Прототип БТР «Намер» был создан на базе танка «Меркава» Mk1 (в армии Израиля с 1979 г., а сейчас снимается с вооружения) путем удаления с него башни с пушечным вооружением и оборудования в кормовой части корпуса (где размещалось боевое отделение и отсек для боеприпасов) мест для транспортировки восьми экипированных пехотинцев.
По заявлению израильских военных, коренное переоборудование шасси танков «Меркава» Mk1 привело к значительным затратам, сопоставимым с созданием аналогичной машины «с нуля», поэтому было принято решение о создании серийных «Намер» на базе шасси производимых в настоящее время израильской промышленностью танков «Меркава» Mk4.
БТР «Намер», созданный на базе «Меркава» Mk4, уже значительно отличается от прототипа. В первую очередь это касается скошенных бортовых панелей на надгусеничных полках (возможно с встроенной динамической защитой).
Кроме того, машина получила полноценную командирскую башенку и новую дистанционно управляемую пулеметную установку калибра 12,7 мм. Для возможности ведения наблюдения из десантного отделения ближе к кормовой части по бортам были установлены выступающие под углом смотровые стеклоблоки с усиленной защитой. Над ними расположили 6-ствольные блоки дымовых гранатометов. От танка «Меркава» Mk4 машина также унаследовала двигатель, трансмиссию и ходовую часть.
Впервые опытный образец тяжелой боевой машины пехоты на базе танка «Меркава», получившей название Nemer (тигр) был показан на выставке Low Intensity Conflict 2005 (конфликт малой интенсивности), проходившей в Тель-Авиве с 7 по 10 марта.
Созданная на шасси танка «Меркава» БТР Nаmer скомпонована для размещения 11 человек: командира, водителя, наводчика и восьми человек десанта. Кроме того возможна загрузка носилок для одного раненного, кроме размещенного в ней десанта.
Несколько опытных образцов уже произведено, и они поступили в опытную эксплуатацию в войска. Полагают, что Nаmer является эффективным в отношении затрат ответом на растущие потребности войск израильских сил обороны, действующих в районе сектора Газа.
Израильские силы обороны значительно ограничили использование своего основного БТР М113 в Газе после двух инцидентов, в которых БТР М113 были уничтожены РПГ в мае 2004 года. В качестве немедленного решения туда были переведены тяжелые БТР, включая «Ахзарит» на базе танков Т-54/Т-55, и «Пума» на базе танка «Центурион» и «Нагмахон» на базе танка «Центурион». Израильские силы обороны снимают с вооружения свои устаревающие танки «Меркава» Mk 1, в связи с этим министерство обороны предложило снять башни с таких танков «Меркава» и использовать их шасси для создания тяжелого БТР. Себестоимость производства машины Nаmer, оценивается в настоящее время в 750000 долларов.
В качестве новой компоновки машины башня и крыша базовой платформы была снята, на корпусе установлена новое лобовое бронирование и улучшена конструкция броневой защиты кормовой двери/аппарели. Люк над рабочим местом водителя убран, и этот участок обеспечен дополнительной броней. Генерал Рон-Таль заметил: «Я полагаю, что мы создали самую защищенную БМП в мире. В будущем она будет оснащена системой активной защиты Trophy«.
Днище машины также оснащено системой защиты от мин. Кроме того, специально разработанные откидные сиденья скомпонованы для дополнительной защиты при подрыве на мине. Единственный люк в крыше размещен над сиденьем командира на левой стороне крыши машины, он обеспечивает доступ к 7,62-мм управляемому вручную пулемету.
Отличием опытного образца, показанного на выставке, является разработанная фирмой Rafael Armament Development Authority 12,7-мм пулеметная установка Katlanit с дистанционным управлением (RCWS), размещенная на передней правой части крыши машины.
На машине могут устанавливаться три взаимозаменяемые системы оружия: 7,62-мм пулемет М240, 12,7-мм тяжелый пулемет М2, 40-мм автоматический гранатомет МК19 и 60-мм миномет, установленный на борту машины.. Кормовая часть крыши машины может компоноваться для размещения дополнительной 30-мм установки RCWS и возможным применением противотанковых управляемых снарядов Spike ER.В кормовой двери/аппарели машины размещена бойница для ведения огня из штатного оружия экипажа.
Идея тяжелого БТР на базе танка Merkava появилась в середине 80-х годов и воплотилась в конструкцию машины Namer в 2004 г. Namer опробован в боевых операциях в секторе Газа в 2005 г. и войне в Ливане в 2006 г.
Были изготовлены три опытных образца усовершенствованного БТР Namer, которые проходят испытания на мобильность и огневую мощь перед тем, как они поступят на вооружение в пехотную бригаду «Голани».
Имея в качестве базовой конструкции танк Merkava 4 и используя такой же тип ходовой части, БТР Namer отличается уникальной конструкцией корпуса. Корпус БТР Namer характеризуется малым весом, а его защита от огнестрельного оружия может быть усилена использованием бронированных модульных блоков, закрепленных на основном корпусе машины. В этих модулях используется гибридная броня с использованием как активных, так и реактивных компонентов.
БТР Namer предназначен для защиты от бронебойных снарядов танкового калибра, а также противотанковых кумулятивных снарядов, с которыми приходится сталкиваться на поле боя.
Отличительной особенностью конструкции является отсутствие отдельного выходного люка механика-водителя. Это, как считают конструкторы, усилит защиту от поражения сверху. Аналогичным образом заменены установленные на крыше перископы наблюдения для пехоты на плоские мониторы, изображение на которые подается с видеокамер. Видеокамеры для защиты помещены бронированные корпуса. Опыт, полученный в боевых операциях в секторе Газа и Ливане, показал, что необходимо усилить броню задней аппарели и разработать новую бронированную верхнюю конструкцию, приваренную к корпусу.
БТР Namer предлагает усиленную защиту днища путем использования новой V-образной плиты и подвешенных сидений для экипажа и пехоты. Дальнейшее повышение живучести экипажа планируется провести в ходе выполнения программы производства
За все эти виды защиты приходится платить увеличением объема и веса машины. Хотя полезный внутренний объем БТР Namer почти такой же, как и у БТР Stryker производства фирмы General Dynamics, и рассчитан он на 9 десантников с полной выкладкой, внешний объем существенно превышает такие характеристики БТР Stryker. Точный вес БТР Namer хранится в секрете, однако, он находится на уровне веса танка.
Первые машины, принятые в эксплуатацию, будут оснащены дизельным МТО мощностью 1200 л.с. Такие двигатели входят в состав танков Merkava 3, однако в перспективе рассматриваются и другие варианты. К таким вариантам следует отнести современную модернизированную двигательную установку AVDS-1790, а также техническое решение, которое базируется на двигателе Europack MTU 883.
Общее число требуемых машин для IDF составляет 600 БТР Namer.
Тактико-технические характеристики:
Экипаж — 3 человека
Десант — 9 человек
Длина — 7450 мм
Ширина — 3700 мм
Боевая масса — 60 тонн
Бронирование — многослойное композитное + динамическая защита
Силовая установка — многотопливный дизель с турбонаддувом мощностью 1200 л.с.
Скорость — 64 км/ч
Запас хода по шоссе — 500 км
Удельная мощность — 20 л.с. / т