Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

17

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!
В рамках альтернативы «Третий Рим» продолжаю публиковать серию статей по теме: «Геральдика Русского Царства в XVII веке».

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть I

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть II

В третьей части представлена Глава VI. «Большая государева книга или Корень российских государей», в которой рассмотрены:

1) Родословное древо российских государей;
2) Гербы русских князей;
3) Гербы иноземных князей, королей и государей;
4) Гербы Царств, Великих княжеств, княжеств и земель.

При разработке гербов использованы реальные геральдические символы, как начала XVII века, так и более поздние, но их создание обусловлено теми же мотивами. Кроме того, в статье показаны вновь разработанные гербы. На основании отечественных и имеющихся выдержек из иностранных источников в статье предпринята попытка проследить развитие гербов русских князей. Описания гербов и обоснование их символики не приводятся (это потребовало бы большого объема текста), но при возникновении вопросов готов обосновать каждый из них.
Статья имеет справочный характер и большое количество графического материала. В связи с большим количеством гербов рисунки сгруппированы в планшеты, но все изображения имеются с максимальным разрешением и в хорошем качестве (на русских (французских) щитах – 1600×1600 пикселей, на английских щитах – 2000×2400 пикселей). Герб, в который внесены изменения, отмечен знаком*. Герб, в котором изображение заменено на другое, или не имеющий аналога в реальной истории, отмечен знаком**.

Важнейшим изменением является продолжение размещения на гербах русских князей двуглавых орлов (Черниговских, Муромских, Тверских). В реальной истории после присоединения этих земель к Московскому Царству двуглавые прекратили использовать, так как считалось что эта эмблема принадлежит исключительно московским великим князьям, наследникам Софьи Палеолог (в гербах князей Черниговских двуглавый орел был заменен на одноглавого с крестом, а в гербе Твери вообще на невнятную табуретку). В данной АИ геральдистами подчеркивается древнее русское происхождение двуглавого орла (с «щита Вещего Олега»), поэтому двуглавые орлы возвращены и продолжают отображаться на княжеских, территориальных и городских гербах.
Упомянутые в статье события будут описаны в дальнейшем в соответствующих главах альтернативы. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Геральдика Русского Царства в XVII веке

VI. «Большая государева книга или Корень российских государей»

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

«Большая государева книга или Корень российских государей» – это рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц, и политических деятелей, составлявшихся в XV-XIX веках в качестве пособия в дипломатической переписке).
В 1613 году после избрания Царь Дмитрий Михайлович поручил князю Воротынскому Ивану Михайловичу, назначенному главой Посольского приказа, подготовить «Царский титулярник» с родословной русских князей от князя Рюрика до самого князя Дмитрия Михайловича Пожарского-Стародубского.
Работа Посольского приказа над «Государевой книгой» продолжалась пять лет и после ее завершения стала подарком, преподнесенным Государю главой Посольского приказа 13 (23) мая 1618 года. После преподнесения её царю она была оставлена в Посольском приказе и являлась официальным справочником, содержащим информацию дипломатического характера.
Книга была изготовлена в трех экземплярах. Первый экземпляр был оставлен в Посольском приказе и для руководства в работе, и для показа приезжающим иностранцам, так как царя Дмитрия Михайловича не устроил слишком большой размер «Титулярника», и он приказал, скопировав, сделать «в Верх» еще два экземпляра, так же украшенных, но меньшего размера. Один предназначался для царевича Петра Дмитриевича, а другой для самого царя. Книги были созданы в течение последующих трех лет. Миниатюры рукописей отличимы, в первую очередь, по разнице в орнаментированных цветочных рамках.
Текст заглавия: «Книга, а в ней собрание, откуда произыде корень великих государей царей и великих князей российских, и как в прошлых годех великие государи цари и великие князи российские писали в грамотах ко окрестным великим государям християнским и к мусульманским по нынешней год, и какими печатми грамоты печатаны, и как к предком их государским и великим государем царем и великим князем российским окрестные великие государи християнские и мусульманские имянованья и титла свои пишут, и каковы которого государя их государские персоны и гербы. Состроена сия книга повелением великого государя царя и великого князя Дмитрия Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца».
Рукопись является не только выдающимся памятником древнерусского изобразительного и прикладного искусства, но и значимым произведением исторической и политико-дипломатической мысли. Текст «Титулярника» представляет собой краткие сведения по русской истории, а также справочную информацию о титулах зарубежных государей, гербах и печатях. Его написали дипломат и писатель Кондырев Иван Гаврилович и дьяки Посольского приказа Иван Болотников и Иван Сомов. Тематику и идейное содержание книги составляет доказательство законности и преемственности династии Дмитриевичей от рода Рюриковичей, а также её богоизбранность. Также авторы текста касаются таких тем, как церковная власть на Руси (патриархи и патриаршество), а также дела посольские.
Основой для описания исторических событий и взаимоотношений с иностранными государствами создателям «Титулярника» послужил богатый архив Посольского приказа. Также использованы другие источники, традиционные для авторов второй половины XVII века: «Степенная книга», «Тверденная грамота 1613 года об избрании на Московское государство князя Дмитрия Михайловича Пожарского-Стародубского», «Новый летописец», «Сказание о поставлении на патриаршество Дионисия», акты земских соборов, сказания и повести о Смутном времени и князьях Владимирских, статейные списки (отчеты) русских послов и различные летописцы.
«Титулярник» открывается изображением главной фигуры Государственного герба – золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, с гербом Московским на груди – изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия в серебряных доспехах, лазоревом плаще на белом коне в червленом поле. Герб Московской земли – сердце объединенного русского государства – и, соответственно, общий символ всей России.
Иллюстрации включают портреты русских князей и царей, патриархов, иностранных государей, изображения российских и иностранных гербов и печатей, а также многочисленные заставки и инициалы. Над украшением «Титулярника» трудились лучшие русские и иноземные художники и золотописцы Оружейной палаты и Посольского приказа.
Книга выполнена в стиле московского барокко. Книга содержит: 30 портретов русских великих князей и царей (от Рюрика до Дмитрия Михайловича), 11 портретов Вселенских и Московских патриархов, 22 портрета иностранных монархов, современников Царя Дмитрия Михайловича. Все портреты написаны акварелью с применением золота и серебра и заключены в роскошные орнаментальные рамки. Портретные образы русских государей следуют «реалистической» технике, незадолго до этого введенной в иконографию, и традициям русского портрета. Эти миниатюры – практически первые образцы русских не парсунных портретных изображений, выполненных в технике, демонстрирующей польское и западноевропейское влияния. Все портреты русских князей и царей, а также портреты иностранных монархов сопровождаются изображениями их гербов (печатей).
Галерея изображений князей и царей послужила важнейшим графическим источником для мастеров XVII и XVIII веков, создававших произведения на тему родословия русских правителей по образцу, заданному «Титулярником».

Родословное древо российских государей
Галерее изображений русских князей и царей предшествует «генеалогическое древо», в котором представлена родословная ветвей рода Рюриковичей, начиная от легендарных предков князя Рюрика: Радегаста – первого короля венедов и бодричей и Словена – первого князя Словен и Русов, Гостомысла, призвавшего мужа своей дочери Умилы – князя Рюрика, княжить в древнерусском государстве. Затем на древе представлены все «колена» и «ветви» рода Рюрикова. Завершается «генеалогическое древо» основателем новой династии Рюриковичей-Мономашичей-Дмитриевичей – князем Дмитрием Михайловичем Пожарским-Стародубским. На древе показано родство русских князей с государями Европы, чья кровь течет в русских князьях и царях, а также которые породнились с Рюриковичами, в потомках которых течет русская кровь.
Для составления «генеалогического древа» авторами были использованы все имеющиеся в библиотеке, собранной царем Иваном IV Васильевичем и дополненной в годы правления царей Дмитрия Михайловича и Петра Дмитриевича, летописи Древней Руси, русских земель и княжеств, Великого княжества Литовского и Русского Царства, в том числе «Ипатьевская летопись» XIII века, «Летописец вскоре патриарха Никифора» с ростовскими известиями (последняя четверть XIII века), Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода (вторая половина XIII века, вторая четверть XIV века), Лаврентьевская летопись (1377) и бумажная Ипатьевская летопись (1420-е годы), произведения древнерусской литературы («Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина), в том числе впоследствии утерянные; иноземные хроники: «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» (лат. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum) Адама Бременского (нем. Adam von Bremen, умер после 1081 года), «Славянская хроника», лат. Chronica Slavorum, Гельмольда из Босау (нем. Helmold von Bosau, 1120-1177) и другие исторические и литературные источники.
Имена на древе сопровождаются княжескими и царскими «знаменами» (гербами) и печатями (гербами) иноземных монархов, благодаря чему прослеживается наследование «знамен» (гербов) русскими князьями и царями, в том числе от иноземных монархов.
При этом на «древе» помещены символические «знамена» (гербы), которых не существовало в истории, либо присвоенные легендарным князьям из современной геральдики. Так, в качестве герба короля бодричей Радегаста изображен герб Мекленбургского дома. Для гербов легендарных князей взяты языческие символы, в том числе перешедшие в Православие. На гербе князя Словена отображен «крест Сварога», символизирующий сотворение мира (этот символ далее повторяется на многих страницах «Гербовника»), на гербе князя Гостомысла – «крест Перуна», на гербе полоцкого князя Рогволда – «берсерк». На древе изображен и «щит Вещего Олега» (черный двуглавый орел в золотом поле), который по легенде он прибил на вратах Царьграда (Константинополя), в знак союза древних русичей с ромейскими императорами. На гербе ромейского императора Константина IX Мономаха, дочь которого по легенде являлась матерью князя Владимира II Мономаха, изображен герб рода Мономахов – в золотом поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в золотых доспехах, лазоревом одеянии, червленом плаще, на белом коне, поражающий копьем зеленого змия, (скачущий вправо). Он же показан и на гербе самого князя Владимира II Мономаха (скачущий влево).

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Схема. Генеалогическое Древо Рюриковичей с гербами (современная реконструкция)

Таким образом, «генеалогическое древо» было призвано показать:
во-первых, древность (ранее VIII века) и законность правящей династии Дмитриевичей, ее родство с ромейскими императорами, императорами Священной Римской империи, норвежскими, шведскими, английскими, французскими, венгерским и польскими королями;
во-вторых, древность и преемственность геральдических символов, используемых в отечественной геральдике, в первую очередь русское происхождение двуглавого орла, отображаемого впоследствии на гербах ромейских императоров, императоров Священной Римской империи (а не заимствование его из иноземной геральдики);
в-третьих, наглядно подтвердить историческую основу идеи «Третьего Рима».
«Царский титулярник» неоднократно дополнялся и переиздавался (1637, 1645, 1653, 1683) в связи с началом правления новых царей и присоединения к Русскому Царству новых земель.

Гербы русских князей

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

 

Гербы иноземных князей, королей и государей

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Гербы Царств, Великих княжеств, княжеств и земель
В «Царском титулярнике» были отображены:
1) печати (гербы) русских земель, названия которых были включены в большой государев титул (при изменении государева титула в следующих переизданиях соответственно добавлялись и гербы, в 1618 году – 33, в 1653 году – 43, в 1683 году – 44, в 1700 – 46)
Государев титул Царя Петра Алексеевича на 1 сентября 1700 года: «Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский (1614), Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического (1681), Государь Псковский и Великий Князь Литовский (1642), Смоленский, Тверский, Волынский (1642), Подольский (1642), Галицкий (1642), Молдавский и Буковинский (1700), Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Полоцкий (1618), Витебский (1618), Мстиславский (1618), Минский (1642), Гродненский (1642), Берестейский (1642), Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Корельский (1645), и всея Северныя страны Повелитель, и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей (1637), и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих государств и земель, восточных и западных и северных, отчич и дедич, и наследник, и Государь, и Обладатель»;
2) гербы 16 иностранных государств.
В описании гербов использованы силлабические вирши, что является одним из ранних примеров на отечественной почве. Именно в «Титулярнике» гербы русских городов и регионов приобретают характер завершенности и почти без изменений появляются в создаваемых городских и дворянских гербах и послужил главным источником вдохновения сочинителей гербов последующих поколений.

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

Третий Рим. Геральдика Русского Царства в XVII веке. Часть III

 

Заключение
Гербы, изображенные в «Титулярнике», послужили основанием для разработки полковых и городских гербов (Ростова (олень), Рязани (стоящий человек в стрелецкой, затем в княжеской шапке, с саблей или мечом в одной руке и ножнами – в другой), Вятки (выходящая из облака рука с луком, заряженным стрелой), Перми (идущий медведь несет на спине Евангелие) и других. Таким образом, эмблемы земель, изображенные в «Титулярнике», со временем превратились в официальные гербовые символы, а сам «Царский титулярник» все же фактически оказался первым русским гербовником: «Титулярник явился для создателей городских гербов основным источником, который использовали, начиная с составителей первого знаменного гербовника, все герботворцы. В Титулярнике появились и новые эмблемы, употребляемые впоследствии как городские». «Титулярник» являлся главным документом по геральдике до провозглашения Российской Империи.

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account