врагу почти неповрежденным. Единственно, что успели сделать, так это вывезти почти весь уголь, скопившийся в порту, а это было порядка 35 тысяч тонн. Хорошо было, что он не достался японцем, но и флоту это сильно помогло – на макаровские учения, постоянные патрулирования и проч. угля расходовалось весьма много, а запасы в Порт-Артуре были небеспредельны.
Боевые действия у Порт-Артура
Сегодня многие историки упрекают Вильгельма Карловича Витгефта в известной пассивности в период обороны Цзинчжоу, но справедливости ради следует отметить, что одно начинание С.О. Макарова он всецело поддерживал: речь, разумеется, шла о защите внешнего рейда. Каждую ночь уходили в море минные крейсера, а когда им выходил срок ремонтировать изнашивающиеся ходовые – на их место заступали миноносцы типа «Сокол», числившиеся расходным материалом при эскадре. Силы и ресурс больших 350-тонных миноносцев старались сохранять для рейдов и боя. Приблизиться к минным заграждениям, прикрывающим внешний рейд, японцы не могли днем, да и ночью это было связано с немалым риском. Они на это все же шли, что привело к четырем ночным стычкам легких сил у Артура.
В первый раз огонь минных крейсеров заставил японцев ретироваться, а во-второй один снаряд «Гайдамака» угодил в мину, приготовленную для постановки и «Чидори», счастливо уцелевший в деле 2 мая взлетел на воздух. В третий раз произошел ожесточенный бой, в котором мы потеряли «Всадника», а японцы – контрминоносец «Муракумо» и номерной миноносец. В четвертый раз счет опять оказался в нашу пользу – японский миноносец взорвался, наши же «соколы», хоть и были повреждены, но все вернулись на рейд.
Нашим легким силам сопутствовал успех, и дело было отнюдь не в том, что артурские миноносники так уж превосходили японских визави: наоборот, как раз японцы оказались лучше подготовлены, да и матчасть у них была лучше. Но японские миноносцы шли ставить мины, каковые и несли на палубе, что делало их крайне уязвимыми к воздействию артиллерийского огня, даже из таких негодных артсистем как 47-мм «пукалки». Таким образом, пока легкие силы 1-ой Тихоокеанской блюли ночной дозор, всякий поход к Порт-Артуру оказывался чрезвычайно опасен для японцев. Мины, которые им все же удавалось поставить, нещадно вытраливались – это дело Витгефт с Лощинским тоже поставили на широкую ногу. И опять же – имей возможность японцы ставить мины невозбранно, тральные караваны зашились бы с работой. Но подданные микадо такой возможности не имели, потому минная опасность у Порт-Артура в целом успешно купировалась русскими моряками.
В это время наместник Алексеев, чей боевой задор и стремление начистить физию адмиралу Того вновь появились после событий 2-го мая и далее росли прямо пропорционально расстоянию, отделявшему сего достойного командующего от Порт-Артура, бомбардировал Витгефта требованиями выйти и дать решительное сражение японскому флоту. Витгефт отбивался тем, что выходить следовало в полной силе, и тем, что необходимо повысить недостаточную артиллерийскую подготовку, выявленную еще при Макарове. Наместник настоял, чтобы Витгефт не затягивал с учением и не ждал, пока войдут в строй все корабли, так что эскадра трижды выходила на стрельбы, пусть и неполным составом, помимо этого, упражняться в огневом бое ходили по отдельности либо малыми отрядами.
Все это, конечно, шло на пользу боевой подготовки эскадры, а дух на ней, невзирая на гибель любимого всеми С.О. Макарова, все же остался вполне боевым. Да, эскадра потеряла превосходного командующего, и это признавали все. Да, В.К. Витгефт, по всеобщему мнению, никогда не смог бы стать равноценной заменой Степану Осиповичу. Но свершилось главное – до своей безвременной кончины, Макаров продемонстрировал, что, проявив решительность и доблесть японцев можно бить – как в минном, так и в артиллерийском бою. И потому эскадра, свернувшаяся сейчас тугой пружиной во внутренней и внешней гаванях Порт-Артура, верила в свою способность нанести решительный удар по сынам Ямато. Вкус крови врага не забывается.
В успех близящегося дела верили все, за исключением одного-единственного человека, и это было хорошо. Плохо только то, что этим человеком как раз и являлся Вильгельм Карлович Витгефт, ни на йоту не уверенный в своем таланте флотоводца. По некоторым, неподтвержденным, впрочем, подозрениям, он и корабли-то выводил на учения в море в тайной, возможно неосознанной даже надежде на какую-нибудь аварию, каковая позволит ему оттянуть решительное сражение до приезда нового командующего. Однако же таковой не случилось, ну а сознательно манкировать своими обязанностями Витгефт никогда бы себе не позволил.
К десятому июня все корабли вернулись в строй, но выход в «последний и решительный» отложили еще на пять дней: неугомонный наместник Алексеев затеял большую игру. Суть ее заключалась в том, чтобы Владивостокский отряд крейсеров выдвинулся на охоту и произвел немыслимый фужер… Ой, нет, фураж… Ах, да, конечно же фурор на коммуникациях японцев и тем привлек к себе внимание крейсеров Х. Камимуры — чтобы у того и в мыслях не было поддержать Х. Того. А там уж Витгефт с главными силами Порт-Артура кааак вдарит! Веских возражений у Витгефта на это не нашлось, а от его нежелания идти в бой Алексеев привычно отмахнулся.
Битва главных сил
Итак, 15 июня 1904 г. русская эскадра в составе двух броненосцев, пяти броненосных и трех бронепалубных крейсеров в сопровождении всех готовых на тот момент к походу и бою, и не задействованных в охране внешнего рейда Порт-Артура миноносцев (таковых набралось шестнадцать) вышла в море и взяла курс на Бицзыво. Разумеется, о выходе немедленно стало известно японскому командующему, который тут же вывел свои главные силы навстречу. Около полудня эскадры встретились, и в 12.20 сражение началось.
Общее превосходство в силах все же было за японцами, располагавшими тремя броненосцами и пятью броненосными крейсерами – с тремя остальными Камимура ловил Владивостокский отряд. К тому же и бронепалубных крейсеров с миноносной мелочью у Х. Того было намного больше. Но необходимость постоянно контролировать деятельность Порт-Артурской эскадры сыграла с ним злую шутку. Поскольку русские располагали достаточным количеством мощных и относительно быстроходных крейсеров, а японцам, с учетом сменяемости, приходилось часто использовать старые бронепалубные, последние постоянно приходилось прикрывать парой мощных броненосных крейсеров. В этот день роль прикрытия исполняли «Якумо» и «Асама», и они не успели присоединиться к главным силам Х. Того. Последнему пришлось вступить в бой, имея в своем отряде три броненосца, «Ниссин», «Касугу» и «Адзуму» против семи броненосных кораблей Витгефта.
Памятуя тяжкую судьбу «Сикисимы» Х. Того на рожон не лез и стремился расстреливать русские корабли издалека, чем и занимался всю первую фазу сражения. «Нефлотоводец» Витгефт, державший свой флаг на «Севастополе», несколькими своевременными отворотами отказался от сомнительной чести получить «crossing the T», каковую настойчиво предлагал ему Х. Того, но теперь русские корабли уходили в море. Решив, видимо, что русские отступают, и желая разгромить их, Х.Того несколько сократил дистанцию и с боем разошелся на контркурсах с русской эскадрой, перекрывая ей дорогу в Порт-Артур. После чего Вильгельм Карлович, совершенно тому не расстроившись, снова повернул на Бицзыво, и бой ненадолго прервался.
Этим, на первый взгляд, совершенно незамысловатым маневром японский адмирал был поставлен в крайне невыгодное положение, и вынужден был догонять русскую эскадру. К тому времени строй артурской эскадры оказался таков: впереди шел «Севастополь», под флагом командующего эскадрой, за ним: «Баян», «Победа», «Пересвет», «Ослябя» и «Громобой», а вот «Полтава» под флагом младшего флагмана князя Ухтомского, получив изрядные повреждения, оттянула назад, отстав почти на две мили от «Громобоя». Разрыв этот постепенно сокращался, но недостаточно быстро, и, когда бой возобновился (в 16.35 ориентировочно), японцы сосредоточили огонь именно на «Полтаве».
Возможно, все бы и обошлось, если б Ухтомский, как и желал, поднял свой флаг на «Пересвете», и шел в середине строя (вероятно, именно это и спасло «Полтаву» в нашей реальности – японцы, обстреляв ее, сразу, как только появлялась возможность, переключались на корабль младшего флагмана, т.е. «Пересвет»). Но Витгефт категорически запретил ему делать это, так как, по его мнению, невместно было младшему флагману воевать на броненосном крейсере. В итоге оба адмирала оказались на головных кораблях, потому что «Полтава» шла за «Севастополем». Витгефт счел это разумным, поскольку если с ним или его кораблем что-то случится, флот поведет Ухтомский, но их головные корабли подверглись наиболее интенсивному обстрелу японцев в первой фазе сражения и получили повреждения.
Теперь же Х. Того, концентрируя огонь на «Полтаве» сделал все правильно с любой точки зрения: подбитый корабль следовало уничтожить в первую очередь, потопление младшего флагмана было очевидным приоритетом за исключением корабля командующего эскадрой, до которого было пока далеко, да и броненосец считался более лакомой целью, нежели броненосный крейсер.
И японцы добились успеха. Получив не менее 60 попаданий снарядов, из которых 22 было калибром 254-305-мм, «Полтава» пошел ко дну, став первой жертвой сражения.
К 17.00 охваченный пожарами корабль, отстреливаясь из немногих уцелевших орудий сбавил ход и выкатился из строя влево: по его крену и осадке было видно, что вернуться в Порт-Артур «Полтаве» уже не суждено. Японские броненосцы и броненосные крейсера переключали свой огонь на другие корабли эскадры, а идущий головным «Микаса» стрелял по «Севастополю». Из-за тихоходности этого броненосца русская эскадра не могла идти быстрее 13 узлов, и идущий на 15 узлах неприятель теперь сосредотачивался на русском головном, по мере того, как все больше японских кораблей подходило на дистанцию эффективного огня по флагману В.К. Витгефта. Те, кто не мог пока стрелять по «Севастополю» переводили огонь на броненосные крейсера.
К погибающей «Полтаве» приблизился 5-ый боевой отряд японцев. Заметя это, Рейценштейн, следовавший до этого за линией русских броненосных кораблей повернул с «Богатырем», «Аскольдом», «Новиком» и отрядом миноносцев пошел на выручку. Ему удалось отогнать японский отряд, и приступить к спасению экипажа «Полтавы», но он отстал от сражающихся главных сил.
Теперь преимущество перешло к японцам: в русском строю осталось только шесть кораблей, а у Х. Того было уже семь, так как перед возобновлением боя к нему присоединился «Асама». Вот только воспользоваться оным преимуществом японскому адмиралу было не суждено: на его беду, вмешалась Ее Величество Большая Ошибка.
И ладно б японская. Но ошиблись комендоры «Громобоя», подав в его кормовую башню 254-мм бронебойные снаряды вместо фугасных. Это было не положено, так как бить бронебойными по наставлениям следовало не далее чем с 20 кабельтов. К тому времени «Громобою» стрелять по головному «Микасе» было уже решительно неудобно, и он перенес огонь на хорошо наблюдаемый «Асама» — и надо ж было такому случиться, что бронебойный снаряд, ошибочно поданный к орудию, с дистанции примерно в 35 кабельтов угодил в кормовую башню неприятельского крейсера…
Может показаться, что Фортуна в этом явно благоволила русскому флоту – сперва попадание в барбет «Сикисимы», теперь вот – в башню «Асамы». Но на самом деле, ничего такого в этом не было – те же японцы регулярно поражали русские башни тяжелыми снарядами. Например, в бою 2-го мая носовая 254-мм башня «Пересвета» получила аж два «привета» калибром 305-мм. Много было попаданий в главный калибр артурских кораблей и теперь. Но мощное бронирование русских башен в совокупности со взрывателями моментального действия японских снарядов приводили к тому, что такие удары редко выводили башни из строя, а если и выводили, то как правило, заклинивая их, что достаточно быстро устранялось после боя и не угрожало кораблям детонацией.
В то же время, конечно же, шестидюймовая броня японской башни никак не могла выдержать удара десятидюймового бронебойного, имевшего трубку с замедлением. И конструкция башен японских броненосных крейсеров, предполагавшая хранение части боекомплекта в них же, совершенно не рассчитывалась на внутренние взрывы тяжелых снарядов. Случилось то, что и должно было случиться: башня «Асамы» детонировала. Тем не менее, этот взрыв не угрожал крейсеру гибелью – как и «Полтава» получасом ранее, он выкатился из строя с уменьшившимся ходом.
Можно себе представить, с каким мстительным удовольствием Рейценштейн, оставив пару миноносцев спасать экипаж «Полтавы», набросился на «Асаму»!
Х. Того только и оставалось, что скрипеть зубами от ярости. Его первоочередной задачей сейчас было выйти в голову русским главным силам, и преградить им дорогу к Бицзыво и Эллиотам, повернуть ради спасения «Асамы» он никак не мог. 5-ый боевой отряд, до этого отогнанный Рейценштейном тоже не поспевал. Оставалось только наблюдать, как три русских крейсера, сблизившись с охваченным огнем «Асамой» засыпают его снарядами своей скорострельной артиллерии, а затем образцовая миноносная атака отправляет японский корабль на дно.
За «Полтаву» сквитались, но Вильгельм Карлович Витгефт радоваться этому уже не мог – его жизненный путь был прерван разрывом тяжелого двенадцатидюймового снаряда. На эскадре этого еще не знали – «Севастополь», пусть и тяжело поврежденный, все еще шел вперед, и адмиральского флага не спускал. Однако затем еще один снаряд повредил его рулевое, и броненосец выкатился из строя.
Строй русской эскадры рассыпался. «Баян» пошел было за «Севастополем», но вскоре понял, что тот не управляется, и повернул обратно. «Победа» сбросила ход, так как стало решительно неясно, за кем идти, а потом пошла было за «Баяном», потому что на «Севастополе» подняли «Адмирал передает командование». Но кому он его передает, было неясно по причине гибели «Полтавы». Однако следовать за «Баяном» не получилось, потому что «Севастополь» начал описывать циркуляцию, и «Победе» пришлось от него уворачиваться. «Пересвет» решил атаковать, и попытался вести эскадру, повернув под корму противнику. «Ослябя», разобрав сигнал, последовала за «Пересветом», а вот на «Громобое» ничего не поняли, и пошли за «Победой».
В общем, получился хаос. Вероятно, в этот момент Х. Того мог бы добиться большого успеха, если бы атаковал решительно, но он ограничился тем, что вышел в голову развалившемуся русскому строю и продолжил поражать его бортовым огнем. Очевидно, что в этот раз фортуна оказалась не на нашей стороне, и русские корабли, где поодиночке, где попарно повернули в Порт-Артур. Однако же на пути туда их ожидал весьма неожиданный приз.
Дело в том, что «Якумо», в отличие от «Асамы», не успел присоединиться к Х. Того, и догонял сражающиеся главные силы от самого Артура. Теперь же он приблизился к расстроенной русской эскадре не дистанцию открытия огня. Разумеется, экипаж данного крейсера жаждал принять участие в сражении. Но Николай Оттович Эссен, озверев от постигшей флот неудачи, и имея возможность действовать на свой страх и риск, бросился на «Якумо», развив полный ход. «Громобой» пошел за ним. Рейценштейн сразу оценил выпавшие шансы, и бросился на одинокий корабль неприятеля, постаравшись при этом увлечь за собой остальные корабли эскадры. В приближающихся сумерках на «Якумо» не сразу разобрались, что происходит – им казалось, что русские бегут от преследующих их главных сил Х.Того, в то время как на самом деле японский адмирал «провожал» артурцев лишь огнем, а потом стало поздно.
И Эссен, и Рейценштейн торжествовали – не сумев разгромить врага, они все же выиграли «по очкам» разменяв немолодой уже броненосец на два больших броненосных крейсера противника. Увы, японцы оказались не лыком шиты, и в сумерках бросили в атаку свой многочисленный миноносный флот: потому, собственно, Х.Того и не преследовал отступающую русскую эскадру. «Бросок на «Якумо»» привел к тому, что броненосные крейсера артурцев оторвались от «Севастополя», который, имея повреждения в машине, с трудом давал восьмиузловый ход, а затем окончательно стемнело. И японские миноносники сквитались за все обиды, обнаружив и потопив флагмана покойного уже В.К. Витгефта. (в нашей реальности японцам в бою при Шантунге удалось торпедировать «Полтаву», но «самодвижущаяся мина» не взорвалась)
Утром 16 июня 1904 г. эскадра вернулась на внешний рейд Порт-Артура. Попытка разбить японский флот в генеральном сражении не увенчалась успехом и в составе эскадры не было более ни одного броненосца. А следующий день принес еще более печальные известия.
Получив приказ Алексеева, командующий Владивостокского отряда вывел свои крейсера в море и повел их в Цусимский пролив. Там 14 июня он был перехвачен отрядом Камимуры, преградившему ВОК дорогу домой. Иессен вступил в неравный бой, в котором «Рюрик» был подбит и сильно потерял в скорости.
Иессен попытался выручить свой крейсер, и почти пять часов доблестно сражался, давая «Рюрику» шанс восстановиться, но не преуспел в этом. На его флагманской «России» значительная часть артиллерии вышла из строя, и он уже не столько бил сам, сколько терпел бой. Как и следовало ожидать, бронепалубные крейсера, пусть даже большие, не могли противостоять броненосным в затяжном бою, и когда расстрелянная «Паллада» пошла ко дну, Иессену ничего не осталось, как уходить. Но и «Диана» не выкарабкалась – полученные ею повреждения оказались слишком тяжелы и привели к тому, что крейсер затонул, не дойдя до Владивостока, хорошо было разве то, что команду с него удалось спасти. «Рюрик» же героически сражался до последнего и погиб, не спустив флаг, но об этом узнали позднее: однако тот факт, что крейсер не вернулся во Владивосток, говорил сам за себя.
Владивостокский отряд крейсеров прекратил свое существование, а уцелевшая «Россия» получила повреждения, исключающие выход в море на долгие месяцы. Главные силы артурской эскадры состояли теперь всего лишь из пяти броненосных крейсеров. И разбить японский флот, который даже после потерь все еще насчитывал в своем составе три броненосца и шесть броненосных крейсеров, они, конечно, уже никак не могли.
Продолжение следует!
отличная идея! а как именно это реализовано было? есть в уме несколько вариантов, но сначала хочется услышать авторский
интересно, как все же в этой АИ соотносились скости асамоидов и наших?
продолжу комментарий,
сразу же возникает вопрос:
могли ли желтолицые черти что-то нехорошее учудить с этими угольщиками?
В Шанхае их агентов как блох на собаке, плюс телеграф, так что всё будет под колпаком. Японцы будут знать где эти ещё до их прихода на рейд. А высмотрят ещё на подходе. Накинуть 1000 тонн угля не успеют, как японцы перекроют подходы.
вот и я про это, так и хочется от них какую гадость …
Спойлерберем тротил, смешиваем его в растопленном состоянии с угольной пылью, формуем, охлаждаем, а потом кидаем в бункерНу я в одной альтернативке так и сделал. Только там был гексоген.
я использовал тротил, так как он уже активно применялся в промышленности более 10 лет, гексоген же начали использовать как ВВ только в 20-е годы + я вот вообще не уверен в возможности промышленно делать из него эффективную шашку произвольной формы в период РЯВ
Ну так они и не были эффективными особо.По моему описанию. Но там был попаданец. Который знал что это «лекарство» взрывается. И были кучи угля, на железнодорожных станциях, в порту Дальнего и на Эллиотах. Но это другая история. А тут даже подрывать ничего не надо. Пара пароходов, якобы случайно, таранит сильнейшие корабли. При погрузке угля. И эскадра вообще ни куда не идёт. Если и грузить уголь с угольщиков. То в укромной бухте, на малонаселённом островке. Уничтожив на нём телеграф. А не там где британские, а то и японские пароходы шастают. И ты им ничего сделать не можешь. Так и представляю: «На «Пересвете» как раз заканчивали погрузку угля, все устали и не обратили внимание как проходивший мимо них пароход, под британским флагом, вдруг резко прибавил ходу и круто заложил руль. Нацеливаясь на кормовую оконечность крейсера. При этом «Юнион Джек» резво пополз вниз. И перед самым ударом в районе винтов крейсера, над пароходом, под крики «банзай» взвился флаг японского торгового флота. И в следующий миг сминая винты пароход вошёл в борт «Пересвета», разрывая его обшивку. На несколько мгновений оба корабля застыли. Как будто оказались спаяны друг с другом. А потом японский пароход дрогнул и стал отползать назад. Открывая поступлению воды пробоину в борту… Подробнее »
Совершеннейший бред. Невозможно себе представить, что русский военный корабль позволит приблизиться к себе пароходу любой державы. Сперва будет сигнал, потом предупредительные выстрелы, потом — огонь на поражение.
в статье четко написано:
а не «возможность бункероваться в море у Шанхая», потому совершенно логично предположить множество гражданских судов, проходящих мимо эскадры, в том числе и совсем рядом
Что японцы не осмелятся на подобную диверсию, в нейтральном порту да под чужим флагом. К тому же Харламов пишет
Это как?:))) По Харламову что, во время погрузки угля вахты отменяются, так что ли? Или у него вахтенные офицеры тоже уголь грузят, прямо на ходовом мостике?:)))
Ну справедливости ради:
«Все уже решили, что экспедиция не удалась, как вдруг среди этих «купцов», стоявших с якорными огнями и с освещёнными изнутри иллюминаторами, показался какой-то тёмный силуэт без единого огонька. Это, конечно, военный корабль. Через несколько минут мы были уже достаточно близко, чтобы убедиться, что это действительно так. <…> Наконец, когда «Эмден» прошёл на расстоянии около 1 кабельтова под кормой у загадочного корабля и вышел к нему на траверз, мы окончательно установили, что это крейсер «Жемчуг». На нём царили мир и тишина. <…> С дистанции около 1 каб. мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части «Жемчуга»…»
Справедливости ради Черкасов был больным человеком (видимо, еще и на голову) так как прямо отменил ряд требований РИФ, такие как ночные дежурства у орудий. Происходило это ещё и от того, что он был совершенно уверен в том, что Жемчугу никто не угрожает.
Подобного я как-то не заметил на кораблях 1ТОЭ, которые, находясь в нейтральных портах и так постоянно ждали появления неприятеля. Стоит ли по одному дегенерату оценивать всех остальных командиров РИФ?
Если уж умучивать несчастную справедливость, то в нейтральном порту, каковым являлся Шанхай, вряд ли кто даст русской эскадре устанавливать свои порядки. То есть требовать соблюдать установленную дистанцию и открывать огонь по неподчиняющимся русские корабли точно не будут. Как и досматривать входящие на рейд гражданские суда под нейтральными флагами. А строгое соблюдение вахтенного режима и готовые к открытию огня расчеты у орудий, с дистанции 1-2 кабельтова предотвратить таран в принципе не смогут. Даже если шарахнуть главным калибром.
В порту — не остановят. Но «не заметить устав от разгрузки» — едва ли. А японцы не то, чтобы совсем сумасшедшие, прикрываться чужим флагом в нейтральном порту.
А почему нет? Японцы то как раз на нейтральность. когда им это нужно, внимания не обращали. ЕМНИП, Варяг на прорыв пошел потому что ему особого выбора то не предоставили, пообещав расстрелять прямо в порту. Ну а капитан транспортника, ежели Аматерасу душу сразу не отдаст, мало-мало сделает себе сеппуку. нормальный такой размен.
И, кстати, да. На всё про все у русской эскадры 24 часа, а уложиться надо значительно быстрей. Интернета конечно нет, но рации то уже есть. так что о мероприятии японский флот будет знать уже через несколько часов. И это знание командование будет учитывать. Так что кроме брандвахтенных кораблей , на всех остальных экипажи будут летать как бджолами ужаленные и вахты будут сокращены по максимуму.
И не он одни.Но ключевое слово «когда нужно»
Обратите внимание — никаких брандеров, никаких внезапных торпедных атак. Хотя и крейсер и Кореец держали под прицелом ТА на рейде. И это был корейский рейд, на нейтральность которого япы вообще облокотились, они там войска высадили. Но одно только наличие нейтральных кораблей европейских держав заставило Уриу отказаться от любых не согласованных инициативных пакостей на рейде
Кого это будет волновать? Инцидент есть инцидент
А что, размен транспортника на крейсер такая уж ненужная весчь?
Инициативных пакостей на рейде не было, потому что Руднев с него ушел, справедливо полагая, что на нейтральность «япы вообще облокотились«.
Правильно — никого не буде волновать. Военный корабль атакован не таким же военным кораблем, а гражданским судном с гражданской командой. В случае успеха весь цивилизованный мир будет этим гражданским морякам рукоплескать, а экзальтированные дамочки проливать слезы по трагической судьбе отважного японского капитана.
Сие предположение опровергается одним простым фактом — несмотря на вышедшее время ульттиматума, японцы не преследовали Варяг на рейде, когда он туда ушел.
Угумс И это пишет человек, всерьез претендующий на знание морского права…
Во-первых, некомбатант не может атаковать военный корабль. Ну нет у него такого права. А если он это делает, то он становится военным преступником. Про то, как военное право определяет статус партизан объяснять надо? А тут у нас еще и действия под чужим флагом….
Не могли бы конкретизировать — так Руднев вышел с рейда на бой или не вышел?
Угумс. И это как-то остановило наших партизан? Или я чего-то не знаю?
«Незаконный захват интернированного русского корабля в нейтральном порту вызвал большой резонанс в мире; правительствам Японии и Китая вручили ноты протеста. За «непринятие надлежащих мер» адмирала Са Чжен-бина отдали под суд, но Япония «Решительный» России так и не возвратила.«
Вышел. И?:)))
Как бы да. И это — захват разоруженного, который априори не мог сопротивляться и не создавал никому угрозы.
Вышел.И?;))) Это вы себя спрашиваете? А то у меня доступа в параллельную вселенную, где Варяг рейд не покинул, нет.
Как бы нейтральный порт, и как бы «облокотились». За ради эсминца. А у вас как бы приз поболее будет.
Это я Вас спрашиваю. Вы тут решили доказать, что Уриу готов был воевать на нейтральном рейде. Ну так доказывайте. И не забудьте ответить на вопрос, почему японские корабли не пошли добивать Варяга и корейца когда те отступили на рейд. Время, определенное ультиматумом давно прошло, так что Уриу вроде как был в своем праве — он же грозился устроить драку на рейде. Но не устроил. Почему?
Или в Вашей перпендикулярной вселенной Варяг и Кореец после боя на рейд не вернулись?
Готовность японцев оперировать на нейтральном рейде, я вам уже подтвердил. Или вы желаете утверждать, что истории с «Решительным» не было?
А Урио сам загнал себя в ловушку. Его условия были полностью выполнены. Преследование русских кораблей привело бы к бою на рейде уже по вине японцев. Причем с непредсказуемыми для них последствиями. И не столько политическими. Да и менталитет сработал. Достойный противник, даже проиграв, имеет право сам распорядиться своей жизнью. Вот ежели Варяг попробовал бы интернироваться, тогда вместо «Решительного» мы бы его вспоминали.
Простите, но выход Варяга не есть подтверждение готовности японцев воевать на рейде. Это как бы вообще совершенно разные вещи. Уриу утверждал, что готов воевать на рейде. Руднев поверил в это, особенно после разговоров с командирами нейтралов.
Товарищ Сухов, Вы такое слово — логика- слышали когда-нибудь? А что, если бы Варяг не вышел драться и японцы вошли на рейд — бой случился бы не по вине японцев? Тогда, уж простите, атака вернувшегося на рейд Варяга также не могла бы считаться виной японцев. Если считать что в бое на рейде будет виноват Варяг в случае его невыхода, то же будет верно и по его возвращении
Ну давайте исчо раз. Мне не тяжело.
В отличие от Руднева, я обладаю послезнанием. Для меня подтверждением готовности японцев плевать на нейтралитет порта, является реальный случай с «Решительным». У Руднева таких знаний нет. Но предполагать, что японцы могут нарушить международное право, он обязан. Ведь «Корейца» они накануне атаковали ДО объявления войны. То есть уже создали прецедент.
Если бы Варяг не покинул рейд, то произошедший бой с юридической точки зрения был бы на совести японцев. А вот с моральной — покрыл бы несмываемым позором РИФ. Трус не противник, она — смазка для меча. Но при всей личной хитрожопости и беспринципности, самураи не любят шиноби. так что после того как Варяг по ультиматуму вышел на безнадежный бой, его попытка добить на рейде не вызвала бы понимания у японского общества и покрыла бы несмываемым позором как Уриу, так и весь японский флот. Понимание всего этого японцы и продемонстрировали впоследствии.
«Увидев выходящие русские корабли, мы испытали радость и облегчение от того, что не придётся вести бой на якорной стоянке, где находились корабли иностранных держав. Мужественное решение командира «Варяга» позволило 4-му Боевому отряду не уронить нашу честь и заслуживает только благодарности»
Для меня подтверждением готовности японцев плевать на нейтралитет порта, является реальный случай с «Решительным». Ясно. То есть прямых доказательств готовности Уриу воевать на рейде Вы представить не можете, да это и немудрено. Вместо фактов Вы предлагаете Вашу личную гипотезу. Что ж, смею Вас заверить, гипотеза Ваша вполне логична, но вот Вам на рассмотрение другая. На самом деле, Уриу вполне мог вломиться на рейд Чемульпо и воевать там. Но…. Во-первых, Япония изначально приняла решение на самом высоком уровне, что она не будет уважать нейтралитет Кореи. А вот нейтралитет Китая она уважать собиралась, что опять же было зафиксировано на самом высоком уровне. История с Решительным была, как я понимаю, чистой воды самодеятельностью командиров на местах, она удалась и победителей не судят. Во-вторых, нейтралитет Кореи изначально был фикцией, которую не воспринимали всерьез ни Япония ни Россия, ни Англия, ни другие державы и, по всей видимости , ни сама Корея. То есть у Японии для действий на рейде Чемульпо изначально были развязаны руки. Но, несмотря на столь весомое «во-вторых», японцы не рискнули атаковать русские корабли, не поставив предварительно в известность о своих планах командиров боевых кораблей нейтральных стран. Причем это уведомление было ими произведено до предъявления ультиматума Рудневу. И вот что интересно — в… Подробнее »
Любите же вы, Андрей, мыслью по древу растекаться;) Объем текста большой, при смысловой нагрузке не соответствующей объему. Увы. Согласно приведенной в этом тексте лично вами же информации, в случае невыхода Варяга с рейда, он был бы в любом случае атакован на нем. Не артиллерийским огнем, так торпедами. Этот приказ имел место до боя с Варягом. Посему высказывать версии о действиях самураев ПОСЛЕ боя, я имею полное право. Узнать же, был бы реализован первоначальный замысел ночной торпедной атаки, на ВЕРНУВШИЙСЯ из боя русский крейсер, я не имею возможности по уже озвученным причинам. Ваших возможностей я не знаю. А по сему предпочитаю считать адмирала Уриу человеком чести. То есть вы, по большому счету, толкли воду в ступе. Ну тут уже каждому свое. То что японцы не собирались нарушать нейтралитет Китая, это их личная проблема. А захват «Решительного» свершившийся факт. Атака под чужим флагом — да, пиратство. Но увы, ваш корабль атакует транспортное судно именно под японским флагом. При этом иностранным судам, о которых вы так страстно печетесь, это судно никакого вреда не наносит. Скорее открывающие огонь по любому подозрительному судну русские корабли будут обвинены в нарушении международных норм. И говоря вашими словами, пусть атака транспортники и была «чистой воды самодеятельностью командиров на… Подробнее »
Таки мысью по древу —
Мысь она ж типа белка… (Паки-паки… Иже херувимы)
То есть Вы хотите сказать, что таран военного корабля в акватории порта — это такое ерундовое в исполнении действие, ничем не угрожающее нейтралам? Ну-ну.
Нет, по Харламову оно поднимает флаг только во время атаки. А до того следует под юнионджеком.
Мне, в данном случае, нужно было дать исчерпывающую информацию для читателей нашего небольшого диспута.
В том, что Вы будете продолжать стоять на своем я и не сомневался. Так что не следует воспринимать этот коммент, как адресованный Вам.
именно поэтому я и предложил случайный таран
Встречный вопрос;) Таки ви считате, что ночная торпедная атака действие «ничем не угрожающее нейтралам? Ну-ну.«.
Вам как специалисту по военно-морской истории наверняка знакомы эти события: » … В ответ на сигнал крейсера Дитмерс отдал приказ сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов. …».
Если бы вы старались донести исчерпывающую информацию до читателей, то не стали бы разбавлять короткую цитату из приказа Уриу своим обширнейшим переводом. Переживаете, что читающие не правильно поймут-с? Правильно переживаете;)
Во-первых, все же вечерняя, во-вторых, дальность мин легко выставлялась на 600 м, так что зацепить нейтрала стреляя с 2-3 кабельтов было практически нереально. В-третьих это была крайняя мера, которую Уриу оттянул до последнего
Да. И мне известно, что данные события случились в годы ВМВ, когда Германия совершенно облокотилась на правила морской войны, посему приравнивать данный эпизод к РЯВ немножко неправильно.
Я это делаю, как считаю нужным. Обычно жалобы поступают исключительно от оппонентов:)))
Ну так и тут вообще день;) И транспорт начинает таран не от Северного полюса;) Да и не помню, чтобы в фанфике дымили где-то рядом корабли Того. так что и тут мера крайняя;)
Бой «Сиднея» и «Корморана» породил дискуссию исключительно из-за момента открытия огня — до поднятия флага Кригсмарине или после. А не сам факт использования рейдером нейтрального флага. Стыдно не знать такого.
Повторяю — ВМВ. Эпоха использования кораблей-ловушек, вооружённых гражданских транспортов и т.д.
Угу. Только вот для тарана надо хоть чуть разогнаться, а то будет не таран а навал, после него и таранящий может потерять управление, протараненного может сорвать с якоря, отчего тот сам может на кого-то навалиться, там возможно все вплоть до детонации боеприпасов. А корабли в порту стоят чуточку ближе, чем Варяг и нейтралы на рейде Чемульпо.
Грустно-то как.
HMS Kingfisher (1675) был специально разработан для противодействия атакам берберских пиратов на Средиземноморье. Замаскированный под торговое судно, он прятал пушки за фальшь-панелями. Кроме того корабль был оснащён различными средствами изменения внешнего вида.
Поближе будет РОПиТовский пароход «Великий князь Константин». Перечислять все вооруженные бывшие пароходы 19-20 веков весьма объемно. Немцы в качестве рейдеров ПМВ даже парусные барки использовали;)
«… надо хоть чуть-чуть разогнаться. …» Мне показалось, или японец таки уже двигался с некоторой скоростью? То есть уже «чуть-чуть разогнался»;)
Тысяча Шестьсот Семьдесят Пятый Год. Да еще и не для войны, а для противодействия пиратам.
Вы еще викингов в пример приведите.
Вам показалось, что судно, идущее самым малым в порту (там не газуют), да еще после резкого разворота может уверенно затаранить военный корабль гарантируя тому повреждения, несовместимые с походом и боем
Повторю — эпоха использования кораблей-ловушек отнюдь не эксклюзив ВМВ
Безопасная скорость в порту около 4 узлов. Потопить может и не потопит, а хода лишит запросто.
Да, широко их использовали британцы в ПМВ. Секретно:))) Как известно, джентльмен — это тот кто не попадается.
Потопить — в любом случае не потопит, а хода может лишить, может — не лишить, и даже до 4 узлов надо разогнаться, потому что любой резкий маневр, как изменение курса, сильно роняет скорость
случаем не тот ли, кто сказал так:
а если судно под Юнион Джеком идет не 4, а 9, что именно наши сделают? шмальнут в него? ой, сомневаюсь
Инщаллах
а что ему было делать? стать причиной аршинных заголовков по всем у миру типа:
«трусливые гады вынудили японцев воевать на рейде и стали причиной туевой хучи ущерба нейтралам и нескольких случайных жертв — взыскать персонально с Руднева каждый доллар, фунт, франк … !»
а зачем? если варяг не взорвется, а утонет на мелководье, то у японцев было два варианта:
1.
все идет по плану и через пару лет он бороздит моря под флагом с восходящим солнцем
2.
все идет не по плану и тогда его несложно доломать до состояния, когда дешевле и проще построить новый
Поздравляю, шмелев. Вы только что пришли к выводу, что японцы не собирались воевать на рейде, потому что это было не в их интересах.
Читаем, с чего начался спор:)))))
так Варяг же тонуть собирался — вот и не было в их интересах
вот если бы он собирался отсиживаться за нейтралами — тогда …
зы
зачем топить, если почти наверняка можно затрофеить так или иначе?
Процитируйте пожалуйста рапорт с любого японского корабля, в котором утверждалось бы что Варяг собирался тонуть.
а может процитировать рапорт с японских кораблей, что не было судоходного канала между Чемульпо и Кронштадтом, коим Варяг мог сбежать?
что, так было непонятно, что он
-или будет взорван (плохо)
-или будет затоплен (хорошо)
-или придется его топить (плохо)?
готов признать свою вину в том, что не изложил мысль таким образом: «Японцы порадовались бы получению с минимальными усилиями трофея, потому, учитывая высокую вероятность самозатопления Варяга, никуда не спешили, в чем оказались правы»
угу, аж на целях 12 часов :)))
Неужели? И что же случилось потом? Японцы вошли на рейд, и всех убили?
Жгите шмелев:)))
с моментом сопротивления ничего не случилось, Победа была спроектирована отлично, ибо
в отличие от Пересвета именно ее корпус впервые в России считали как двутавровую балку, а не как брусв ее корпусе воплотились передовые достижения инженерного искусстванет, так скучно, надо бы придумать красивое противодействие
что «совершенно логичные предположения» нашего руководства в период РЯВ таковыми не оказались
а единственное что могло на русской эскадре в 1904 году начать бычить на пароход под Юнион Джеком который (пока) просто идет мимо в акватории нейтрального Шанхая — енот с пулеметом Максима
тут, да, спору нет! дело будет так:
на британском угольщике «Clampherdown» на вахте были старпом из Северной Шотландии и рулевой из Западного Уэльса, единственное общее слово в их словарном запасе «fuck» они произносили сильно по разному и не могли вычленить в общем потоке речи, потому имело место некоторое недопонимание,
а дальше стандартно:
«ууу!-ээй!-ааа!-бабах!-ять!-дыдыщ …
мужики, сорян, мы не нарочно, больше не будем, честное слово, чтобы не так обидно было, держите пол-литра»
Японцы знали, что русский флот рано или поздно будет прорываться во Владивосток?
Знали
Японцы понимали, что наши корабли вполне могут зайти в Шанхай или Циндао для пополнения запасов того же угля?
Знали , тем более что некоторое количество угля там можно было купить и не делая запасов заблаговременно. И разведку туда гоняли потом.
Японцы придумали какую-то дичь с диверсиями в нейтральных портах с таранами боевых кораблей?
Нет. Единственно, на что их хватило — это попытка захватить разоружившийся корабль (Решительный)
Исторично ли предположить, что в АИ будет то же самое, то есть никакой дичи с брандерами не будет?
Да.
Стоит ли всерьез воспринимать очередные рассуждения шмелёва о енотах с пулеметами?
Не думаю:)))))
как в анекдоте:
«а наши разведчик что сейчас делают? почему народ ничего не знает про их подвиги?»
разберем:
допустим японцы придумали какую-то дичь с диверсиями в нейтральных портах, с тем же тротилом в угле, и? ради КОГО им было раскрывать эти карты в реальной истории?
а ради альтернативы АиЧ — самое оно.
и только АиЧ точно знает, если он не знает про вражеского разведчика, то его нет и быть не может
а, ну, да, первая же дичь с диверсиями и привет альтернативе
почему?
потому что по общему правилу «каждое действие рождает противодействие», а тут мы меняем образ действий, а они нет, збс 😉
продолжу комментарий:
как только русский корабль в 1904 году посмеет допустить
бросок окурканедружественные действия в сторону Юнион Джека в нейтральном порту, будет следующее:1.
вся наглоязычная пресса извизжится на тему, что таран стал следствием действий русских варваров
2.
под восторг общественности, требующей обуздать взбесившегося медведя,
бандеровцам отгрузят хаймарсыяпонцам продадут Вакандо, Оккупанто и еще всего дофига, мотивировав свои действия «репрессалиями» (действия вне конвенции, направленные вторым нарушающим на понуждение соблюдать конвенцию первого нарушившего)3.
парламент догонит и добавит денюжки еще на десяток Дредноутов, чтобы можно было
отгрузить бандеровцам также абрамсыи дальше поддерживать друзейКоллеги нужно кому объяснять, почему шмелев, как обычно, несет редкостную чушь?
Мне пожалуйста обьясните —
Зачем Вы вообще поддерживаете тему?
Какой смысл так горячо обсуждать непредсказуемое где каждый последующий момент дробит перспективу на сотни вариантов?
А то невольно закрадывается подозрение что читаешь переписку человека с самим собою…
Вы на это не способны 🙂 уже попытались с моментом сопротивления сечения и
поимели …обманули сами себя в … как Вы наивно тешите себя иллюзией всего двукратным превышением мнимой экономии фактическими потерямиХи-хи… Кажется есть продолжение фанфика. «После тарана «Пересвета», погружающийся пароход, с британским названием и с британским же портом приписки, но под японским торговым флагом, стал отходить на фарватер, что бы затонув, затруднить выход из Шанхая русским кораблям. И в этот момент его стала обстреливать дежурная 75-мм. пушка. Что бы остановить пароход. Но, по несчастью, первые её выстрелы прошли над палубой это тонущего парохода. И попали, как в британского купца, стоящего у стенки Международного сеттльмента, так и стали попадать в здание принадлежавшее поданным Британии. Что тут же вызвало ответный огонь стоявшего в порту британского стационера. И ответную беспорядочную стрельбу с кораблей русской эскадры. В том числе, и одним орудием главного калибра, выстрелила «Бородино» «Победа». И по иронии судьбы новейшая, тонкостенная, из отличной стали, снаряженная повышенным зарядом пироксилина, бомба попала в в этот британский шлюп. И… Она, к величайшему сожалению, взорвалась. Моментально превратив место где стоял колониальный шлюп в огромное облако огня, дыма и пара. И когда облако опало, тоа на этом месте ничего не было. В результате разразился международный скандал. А на рейде Шанхая стали собираться корабли британской Китайской станции. В город из Вен-Хай-Вэя прибыл китайский колониальный полк британской армии. А России был предъявлен ультиматум, разоружить все свои корабли в порту… Подробнее »
Уважаемый коллега, а как насчет вот этого?
т.е. японских корабль под торговым (ТОРГОВЫМ) флагом, ударил русский боевой корабль, причем проигнорировав предупредительные выстрелы, а потом еще и решил топиться на реде. Другими словами, японское судно нарушило все нормы войны, и является преступным. Что касается британского корабля — то на войне, как на войне (напомню, что английских рыболовов обстреляли), и да это можно компенсировать.
Но, вот то что воющая страна может в нейтральном порту, купить судно, совершить акт агрессии, и все это спустить на тормазах…. Ну что же, тогда прецендент создан при отличнейший
А как по японски называется захват торговых судов за четыре дня до начала боевых действий, блокада стационеров в нейтральном порту, нападение сначала миноносцами, а потом всем флотом, на корабли противной стороны, до объявления войны, а потом, когда противная сторона после этого всего объявляет войну, назвать эту сторону агрессором? Вы не поверите, но по японским военным понятиям, это военная хитрость. Ещё вопросы, по японским понятиям, есть?
А потом где вы тут видели нападение японцев на русских. Просто, в нейтральном порту, произошло столкновение в результате аварии рулевого управления\ошибки рулевого\неправильно отданной команды(ненужное зачеркнуть), после чего торговое судно, с некомбатантами на борту, подвёрглось обстрелу. В результате чего затонуло.
Дурацкий вопрос, какую версию, из озвученных, мою, или вашу, примут, при рассмотрении, за основную? И второй дурацкий вопрос, где вы тут видели нападение с японской стороны? С их стороны не прозвучало ни одного выстрела.
Партизан ВОВ такая постановка вопроса как-то не останавливала.
Кроме того женевская конвенция 1864 года предусматривала в качестве комбатантов и лиц не включенных в состав регулярной армии. Кроме того экипаж транспорта запросто мог входить в состав ВМС Японии и носить соответствующую форму. Торговый флаг перед атакой был поднят японский, то есть корабль явственно обозначил свою принадлежность к державе противника.
https://studfile.net/preview/16472509/page:9/
ахахаха, +100500
Как раз способен, а по сопротивлению не убедил я только Вас. Но столь неблагодарной задачи я себе и не ставил — для очистки совести объяснил где Вы неправы, и будет с Вас
лишь бы сами верили 🙂
Видите ли, шмелев, есть человек, который вполне может нас рассудить. Зовут его Рафаил Михайлович Мельников. Безусловно, к нему, как к историку есть много вопросов. Но вот как кораблестроителю, ему вполне можно доверять, ибо это его специальность.
Я так подозреваю, что считать тот же эквивалентный брус Мельников умел немного лучше Вашего. А он писал:
Ну, а согласно Вашим «расчетам» такое решение должно было лишь увеличить перегрузку корабля.
Уважаемый Андрей. Эквивалентный брус — это прочность корпусных конструкций. Остойчивость — это метацентрическая высота. Изменение высоты жилой палубы, уменьшает как просто вес корпусных конструкций, так и изменяет «возвышение метацентра над центром тяжести плавающего тела.»
вот только не надо, умоляю Вас, смешивать две вещи: 1. факты 2. способы объяснения таковых разберем чуть подробнее и совсем просто: 1. Победа была легче, но на ее прочность никто не жаловался, даже наоборот, тут Вы полностью правы, вопросов быть не может 2. вопросы и даже негодование возникли из-за объяснения фактов облегчения корпуса, разберем совсем простыми словами: 2.1. берем линейку, например (деревянную, металлическую, пластмассовую) и пытаемся ее немного согнуть сначала по плоскости, что совсем не трудно, а потом по ребру, что не получится вообще вопрос: почему так происходит, если площадь сечения остается неизменной? ответ: да потому, что сопротивление изгибу зависит от произведения площади сечения на высоту в степени, то есть, упрощенно говоря, при неизменной площади сечения (в отношении корпуса корабля — связей) сопротивление изгибу кардинально меняется с изменением расстояния точек сечения от нейтральной оси, то есть, чем выше относительно оси сгиба балка, корпус корабля или любая другая деталь, тем лучше сопротивляется при неизменном сечении 2.2. при некоторых упрощениях можно сказать, что сопротивление изгибу корпуса корабля растет в геометрической прогрессии (возводится в степень) с увеличением его высоты, а также снижается в геометрической прогрессии с уменьшением его высоты, также при некоторых упрощениях можно сказать, что вес корпуса корабля растет в арифметической прогрессии… Подробнее »
продолжу комментарий
рассмотрим площади
квадратного сечения = ребро во второй степени
и прямоугольного сечения = ширина * высота
тогда момент инерции
квадратного сечения = ребро в четвертой степени /12
а прямоугольного сечения = ширина * высота в третьей степени / 12
тогда момент сопротивления
квадратного сечения = ребро в третьей степени /6
а прямоугольного сечения = ширина * высота во второй степени / 6
и сделаем вывод:
если уменьшить высоту сечения, то заикнемся увеличивать ширину для сохранения равной прочности
извините за некоторую многословность, думаю, для тех то не имеет времени или желания собирать ветку спора по куче комментариев надо сделать небольшое пояснение в ходе дискуссии прозвучал тезис, что при снижении высоты борта можно было потратить экономию веса корпуса за счет высоты борта на усиление продольных связей, тем самым восстановив его прочность также прозвучал тезис о том, что при нехватке усиления продольных связей за счет высоты борта всегда можно отщипнуть от экономии на барбетах и прочих трапах внутри корпуса в ответ отвечаем: во-первых, обшивка борта вообще-то тоже является составной частью сечения балки, потому первый тезис совсем мимо во-вторых, пример с шириной и высотой балки математически показывает, что заикнешься компенсировать (точнее как, в принципе компенсировать можно, бросив максимум веса на верхнюю палубу и связи у нее, но смысл этим заниматься?) в-третьих, расчетом по методике согласно указанному АиЧ учебнику экономия высоты корпуса для 10 килотонного корабля в 200 тонн от 4 000 тонн общего веса корпуса, при сохранении длины заставляет снизить водоизмещение на 2 000 тонн для обеспечения неизменного усилия в точке верхней палубы (а эти 2 000 тонн надо искать по принципу «крутись как хочешь, теща, через два часа похороны» с учетом того, что еще и К пропорциональности надо как-то сохранить… Подробнее »
Коллега, при всем почтении, сугубо ИМХО, вы сейчас заняты….странным делом))..
Я б даже сказал, весьма странным :wpds_smile: . Что отнюдь не уменьшает почтение и вызывает лютую зависть и осознание собственного несовершенства :wpds_smile: , но, тем не менее….
Вот-вот..
А что мне? Альтернатива написана, давно и полностью, выкладывать ее все равно надо частями, могу развлечься немного:)))
С уважением, Андрей
Разве что так)). Тут один персонаж что-то про макивары писал))…. Если в этом плане — то да, вполне себе :wpds_wink: .
А то я было подумал, что вы хотите «краткий курс», правда, не той самой истории)), коллеге изложить. Его и очно не все вкуривают)))
++++++++++
А ведь Того правильно думал, что русские пару месяцев будут не боеспособны. После боя в Жёлтом море, вернувшиеся в П-А корабли восстановили боеспособность только к октябрю. Японцы на месяц раньше. Так что, ну уж очень оптимистичненько, тут всё выходит.
В нашей реальности корабли после боя 28 июля восстановили свою боеспособность 20 августа, о чем есть свидетельство Кутейникова. Но, конечно, что может знать какой-то там судостроитель, лично принимавший участие в ремонте эскадры в сравнении с несравненным Игорем Харламовым:))))
Ех, вышли бы опять… (как вы предлагали) Вот две картинки, первая из реала, а вторая- если не разбежались, а все возвратились в Артур.
Орудия «вылетали» не только у японцев. Тот же «Пересвет» имел после боя в Жёлтом море, на 18 августа, три орудия ГК. Из четырёх.
Да и вообще полное восстановление кораблей в П-А было невозможно. Тот же Севастополь ходил «косой и хромой» до бухты Белого Волка. А полностью исправили «Цесаревич», после повреждений полученных в первую ночь войны, уже после её окончания.
Пушки и станки показали себя недостаточно прочными. У многих 6 дм пушек отлетали дула. Подъемные механизмы постоянно сдавали, их зубчатые дуги гнулись и ломались. Компрессоры, накатники и разные детали станков часто портились. В результате, к вечеру 28 июля, большая часть пушек на всех кораблях эскадры была выведена из строя … Замечу только, что большинство дефектов было такого характера, что в порту пушки скоро приводились в порядок …
Кутейников, стр. 148
Только вот все японские орудия вышли из строя по техническим причинам, а в ствол 254-мм орудия Пересвета залетел 57-мм снаряд. И единственное орудие ГК, которое вышло у нас из строя — это пушка Севастополя, крякнувшая при стрельбе на дальние дистанции ещё до боя при Шантунге.
По крайней мере все поврежденные в бою башни ГК вернули в строй.
++++++++++
Андрей, с «Богатырем»не перебор ли? По количеству кораблей с нашей стороны на данный момент больше погибших и вышедших из строя, Того и в реале такого не снилось.
Я думаю, все же нет, с учетом общего сальдо потерь. И я стараюсь не забирать достижения японцев, а Баян таки на мине подорвался в РИ. Тут его место забирает Богатырь
С уважением, Андрей
У Того весьма прилично сократилось количество капитальных кораблей. В майском бою потоплены три из шести броненосцев. А также сгинул большой броненосный крейсер. В реальности у русских успехи были, как бы не в два раза меньше, чем в АИ Андрея. К тому добавим, что на «Fuji» и «Shikishima» в реальности разменяли полдюжины (!) броненосцев утопших в Порт-Артуре и крейсер-рейдер «Рюрик». Здесь пока только один бронекрейсер, да четыре броненосца, три из которых устарели ещё до спуска на воду. Не так и плохо
Два, сэр:))) 15 июня разменяли Севастополь и Полтаву на Якумо и Асаму
Еще в Реале Цесарь самовыпилился из войны в догонку к упомянутой выше «полудюжине» …
и наши бронепалубники 1й ТОЭ в полном составе ..
Всеж (за вычетом недобитого Цесаря) Андрей чутка подыгрывает нашим —
если и избавляется бесповоротно то только от старья…
Три устаревших, на уровне мировых образцов того времени. А то что не добирали в скорости это все зависело от степени квалификации рабочих на ремонтных работах и степени подготовки машинных команд. Сравнение по Потемкину и Трем Святителям. Как они ходили до 1906 г. и спустя 10 лет, вижимали из машин больше чем на сдаточных испытаниях. Когда перестали экономить на подготовке экипажей, что артиллеристов, что команд КМУ, так и результаты стали другие.
Вы посчитайте количество погибших легких крейсеров.
Но тут есть оговорка в тексте, «нужны месяцы». Наверное самый главный приз АИ это Порт-Артур, который останется за нами. Не думаю что Андрей отдаст в качестве трофея «Богатырь» японцам или утопит его.
не…
Не отдаст — там еще и Цесарь ремонта ждет)))
Да и нафига японцам тот Пртур без эскадры?
Армия Ноги позарез нужна для наступления в других местах — они б мож и Харбин бы взяли…
Так то в Реале выходит вполне выгодный размен —
1я ТОЭ и Пртур ….
на Харбин и 2 ЭБРа
Хм… Армия Ноги в битве под Ляояном? Очень интересная для японцев альтернативка.
А то с чего бы Ноги руки на себя наложил?
Про Полтавы Вы пожалуй преувеличили — как проект они конечно выделяются отличным вооружением (для своего времени) а по факту на этом их достоинства исчерпываются и вылезают недостатки обусловленные экономией на ВИ и технологической отсталостью по части производства движков…
Соотношение потерь в этой Альтернативе более чем выгодно для РИ….
++++
Польза очевидна- уцелеть до соединения с 2 ТоЕ. А «помогать Порт-Артуру» не цель войны, а средство. Если просто «сидеть и помогать», то лучше уходить. А если из Артура шастать из ЖМ, то да, Артур лучше как база.
У вас мощные крейсера, думал пуститесь в «пиратство» в ЖМ… 🙂 (раньше начал такую альтернативу, но забросил 2 часть- лит. таланта нет((
Кстати нельзя ли из Шанхая продолжить с угольщиками на запад… чую что то такое))
вангую, все закончится победой при Цусиме 2 ТОЭ, где результат будет обеспечен лучшими снарядами русского флота
+++
Всё это безусловно хорошо, почтенный коллега, но нет ли риска, что ублюдки наглосаксы устроят нам в самый неподходящий момент облом с «заранее заказанным» углем?
Нет, уважаемый коллега, такого риска я не вижу. Что интересно, даже когда британцы вмешались и немецкие угольщики отказались сопровождать 2ТОЭ от Мадагаскара, уголь для дальнейшего движения вполне можно было изыскать — полную блокаду бриты наложили на продажу угля уже позднее, когда эскадра шла индийским океаном. А тут… Собственно, даже сообразить, что уголь закупается для русских кораблей будет не так легко, если осуществить его приобретение через посредников.
хочется конкретики хитрой маскировки:
вариант 1 — делаем заранее:
1.
закупили уголь, свалили — никуда не везем
2.
пригнали пароходы-угольщики, загрузили, никуда не плывем
=
мудрено что-то заподозрить
вариант 2 — делаем в последний момент:
1.
кто-то что-то не привез, не догрузил, не доплыл
2.
эскадра задержалась почему-то и мы переходим в вариант 1
шмелев, там никакой хитрой маскировки не надо.
Русские представители обращаются к китайским торговым компаниям и передают им деньги. Затем китайские компании закупают уголь/фрахтуют угольщики, в те годы информационная прозрачность околонулевая, так что не то, что сопоставить закуп потребностям русской эскадры, но даже выявить сам факт сделки для японцев и британцев — задача очень непростая. Затем угольщики незадолго до прорыва и к определенной дате приходят в Шантунг. Если не будут заходить в порт, чтобы не светить декларациями, там даже не будут знать что пришло немало угля. А если даже зайдут, то информатору надо ещё сообразить, что транспорты нескольких компаний привезли как-то много угля, и это подозрительно.
Допустим, информаторы все же узнали и сообщили японцам. Дальше-то что? Их главные силы как стояли у Эллиот, так и будут стоять, защищая Дальний. Пока русская эскадра в Артуре, японцы не могут никуда идти.
красиво, но противоречит суровой реальности
1.
угольщики не таксисты — толпой у кафе не стоят, просто так взять и насобирать в любой момент не факт, что получится
2.
договор фрахта предусматривает точные место и период погрузки, например, в Шанхае с 10.07 по 05.07.1904, а также точные место и период выгрузки, например, в Маниле с 12.07.1904 по 16.07.1904
можно предложить им за 1000% стоимости поменять маршрут с Манилы на «поболтаться у Шантунга», можно, конечно, когда «Ллойд» каждый за лямку фунтов застрахует, а тот застрахует по результатам консультаций в Адмиралтействе
Шо бы Ви таки знали о суровой реальности.
Вот уж не знал, что для семи крупных кораблей, даже с миноносцами, у которых ну вот точно какое-то количество угля будет с собой, нужна толпа угольщиков
Да, да, в контракте с германскими угольщиками, сопровождавшими 2ТОЭ так и было прописано — точные координаты каждой погрузки в море. И время:)))))
так нет, но им было сразу понятно, на что именно они подписываются, не сомневаюсь, что и вот это условие было соблюдено
можно заменить «адмиралти» на «адмиралитет», а также «сосайте» на «гезельшафт», но это при большом везении
АЖПИ.
Судя по безумию хейтеров, в результате получается вполне себе качественное Литературное Произведение.
Увы…
Категорически нехватат….
главного герроя)))
И… Романтической линии…
И блин… за политику —
Чисто поддержать традицию трех составных частей и прочего триединства….
Ну, все же эта АИ не задумывалась, как книга. А книга будет, но… это уже совсем другая АИ-история
будет интересно! с нетерпением ждем