Уйгуры, несмотря на то, что некоторые беллетристы изображают их как просто диких кочевников всегда были культурной антитезой кочевому быту. Они изначально стремились к государственности и оседлому образу жизни, чем вызывали недоумение и насмешки со стороны других кочевников.
Уйгуры создавали каганат ровно три раза:
- первый существовал в монгольских степях ещё в IV веке
- второй был создан уйгурским вождём Тумиду в 647 году после падения Восточно-Тюркского каганата
- в 747 году был создан Уйгурский каганат, который просуществовал до 840 года и оставил наиболее заметный след в истории
Уйгуры несмотря на своё реноме диких кочевников смогли создать высокоразвитую кочевую цивилизацию с развитой городской культурой в степях Монголии.
При этом, уникальность уйгур состоит ещё в том, что они смогли избежать налогообложения с покоренных народов. Доходы поступали от обеспечения транзитной торговли империи Тан и безопасности её степных границ.
Этому способствовало то, что китайцы в 751 году потерпели поражения от арабов в Таласском сражении, въетнамцев в Юньнани и от киданей в Маньчжурии. А в самом Китае в 755 году произошло восстание Ань Лушаня, которое привело к восьмилетней гражданской войне.
Поэтому, танский Китай крайне нуждался в военной силе уйгур. Уйгуры подавив восстание Аль Лушаня, по пути дважды разграбили столицу империи — Лоян.
После этого, уйгуры установили плату от китайцев по 40 кусков шёлка за каждую лошадь у воина. А так как у воина было минимум две-три лошади (сменные), то выставляемая уйгурами армия в 4 тысячи всадников ежегодно приносила кагану минимум 320 тысяч кусков шёлка.
Такого количества шёлка не имели даже тюрки в период своего наивысшего могущества
Но уйгуры в отличие от тюрков не просто накапливали шёлк, а вложили все средства в развитие торговой инфраструктуры на Великом Шёлковом пути. Именно они стали творцами того узнаваемого облика Шёлкового пути с его караван-сараями, мастерскими, проводниками и арендуемыми верблюдами.
Это ещё более обогатило каганат, сделав его настоящим очагом кочевой цивилизации. Именно уйгуры стали первым кочевым народом, который смог создать эффективно управляемое государство со смешанным оседло-кочевым образом жизни.
Население уйгурских городов состояло из пленных китайцев, табгачей, выходцев из Средней Азии и персов, а также уйгуров, пожелавших жить оседло. Именно городское население облагалось налогом — но только с продуктов их ремесленного и земледельческого труда.
С развитием осёдлости Уйгурский каганат смог диверсифицировать экономику и избавиться от шёлковой зависимости Китая. Вот у кого надо учиться современным правителям, которые всё больше становятся зависимыми от китайской экономики
Имея такую культуру удивительно, что о древних уйгурах осталось историческое воспоминание как о диких кочевых племенах. Как же тогда они смогли создать высокоразвитую во всех отношениях (военной, экономической и культурной) городскую цивилизацию? К тому же они не просто компилировали что-то у оседлых соседей, а создали именно самобытную городскую культуру с оригинальным мировосприятием и стали образцом для всех последующих кочевых государств.