1

Проектирование и разработка Mitsubishi J8M1 Syusui представляли собой серьезную проблему. Несмотря на имеющуюся у японцев информацию об истребителе Messerschmitt Me 163B, на основе которого создавался J8M1, концепция истребителя-бесхвостки, не говоря уже о ракетных двигателях, была новой и непроверенной. Вследствие этого было необходимо средство проверки конструкции J8M1 и при этом дававшее возможность обучения пилотов, которые должны будут летать на самолете, которые не был похож ни на что, на чем они хоть раз летали.

Поэтому перед Kugisho была поставлена задача создания планера, который должен был быть копией J8M1. Основной целью была оценка летных характеристик истребителя-бесхвостки, учитывая, что японцы не имели большого опыта работы с такими самолетами. Данные, собранные в ходе выполненных планером полетов, в свою очередь изучались и применялись на истребителе J8M1 на стадии, предшествующей серийному производству. В дополнение к роли экспериментальной машины планер должен был служить средством обучения новых пилотов полетам на новых самолетах, поскольку на вооружении Императорских армии и флота (IJA и IJN) не было ни одного подобного самолета. Используя планер в качестве тренировочного самолета, пилоты могли лучше переходить к J8M1 и, следовательно, минимизировать ошибки эксплуатации.

Проектировать Kugisho MXY8 Akigusa (秋草 — осенняя трава) было поручено инженеру Хидемаса Кимура (Hidemasa Kimura). В конструкции MXY8 Кимура использовал дерево и полотняную обшивку некоторых поверхностей и добился почти точной копийности планера и J8M1, обеспечив во время испытаний наиболее полное совпадение летных данных. К концу 1944 года первый MXY8 был готов, и сборка еще двух была близка к завершению.

Учебные планеры Kugisho MXY8 и MXY9. Япония


схемы учебного планера MXY8

В декабре первый MXY8 был доставлен на аэродром, расположенный в Хаякуригахаре (Hyakurigahara) в 79 км к северо-востоку от Токио. Здесь базировалась авиагруппа, ответственная за оборону Токио. Также на аэродроме находился недавно созданный 312-й кокутай, который должен был оснащаться только что запущенными в производство J8M1. Таким образом, 312-й кокутай был идеальным подразделением для испытаний MXY8. Первый полет, запланированный на 8 декабря 1944 года, должен был быть выполнен командором (капитаном 2-го ранга) Оне (Commander One). К сожалению, Оне заболел и не смог лететь, поэтому для выполнения этой миссии был назначен лейтенант-командор (капитан 3-го ранга) Тойохико Инизука (Lieutenant-Commander Toyohiko Inuzuka). В день полета Инузука поднялся в кабину MXY8, и Kyushu K10W1 312-го кокутая поднял планер в небо. На высоте Инизука был отцеплен и начал планировать. После успешного спуска Инизука дал планеру MXY8 высокую оценку, найдя летные характеристики и характеристики управляемости приемлемыми.

Учебные планеры Kugisho MXY8 и MXY9. Япония
учебный планер MXY8 показан в оранжевой окраске, которая использовалась на тренировочных и экспериментальных самолетах

Императорской армии, планировавшей применять J8M1 под обозначением Ki-200, был передан второй MXY8. Доставленный в Армейский научно-исследовательский авиационный институт (Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo — сокращ. Рикугун), планер MXY8 испытывался полковником Арамаки (Colonel Aramaki), который также как и Инизука нашел, что машина показала хорошие результаты. Единственным заметным недостатком, найденным Инизука и Арамаки, была тенденция носа MXY8 к затягиванию в пикирование. Третий построенный MXY8 был передан авиации Императорского флота.

Учебные планеры Kugisho MXY8 и MXY9. Япония

учебный планер MXY8 

Первый MXY8 не соответствовал боевой массе J8M1. С этой целью IJN хотел модифицировать MXY8 так, чтобы в планер были включены балластные баки, вмещавшие достаточно воды, чтобы полностью имитировать боевую массу J8M1.По мнению руководства IJN модифицированный вариант должен был стать окончательной серийным образцом для использования при обучении пилотов. С завершением в Kugisho изготовления первых трех MXY8 планеров некоторое число авиастроительных компаний были подключены для начала производства модифицированных «тяжелых» планеров MXY8 для удовлетворения потребности в обучении пилотов 312-го кокутая и других подразделений, которые будут летать J8M1 и Ki-200. Компании Maeda Koku Kenkyujo было поручено производство MXY8 для IJN, для IJA под обозначением Ku-13 эти планеры должна была выпускать Yokoi Koku K.K..

Дальнейшие испытательные полеты, проводимые в 312-м кокутае, обнаружили, что MXY8 испытывал флаттер элеронов на скоростях свыше 295 км/ч (в качестве примечания: та же проблема была обнаружена в ходе испытаний первого прототипа Messerschmitt Me 163A V1). Были отмечены и другие незначительные проблемы, которые проанализированы и исправлены. Вопрос с флаттером был решен путем уменьшения промежутка между крылом и элероном (элероны Me 163A VI были уравновешены заново). В то же время MXY8, находившийся на аэродроме Касива (Kashiwa), префектура Чиба (Chiba Prefecture), был облетан пилотами авиации IJN. Однако летчики имели меньше энтузиазма к конструкции, особенно после катастрофы с участием одного из планеров, в ходе которой сильно пострадал пилот. Несмотря на это, в штабе ВВС IJN (海軍航空本部 — Kaigun Koku Hombu) оценили все данные испытательных полетов и в марте 1945 года официально приняли на вооружение MXY8, после чего полным ходом начались работы над производством MXY8 и Ku-13, которое продолжалось до конца войны.

В IJN была также разработана другая версия планера. В то время как MXY8 не имел двигателя, новая версия должна была иметь силовую установку малой мощности. Обозначенный как MXY9 Shuka (秋火 — осенний огонь), новый проект был учебно-тренировочным самолетом для повышенной летной подготовки. Данный летательный аппарат должен был находиться в воздухе более продолжительное время и потому предоставлял бы возможности для более углубленного обучения пилотированию. Предусматривалось, что после завершения обучения на MXY8, курсанты для повышения квалификации должны были перейти на MXY9, после чего приступить к полетам на J8M1 или Ki-200. В качестве силовой установки для MXY9 был предложен воздушно реактивный двигатель Tsu-11 — тот же самый двигатель, который использовался на Kugisho Oka Model 22. Тем не менее, MXY9 не был реализован.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ[1]

Тип: Kugisho MXY8

Назначение: экспериментальный/учебный планер

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: нет

Размеры:

размах крыла 9,50 м
длина 5,82 м
высота 2,48 м
площадь крыла 17,65 м²

Вес:

пустого 905 кг
с полной нагрузкой 1037 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость планирования не известно
максимальная скорость буксировки 295 км/ч

Вооружение: нет

Развертывание: Kugisho построила три прототипа планера MXY8, Maeda построила от 44 до 54 тренировочных MXY8, в то время как Yokoi изготовила 6 тренировочных Ku-13. Ряд планеров MXY8 находился в ведении 312-й кокутая. MXY9 не был построен и не вышел из стадии проектирования


  1. данные для MXY8. Технические требования также относятся к Yokoi Ku-13. Никаких конкретных данных о MXY9 Shuka не имеется

источник: Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account