Тяжелый штурмовик Boeing Model 10 (GA-1, GA-2). США
Обозначение Boeing Model 10 было получено двумя совершенно различными штурмовыми самолетами, разработанными техническим отделом (Engineering Division) авиационной службы армии США (US Army Air Service) в МакКук-Филде, штат Огайо. Это было как раз в то время, когда армия начала стандартизацию обозначений для новых конструкций самолетов, и машины компании Boeing поледовательно получили обозначения "самолет для выполнения атак наземных целей (штурмовик)" №1 и №2 — GA-1 и GA-2.
GA-1
Построенный армией прототип был назван как GA-X (Ground Attack Experimental — экспериментальный штурмовик). Летчики, летавшие на нем, дали свое обозначение самолета — оружие (G — Guns), броня (А — Armor) и неизвестная величина, как в алгебре (X — Unknown Quantity).
схемы Boeing Model 10 (GA-1)
Это был построенный в МакКук-Филд бронированный триплан с толкающими винтами. Компания Boeing была успешным победителем конкурса на постройку 20 экземпляров этого самолета. Помимо широкого использования брони в качестве неотъемлемой части базовой структуры в местах размещения экипажа и двигателей, конструкция была стандартной деревянно-расчалочной с обшивкой из фанеры и полотна. Оснастка крыльев была несколько упрощена благодаря использованию неразъемных N-образных стоек, что устраняло обычные наклонные расчалки. Трипланы не были редкостью во время Первой Мировой войны и десять (после размещения заказ был уменьшен вдвое) GA-1 стали последними в мире построенными трипланами (так в тексте), но он не отличался этой эта уже редкой характеристикой. Их наиболее уникальной чертой была компоновка брони и силовой установки, где стрелки располагались впереди мотогондол. Они стреляли сквозь щели в в броне, прицеливаясь через защищенные подвижными шторками смотровые щели. Даже пилот для обзора вперед имел створки. Дополнительное вооружение было закреплено для стрельбы вниз через пол во время прохода GA-1 над целью.
Boeing Model 10, штурмовой триплан GA-1, серийная версия прототипа GA-X, спроектированного и построенного авиационной службой армии США, с обозначениями 90-й штурмовой эскадрильи (фотография была любезно представлена музеем авиации[Courtesy Museum of Flight])
Boeing Model 10 (GA-1)
GA-1, впервые полетевший в мае 1921 года, из-за брони имел чрезвычайно избыточный вес, плохой обзор членов экипажа и проблемы с аэродинамикой и охлаждением двигателей. Несмотря на эти недостатки, все 10 машин были приняты Армией и были доставлены по железной дороге в Келли-Филд (Kelly Field), штат Техас. Плохие характеристики данных самолетов наделили их уникальными дисциплинарными функциями: командиры, делая все для сохранения жизни молодых буйных пилотов, грозили для улучшения их поведения перевести на трипланы.
вариант окраски Boeing Model 10 (GA-1)
GA-2
Это был большой одномоторный бронированный биплан, спроектированный в МакКук-Филд и оснащавшийся не подвергнутым испытаниям (также разработанным армией) трехрядным двигателем мощностью 700 л.с.. Боинг получил контракт на строительство двух прототипов.
GA-2, построенный Боингом по чертежам авиационной службы армии США также имел обозначение Boeing Model 10. Всегобыли построены два таких самолета (USAF McCook Field Photo)
Поскольку новый двигатель не был готов, то был доставлен деревянный макет. В компании Boeing сочли необходимым выполнить значительный объем переработки и сделать значительные изменения во втором прототипе в качестве результата опыта работы с первым. Конструкция, включая использование бронеплит, в целом повторяла GA-1. Оба GA-2 были доставлены в МакКук-Филд, но в Сиэттле они не летали.
гипотетический вариант окраски Boeing Model 10 (GA-2)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Обозначение: |
GA-1 |
GA-2 |
Тип: |
штурмовик |
штурмовик |
Экипаж: |
3 чел. (1 пилот и 2 стрелка) |
3 чел. (1 пилот и 2 стрелка) |
Силовая установка: |
||
тип двигателя |
2×Liberty 12A |
Engineering Division W-18 |
мощность |
2×435 л.с. |
1×750 л.с. |
общая мощность |
870 л.с. |
750 л.с. |
Размеры: |
||
размах крыла |
65 фт 6 in (19,96 м) |
54 фт 0 in (16,46 м) |
длина |
33 фт 7 in (10,24 м) |
36 фт 9 in (11,20 м) |
высота |
14 фт 3 in (4,34 м) |
12 фт 0 in (3,66 м) |
площадь крыла |
1016 фт² (94,39 м²) |
851 фт² (79,06 м²) |
Вес: |
||
пустого |
7834 фнт (3553,5 кг) |
6469 фнт (2934,3 кг) |
полный |
10426 фнт (4729,2 кг) |
8691 фнт (3942,2 кг) |
Летные характеристики: |
||
максимальная скорость |
105 миль/ч (169 км/ч) |
113 миль/ч (182 км/ч) |
крейсерская скорость |
(153 км/ч) |
100 миль/ч (161 км/ч) |
скороподъемность |
600 фт/мин (183 м/мин) |
720 фт/мин (219 м/мин) |
практический потолок |
9600 фт (2926 м) |
12000 фт (36578 м) |
дальность |
350 миль (563 км) |
200 миль (322 км) |
Вооружение: |
8×7,62-мм пулемета, 1×37-мм пушка |
6×7,62-мм пулемета, 1×37-мм пушка |
Серийные номера: |
200/209 |
410,411 |
Армейские серийные номера: |
64146/64155 |
64235, 64236 |
источники:
- Peter M.Bowers "Boeing Aircraft since 1916"
- часть фотографий и цветной профиль взяты с http://www.airwar.ru/enc/bww1/ga1.html