Цвета военного неба: «Фридом Файтер» тридцатых годов

14
Цвета военного неба: «Фридом Файтер» тридцатых годов

Цвета военного неба: «Фридом Файтер» тридцатых годов

Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.

Содержание:

Экспортные поставки военных самолётов начались одновременно с зарождением самой военной авиации. Обычно за рубеж отправляли те же типы, что стояли на вооружении собственных ВВС, но были и исключения. Самым ярким был американский «истребитель для бедных» F-5 Freedom Fighter, производство которого началось в начале 60-х годов прошлого века. Однако ещё за три десятилетия до него Польша выпускала собственный «экспортный» истребитель PZL P.24, разошедшийся по ВВС четырёх стран и успевший активно повоевать.

В конце 20-х – начале 30-х годов польские конструкторы фирмы PZL создали целую серию передовых для своего времени истребителей: цельнометаллических монопланов-парасолей с крылом типа «чайка» и (частично) гладкой обшивкой. В 1931 году в серию запустили модель P.7, а в 1932 году на III-м международном авиационном «митинге» в Цюрихе публике был представлен прототип истребителя P.11, вызвавший значительный интерес у иностранных специалистов: переговоры о закупках этих самолётов прошли с представителями Румынии, Турции, Греции, Португалии, Швеции, Югославии, Чехословакии и Японии.

P.24/I — первый прототип во время испытаний в мае 1933 года

P.24/I — первый прототип во время испытаний в мае 1933 года

Пусть в итоге до подписания контракта дело дошло только с румынским заказом, такой интерес послужил толчком к решению спроектировать специальный экспортный истребитель, получивший обозначение P.24. Англичане были категорически против бесконтрольного распространения своих технологий, и лицензия на выпуск двигателей «Бристоль» включала полный запрет на экспортные поставки. Зато французы ничего не имели против реэкспорта своих «Гном-Ронов», поэтому двухрядная «звезда» именно этой фирмы была выбрана для нового истребителя.

Проектирование началось в 1932 году, а в мае 1933 года первый прототип – фактически, P.7 с новым двигателем и связанными с ним изменениями фюзеляжа – поднялся в воздух. В июне следующего взлетел второй прототип, на котором поставили 900-сильный GR 14 Kfs, а позднее трёхлопастный винт. С ними самолёт побил мировой рекорд, разогнавшись до 414 км/ч. В декабре 1934 года он был выставлен на Парижском авиасалоне с вооружением из двух синхронных пулемётов и двух пушек в подкрыльевых гондолах, и вызвал большой интерес.

Третий прототип построили весной 1936 года с использованием деталей от P.11 (по причине прекращения выпуска P.7). Кроме того, самолёт получил закрытую кабину, а пулемёты перенесли в консоли крыла – так P.24 принял свой окончательный внешний вид.

Турция

Изначально поляки предлагали заказчикам две модификации: P.24A с вооружением как на прототипе и P.24B с четырьмя пулемётами. Турок заинтересовали оба варианта. Однако для пулемётной версии они потребовали подкрыльевые держатели для пары 50-кг бомб, а не четырёх 12,5-кг, поэтому эти самолёты получили обозначение P.24C.

Апрельский контракт 1936 года определял поставку 40 истребителей польского производства (14 пушечных и 26 пулемётных) и оказание помощи в разворачивании серии в Турции на заводе KTF в городе Кайсери. Все польские самолёты прибыли в период с осени 1936 по весну 1937 гг., а 29 мая поднялся в небо первый PZL местного производства. Всего до конца года турки выпустили шесть P.24A и 11 P.24C – т.е., суммарно в турецкую авиацию попало 20 P.24A и 37 P.24C.

Турецкий P.24C польского производства во время испытаний

Турецкий P.24C польского производства во время испытаний

Зимой 1937–1938 гг. поляки предоставили полную документацию по мотоустановке под «Гном-Рон» 14N07, разработанной для P.24 модификаций F (пушечная) и G (пулемётная), и в 1938 году на KTF «перемоторили» по одному серийному A и C, а осенью 1939 года начали серийное производство P.24G. Первоначально планировали построить 10 истребителей этой модификации, но после двух экземпляров производство остановили, поскольку в ближайшее время ожидалось поступление более современных «Харрикейнов» и «Моранов» MS.406.

В строевые части, 21-ю и 41-ю истребительные эскадрильи (Av Bölük – буквально «охотничья рота»), первые P.24 пошли уже осенью 1936 года. В 1937 году на PZL перевооружили 42-ю истребительную эскадрилью и сформировали 43-ю. Сначала все эти части входили в состав одного истребительного дивизиона (Av Taburu – буквально «охотничий батальон»), а в июне 1937 года его разделили на два: 7-й дивизион в составе 21-й и 41-й эскадрилий на P.24A, и 8-й дивизион в составе 42-й и 43-й эскадрилий на P.24C.

Доработанный до стандарта модификации P.24F истребитель P.24A польского производства в трёхцветном камуфляже сороковых годов

Доработанный до стандарта модификации P.24F истребитель P.24A польского производства в трёхцветном камуфляже сороковых годов

В 1939 году 42-я и 43-я пересели на более современные английские и французские истребители, а оставшиеся «чайки», уже без разделения на модификации, собрали в эскадрильях 7-го дивизиона. К маю 1940 года, когда турецкую авиацию привели в состояние боевой готовности, в нём числилось 19 самолётов, а ещё девять были в различных учебных подразделениях. Турецкие P.24 в течение трёх лет выполняли патрульные полёты вдоль границ с воюющими странами, пока в 1943 году обе эскадрильи не были перевооружены на «Харрикейны» Mk.IIC. Чуть позже прекратилась эксплуатация PZL и в учебных частях.

В 30-е годы PZL турецких ВВС были лишены как маскировочной окраски, так и каких-либо тактических обозначений, обходясь лишь опознавательными знаками и серийными номерами. Впрочем, последние служили отличным идентификатором, так как были написаны во весь борт. Машинам модификации P.24А присваивались номера, начинавшиеся с 2000, P.24С – с 2100, а отсчёт для P.24G начали с 2140.

Позже, после начала Второй мировой, самолёты получили трёхцветный камуфляж, цвета которого, к сожалению, точно не известны. Верхние и боковые поверхности, очевидно, несли зелёные и коричневые, или же коричневые и песочные полосы, а нижние поверхности могли оставаться неокрашенными. Прочие обозначения остались без изменений.

Болгария

Болгарский контракт, предусматривающий поставку 12 самолётов P.24B, был подписан также в апреле 1936 года, на несколько недель раньше турецкого. Однако по ряду причин поставлены машины были только весной 1937 года, с полугодовым отставанием от графика.

Церемония вручения боевых знамён частям «вышедшей из тени» болгарской военной авиации, аэродром Божуриште, 27 июня 1937 года

Церемония вручения боевых знамён частям «вышедшей из тени» болгарской военной авиации, аэродром Божуриште, 27 июня 1937 года

Сразу по прибытии на место самолёты, получившие местное название PZL-24 «Ястреб», поступили на вооружение одной из эскадрилий (ято) 2-й истребительной группы (изтребителен орляк). Две другие эскадрильи этой части были вооружены немецкими бипланами He 51 и Ar 65.

В 1938 или начале 1939 гг. болгары изъявили желание купить ещё дюжину P.24J с четырьмя пулемётами, оснащённых двигателем GR 14N 01. Один такой мотор они отправили в Польшу для установки на пробный экземпляр самолёта, который был построен в 1939 году. Испытать машину так и не успели, а в сентябре она погибла под немецкими бомбами. Не были реализованы и планы по лицензионному производству P.24 в Болгарии.

Тем временем, весной 1939 года болгары всего за треть рыночной цены купили в Германии большое число самолётов чешского производства. Это позволило в июле перевести 2-й орляк на единую матчасть, бипланы «Авиа» B.534. При этом старые немецкие истребители передали в лётную школу, а польские, как более современные, остались в строю, попав в истребительную эскадрилью показательной группы (образцов орляк – аналог немецкой Lehr Geschwader, только уменьшенный в численности до смешанной группы).

Второй самолёт первого звена, 1937 год

Второй самолёт первого звена, 1937 год

После реорганизации болгарских ВВС в середине 1940 года единственная эскадрилья PZL-24 оказалась в составе 6-го истребительного авиаполка (въздушен изтребителен полк – аналог немецкой или французской авиационной эскадры). 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к тройственному пакту, но выторговала себе право не участвовать в наступательных боевых действиях, ограничившись только обороной собственной территории. В числе мобилизованных для этого авиачастей была и истребительная группа 2/6 (2-й орляк 6-го полка) в составе двух эскадрилий на «Мессершмиттах» Bf 109E и одной на P.24.

В 1942 году эскадрилью PZL перевели в состав 2-го армейского (позже штурмового) авиаполка (армейски въздушен, позже въздушен щурмови полк), и в отражении американских налётов на Болгарию она уже не участвовала. Но отсутствие боевых вылетов не обязательно означает безопасность, и в 1944 году последние оставшиеся в строю P.24B были уничтожены во время июньских союзных налётов на болгарские аэродромы.

Болгарские «Ястребы» вступили в строй в двухцветной защитной окраске с оливково-зелёными верхними и боковыми поверхностями и голубыми нижними. Получили они и традиционный для болгарской авиации истребительный «декор» тридцатых годов – «языки пламени» контрастного цвета, которые шли от носа к хвосту. Применительно к PZL это означало красный капот, плавно переходящий в длинную тонкую полосу до самого хвоста и аналогичную «завитушку» на обтекателях колёс. Получили самолёты и стандартные болгарские тактические обозначения того периода: двухзначный код звена в составе эскадрильи (фактически, дважды повторённый его номер) на фюзеляже и порядковый номер в составе звена на киле.

«Ястребы» и «Соколы» 2-й истребительной группы на парадном фото 1937–38 гг.

«Ястребы» и «Соколы» 2-й истребительной группы на парадном фото 1937–38 гг.

В 1940 году болгары перешли на более традиционные бортовые номера, а на киль стали наносить треугольник с серийным номером (порядковый номер самолёта данного типа вверху и четырёхзначный код типа внизу). Зимой 1940–1941 гг. с подачи немцев они отказались от национального триколора на руле поворота и заменили прежние «кокарды» в виде качественно прорисованного ордена «За Храбрость» поверх белого круга на белые квадраты, «перечёркнутые» косым Андреевским крестом. С весны 1941 года на части самолётов стали появляться немецкие элементы быстрого опознавания.

PZL-24, несомненно, тоже получили обозначения нового стиля и, вероятно, были избавлены от довоенных «языков пламени», но, к сожалению, их фотографии 40-х годов не известны.

Румыния

В ноябре 1936 года румынская делегация подписала контракт на поставку пяти самолётов с двигателем IAR 14K IIc32 (лицензионный «Гном-Рон»), пулемётным вооружением и возможностью подвески двух 50-кг бомб. Также оговаривалось предоставление всего необходимого для разворачивания серийного производства истребителя на фирме IAR. Адаптированный под требования заказчика самолёт получил обозначение P.24E. Теоретически, он должен был быть четырёхточечным, но на практике ставилась только внешняя пара пулемётов, а внутренняя не только отсутствовала, но и вообще не предполагалась, т.к. на нижней поверхности крыла не было характерных каплевидных обтекателей казенной части оружия. Позже, уже в процессе службы, номенклатура вооружения была дополнена возможностью подвески кассеты с однокилограммовыми бомбами или гранатами.

P.24E румынского производства (серийный №29) из состава 6-й истребительной группы, попавший в аварию 13 августа 1940 года. Самолёт несёт стандартный трёхцветный камуфляж и обычные заводские обозначения, но кокарды на нём почему-то закрашены и заменены на аналогичный хвостовому триколор на законцовках крыла

P.24E румынского производства (серийный №29) из состава 6-й истребительной группы, попавший в аварию 13 августа 1940 года. Самолёт несёт стандартный трёхцветный камуфляж и обычные заводские обозначения, но кокарды на нём почему-то закрашены и заменены на аналогичный хвостовому триколор на законцовках крыла

Ещё одним отличием румынской модификации стал деревянный двухлопастный винт, который улучшал скороподъёмность и взлётные качества истребителя, но несколько ограничивал его максимальную скорость.

Польская пятёрка самолётов была построена ещё в 1937 году, но отправлена заказчикам только в 1939 году. В том же году в Румынии построили ещё 25 таких машин, последние 19 из которых комплектовались чуть более мощным двигателем IAR 14K IIIc36.

Первой и единственной строевой частью, получившей на вооружение P.24E, стала сформированная в июне 1940 года 6-я истребительная группа (Grupul 6 Vânătoare) в составе 61-й и 62-й эскадрилий (Escadrilă Vânătoare) по 12 машин каждая, а остальные шесть истребителей решили оставить в резерве.

В июне 1941 года Румыния присоединилась к германскому походу на восток, но 6-я группа осталась в ПВО столицы. Её дежурные звенья участвовали в перехватах советских самолётов, бомбивших Плоешти, но ни одному из пилотов не удалось обнаружить противника и, соответственно, ни одной атаки P.24 не провели.

P.24E, летом 1943 года состоявший на балансе школы подготовки истребителей (Şcoala de Vânătoare). Самолёт сохранил трёхцветный камуфляж, но при обновлении окраски он лишился всех прежних обозначений на вертикальном оперении, включая серийный номер и национальный триколор

P.24E, летом 1943 года состоявший на балансе школы подготовки истребителей (Şcoala de Vânătoare). Самолёт сохранил трёхцветный камуфляж, но при обновлении окраски он лишился всех прежних обозначений на вертикальном оперении, включая серийный номер и национальный триколор

61-я эскадрилья так и осталась в системе ПВО, а 62-ю в последних числах июля отправили на фронт, переведя в оперативное подчинение сначала 4-й, а затем (с 12 августа) 3-й истребительной группы. Ввиду нехватки ударных машин и очевидного устаревания польских истребителей их применяли исключительно как штурмовики, но с воздушным противником им тоже изредка приходилось встречаться. Всего в воздушных боях лётчики P.24E заявили не менее 14 подтверждённых и двух предположительных побед (главным образом, над истребителями И-16). Формально они не понесли никаких боевых потерь, но несколько самолётов получило повреждения (в основном, от зенитного огня), и один из них был в результате списан.

По завершении кампании 1941 года 62-я эскадрилья вернулась на прежнее место дислокации. С января 1942 года 6-я группа начала перевооружение на IAR 80, а P.24 были переданы в лётные школы. Сведения за 1942 год не сохранились, а в сводках за 1943–1944 годы постоянно фигурируют 19 P.24E. Есть информация о том, что они применялись в отражении американских налётов, но достоверных данных на этот счёт нет. После перехода Румынии на сторону союзников польские истребители всё ещё числились в лётных школах, но к весне 1945 года последние из них были списаны.

PZL P.24E из состава 61-й эскадрильи 6-й истребительной группы, ПВО Бухареста, лето-осень 1941 года. Это самолёт польской постройки, тем не менее, он несёт на киле декаль с логотипом фирмы IAR

PZL P.24E из состава 61-й эскадрильи 6-й истребительной группы, ПВО Бухареста, лето-осень 1941 года. Это самолёт польской постройки, тем не менее, он несёт на киле декаль с логотипом фирмы IAR

В 1940 году истребители P.24E несли трёхцветный камуфляж из широких полос зелёного и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях при светло-голубых нижних. При этом оттенки этих цветов были выбраны по образцу английских красок Dark Green, Dark Earth и Sky Blue. С 1941 года при ремонте самолёты стали перекрашивать в новую двухцветную окраску из тёмно-зелёного сверху и голубого снизу, и на этот раз румыны вдохновлялись немецкими стандартами, взяв за основу RLM 65 Hellblau и «экспортную» RLM 64 Dunkelgrün.

Опознавательные знаки первоначально состояли из сине-жёлто-красных кокард на фюзеляже и крыле и такого же по расцветке триколора на руле поворота. С 1 мая 1941 года кокарды заменили жёлтыми «крестами Михая» с двухцветной сине-белой окантовкой по контуру и маленькой национальной кокардой в центре. Триколор на хвосте сохранился, но на части машин его стали наносить только не верхней трети руля.

PZL P.24E из состава 62-й эскадрильи, приданной 3-й истребительной группе, восточный фронт, аэродром Баден (на берегу Днестра на старой советско-румынской границе), сентябрь 1941 года. На этом истребителе летал сержант Иоан Олтяну (Ioan Olteanu), ставший самым результативным пилотом P.24E. Он одержал две подтверждённые победы, одну предположительную, и ещё один самолёт противника ему записали уничтоженным на земле. Это после перехода в феврале 1944 года на систему «баллов» дало ему четыре «победы». Сам лётчик к тому времени уже погиб, разбившись в авиакатастрофе 20 января 1944 года

PZL P.24E из состава 62-й эскадрильи, приданной 3-й истребительной группе, восточный фронт, аэродром Баден (на берегу Днестра на старой советско-румынской границе), сентябрь 1941 года. На этом истребителе летал сержант Иоан Олтяну (Ioan Olteanu), ставший самым результативным пилотом P.24E. Он одержал две подтверждённые победы, одну предположительную, и ещё один самолёт противника ему записали уничтоженным на земле. Это после перехода в феврале 1944 года на систему «баллов» дало ему четыре «победы». Сам лётчик к тому времени уже погиб, разбившись в авиакатастрофе 20 января 1944 года

Каких-либо индивидуальных или тактических обозначений на P.24 не отмечено, самолёты идентифицировали по серийному номеру, нанесённому на киле. Нумерация в румынских ВВС велась по каждому типу самолётов отдельно, и P.24E польской постройки присвоили номера с 1 по 5, а румынские – с 6 по 30.

В июне 1941 года, непосредственно перед началом операции «Барбаросса», все самолёты Германии и её союзников на восточном фронте получили жёлтые элементы быстрого опознавания. На P.24 так красили капоты, законцовки крыла снизу и полосу на фюзеляже.

Греция

Греческий контракт на поставку 30 P.24A и 6 P.24B был подписан одновременно с румынским. Его исполнение уже шло полным ходом, когда заказчики поменяли спецификацию, пожелав получить истребители с более мощным двигателем GR 14N 07 и возможностью нести пару 50-кг бомб на пушечной модификации (бомбовое вооружение пулемётной осталось без изменений). Перепроектированные под новые требования самолёты получили обозначение P.24F и P.24G. Кроме уже указанных изменений, они отличались наличием бронеспинки и лобового бронестекла. Опробована новая винтомоторная группа была на единственном экземпляре P.24H с четырёхпулемётным вооружением. Самолёт успешно прошёл испытания летом 1937 года, показав максимальную скорость 430 км/ч, после чего началась переделка пяти уже готовых P.24A и постройка новых планеров для модификаций F и G.

Только что собранный P.24G (серийный номер Δ116), Афины, 1938 год

Только что собранный P.24G (серийный номер Δ116), Афины, 1938 год

Тем временем заказчик изменил соотношение пушечных и пулемётных самолётов в заказе до одного к двум. Наконец, после долгих проволочек весной 1938 года 12 P.24F, 23 P.24G и один P.24H в разобранном виде были доставлены в Грецию и на месте собраны польскими специалистами. Вскоре эти истребители были поровну разделены между 21-й, 22-й и 23-й истребительными эскадрильями (Μοίρα Δίωξης).

В 1939 году планировали закупить 24 P.24J, но по понятным причинам этого не случилось. Тогда же греки пытались закупить в Германии боеприпасы для «Эрликонов», но потерпели неудачу, из-за которой в конце 1940 года большую часть пушечных истребителей пришлось переделать в пулемётные.

К моменту итальянского нападения в строю было 35 P.24, но только 24 из них были исправны. Боевые действия начались 27 октября 1940 года, а первый воздушный бой с участием P.24 был зафиксирован 1 ноября. Тогда же была одержана первая победа и понесена первая потеря. На следующий день один из пилотов 22-й эскадрильи, израсходовав весь боекомплект, таранил итальянский бомбардировщик, благополучно совершив затем вынужденную посадку.

Индивидуальные и тактические обозначения в греческой авиации не были приняты, но на отдельных машинах персональные эмблемы всё же присутствовали, как, например, на этом P.24G (серийный номер Δ102) из состава 23-й истребительной эскадрильи, захваченном немцами в Аргосе 23 апреля 1941 года

Индивидуальные и тактические обозначения в греческой авиации не были приняты, но на отдельных машинах персональные эмблемы всё же присутствовали, как, например, на этом P.24G (серийный номер Δ102) из состава 23-й истребительной эскадрильи, захваченном немцами в Аргосе 23 апреля 1941 года

Всего за ноябрь и первые дни декабря лётчики трёх эскадрилий одержали 26 воздушных побед (судя по всему, включая предположительные), но и собственные потери были серьёзными. В начале декабря 21-я эскадрилья передала оставшиеся самолёты соседям, а сама начала осваивать перегнанные из Египта подержанные «Гладиаторы» Mk.I.

После четырёхнедельной паузы воздушные бои возобновились, и за первый квартал 1941 года пилоты P.24 одержали ещё 19 побед, но у них осталось только 12 исправных истребителей. В апреле они вступили в бой с люфтваффе, одержав ещё четыре победы, но к моменту эвакуации союзных войск матчасть обеих эскадрилий была полностью уничтожена (в основном, на земле). Оккупанты смогли обнаружить только один ремонтопригодный PZL, который затем прошёл испытания в Италии.

PZL P.24F (серийный номер Δ129) из состава 22-й эскадрильи, Салоники, конец 1940 года

PZL P.24F (серийный номер Δ129) из состава 22-й эскадрильи, Салоники, конец 1940 года

Истребители PZL в начале своей службы в греческих ВВС оставались неокрашенными и несли лишь опознавательные знаки (сине-бело-синие кокарды на плоскостях крыла и триколор на руле поворота) и серийный номер на фюзеляже, состоявший из буквы «Δ» (от «диоксис» – истребитель) и трёхзначного номера в диапазоне от 101 до 136. К сожалению, нет данных о распределении номеров по модификациям, но они либо давались в полном беспорядке, либо P.24F получили блок в конце списка.

В 1940 году самолёты закамуфлировали, нанеся на верхние и боковые поверхности полосы зелёного и светло-коричневого цветов, а нижние окрасив в светло-голубой. При этом опознавательные знаки сократились до четырёх кокард уменьшенного диаметра на борту фюзеляжа и снизу крыла. Серийные номера тогда остались без изменений, но впоследствии на части машин их перекрасили в белый цвет – очевидно, во время общего обновления окраски.

PZL P.24G (серийный номер Δ113) из состава 23-й истребительной эскадрильи, на котором 2 декабря 1940 года над Воскопойей (Албания) погиб в воздушном бою с итальянскими «Фиатами» CR.42 160-й группы антипозминаг (2-й лейтенант) Константин Цицас (Κωνσταντίνος Τσίτσας). Самолёт несёт нестандартный мелкопятнистый камуфляж, полученный им в ходе ремонта. Тогда же он лишился и заводского логотипа на киле

PZL P.24G (серийный номер Δ113) из состава 23-й истребительной эскадрильи, на котором 2 декабря 1940 года над Воскопойей (Албания) погиб в воздушном бою с итальянскими «Фиатами» CR.42 160-й группы антипозминаг (2-й лейтенант) Константин Цицас (Κωνσταντίνος Τσίτσας). Самолёт несёт нестандартный мелкопятнистый камуфляж, полученный им в ходе ремонта. Тогда же он лишился и заводского логотипа на киле

Кроме Турции, Болгарии, Румынии и Греции, в 1937 году готовился контракт с Венгрией на поставку 10–20 P.24D, но под давлением Румынии от его заключения поляки отказались. Несколько ранее, в конце 1936 года, они отклонили запрос на закупку 12 истребителей от генерала Франко, а ещё ранее, в июле 1936-го, сами собой заглохли переговоры с республиканским правительством о поставке порядка 15 машин.

Рисунки Михаила Быкова

источник: https://warspot.ru/6634-tsveta-voennogo-neba-fridom-fayter-tridtsatyh-godov

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NF
NF
06.08.2017 13:56

++++++++++

++++++++++

Рейхс-маршал
06.08.2017 18:49

В V-VI веках бриттов,

В V-VI веках бриттов, населявших территорию Британии, вытеснили англы и саксы. Когда они слились воедино, их тут же завоевалы нормандцы. И правили над покоренным народом, полностью раздавив остатки их англосаксонскости. И только в конце XV века, при Тюдорах, стало возможно говорить о некоей общности, которая сегодня носит название английской нации.

Следовательно, историю современной Англии следует начинать с Тюдоров. А не с кланов бриттов эпохи Цезаря и не с короля Артура. Тому що тільки справжні нащадки давніх бриттів, ті, що сьогодні населяють півострів Бретань, є законними спадкоємцями цієї землі. А сучасні англійці — це окупанти і взагалі москалі! СУГС!)))

Молоток
06.08.2017 21:59
Ответить на  Рейхс-маршал

//Тому що тільки справжні

//Тому що тільки справжні нащадки давніх бриттів, ті, що сьогодні населяють півострів Бретань, є законними спадкоємцями цієї землі. А сучасні англійці — це окупанти і взагалі москалі! СУГС!)))//

А не кельтов???? Во времена Г. Ю. Ц. были кельты ))))

Но СУГС однозначно!))))

Молоток
06.08.2017 21:55

//Речь идет о разбитных //Речь идет о разбитных скандинавских парнях, которые, начиная где-то с VIII века, совершали разбойничьи нападения на Францию, Англию, Шотландию и проч. // Вернее на монастыри и деревухи, туда, где нельзя было словить обратку.  //Но что-то постоянно тянуло их на родину, поэтому, насытившись бесчинствами, они с солидной добычей возвращались домой.// Так, а куда еще кроме родины то возвращаться???? //Однако с IX века Норманны принимаются за дело всерьез и начинают закрепляться на покоренных территориях.// ЧЕГО???? Какие эт оу них покоренные территории???? откель? //Но при условии, что тот (а равно и его парни) примут христианство.// Такова была судьба всех разбитных парней того времени им вечно кто-то указывал какое вероисповедание принимать. ))))))) //А примерно 150 лет спустя (то есть в 1066 году) потомок Хрольфа Вильгельм завоевал Англию.// Вообще-то его звали Гийом. Вильгельм это немецкая форма. //Решительно всем: он создал централизованное государство, армию, флот и многое другое. // Что за наркоман это писал? Какое нахрен централизованное гос-во при феодализме, да еще в 11 веке? Кончайте жрать грибы с красными шляпками и белыми пятнышками! Армия??? ЭЭЭЭ как можно создать или не создать армию при феодализме? Это же не регулярное войско. Флот особо доставляет, а как бы ничего, что в 14 веке Э… Подробнее »

Ansar02
07.08.2017 05:02
Ответить на  Молоток

Один из таких случаев, когда

Один из таких случаев, когда комментарий не менее любопытен, чем исходная статья!

товарищ Сухов
Редактор
15.08.2017 09:44
Ответить на  Ansar02

Уважаемый Ансар. Весьма Уважаемый Ансар. Весьма спорное мнение.  Расшифровка понятия "разбойное нападение" как нападение на тех кто не может защититься весьма ценная весчь. Хотя вроде бы само словосочетание об этом изначально и говорит. Нормандию викинги видимо выиграли в шахматы. Вильгельм безусловно транскрипция германской группы языков. Беда только в том, что  и осевшие в Нормандии  искатели приключений говорили на языке этой группы, и саксы — германское племя, и их язык, т.н. древне-английский, на котором оне говорили во время нормандского вторжения относился к германской группе. Да и собственно франзузкий язык появился только к XIX веку. А в те мохнатые времена языков на территории французского королевства, которое только недавно называлось западно-франкским, в каждой деревне был свой язык. Одной из крупных даже не языков, а языковых групп, была имевшее место на среднем севере современой Франции совокупность наречий "йоль". Другой крупной группой был язык "ок", лангедокское наречие. Поэтому французу Шарлю де Батцу было проще понять испанца нежели парижанина. Это уже задним числом и много веков спустя язык "йоль" окрестили даже не французским. а старофранцузским. Что весчъ весьма и весьма условная, бо является одной из трудно определимых стадий преобразования латыни в современный французский. Подданство французской короне нормандского герцегства воообще эпическая тема. В Париже Нормандию считали вассалом.… Подробнее »

s67stavr
07.08.2017 18:04

Знатоки средневекового оружия
Знатоки средневекового оружия откликнитесь!
Мог у Вильгельма (Гийома) быть меч такой формы. Насколько я понимаю — это восточное оружие.

s67stavr
08.08.2017 16:42
Ответить на  s67stavr

Всем спасибо за комментарии!
Всем спасибо за комментарии!

товарищ Сухов
Редактор
07.08.2017 18:58
Ответить на  s67stavr

Фальшион.

Фальшион.

Rio
Rio
07.08.2017 19:23
Ответить на  товарищ Сухов

Фальшион оружие более позднее

Фальшион оружие более позднее чем 11 век. А что изображено??… Даже не понятно. Думается коллега Молоток прав. Мммм….хотя…а кто конкретно изображен на данном полотне, потому что это вполне может быть инструмент для рубки хвороста, ну и прочей лабуды.

товарищ Сухов
Редактор
07.08.2017 20:02
Ответить на  Rio

В первой половине XIII века

В первой половине XIII века он уже был распространен в Европе. А свои корни, как считают, имеет в скрамасаксе. А тот активно использовался в период с II по XII века. Кроме того форму фальшиона имеет и меч Святого Петра. Существующая копия датирована Х веком.

Молоток
07.08.2017 20:10
Ответить на  товарищ Сухов

Про выход фальшака из

Про выход фальшака из скрамасакса задвигал Окшотт. Впрочем без какой-либо аргументации.

Надо было откуда-то выводить, он и вывел.

Про активное использование странно слышать. Мы знаем о фальшаках главным образом из иконографии. Тапм их насчитывается ЕМНИП 6 типов, от большого ножа боуи из торпа, до фальшака из арт. музея, схожего с классическим фальшионом из даррема. Который на 13 век вообще кажись один. И еще многие сомневаются, что это боевое оружие.

В археологии мы имеем их чот помнится штук 25 всего на все века. И большая часть их них повтораяет не мачетеобразный дарремский клинок, а именно фальш из торпа.

Кароче фальшаков было ооочень мало, и львиная доля из них ни разу не мачетевидные клинки.  

Молоток
07.08.2017 19:52
Ответить на  Rio

Изображение из библии

Изображение из библии мациевского, датировано первой половиной — серединой 13 века.

Такая фиговина обычно называется у реконов эрзац -фальшион. Чо это за неведомая оружия нихрена неизвестно, бо археологии нет.

Некто Клим Жуков, широко известный стараниями Гоблина-Пучкова в широких уже кругах, написал цельную статью на ресурсе MREEN.ORG  на тему таких монстриков и делает аккуратный вывод о том, что они существовали только в фантазиях художников и возможно являются некоей перерисовкой с чего-то. Кто мы, что бы спорить с климом???

 

товарищ Сухов
Редактор
07.08.2017 20:14
Ответить на  Молоток

На рисунке у Вильяма в руках

На рисунке у Вильяма в руках вполне канонический фальшион I-го типа. Аналогично аутентичная кольчуга с капюшоном (хауберк) и простая железнаяя корона.

Молоток
07.08.2017 21:03
Ответить на  товарищ Сухов

эээ нет. Этот фальш не имеет

эээ нет. Этот фальш не имеет выемки в виде щучки. Он не имеет видимого расширения к концу. Т.е. ни под один реальный фальш он не подходит. Для большинства фальшей опять же характерен прямой обух/тупье не считая щучки, тут изогнут весь клинок.

Эээээ это надо отдельный тип фальша водить с таким эфесом.

ЭЭЭЭ фльш не дожил до конца 16 века как бы да. А вот боковые кольца у гарды — начало 16 века самое раннее время.

По форме лезвия это как бы оружие ближе всего к скимитару.

Коллега, да кольчуга присутствует, вот только судя по тому, как она прилегате к шее она либо русская с пуговицей как у косоворотки ))))))) либо эластичная, бо все реальные кольчи имели для головы значительную пройму.

Где вы углядели капюшон я не понял ибо там чешуя ярковыраженная, а на затылке ламинарный набор, схожий с немецкими саладами типа "рак". Что характерно броня одета на босое тело, что намекает, что автор в деле ношения доспехов не ориентировался.

 

Мне странно как это вы об оплечьях готического типа, да еще и с шипами, но без пасгардов не выразились в духе их аутентичности ))))

товарищ Сухов
Редактор
08.08.2017 10:10
Ответить на  Молоток

«Большинство» совершенно не "Большинство" совершенно не означает "все без исключения";) "Щучка", она же "утиный нос", она же скос обуха вполне себе присутствует. Гарда простая, без боковых колец. А то что вы за них приняли прекрасно просматривается на другом аналогичном изображении. Тама даже изгиб клинка не так ярко выражен. Так что оружие вполне узнаваемое и к категории фэнтазийного ну ни разу не относящееся. Кольчугу, как я понял, вы сделав над собой усилие, таки разглядели. Безусловно аффтар ничего не смыслит в колбасных обрезках и тема сисег пассивной защиты не раскрыта. С другой стороны, вы что, ожидали узреть чертеж и пособие по изготовлению? Как и в случае с оружием весчъ вполне узнаваемое и к категории фэнтазийного ну ни разу не относящееся. Если вы настаиваете. что мозг героя прикрыт не кольцами, а пластинками, то и в этом случае фэнтази идет мимо. Чешуйчатые шлемы-сервельеры достаточно широко применялись и специалистам известны, причем не только в явропах;) Так что и тут вы слегка ошиблись, не фэнтази это;) Как вы разглядели наплечники для меня загадка. Больше похоже на черный плащ со складками на плече и орнаментом из другого материала. Кстати этот же материал торчит из-под кольчуги на шее. Видимо аффтар не за даром кушал брод энд батер, и герой… Подробнее »

Молоток
13.08.2017 13:05
Ответить на  товарищ Сухов

1. Я как-то вот не пойму Вашу 1. Я как-то вот не пойму Вашу логику, коллега. Ну просто в самом деле странно. Речь л картинке из текста. Вы в пост вставляете другую и тычете в нее пальцем. Зачем? 2. В фэнтази все оружие узнаваемое, только вот отличие его от реальных образцов, в том, что порождено оно сумрачным гением людей, которые в руке ничего тяжелее …. эээ карандаша не держали и о фехтовании имеют представление едва ли отличное от нуля. Посему фэнтезийное оружие антиутилитарно и то, что должно вселять ужас и символизировать грозность, на самом деле вызывает  легкую усмешку. 3.Кольчугу я разглядел без усилий одновременно с тем, что пройма ее никак не кольчужная, бо кольчуга не разу не свитер и не тянется особо. 4. За сервельеры. а) Самые ранние упоминания это середина 13 века. Как эту шнягу связать с серединой 11??? б) Внезапно чешуйчатые сервильеры или черепняки ни разу не предшествовали цельным оголовьям, бо как деталь брони черепник появился в виде дополнительного протектора для головы в топфхельме, ну шобы удар свода самого топфхельма по черепухе был комфортнее. И уж потом он развился в самомстоятельное оголовье и на этой стадии поимел эрзац варианты типа чешуйчатых фиговин. 5. Наплечники я разглядел глазами, ибо… Подробнее »

товарищ Сухов
Редактор
13.08.2017 15:15
Ответить на  Молоток

Добрый человек, с каких пор

Добрый человек, с каких пор длинна последующего поста способна отменить предыдущий промах?

Другой рисунок как раз и приведен для того чтобы ограничить ваши фантазии по поводу слолжной гарды с боковыми кольцами. 😉 Это два рисунка на одну и ту же тему. И на обоих присутствует вполне узнаваемый фальшион первого типа И то что ваша собственная фантазия превратила в боковые кольца, прекрасно и однозначно видно на втором рисунке. Ваше же возмущение  надо воспринимать как запрет мне доказывать свою точку зрения?

На счет кольчуги видимо стоит повториться — тема сисег пассивной защиты не раскрыта;) Правда не совсем понятно как должен быть показан поддоспешник, который по определению находится ПОД кольчугой, если герой изображен в этой самой кольчуге? Поделитесь требованиями к художественному портрету рыцаря средневековья;)

Внезапно — первый жовтый шлем из Болгарии, датирован IV веком до н.э. Чешуйчатыми шлемами пользовались сарматы в 3-5 веках н.э. Опять же никоем образом не получен ответ по поводу фэнтэзийности данного предмета.

И пжлст выделите таки в вашей бесконечной копипасте по эрзац-фальшиону, где "некто Жуков" делает "аккуратный вывод о том, что они существовали только в фантазиях художников".;)

Молоток
13.08.2017 16:54
Ответить на  товарищ Сухов

.

.

Молоток
13.08.2017 16:48
Ответить на  товарищ Сухов

//Добрый человек, с каких пор //Добрый человек, с каких пор длинна последующего поста способна отменить предыдущий промах?// Шо? //Другой рисунок как раз и приведен для того чтобы ограничить ваши фантазии по поводу слолжной гарды с боковыми кольцами.// Я конечно понимаю, что вы не осознаете разницу между творчеством портретистов и материальными предметами, посему сформулирую так что бы вы восприняли кристально ясно: Будьте добры приведите примеры мечей 11, можно так же 12 века с подобным эфесом (боковые кольца хотя бы). //Это два рисунка на одну и ту же тему. И на обоих присутствует вполне узнаваемый фальшион первого типа И то что ваша собственная фантазия превратила в боковые кольца, прекрасно и однозначно видно на втором рисунке. // ЫЫЫЫЫЫ, я конечнео в легком ступоре. Вы таки намекаете, что сии портреты выполнялись с натуры? Вас не посещала мысль, что один выполнен как репродукция другого ибо ВНЕЗАПНО, это не картины 11 века???? Вы как бы отдаете чебе отчет, что одна из картин датирована 1580 годом, что сущий пустяк, на полтысячи лет позже? И как бы я скромно замечу, что такие эфесы как раз и появились в начале 16 века. //Ваше же возмущение  надо воспринимать как запрет мне доказывать свою точку зрения?// эээээ я таки не ваш работодатель… Подробнее »

товарищ Сухов
Редактор
13.08.2017 18:47
Ответить на  Молоток

Ну вот и начались финты

Ну вот и начались финты ушами. Картины на одну тему внезапно превратились в эскизы с натуры. Сервельер неожиданно переквалифицировался в бацинет. А фэнтэзийный, то есть плод исключительно фантазии, стал синонимом анохронизму, то есть предмету насквозь реальному, но помещенному в иное время. Вы даже наверняка сумеете объяснить, как на картине, где собственно тело-то и не видно, вы сумели точно определить, что кольчуга облегает его как футболка;)

Всё это мелочь и вполне может быть объяснено, что вы, мол, так видите и воспринимаете.

Хотя будь у Вильяма в руках автомат Калашникова вопрос вызвала бы не сама конструкция насквозь реального оружия и её название, но исключительно факт попадания на изображение.

А вот с Жуковым вы банально солгали. Цитато:"эрзац-фальшион — это редкое, подчеркиваю: ОЧЕНЬ РЕДКОЕ явление в реальных источниках!".(с) Вещь очень редкая, но ни разу не фантазия. Поэтому вы можете сколько угодно ерничать, но выделить у Жукова цитату подтверждающую ваше громкое заявление при всем желании не сможете. Чуть ниже приведенной цитаты в выводах отрицается факт массового применения, но не сам факт существования. Причем для фламандского региона делается исключение.

Молоток
07.08.2017 18:33
Ответить на  s67stavr

Коллега, это вообще не
Коллега, это вообще не оружие, это фантация художника на тему. Фентезятина короче. Упреждая следующий вопрос шлем и латы аналогично откуда то из нарнии.

товарищ Сухов
Редактор
07.08.2017 20:38
Ответить на  Молоток

Шлем? Латы?

Шлем? Латы?

Альтернативная История
Logo
Register New Account