16
Опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21. США

Опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21. США

Со второй половины1920-х годов командование военной авиации [1] Соединенных Штатов стремилось надлежащим образом оснастить подразделения, предназначенные для непосредственного взаимодействия с сухопутными частями. Уже в 1919 году по результатам Первой Мировой войны было выдано задание на тяжелый бронированный ударный самолет категории «Ground Attack» (самолет для ударов по наземным целям), но уровень развития авиационной техники тех лет не смог гарантировать успех таких перегруженных монстров.

В 1926 году в номенклатуру была введена новая категория боевых самолетов – «Attack» (штурмовик). Фактически это были довольно обычные самолеты, которые по своим летным характеристикам не отличались от машин других категорий, но несли более мощное стрелковое вооружение для атаки наземных целей и соответствующую бомбовую нагрузку. Какой-либо серьезной бронезащиты самолеты данной категории не несли.

До 1946 года, когда категория «А» была отменена по причине выполнения ее задач истребителями-бомбардировщиками и легкими бомбардировщиками, 44 типа самолетов данной категории были зарегистрированы и заказаны. Еще большее количество машин категории «А» было изучено официальными органами и осталось на стадии проекта. Серийных самолетов категории «A» было мало, но даже A-20 и A-26, массово строившиеся в годы Второй Мировой войны, были скорее не штурмовиками, а бомбардировщиками.

В 1930-х годах в категории «А» начали появляться двухмоторные машины. В начале 1938 года командование авиакорпуса армии США организовало конкурс на создание боевого самолета, который хотя формально принадлежал категории «А», но создавался в рамках задания «Attack Bomber» (штурмовик-бомбардировщик).

В июле 1938 года было представлено четыре проекта. Все они отличались стрелковым вооружением из установленных в крыле четырех пулеметов и внутренним бомбоотсеком. Спецификацией указывались масса боевой нагрузки 1200 фунтов (544 кг), дальность полета с боевой нагрузкой 1200 миль (1931 км) и боевая скорость 200 миль в час (322 км/ч).

Все предложенные конкурсной комиссии проекты представляли собой цельнометаллические монопланы с экипажем из трех человек. Компания Bell предложила проект Model 9, оснащенный двумя рядными двигателями жидкостного охлаждения Allison V-1710 и вооруженный двумя 37-мм пушками. Компания Bell обещала, что Model 9 сможет разогнаться до скорости 410 км/ч. Компания Stearman представила проект Model X-100 – высокоплан с опытными двухрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения Pratt & Whitney XR-2180-7, развивавшими мощность по 1150 л.с. (845 кВт) и позволявшими самолету летать на скоростях до 433 км/ч. Компании Martin и Douglas выбрали для своих самолетов 1100/1200-сильные (808/880 кВт) двигатели Pratt & Whitney R-1830-37, благодаря которым максимальные скорости составляли 442 км/ч для Model 167 и 450 км/ч для Type 7B.

Что касается проекта компании Stearman, то из всех кандидатов он имел самые скромные шансы на успех. Дело всё в том, что компания до этого времени успела отличиться только серией легких учебных самолётов Model 75/76, и тяжелый двухмоторный штурмовик был, так сказать, первой пробой пера.

17 марта 1939 года (к этому времени компания Bell вышла из числа участников конкурса) командование ВВС армии США пригласило компании на обсуждение вопросов постройки прототипов и их цены. На позднем этапе к конкурсу присоединилась компания North American, представившая проект высокоплана NA-40. Первоначально NA-40 оснащался радиальными двигателями Pratt &Whitney R-1830-S6C3-G, а затем в варианте NA-40B более мощными Wright R-2600-A71 с тягой по 1275/1500 л.с. (937/1100 кВт). В марте 1939 года во время официальных испытаний на авиабазе Райт-филд разбился прототип NA-40B; в это время прототип Douglas 7B все еще тестировался на аэродроме компании-производителя.

В результате в конкурсе приняли участие только Stearman X-100 и Martin 167, которым были присвоены обозначения XA-21 и XA-22 соответственно. Командование армейских ВВС не стало объявлять победителя конкурса и вместо этого организовало новый конкурс, в число участников которого был повторно введен значительно усовершенствованный Douglas Type 7B. Также конкурсантом стал оснащенный оригинальным крылом самолет компании Burnelli. Победителем конкурса стал Douglas 7B, запущенный в серийное производство под обозначением A-20 и заказанный французскими и британскими ВВС (Boston).

Проект компании Martin также пошел в серийное производство. В американской авиации машины данного типа использовались только для обучения, тогда как основная часть собранных машин шла на экспорт во Францию и Великобританию под обозначением Maryland.

Из всех участников конкурса самый сильный удар судьба нанесла по имевшему серьезный потенциал прототипу Stearman XA-21. Фактически на этапе летных испытаний и финальной стадии конкурса это был Boeing XA-21, поскольку компания Stearman, прославившаяся в двадцатых годах учебными и спортивными бипланами, постепенно попала в зависимость от компании Boeing и в апреле 1939 года была поглощена, став ее филиалом.

Штурмовик X-100 был первым цельнометаллическим самолетом конструктора Ллойда Стирмана. Отличительными особенностями самолета были хорошо застекленная бесступенчатая носовая часть фюзеляжа, электрическая система уборки и выпуска шасси и такая новинка как интегральные топливные баки, винты изменяемого шага и водонепроницаемые отсеки фюзеляжа.

Оборонительное вооружение состояло из одного подвижного 7,7-мм пулемета Browning в полностью застекленной турели в верхней части фюзеляжа, одного подвижного пулемета в нижней части фюзеляжа, одного пулемета в носовой кабине и двух дополнительных пулеметов в бортах фюзеляжа. Наступательное стрелковое вооружение состояло из четырех пулеметов винтовочного калибра, размещенных в консолях крыла за зонами ометания винтов. Машина могла нести до 1225 кг бомбовой нагрузки.

Пилот и бомбардир располагались тандемом в носовой хорошо остекленной части. Место стрелка-радиста находилось в средней части фюзеляжа, помимо радиостанции в его распоряжении находилось два пулемета для защиты с бортов и со стороны хвоста. Также предусматривалось место для четвертого члена экипажа, который мог бы выполнять роль дополнительного стрелка.

Единственный прототип (40-191) был передан армейским ВВС в сентябре 1939 года. Во время испытаний по просьбе летчиков-испытателей кабина самолета вновь стала ступенчатой. Штурмовик XA-21 остался в единственном экземпляре; его двигатели также не были запущены в массовое производство.

Несмотря на незапуск в серийное производство самолет был неплохим, о чем свидетельствует тот факт, что XA-21 активно использовался до 1943 года. Во время учений армии США он имитировал самолеты противника. Также XA-21 выполнял имитации химических атак с помощью четырех дымогенераторов, размещённых под консолями крыла. В ё943 году самолет был списан и отправлен на слом.

схема опытного ударного самолета Boeing-Stearman XA-21. В правой стороне показана модифицированная носовая часть фюзеляжа

схема опытного ударного самолета Boeing-Stearman XA-21. В правой стороне показана модифицированная носовая часть фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 с первоначальной носовой частью фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 после модификации передней части фюзеляжа

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 на испытаниях с дымогенераторами для имитации химических атак; 1942 год

опытный ударный самолет Boeing-Stearman XA-21 на испытаниях с дымогенераторами для имитации химических атак; 1942 год

в 1942 году прототип опытного ударного самолета Boeing-Stearman XA-21 во время учений армии США использовался в качестве «вражеского самолета, выполняющего газовую атаку». Верхние и боковые поверхности самолета были выкрашены в стандартный коричнево-зеленый цвет. Нижние поверхности были окрашены нестандартной грязно-белой краской. Установленные под консолями крыла дымогенераторы выкрашены в желтый цвет

в 1942 году прототип опытного ударного самолета Boeing-Stearman XA-21 во время учений армии США использовался в качестве «вражеского самолета, выполняющего газовую атаку». Верхние и боковые поверхности самолета были выкрашены в стандартный коричнево-зеленый цвет. Нижние поверхности были окрашены нестандартной грязно-белой краской. Установленные под консолями крыла дымогенераторы выкрашены в желтый цвет

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Boeing-Stearman XA-21

Назначение: ударный самолет

Статус: прототип

Компания-производитель: Wichita Division of the Boeing Airplane Co. (Stearman), Уичита, штат Канзас, США

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney XR-2180-7, развивавшими мощность по 1150 л.с. (845 кВт)

Размеры:

размах крыла 19,82 м
длина 16,16 м
высота 4,32 м
площадь крыла 56,47 м²

Масса:

пустого самолёта 5793 кг
взлетная 8276 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1500 метров 414 км/ч
крейсерская скорость 322 км/ч
практический потолок 6100 м
дальность полета с 327 кг бомб 1160 км
максимальная дальность полета 2415 км

Количество изготовленных: 1 экз.


[1] в течение тридцати лет с момента своего основания военно-воздушные силы США несколько раз меняли свое название:

Воздухоплавательное отделение Корпуса связи США [Aviation Section, Signal Corps] (1 августа 1907 — 18 июля 1914)
Авиационная секция Корпуса связи США [Aeronautical Division, Signal Corps] (18 июля 1914 — 20 мая 1918)
Отделение военного воздухоплавания [Division of Military Aeronautics] (20 мая 1918 — 24 мая 1918)
Авиационная служба Армии США [U.S. Army Air Service] (24 мая 1918 — 2 июля 1926)
Воздушный корпус Армии США [U.S. Army Air Corps] (2 июля 1926 — 20 июня 1941)
Военно-воздушные силы Армии США [U.S. Army Air Forces] (20 июня 1941 — 17 сентября 1947)
Военно-воздушные силы США [U.S. Air Forces] (с 17 сентября 1947)

источники:

текст — VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 Boeing-Stearman XA-21» «L+K» 10/92, стр.55/631
часть фотографий — http://www.airwar.ru/enc/aww2/a21.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account