Леонардо ди Каприо, футбольный клуб "Ювентус", независимая Польша в начале 20 века и все это… школьный учебник по мировой истории по-итальянски. Взято отсюда
Честно говоря, я думал, что в изучении истории в школе мы в последнее десятилетие сильно ухнули вниз. Непонятная ситуация с учебниками, которая вроде как должна быть единой на все школы, а вроде и нет, бесконечная борьба с идеологизацией образования — "десталинизация", "десоветизация", "декоммунизация"… с чем связаны и попытки отказа от классического в постсоветских странах взгляда на периодизацию истории человеческой цивилизации. Деление ее на последовательные формации — первобытнообщинный строй, рабовладельчество, феодализм, капитализм и коммунизм возник в Советском Союзе и являлся плодом марксистксой, т.е. отвергнутой в современности теории. В итоге сломав старое, ни к чему новому мы так и не пришли.
А когда либерализация головного мозга дошла предела и объявили, что современная школа должна стать организацией, лишь предоставляющей населению образовательные услуги, но никак не не воспитывающей, стало ясно, что "История" как школьная дисциплина обречена. Поскольку именно "История" является наиболее важным в плане воспитания гражданина предметом, учащим его системно мыслить. Но если главным предназначением школы является выращивание "успешных менеджеров", "продвинутых экономистов" или "модных юристов" или проще говоря, потребителей, то зачем ему знать, например, причины Первой русской революции или что подвигло Петра Первого начать радикальные реформы?
Тем не менее, после беглого осмотра итальянского учебника мировой истории для старших классов, я понял, что у нас еще все хорошо. Все очень и очень хорошо! Потрясающее по своей бессистемности пособие, в котором события переданы настолько хаотично и фрагментарно, что выстроить единую историческую направленность в голове ребенка становится почти невозможно.
Начнем с того, что книга довольно объемная, да и страницы по размеру явно больше советско-российских стандартов, еще бы! — авторам пришлось впихнуть в 400 страниц историю Италии и всего остального мира. В России, напомню на всякий случай, для этих целей создается два учебника. Но из-за обилия картинок, большая часть которых, на мой скромный взгляд, совершенно не нужны, тексты занимают едва ли половину каждой страницы.
К тому же некоторые иллюстрации идут с явными ошибками. Это касается, прежде всего, карт. На первой же странице в главе "Наследие 19 века. 1870-1914" изображена политическая карта того времени.
Карта на первый взгляд вроде правильная, даже Байкал стоит на месте, а Монголия изображена как часть Китайской империи, как и было в реальности. Но присмотримся к Европе… Маленький, но все же заметный зеленый квадратик между Россией и Германией, по всей видимости, изображает Польшу. Позвольте, скажете вы, какая Польша в начале 20 века? Честно говоря, я тоже удивился, но авторы учебника решили так.
Более того, внимательно присмотревшись, можно понять, что в состав Российской Империи вместо Польши, вошли Галиция и часть Восточной Пруссии, сегодня более известная как Калининградская область. Вообще западная граница России сильно смахивают на конфигурацию после Второй мировой войны. Но то, что перед нами не карта СССР образца 1946 года говорит то, что Финляндия все же окрашена в российский цвет.
Листаем дальше… Через пару десятков страниц наталкиваемся еще на одну карту, на этот раз Средиземноморья времен итало-турецкой войны. На ней выделены собственно Италия, Турция и Ливия, за которую и шла война.
Но если с границами Османской империи все правильно, то Италия имеет явно неправильные очертания. Вероятно в порыве патриотических чувств, авторы закрасили итальянским цветом регионы вокруг Триеста и Тренто, принадлежавшие в тот момент Австро-Венгрии. В итоге получилась карта Италии на настоящий момент.
Но все это можно было бы посчитать маленькими придирками (хотя ничего себе, придирки!) если бы не сама структура учебника. Темы чередуются в какой-то непонятной последовательности и разбавлены посторонними вкраплениями и очень странными параграфами, которые, видимо, должны развлекать учеников, делая уроки не слишком скучными.
Описание мира начала 20 века (империализм, колонии, индустриализация), внезапно прерывается большим, аж на четыре страницы ознакомлением с фильмом "Титаник". Вплоть до того, что главные роли сыграли Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет, что это любовная история и т.д. Параграф заканчивается рассуждениями о том, что "Титаник" стал моделью общества того времени, который под музыку и шампанское (ага, "Ананасы в шампанском") шел к своему неотвратимому краху в Первой мировой.
Я все понимаю, сравнение хорошее, нужное, но четыре страницы? Учитывая, что до этого на описание и колониальную политику европейских стран авторам хватило двух страниц. Причем, описание ограничивается тем, что Британия, например, имела 330 военных кораблей, из которых 59 броненосцев и 80 крейсеров (зачем?!), далеко оставив другие страны, как Франция, которая имела 96 кораблей, США — 56 и Италия — 53 (куда российский флот подевали?!), в каких годах какую страну захватила Британия, а также Франция, Германия и Бельгия.
Зачем ребенку знать, сколько кораблей имела Великобритания, и в каких годах захватывала колонии, если о причинах и следствиях этих захватов даже не упоминается? Зачем ему знать, сколько с 1890 по 1900 годы тонн товара было перевезено по Суэцкому каналу, сколько из них были британские товары, сколько германские, французские, голландские и итальянские, если о значении канала и последствиях его прорытия ничего? А без этого как ребенок может выучить все эти даты? Впрочем, вопрос скорее риторический.
Две страницы уделены на политику США (ну, это же США), три (!!!) на Японию, еще три — на Россию с Турцией, объединенных в главу "Время кризиса: Россия и Оттоманская империя". Причем, в истории России авторы успели кратко осветить строительство Транссиба, создание РСДРП, разделение его на bolscevica и menscevica и столыпинские реформы.
Товарищи Ленин и Сталин смотрят на итальянских учеников как-то.. хитрó
А вообще, мне очень интересно, после изучения параграфа о гибели Титаника, какие вопросы задает учитель для проверки знаний?
— Почему капитан решил не снижать скорость корабля, несмотря на опасность айсбергов?
— Как должен был поступить герой Ди Каприо?
— Почему на корабле не было достаточного количества шлюпок?
— Насколько вам неприятен тот мужик, ухитрившийся выжить и не следовало ли Леонардо скинуть с плота Кейт, чтобы спастись самому? Ну, равноправие же.
Следующая глава посвящена собственно Италии. Здесь все логично — эпоха Джолитти, экономика, политика.. хотя и в сжатом и до предела насыщенном фактами виде. Заключительный же параграф знакомит ученика с… историей создания команды "Ювентус". Ну, знаете, футбольная команда из Турина. Из этой темы в четырех страницах мы можем узнать, что, например, одним из основателей клуба был некто Энрико Канфари, а лидером команды целых десять лет был Карло Бигатто.
Опять же, я понимаю, что футбол в Италии сродни религии, но не до такой же степени! Следующей теме — Первой мировой войне — ее причинам и предпосылкам, ходу войны, последствиям и выводам уделяется четырнадцать страниц. Причем, страницы богато иллюстрированы, так что текста не так уж и много. Получается, по мнению авторов учебника и чиновников минобразования, тема Первой мировой войны, которая определила весь миропорядок на последующие двадцать лет лишь в 3,5 раза важнее команды "Ювентус", которая повлияла… на последующее существование команды "Ювентус". Ну, пусть на многотысячную армию ее фанатов, и все!
Карта мира перед ПМВ. Перефразируя слова незабвенного Буша, обратите внимание на Польшу
Сама Первая мировая, называемая в Италии Великой войной, описывается в учебнике крайне поверхностно. Достаточно сказать, что даже общей карты Европы с линиями фронтов на западе, востоке и юге здесь нет, так что понять, почему немцы так боялись войны на два фронта невозможно. Даже если в тексте об этом говорится, но без карты все объяснения на словах остаются абстракцией.
Межвоенное двадцатилетие описывается с той же степенью "глубины" — куча фактов, имен, дат и цифр громоздятся друг на друга не давая бедному ученику ни единого шанса не то, что на понимание исторического процесса, а даже на их простое запоминание.
Параграф, посвященный судьбе итальянских мигрантов в США
Все согласно заветам наших либеральных деятелей — не нужно пичкать детей историей, не нужно разжевывать им выводы, сделанные взрослыми. Следует давать детям только голую информацию, а выводы они, мол, сделают сами. Например, как связан приход Муссолини к власти с итогами Первой мировой, почему нацизм победил в Германии, а не, например, в Англии или во Франции, где он зародился. И сами же найдут общую природу между англо-бурской войной, русско-японской и завоеванием Ливии итальянцами.
Вот и стараются авторы учебника — тут расскажут немножко про Первую мировую, здесь про "Ювентус", еще чуток о развитии кинематографа, разбавить все это тоталитаризмом тридцатых годов, в которых смешались нацизм со сталинизмом и обильно приправить большим количеством дат. История ХХ века, таким образом, разбивается на фрагменты, которые совсем не хотят вязаться друг с другом.
И в результате у ребенка вместо истории и системного мышления в голове полная форменная каша, где смешаются имена вратаря "Ювентуса" Джампьеро Комби, премьер-министра Джолитти, Джеймса Кэмерона, утонувшего на Титанике, Чарли Чаплина создавшего конвейерную систему сборки автомобилей, Льва Троцкого, который сыграл Гитлера в фильме "Великий диктатор", демократия, нацизм, сталинизм и прочее. Не говоря уже о датах. В общем, нормальный такой успешный потребитель.
Конечно, какой европейский учебник не осветит ужасы сталинских репрессий? Как видно, темы Нацизм и Сталинизм стоят рядом
С ним впоследствии можно делать что угодно, в т.ч. и изменить в его сознании саму историю. Поскольку знаний нет, или она сохранилась в виде фрагментированных частиц, зазоры между ними будут заполнены фильмами, научно-популярными передачами, книгами и т.д. Например, сегодня всем известно, как американцы во главе с Томом Хэнксом надавали немцам, высадившись в Нормандии, как американцы во главе с Брэдом Питтом шли на Берлин, как немцы уничтожали евреев и итальянцев с Бениньи и т.д.
Впрочем, о Второй мировой войне и довольно интересном взгляде на нее итальянцев, в следующий раз…
Источник — http://viva-vova.livejournal.com/6324.html