Испытательный прототип-демонстратор легкого автомобиля ULV (второй образец).
ULV представляет из себя автомобиль, в конструкции которого разработчики постарались максимально широко использовать апробированные решения из гражданского сектора. Это, в частности, позволило пройти путь от проекта до воплощения в опытный образец всего за 11 месяцев. В движение его приводит гибридная силовая установка, состоящая из дизельного двигателя, вырабатывающего электроэнергию и двух электродвигателей (по одному на каждую ось) создающих крутящий момент. Такая конструкция позволяет решить одновременно три задачи.
Во-первых, отпадает необходимость в карданном валу и коробке передач. Тем самым снижается общий вес конструкции машины, а также появляется возможность сделать единое цельное закрытое днище, в том числе включив в него элемент противоминной стойкости.
Во-вторых, конструкция обеспечивает сохранение возможности продолжать движение даже при выходе из строя любого из электродвигателей.
В-третьих, это уменьшает количество взаимодействующих между собой деталей, а значит снижает износ и удешевляет эксплуатационные расходы.
Конструкция кузова вообще сильно заточена на стойкость к внешним воздействиям и повышения выживаемости пассажиров. Например, пол салона сделан плавающим и разрушаемым. Первое препятствует передачи энергии взрыва через кузов к ногам экипажа, а второе абсорбирует часть этой энергии на себя. Кресла установлены на скользящей энергополгощающей подвеске, что тоже уменьшает передачу ударного импульса взрыва к телу сидящего человека. А пятиточечные привязные ремни и охватывающие подготовники направлены предотвращение травм при опрокидывании машины. Кстати, кузов, при этом, должен нормально выдерживать опрокидывание, не теряя своей геометрии.
Кузов имеет "пять точек выхода", позволяющих всему экипажу быстро покинуть машину в любом случае. Четыре штатные двери и люк в крыше для стрелка оборудованы элементами аварийного сброса и препятствования заклиниванию. Салон оборудован местами для укладки личного снаряжения, специального оборудования и личного оружия. Два широкоугольных экрана тепловизоров позволяют экипажу в любой время дня и ночи, иметь постоянный полный круговой обзор. В том числе в движении. Кроме того, на ней установлено оборудование разведки, связи и GPS-навигатор. Есть возможность интеграции в боевую командно-информационную сеть подразделения. В том числе для выполнения функции передового целеуказания. Противопульное бронирование обеспечивалось применением новых прочных сталей, а также стойких композитов.
Все это уместилось в общую снаряженную массу 6,3 тонны, при максимальном весе полезной нагрузки в 2 тонны. При этом уровень ее бронирования "соответствует" (не совсем, правда, понятно, каким образом) уровню бронированных машин MRAP. Также важным проверяемым параметром было способность получить такую машину по цене не более 250 тыс. долл. США за единицу при общем объеме партии в 5 тыс. шт.
Таких машин — демонстраторов было построено три. Две из них в конечном итоге полностью разрушили во время программы испытаний. Одна осталась в качестве образца для дальнейших исследований.
На данный момент TARDEC закрыло программу ULV, как выполнившую свою задачу. На базе полученных результатов и конструктивных решений TARDEC сформулировала перечень требований к перспективному легкому транспортному средству обеспечения подвижности пехотных бригад (Infantry Brigade Combat Team — IBCT). Программа называется Ultra Light Combat Vehicles (ULCV). Ее результатом уже как раз и станет та конструкция, которую собирается закупать Армия США.
ULCV должна перевозить полностью экипированное пехотное отделение из семи человек. Следовательно, по размеру она будет несколько больше ULV, вмещавшего только пятерых солдат. Скорее всего, и количество "точек выхода" тоже увеличат соответственно. Либо в виде пары дополнительных дверей, либо в виде дополнительных люков. Последнее, впрочем, менее вероятно. В любом случае грузоподъемность машины должна будет составлять только 1450 кг. Также проект предусматривает снижение общей снаряженной массы до 4,5 — 5 тонн. При сохранении тех же требований по пуле- и взрывоустойчивость. Как этого думают достичь пока скрыто за общими обтекаемыми словами про новые конструкционные материалы, обладающие более низким весом и более высокими свойствами. Кроме того, вероятно его днище будет иметь V-образную форму.
По составу внутреннего оснащения список остался таким же, каким был у ULV. Навигация, связь, приборы разведки и наблюдения, сопряжение с БИУС подразделения. При этом ULCV должна стать еще и носителем оружия поддержки пехоты взводного уровня или даже более тяжелое. Как сообщается, в первую очередь рассматриваются крупнокалиберные пулеметы. Возможно — скорострельные автоматические пушки.
CH-47 Chinook выгружает Land Rover 58GF56 на аэрошоу в Фарнборо, 1978 год
Отдельным блоком идут требования по габаритам. Машина должна помещаться в грузовом отсеке вертолета CH-47 Chinook или быть способна транспортироваться на внешней подвеске вертолета UH-60. Предусмотрена возможность ее десантирования с военно-транспортных самолетов при помощи платформы 463L. Это подтверждает предположение о том, что ULCV пойдет на вооружение не только пехотных, но и аэромобильных частей. Также не исключено ее использование в Корпусе морской пехоты США.
Доставка легкой полевой гаубицы на внешней подвеске вертолета UH-60 Black Hawk («Черный ястреб»)
Акцентируется внимание на обязательность модульной архитектуры конструкции для обеспечения возможности ее текущего и даже крупного ремонта в полевых условиях силами инженерных рот Армии.
Система движения скорее всего значительных изменений не претерпит. Гибрид из дизеля с двумя электродвигателями признан удачным. Он обеспечивал необходимый уровень проходимости машины как по дорогам так и пересеченной местности, а также давал запас хода на одной заправке в 400 — 450 километров. Учитывая, что ULCV облегчили на целых полторы тонны, энерговооруженности должно хватить.
В том числе, если понадобится (а оно скорее всего понадобится) для компенсации веса навесной дополнительной брони. Использование внешнего дополнительного модульного бронирования на легкой бронетехнике в Армии США приобрело стабильный характер. С 80-х прошлого века в этом направлении проведено множество работ. Вероятнее всего в комплекте появится что-нибудь вроде Armox 500S, но пока на эту тему ничего определенного не говорится. Лишь сообщается о принципиальной возможности использования навесной дополнительной брони.
Ну и самое главное, результат должен укладываться в 250 тыс. долларов при максимальном объеме заказа в 5000 штук. Последнее конечно выглядит причудой для богатых. Но США давно уже исповедуют стратегию "серебряной пули", так что "сверхлегкий джип" по цене в четверть от основного боевого танка их не смущает.
Учитывая, что первый прототип ULV "сконструировали" менее чем за год, демонстрацию первого опытного экземпляра ULCV можно ожидать где-нибудь не позднее конца осени 2015 года.