2

 (Продолжение темы альтфлот Украины в мире с независимой УССР).
 
 
Три "Богатыря"
 
Бронепалубный крейсер военно-морского флота Российской Империи «Богатырь», был спущен на воду 17 января 1901 года и стал головным в серии из пяти кораблей. Первенец – «Богатырь» был построен в Германии, остальные в России (причём один из них «Витязь» после сильнейшего пожара так достроен и не был).

 
Три "Богатыря"
 
Крейсер «Богатырь» почти благополучно пережил Русско-Японскую и Первую мировую войны. Причём в последней даже отличился. Не считая участия во многих операциях флота, именно ему, 24 июня 1914 года, в паре с другим крейсером "Палладой", удалось захватить на германском лёгком крейсере "Магдебург" шифровальную (кодовую) книгу.
 
Три "Богатыря"
 
В 1912 и 1915 годах прошёл ремонты-модернизации (как и остальные его собратья). Причём в 1915 году все 12 его уже порядком изношенных 152/48 мм орудий Канэ были заменены на более современные, дальнобойные и лёгкие 130/55 мм. ОСЗ.
 
Три "Богатыря"
 
С мая 1918 года крейсер находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, а последние 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии.
В РИ, разоружённый корабль, летом 1922 года был продан совместному советско-германскому предприятию для разборки на металл и в конце того же года отбуксирован в Германию. При этом, детали машин, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря "Коминтерн" ("Память Меркурия").
Таким образом, крейсер, построенный из добротной крупповской стали «прожил» всего-навсего 20 лет! Для крейсера первого ранга – если и не детский, то вполне подростковый возраст.
В данной АИ, судьба крейсера сложилась совершенно иначе. После обретения Украиной независимости, в результате раздела остатков Черноморского флота между Украиной и Россией, последняя получила недостроенные в Николаеве крейсера «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», достройка которых осуществлялась на верфи бывшего АО «Руссуд» превратившегося в подразделение «Объединённого Украинского Судостроительного Треста» (естественно на российские деньги). Украина же, в свою очередь, получила крейсера «Коминтерн» (при постр. «Кагул») и аналогичный «Богатырь» (причём последний, Россия расконсервировала, восстановила и передала Украине использовав запчасти, поднятые с потопленного аглицким ТК однотипного крейсера «Олег»).
Поскольку «свежеобретённое» название «Коминтерн», как-то не прижилось, крейсеру присвоили имя сгоревшего на стапеле, но вполне созвучного «Богатырю», крейсера «Витязь».

Крейсера были восстановлены в практически первозданном виде, со 152/48 мм пушками, поскольку весьма популярные когда-то шестидюймовки Канэ на старых кораблях и складах ещё имелись в избытке (только в одном арсенале ЧФ обнаружились 8 новеньких орудий), а вот возвращать 130 мм пушки ни один их «получатель» естественно не собирался. Сложнее было с «оживлением» двухорудийных башенных установок и «дивизиона хода»…

 
Три "Богатыря"
Два «небольших», но вполне боеспособных крейсерочка первого ранга(!), в качестве временной силы на море, украинских флотоводцев вполне устраивали. Тем паче, что при своих 12 шестидюймовках, они были реальной силой. Точнее, до вступления в строй «светлан», это без сомнения были лучшие крейсера.
Но и об усилении своей военно-морской мощи красно-украинские адмиралы отнюдь не забывали.
И вот, после того как в 1924 году Франция признала собственностью Советской России превращающийся в хлам в Бизерте царский Черноморский флот, в 1925 году правительство Украины сумело среди нескольких прочих кораблей, «почти задаром» «выцарапать» ещё и простаивавший там однотипный «Богатырю» и «Витязю» крейсер «Очаков». Приведённый буксирами крейсер находился в довольно плачевном состоянии и первое, что приходило в голову – разобрать его корпус на металл, а машины и прочее оборудование использовать как источник запчастей для пары находящихся в строю крейсеров. Однако обсуждение судьбы крейсера совместной российско-украинской союзной военно-морской комиссией, привело к выводу, что пока союзный Черноморский флот не представляет из себя хоть сколь-нибудь серьёзной силы, он отчаянно нуждался в каждом крейсере. Украина выразила готовность сохранить крейсер в составе своего ВМФ при условии технического содействия России в его восстановлении.
Крейсер «Очаков» (сменивший к тому времени за свою карьеру кучу имён), вошёл в состав украинского флота под названием «Козак».
Что интересно, восстановительные работы по «Козаку», проводившиеся в 1926-27 годах привели к довольно масштабным переделкам, которые были практически полностью повторены на двух его систершипах, проходивших плановый ремонт в самом конце двадцатых.
Так крейсера лишились всей своей штатной средне и малокалиберной артиллерии, пулемётов и половины торпедных аппаратов (те 2 ТА что остались, были заменены на стандартные 450 мм). Зато получили по 4 зенитные трёхдюймовые пушки Лендера, по две отысканные неведомо где и тщательно отреставрированные автоматические пушки Виккерса и по 4 спаренных пулемёта Максима (и «Виккерсы» и «Максимы», все с принудительным циркуляционным охлаждением стволов).
 
Три "Богатыря"
 
Так в ВМФ Украины появилась первая крейсерская бригада, которую называли «Богатырской».
В её задачу входили: поддержка лёгких сил флота и действий сухопутных войск на побережье, охрана территориальных вод и демонстрация флага на Чёрном и Средиземном морях. Так же, одной из главных задач считалась подготовка кадров для новых крейсеров, которые обязательно должны были появиться в составе ВМФ Украины.
В середине 30-х, когда в Николаеве уже были, наконец заложены два новых крейсера для ВМФ Украины, «богатыри» прошли очередной капремонт и первую серьёзную модернизацию, превратившую эти крейсера в минные. Что вполне отвечало и интересам командования флота и ТТХ самих кораблей.
 Три "Богатыря"
 
На крейсерах были демонтированы последние торпедные аппараты. Вместо древних «Виккерсов», они получили по 4 новые, дальнобойные 47 мм зенитные автоматические пушки. Спарки «Максимов» заменили на одноствольные крупнокалиберные пулемёты ДК в количестве 5 штук.
Ради размещения большого количества мин, были серьёзно перепроектированы кормовые надстройка и подпалубные помещения. Кормовые казематные шестидюймовки так же пришлось демонтировать, а кормовые бытовые помещения перенести на шлюпочную палубу, в новую надстройку увеличенного размера. Освободившееся подпалубное пространство в кормовой части было перепрофилировано под хранение и установку (через специальные порталы в корме) 150 морских мин. Ещё 100 мин можно было разместить на верхней палубе, вдоль бортов по бокам от кормовой башни. Так же корабли получили современное оборудование (командно-дальномерные посты, средства связи и проч.).
Серьёзным переделкам подверглась силовая судовая установка. Перевод на жидкое топливо, модифицированные рационализаторами машины позволили в полной мере использовать мощность имеющейся силовой установки, которую не только тщательно отреставрировали, но и оптимизировали по размещению (что позволило отказаться от одной из дымовых труб).
Таким образом, к 1935 году украинские ВМС получили три весьма боеспособных в своей новой ипостаси минных крейсера.
К концу тридцатых, крейсера уже считались устаревшими. Однако выводить их из боевого состава не спешили. Дело в том, что к вышеперечисленным задачам ВМС, к концу тридцатых добавилась ещё одна – охрана судоходства и морских коммуникаций. Украина к тому времени не только набрала неплохие темпы и объёмы экспорта, но и успела обзавестись торговым флотом для транспортировки своих товаров заморским потребителям. А в Европе к тому времени уже во всю если и не воевали, то громко бряцали оружием. Поэтому, вместо запланированного вывода из боевого состава в 1940-ом году, крейсера в течение 1939 года прошли очередной капремонт, переросший в весьма серьёзную модернизацию, в результате которой, ВМС УССР получили довольно интересные корабли, сочетавшие в себе сразу три функции: 1. Минный крейсер; 2. Конвойный (противолодочный) крейсер; 3. Учебный крейсер. Совместить все эти полезные функции стало возможно путём некоторого сокращения и оптимизации вооружения.
Количество шестидюймовок ГК было снова и кардинально уменьшено. Поскольку башни крейсеров уже являлись полным анахронизмом (угол возвышения всего 20 гр., вертикальная наводка орудий только «врукопашку», заряжание лишь при углах возвышения-склонения от +5 до -5 градусов), как и сами орудия (длина стволов всего 45 клб. при невозможности использования современных, «аэродинамичных» боеприпасов, возникла идея полного перевооружения ГК.
Первоначально, предполагалась установка двух отлично зарекомендовавших себя трёхорудийных башен, устанавливаемых на новых российских лёгких крейсерах типа «Нароволец». Однако с такими башнями и прочим современным вооружением корабли оказывались очень серьёзно перегруженными (вес двух трёхорудийных башен был вполне сопоставим с общим весом вооружения крейсера на момент его вступления в строй в 1902-ом году). Поэтому, скрепя сердцем, пришлось водрузить на крейсера существенно облегченные, тонкобронные (всего 25 мм) двухорудийные башни (впрочем, с теми же отличными шестидюймовыми 55-калиберными пушками), которые создавались в России в рамках подготовки к закладке линейных крейсеров-рейдеров типа «Иоанн Грозный».
Дальнобойные, но не слишком скорострельные одноствольные 47 мм автоматы ПВО были заменены на спарки лицензионных «Бофорсов». Кроме того, корабли получили по две универсальные стомиллиметровые спаренные установки «модернизированный Минизини». А для эффективного управления системой ПВО, был введён дополнительный директор КДП.
Вместо пяти одноствольных КК пулемётов ДК, крейсера вооружили четырьмя спаренными установками ДШК.
Так же на крейсера снова вернулись торпедные аппараты (стандартного калибра 533 мм) в количестве двух штук уже традиционного для украинских крейсеров носового подводного расположения без всяких систем наведения (стреляли только прямо по курсу корабля). И надо сказать, что эти ТА служили скорее для обучения, нежели для реальных боевых действий, поскольку запасных торпед к этим ТА иметь на крейсерах не предполагалось (впрочем, торпедировать и потопить всплывшую субмарину противника или обездвиженный корабль (судно) этими двумя торпедами, можно было вполне). Зато порталы для постановки мин были модернизированы для сброса глубинных бомб, которых крейсера могли принять на борт рекордное количество. Естественно корабли получили и самое современное противолодочное поисковое оборудование.
В общем, учить на крейсерах могли моряков всех специальностей (помимо экипажей, там удалось разместить по 40 курсантов единственного военно-морского училища Украины). А мощное противолодочное, минное вооружение, неплохие ПВО и артиллерия ГК, делали их незаменимыми флагманами конвойных охранений.
Это была последняя реинкарнация «богатырей» благодаря которой, срок боевой службы крейсеров был продлён ещё минимум на 5 лет. Причём по истечение этой пятилетки, крейсера (или хотя бы один из них) предполагалось использовать в качестве учебного неопределённо долго, вплоть до естественной выработки конструкционного ресурса корпуса.
 
Три "Богатыря"
 
ТТХ модификаций крейсеров типа «Богатырь»:
 
Три "Богатыря"
 
 

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account