Транспорты типа «Victory»

27

Нашел статью и видео о «младших братьях» всем известных транспортов типа «Либерти».

Транспорты типа «Victory»

Спуск на воду транспорта «Winthrop Victory». 17 мая 1945 года

К середине 1930-х годов торговый флот и судостроительная промышленность США находились в состоянии упадка. Огромное количество судов, построенных в годы Первой мировой войны и «по инерции» в первые послевоенные годы, не находило спроса, вдобавок ко всему они устарели морально и физически. Так, к 1936 году возраст 90% судов под американским флагом составлял около 20 лет, а скорость большинства из них не превышала 10–11 уз.
Власти страны понимали, что в случае будущего военного конфликта потребуется огромное количество современных быстроходных торговых судов, которые можно будет использовать и в качестве вспомогательных судов ВМФ.
В 1936 году Конгрессом принимается Закон о торговом флоте (Merchant Marine Act) и создается Комиссия по делам торгового флота (United States Maritime Commission) для создания современного флота и развития заморской торговли.
Указанная Комиссия с 1937 года начала осуществление амбициозной программы строительства новых торговых судов. В течение ближайших десяти лет планировалось ввести в строй 500 пароходов тоннажем 4 млн тонн. В дальнейшем эта программа неоднократно пересматривалась
в сторону увеличения. Строились быстроходные танкеры и сухогрузные суда трех типов (С-1, С-2 и С-3).
В августе 1940 года ставится задача строить по 200 судов в год на 19 судостроительных верфях. Значительная их часть поставлялась Великобритании, а позднее и другим странам антигитлеровской коалиции по программе LendLease для компенсации потерь их торговых флотов от действий германских подводных лодок.

В новой кризисной ситуации требовалось поточное строительство еще большего количества простых и дешевых судов. Исходя из этого,
в феврале 1941 года президент Ф. Д. Рузвельт объявил о новой судостроительной программе страны, предусматривавшей строительство судов типа «Liberty», которым он дал прозвище
«гадкие утята», намекая на их непритязательный внешний вид.
Первый пароход этого типа «Patrick Henry» сошел на воду в сентябре
1941 года, а в конце года начались его ходовые испытания. Использование сварки и секционного метода формирования их корпусов позволили довести сроки поставки этих судов до невиданных в истории судостроения темпов. Так, «Robert E. Peary» построили всего за 4 дня
и 15,5 часов.
Всего в строй вступило более 2700 судов типа «Liberty». Многие из них бороздили просторы морей даже в 70-х годах XX века и пользовались заслуженным уважением моряков. Если в первые годы войны первостепенной задачей являлось «количество», то есть строительство большего числа пароходов, чем их топил противник, то после коренного перелома в Битве за Атлантику в мае 1943 года, когда суммарный тоннаж судов, построенных на верфях США, превысил 19 млн тонн, встал вопрос
и об их качестве.
Теперь, наряду с эффективным выполнением военных перевозок, будущим судам надлежало стать ядром конкурентоспособного послевоенного торгового флота. Исходя из этого, в начале 1942 года Морская комиссия приступила к проектированию судна нового типа
со скоростью не менее 15 уз, получившего обозначение АР1. Разработка рабочих чертежей была поручена компании «Bethlehem Steel» (Куинси, Массачусетс).

Транспорты типа «Victory»

Главная энергетическая установка транспорта «Lane Victory», являющегося в настоящее время кораблем-музеем в Лос-Анжелесе. Главная паровая турбина. Современное фото

К марту 1943 года проектирование такого судна EC2-S-AP1 завершилось. Буква «Е» в обозначении нового проекта значила «emergency» (экстренный), «C» — «cargo» (грузовое), «2» — длину (между 450 и 500 футами), «S» — с паровой силовой установкой и одним винтом, «AP1» — номер модификации проекта. Первоначально планировалось построить до 1600 таких судов.
Одной из серьезных болезней судов типа «Liberty» являлось появление трещин в корпусе, в первую очередь в местах концентрации напряжений (ширстрек, палуба в районе грузовых люков трюмов и т.д.). Поэтому при проектировании EC2-S этого постарались избежать, в частности путем увеличения шпации с 762 до 914,4 мм, что делало корпус более гибким
на волне.
Наибольшие трудности возникли при выборе главной энергетической установки. В конце концов остановились на немецкой паровой машине «Lentz» мощностью 5500 л.с. при 85 об/мин, лицензией на производство которой владела фирма «American Shipbuilding Company» в Кливленде. Проектная скорость судна с такой машиной составляла 15,5 уз.
Другими вариантами являлись паротурбинные установки мощностью 6000 л.с. (проект EC2-S-AP2, скорость 16 уз) и 8500 л.с. (EC2-S-AP3, скорость 17 уз) или дизель (EC2-M-AP4).
28 апреля 1943 года обозначение «EC2» изменили на «VC2», а новый
тип судов получил наименование «Victory». Первые контракты на их строительство (тип АР3) получили компании «Ore — gon Shipbuilding Company» (Портланд, Орегон) и «California Shipbuilding Company»
(Лос-Анджелес).

Строительство дизельных судов АР1 поручили «Bethlehem-Fairfield» (Балтимор), «Richmond Yards No. 1 и No. 2» (Калифорния), «Delta Shipbuilding Company» (Нью-Орлеан), «Houston Shipbuilding Corporation» (Хьюстон, Техас) и «South Eastern Corporation» (Саванна, Джорджия). Однако производство паровых машин «Lentz» столкнулось со множеством проблем как технического, так и юридического (лицензия на их постройку была выдана страной, ставшей противником в войне) характера и не увенчалось успехом. Поэтому машины решили заменить паровыми турбинами, производство которых к этому времени удалось увеличить. Основные кораблестроительные элементы судов типа «Victory» выглядели следующим образом: полное водоизмещение — 15 200 т (дедвейт —
10 750 т, тоннаж — 7612 брт); длина наибольшая — 138,76 м (между перпендикулярами — 133,05 м), ширина наибольшая — 18,9 м, средняя осадка в грузу — 8,53 м.
Цельносварной корпус, в отличие от «Liberty» с их «ящичной» формой корпуса, на судах типа «Victory» имел более плавные обводы. Водонепроницаемость обеспечивалась семью главными поперечными переборками и двойным дном по всей длине корпуса, междудонные пространства которого служили для хранения запасов топлива, водяного балласта и пресной воды.
«Victory» располагали двумя непрерывными палубами и пятью грузовыми трюмами (три в носовой части и два — в кормовой, за машинным отделением). Носовые трюмы имели твиндеки, в четвертом трюме располагались два диптанка, использовавшиеся для хранения топлива, водяного балласта или перевозки груза, в пятом трюме в диптанки могли приниматься только топливо или балласт. Запас топлива составлял 2833 т, пресной воды — 300 т, водяной балласт — до 3129 т.

Транспорты типа «Victory»

Ходовая рубка на корабле-музее «Red Oak Victory», находящемся в Ричмонде (штат Калифорния)

Транспорты типа «Victory»

Радиорубка корабля-музея «Lane Victory»

 

Главная энергетическая установка состояла из активно-реактивной паровой турбины с двухступенчатым редуктором фирмы «Allis-Chalmers» мощностью 6000 л.с. при 90 об/мин, работавшей на четырехлопастной бронзовый винт диаметром 5,56 м, и двух секционных водотрубных паровых котлов «BabcockWilcox» паропроизводительностью по 12,5 т/ч (температура перегретого пара 400 °С, давление 36,9 кг/см3 ).
Каждый из котлов был снабжен экономайзером, пароперегревателем
и тремя механическими форсунками. Суточный расход топлива достигал 40 т. Максимальная скорость судна составляла 16,3 уз.
Судовая электростанция состояла из двух турбогенераторов постоянного тока мощностью по 300 кВт (напряжение 120/240 В, ток 1250 А) и двух аварийных дизель-генераторов.
Рулевая машина — электрогидравлическая, двухплунжерная
с гидравлическим телемотором. Судовая мастерская была оборудована токарным, сверлильным и наждачным станками и кладовой запасных частей.
Для производства якорно-швартовных операций служили брашпиль, кормовой швартовный шпиль, два якоря Холла массой по 4,3 т с якорь-цепями длиной по 550 м. Все палубные механизмы имели электропривод, в отличие от «Liberty», где применялся паровой.
Спасательные средства состояли из четырех стальных шлюпок (две моторные) общей вместимостью на 124 человека, четырех двадцати-
и двух пятнадцатиместных плотов.

Радиооборудование состояло из двух главных и аварийного передатчика, двух приемников, автоматического передатчика сигналов бедствия и др. В штурманской рубке были установлены радиоприемник
и радиопеленгатор.
Навигационное оборудование представляли гирокомпас с репитерами, магнитный компас, эхолот и механический лот. Для предупреждения
о торпедной атаке служил торпедный индикатор (Torpedo Indicator) производства фирмы «Electro-Protective Corporation of Newark» (Нью-Джерси).
Артиллерийское вооружение грузовых судов типа «Victory» состояло
из кормового 127-мм /38 орудия, носового 76-мм /50 и восьми 20-мм автоматов Oerlikon (по два на носу и корме и четыре в районе средней надстройки). Обслуживалось оно подразделением Военной команды
ВМС США (US Navy Armed Guards) численностью 28 человек, жилые помещения которых и столовая размещались в ютовой надстройке,
под ней располагался погреб боезапаса с элеватором.
Три мачты и четыре грузовые колонны для производства грузовых операций имели четырнадцать стрел грузоподъемностью по 5 т и две тяжеловесные (30 и 50 т для трюмов № 3 и № 4), обслуживавшиеся
24 грузовыми лебедками.
Для шестидесяти двух членов экипажа имелись комфортабельные для
тех времен каюты, офицерская кают-компания и столовая команды
с буфетными, камбуз и лазарет.

Транспорты типа «Victory»

Спаренный зенитный автомат, состоявший на вооружении транспортов типа «Victory» 40-мм «Бофорс». Фото сделано на палубе корабля-музея «Lane Victory»

Транспорты типа «Victory»

Спаренный зенитный автомат, состоявший на вооружении транспортов типа «Victory» 20-мм «Эрликон». Фото сделано на палубе корабля-музея «Lane Victory»
Головное судно нового типа «United Victory» покинуло стапель 28 февраля 1944 года, а уже в следующем месяце оно отправилось в свой первый рейс. Постепенно темпы строительства «Victory» наращивались, судостроительные компании переходили на их выпуск вместо прежних «Liberty».
Всего в строй вошло 531 судно типа «Victory» — 414 грузовых (272 типа VC2-S-AP2 с мощностью главной энергетической установки 6000 л.с., 141 — типа VC2-S-АР3 с мощностью 8500 л.с., одно дизельное — VC2-M-АР4 «Emory Victory») и 117 десантных транспортов (Haskell-class attack transports) VC2-SАР5. 97 грузовых пароходов с конца апреля 1945 года
и далее переоборудовали в транспорты для перевозки войск (troop ships). Для этого в грузовых трюмах установили трехъярусные койки
и оборудовали дополнительные санитарные помещения, что позволяло перевозить до 1600 человек.
Десять судов (типа «Боулдер» — «Boulder Class» Victory) переоборудовали в транспорты для перевозки боеприпасов (ammunition carriers). Кроме того, уже после войны построили три судна модифицированного проекта VC2-SАР7 — грузопассажирских судов для работы в Карибском бассейне, позднее они служили в водах Аляски. Первые 33 судна серии носили имена стран-членов Организации Объединенных наций («Brazil Victory», «Paraguay Victory» и т. п.,
включая «U.S.S.R. Victory»), за ними последовали города США («Des Moines Victory», «Las Vegas Victory» и так далее). Третьей группе судов присвоили имена американских университетов и колледжей.
Десантные транспорты носили имена американских округов (counties)
и имели обозначение APA 117–239.Торговые суда, строившиеся согласно Чрезвычайной программе судостроения (Emergency Shipbuilding program), являлись собственностью Военной администрации судоходства США (U.S. War Shipping Administra — tion), а эксплуатировались они армией, ВМФ или частными судоходными компаниями.
Каждое американское судно, следовавшее в зону военных действий, получало секретную инструкцию. Вот, например, какую получил перед рейсом капитан транспорта «Lane Victory».
Инструкция министра военно-морского флота Ф. Нокса по затоплению торговых судов в случае захвата, врученная капитану транспорта «Lane Victory»
1. Политика Правительства Соединенных Штатов состоит в том, что ни одно торговое судно под американским флагом не должно попасть в руки неприятеля.
2. Судно должно обороняться до последней возможности, применяя оружие, маневр и любые другие средства. Когда, по мнению Капитана, захват судна становится неизбежным, он обязан затопить его.
Для этого должны быть открыты забортные клапана для затопления трюмов и отсеков, прилегающих к машинному отделению, устроены поджоги в нескольких местах и приняты другие меры для гарантиро-ванного затопления судна.
3. В случае, когда Капитан освобождается от командования судном,
он должен передать эти инструкции своему сменщику и получить от него расписку об их получении.

Транспорты типа «Victory»

Десантный транспорт «Sarasota» во время высадки десанта в заливе Лингаен (Lingayen) 8 января 1945 года

 

В октябре 1941 года, еще за пару месяцев до вступления США во Вторую мировую войну, флот организовал по опыту Первой мировой войны службу Armed Guards (морская военная команда). Первые ее моряки прошли трехнедельную подготовку в учебном центре Литтл Крик
(штат Вирджиния) и были готовы к выполнению своих обязанностей уже
в ноябре того же года, когда Конгресс США отменил Акт о нейтралитете (Neutrality Act).
За время войны на борту 6236 американских и союзных торговых судов несли службу 144 900 моряков Armed Guards, около 2000 из которых погибли.
Десантные транспорты типа VC2-SАР5 операциях на Тихом океане на заключительном этапе войны. Так, только в десантной операции на
о. Иводзима (февраль–март 1945 г.) приняли участие 33 таких судна. Проект был разработан с учетом требований морской пехоты, строительство велось на четырех верфях. Первый транспорт вступил
в строй 14 августа 1944 года. Последний десантный транспорт APA 205 «Sherburne» (переоборудованный в T-AGM 22 «Range Sentinel») был отправлен на слом в 2012 году.

Военные потери судов типа «Victory» оказались минимальными, и только на Тихоокеанском театре боевых действий, где три из них стали жертвами японских камикадзе у берегов о. Окинава в апреле 1945 года («Hobbs Victory», «Logan Victory» и «Canada Victory»).
Еще одно судно («Quinault Victory») погибло во время погрузки боеприпасов в 1944 году при взрыве на военно-морском арсенале
в калифорнийском Порт-Чикаго.
На борту погибших у о. Окинава судов находилось 24 тыс. т боеприпасов,
в том числе основной запас 81-мм минометных мин, что осложнило десантную операцию на острове. Кроме того, ряд судов типа «Victory» получил повреждения от мин, торпед и атак камикадзе.
Как отметил участие в войне моряков гражданского флота Ф. Д. Рузвельт: «Моряки торгового флота вписали одну из самых блистательных страниц в свою историю. Они доставляли грузы, когда и где они требовались, на любом оперативном театре и пересекали все океаны
в ходе огромнейшей, труднейшей и опаснейшей работы, когда-либо выполненной. Со временем придет настоящее общественное понимание роли нашего торгового флота в войне».

© А. Ф. Митрофанов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника «Гангут» №117/2020

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account