Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

13

После шокирующего удара по Перл-Харбору и последовавшего за ним шквала ударов японских вооруженных сил, атаковавших своих противников в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане, в Соединенных Штатах и Великобритании резонно задавались вопросом: откуда у Японии появилась столь современная и эффективная авиационная техника? Союзники были вынуждены признать, что серьезно недооценивали способность японцев разрабатывать авиатехнику и развивать и обдуманно использовать воздушные силы.

До начала военных действий американцы и британцы считали японцев жалкими копиистами закупленной техники, которые еще долгие годы будут отставать от своих учителей. Японцам благодаря продуманной системе сохранения государственной тайны [1] удавалось в течение длительного времени поддерживать этот миф. Самолеты, применявшиеся в Китае до декабря 1941 года, не позволяли и догадаться, на какие машины в Японии идет перевооружение [2] и как целенаправленно и упорно они могут применяться.

Чего, как правило, не было в сообщениях разведки союзников, так это длительной и систематической помощи, которую за десять лет до начала конфликта между Японией и США предоставляли американские авиастроительные компании японской авиационной промышленности, в частности ее авиазаводам. Государственный департамент щедро выдавал разрешения на экспорт в Японию прототипов самолетов и одобрял лицензии на производство современных двигателей. Было достаточно, чтобы армия или ВМС США не проявили интереса к какому-либо прототипу, то почти сразу же появлялся клиент, который интересовался любым потенциально успешным или неудачным самолетом – японцы.

Поскольку американские авиастроительные компании достигли огромного прогресса в аэродинамике и технологии производства, то Япония использовала самые передовые идеи в области проектирования, использования материалов, профилей несущих поверхностей, моторостроении, не говоря уже о приборах и вспомогательном оборудовании. И поскольку японцы всегда были в состоянии выбрать самое лучшее и использовать это в свою пользу, то не стоит удивляться тому, что произошло в декабре 1941 года и в последующие месяцы.

Одним из примеров невнимания госдепартамента США к гешефтмахерству авиастроительных компаний [3] является четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Nakajima G5N1 Shinzan (深山 – горная расселина). В 1936 году американская компания Douglas начала разработку крупного четырехмоторного гражданского самолета, рассчитанного на перевозку 42 пассажиров. Эта машина, получившая обозначение DC-4E, должна была придать новое качество трансконтинентальным полетам. С технической точки зрения самолет был очень хорош, но в серийное производство запущен не был, поскольку в конкурентной борьбе проиграл более совершенному авиалайнеру Boeing Model 307 Stratoliner, который был оснащен герметичным пассажирским салоном. Таким образом Douglas DC-4E, получивший наименование Super Mainliner, оказался невостребованным.

В это же самое время на другой стороне Тихого океана в штабе авиации Императорского флота (Кайгун Коку Хомбу) обсуждалась необходимость разработки и принятия на вооружение тяжелого бомбардировщика с дальностью полета 5500–6000 километров. Результатом обсуждения стал выпуск спецификации 13-Shi, требования которой напрямую указывали на то, что новая машина, которой в документации штаба авиации флота было присвоено официальное («длинное») обозначение «Опытный бомбардировщик наземного базирования Тип 13» (яп. 十三試陸上攻撃機) и «короткое» G5N, должна быть четырехмоторной.

В практике японской авиастроительной компании Накадзима (яп. 中島飛行機株式会社 ; Акционерное общество «Самолёты Накадзима»), на которую была возложена ответственность за создание новой машины, не было опыта работ с четырехмоторными самолетами, и чтобы в кратчайшие сроки решить поставленную задачу, было решено обратить свой взор на Соединенные Штаты. Штаб авиации флота поручил авиакомпании Nippon Koku K.K. (Japan Airlines C°) закупить в США прототип Douglas DC-4E для своих дальнемагистральных авиалиний. Одновременно компании Накадзима было поручено подготовиться к приему DC-4E, который должен был стать основой для разрабатывавшегося дальнего бомбардировщика.

Прототип Douglas DC-4E в разобранном виде был доставлен в Японию в начале 1939 года. После сборки и летных испытаний самолет был передан компании Накадзима. Для того чтобы скрыть использование DC-4E в работах по созданию тяжелого бомбардировщика, японская пресса заявила о крушении самолёта в Токийском заливе.

Работы над тяжелым бомбардировщиком G5N велись ударными темпами, и уже к концу 1939 года компания Накадзима представила первый прототип G5N1 нового бомбардировщика. В декабре того же года Shinzan совершил свой первый полет.

Результаты летных испытаний ожиданий заказчика не оправдали, поскольку прототип G5N1 показал очень невысокие характеристики. С полным оснащением и вооружением Shinzan оказался почти на 20% тяжелее, чем планировалось, его двигатели были ненадежными, характеристики – в первую очередь скорость и дальность полета – неудовлетворительными. Можно сказать, что союзникам повезло, что при создании дальнего тяжелого бомбардировщика японцы выбрали не совсем удачный образец и что японские конструкторы имели недостаточный опыт разработки столь крупных самолетов.

Несмотря на это, было построено еще три опытных тяжелых бомбардировщика G5N1 Shinzan и два модифицированных G5N2 Shinzan-Kai с проверенными, но еще менее мощными 1530-сильными (1125 кВт) двигателями Mitsubishi Kasei 12. Недостаток мощности был слишком явным, и в конце концов штаб авиации флота отказался от планов дальнейшего развития G5N в качестве бомбардировщика.

Два опытных тяжелых бомбардировщика G5N1 были переоснащены двигателями Kasei 12 и вместе с двумя G5N2 переделаны в транспортный вариант, получивший «длинное» обозначение «Транспортный самолет Shinzan-Kai Model 12» (深山改輸送機) и «короткое» G5N2-L. Доработка состояла в демонтаже верхней стрелковой башни, хвостовой и нижней огневых позиций и переделке бомбоотсека в грузовой отсек. Экипаж уменьшился до шести человек.

Эти четыре самолёта использовались вплоть до конца войны. Они летали на трассах, связывавших Японские острова с Гонконгом, Тайванем, Филиппинами. На рубеже 1944–1945 годов две машины были потеряны (одна по причине аварии, вторая в результате налета американских бомбардировщиков). Транспортные самолеты G5N2-L были обнаружены американской разведкой и ошибочно классифицированы как бомбардировщики, в связи с чем они получили кодовое обозначение Liz (женские имена присваивались только бомбардировщикам).

В заключение следует сказать, что в ходе работ по G5N этим самолетом заинтересовалась авиация Императорской армии, и конструкторское бюро компании Накадзима разработало вариант Ki-68, который затем компания Кавасаки перепроектировала в Ki-85. Тем не менее, несмотря на то, что программа G5N оказалась неудачной, компания Накадзима приобрела чрезвычайно важный опыт, который был использован позднее при разработке следующего четырехмоторного бомбардировщика G8N1 Renzan.

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония


Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Предтеча опытного тяжелого дальнего бомбардировщика Nakajima G5N1 Shinzan – пассажирский самолет Douglas DC-4E в полете и на базе авиакомпании United Air Lines, Окленд
Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Схема опытного тяжелого дальнего бомбардировщика Nakajima G5N1 Shinzan

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияТяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Опытный тяжелый дальний бомбардировщик Nakajima G5N1 Shinzan

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония
Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияВариант окраски опытного тяжелого дальнего бомбардировщика Nakajima G5N1 Shinzan

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Надфюзеляжная турель опытного тяжелого дальнего бомбардировщика G5N1 

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Хвостовая турель опытного тяжелого дальнего бомбардировщика G5N1

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Кабина пилотов опытного тяжелого дальнего бомбардировщика G5N1

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Схема опытного тяжелого дальнего бомбардировщика Nakajima G5N2 Shinzan Kai

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияТяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияТяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияТяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияТяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). ЯпонияТяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Военно-транспортный самолет Nakajima G5N2-L Shinzan Kai; судя по разукомплектованности самолета на части снимков, некоторые из них были сделаны после капитуляции Японии

Тяжелые дальние бомбардировщики Nakajima G5N Shinzan (中島 G5N 深山). Япония

Японские тяжелые бомбардировщики G5N1 (справа) и G8N1 Renzan (слева). Снимок был сделан с бомбардировщика B-29 или разведчика F-13

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

В компании Накадзима от базовой конструкции американского самолета были использованы крыло, шасси (в результате машина компании Накадзима стала первым японским самолетом с убирающейся носовой стойкой шасси) и ряд других более мелких узлов и агрегатов.

Полностью новыми были фюзеляж, который по сравнению с оригиналом был более узким и имел остекленную носовую часть и обширный бомбовый отсек, а также двухкилевое разнесенное хвостовое оперение, которое заменило оригинальное с тремя килями.

Взамен американских двигателей новая машина получила отечественные 14-цилиндровые радиальные двухрядные двигатели воздушного охлаждениям Nakajima NK7A Mamoru 11, которые развивали мощность по 1870 л.с. (1375 кВт) и вращали четырехлопастные винты постоянной скорости.

Оборонительное вооружение тяжелого бомбардировщика Shinzan состояло из двух 20-мм пушек тип 99 и четырех 7,7-мм пулеметов тип 92. Пушки размещались в хвостовой и верхней башенной установках; по одному пулемету находилось в носовой, нижней и двух бортовых фюзеляжных установках. Значительное оборонительное вооружение привело к тому, что экипаж G5N составлял от 7 до 10 человек. Вес бомбовой нагрузки при полетах на максимальную дальность составлял 2000 кг; максимальная бомбовая нагрузка составляла 4000 кг.

МОДИФИКАЦИИ

  • G5N1 Shinzan – первоначальный вариант с 1870-сильными двигателями Nakajima NK7A Mamoru 11; построено 4 прототипа
  • G5N2 Shinzan Kai – вариант с 1530-сильными двигателями Mitsubishi Kasei 12 меньшей мощности, построено 2 прототипа
  • G5N2-L Shinzan Kai – переоборудованные в транспортные самолёты G5N2 и G5N1, переоснащённые двигателями Mitsubishi Kasei 12; в 1943 году переоборудованы 4 самолёта
  • Ki-68 – армейский вариант прототипа G5N1. Планировалась установка двигателей компании Mitsubishi (Ha-101, Ha-104 или Ha-107) или Nakajima (Ha-39 или Ha-103). Не вышел за стадию проекта, поскольку в 1941 году работы по базовому самолету были прекращены
  • Ki-85 – армейский вариант прототипа G5N1, который должен был оснащаться четырьмя двигателями Mitsubishi Ha-111M. Полноразмерный макет был построен в 1942 году и в 1943 году работы были прекращены

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Nakajima G5N1 Shinzan

Назначение: тяжелый дальний бомбардировщика

Статус: опытный

Компания-производитель: Nakajima Hikoki K.K., завод Коидзуми

G5N1

G5N2

G5N2-L

Экипаж, чел.

7–10

7–10

6

Силовая установка:

тип двигателя

Nakajima NK7A Mamoru 11

Mitsubishi Kasei 12

Mitsubishi Kasei 12

мощность, л.с.

4×1870

4×1530

4×1530

общая мощность, л.с.

7480

6120

6120

Размеры:

размах крыла 42,14 м
длина 31,02 м
высота 8,15 м
площадь крыла 201,80 м²

Вес:

пустого самолета 20 100 кг
взлетный
нормальный 28 150 кг
с перегрузкой 32 000 кг

Лётные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4100 метров 420 км/ч
крейсерская скорость на высоте 4000 метров 322 км/ч
время набора высоты 2000 метров – 5 мин 17 с
практический потолок 7450 м
практическая дальность 4262 км

удельная нагрузка на крыло 139,5 кг/м²

Вооружение:

пулемётно-пушечное:
1×20-мм Тип 99 в хвостовой установке
1×20-мм Тип 99 в верхней башенной установке
1×7,7-мм Тип 92 в носовой установке
1×7,7-мм Тип 92 в правой бортовой установке
1×7,7-мм Тип 92 в левой бортовой установке
1×7,7-мм Тип 92 в нижней установке
бомбовая нагрузка: до 4000 кг бомб


  • [1] тем не менее, случались серьезные проколы, о чем свидетельствует опубликованная на сайте АИ статья из жж уважаемого Николая Колядко ака midnike – «Но разведка доложила точно: «Мицубиси» A6M» – byakin
  • [2] данное утверждение Вацлава Немечека является спорным, так как истребители A6M2 Zero воевали в небе Китая с 1940 года, и у США была возможность внимательно ознакомиться с этим самолетом еще до начала военных действий: см. «Испытано в Китае и США. Палубный истребитель Mitsubishi A6M2» – byakin
  • [3] в защиту госдепартамента тех лет следует сказать, что в те годы США еще не пытались делать свое законодательство универсальным и что если бы японцы не купили прототип, отвергнутый американскими авиакомпаниями или военными, то они купили бы самолет сравнимых качеств в Европе. Таким образом, авиа- и моторостроительные компании Японии все равно бы получили современные авиационные технологии, но при этом не вложили бы средства в американскую экономику. Т.е. если бы госдепартамент придерживался бы особо жесткой линии, то он бы покушался на самое святое – возможность американских компаний вообще и простого американского налогоплательщика в частности стать богаче. Кроме того, в Японию американскими компаниями продавалось то, что не подошло американским военным и гражданским авиакомпаниям, т.е. с точки зрения госдепартамента (и лоббистов компаний) худшая продукция по сравнению с той, что была выбрана для себя – byakin

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account