В 1939 году технический отдел штаба Армии – Рикугун Коку Хомбу сформулировал техзадание на многоцелевой двухмоторный учебный самолет. До этого момента обучение экипажей многоместных бомбардировщиков осуществлялось таким образом, что пилоты, штурманы и стрелки учились раздельно, что не позволяло осуществлять обучение одной из главных функций будущих экипажей – взаимодействие между собой. Поэтому основным требованием техзадания было создание машины, где можно было проводить обучение целого экипажа. Техническое задание явно было навеяно европейским опытом создания подобных машин, среди которых были закупленные в конце тридцатых годов британский Эйрспид «Энвой», а также машины подобного класса – американский Бичкрафт модель 18, немецкий Фокке Вульф FW-58 «Вейхе» и ряд других.
Стандартного конкурса проектов было решено не проводить, и задание на проектирование самолета было отдано фирме Тачикава, к тому времени ставшей основным поставщиком вспомогательной авиации для армии, имевшей в своем активе ряд удачных проектов – учебные самолеты Ki-9 и Ki-17, многоцелевой учебно-боевой Ki-36 и, конечно, опыт по лицензионному выпуску американского транспортного самолета Локхид «Супер Электра».
Разработка нового учебного самолета была поручена ведущему конструктору фирмы Эндо Рёкичи, но непосредственным автором конструкции был молодой инженер Синдзиро Синагава.
Проект был завершен в апреле 1940 года, и 24 июня этого же года первый прототип машины впервые поднялся в воздух. До конца года на Тачикаве выпустили еще шесть опытных машин, в которых отрабатывали конфигурацию моделей.
Самолет представлял собой небольшой цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси, оснащенный парой радиальных 9-цилиндровых двигателей Хитачи Ha-13 Kô взлетной мощностью 510 л.с при номинальной 450 л.с., вращавших металлические двухлопастные винты изменяемого шага.
В начале 1941 года самолет прошел комплекс испытаний и после внесения небольших изменений, связанных с уменьшением массы носовой части, был принят на вооружение армии под обозначением «Rikugun Ichi-Shiki Sô-hatsu Kôtô Renshû-ki» – «Армейский Тренеровочный повышенной подготовки Тип 1» или короткое обозначение Ki-54.
Производство самолета осуществлялось на заводе Тачикава в одноименном пригороде Токио. Причем одновременно выпускались две версии машины – Ki-54-Kô и Ki-54-Otsu. Первая представляла собой машину для обучения пилотов и штурманов. В двухместной кабине устанавливался двойной комплект управления, а за кабиной в верхней части фюзеляжа располагался небольшой астронавигационный блистер. В салоне располагались места для 5-7 человек курсантов.
Вторая модификация предназначалась для обучения бортстрелков, радистов и бомбардиров. Сверху фюзеляжа были смонтированы две экранированные турели, в которых устанавливали 7.7-мм пулеметы Те-4 либо фотопулеметы «Тип Хайсу» – копии британского Hythe Mk.III, выпускавшейся по лицензии в компании Rokuo-sha, известной сейчас как Коника. На части самолетов вместо задней башни располагалась открытая турель, а промежуток между передней и задней стрелковой позициями закрывался прозрачным обтекателем, аналогичным устанавливаемым на бомбардировщике Ki-21. На модели Ki-54-Otsu также монтировалось тросовое устройство для буксировки конусов-мишеней. Под крылом устанавливались по пять бомбодержателей для 15-кг учебных бомб. Самолет также комплектовался стандартным бомбовым прицелом и двумя комплектами рации. В окнах салона располагались также шкворни для бортовых пулеметов.
Ki-54-Ko
Ki-54-Otsu
Курсант с фотопулеметом «Тип Хайсу» в турели Ki-54-Otsu
Самолет оказался весьма удачным и востребованным. С начала 1941 года он стал массово поступать во все армейские летные школы.
* * *
В начале 1942 года, когда фирма Кокусай, по сути, оказалась неспособной выпускать в достаточном количестве легкий связной самолет Ki-59, армейское командование обратилось к руководству Тачикавы с требованием создать на базе Ki-54 подобную машину. То есть, по сути, легкий транспортно-связной самолет ближнего действия. Доработка машины, получившей обозначение Ki-54-Hei, заключалась главным образом в доработке салона, где расположили места для 5–9 пассажиров плюс небольшого багажного отделения и туалета в хвостовой части. Эта модификация поступала на вооружение в штабные эскадрильи многих сентаев (полков) армейской авиации, отдельных эскадрилий (докурицу чутай) и бригад (хикотай), часто Ki-54-Hei служили связными самолетами, находившимися в составе наземных частей, практически на всех фронтах, где воевала японская армия. Попавшие на глаза американской разведке, эти самолеты получили у союзников кодовое обозначение «Хиккори».
Несколько десятков машин Ki-54-Hei вошли в состав 2-го учебного парашютно-десантного полка (2-й Тейсин сентай). Некоторое количество было передано в гражданскую авиацию, где эти самолеты получили обозначение Y-59.
Транспортный Ki-54-Hei из 16-го докурицу хикотай – отдельной истребительной эскадрильи ПВО
К концу войны были разработаны еще несколько модификаций «Хиккори». Одной из них был патрульно-противолодочный самолет Ki-54 Tei (с введением в 1943 году нового стиля обозначения армейских модификаций эта версия обозначалась Ki-54d). Отличия были минимальны. Под крылом располагались 8 бомбодержателей для 60-кг бомб, также монтировался магнитодетектор, антенна которого располагалась снизу фюзеляжа, а «на спине» располагалась прикрытая козырьком пулеметная турель. Выпустили этой версии всего несколько штук, и о ее применении по прямому назначению ничего не известно.
Ki-54d из отдельного хокусентая ПЛО, на Итурупе.
Кроме того, был разработан цельнодеревянный вариант Ki-110, единственный прототип которого сгорел под американскими бомбами. В проекте также остались вариант танкера Ki-111 и его цельнодеревянная версия Ki-114.
В 1943 году в научно-исследовательском авиационном институте Ито на базе проекта Ki-54 был разработан его безмоторный вариант десантного планера, известного как D-1. Аппарат сохранил общую компоновку самолета, включая мотогондолы, из которых были удалены двигатели. Стойки шасси были максимально укорочены, так, что колеса неубираемых шасси лишь чуть выступали за габариты гондол. Конструкция планера была цельнодеревянной, в салоне помимо двух пилотов располагались места для 4 пассажиров. 21 июня 1943 года планер D-1 впервые поднялся в воздух на буксире за флотским учебным самолетом Мицубиси K3M. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Десантный планер D-1
Несмотря на то что самолет Ki-54, как правило, не нес оборонительного вооружения и не имел пассивной защиты экипажа и бензобаков, представляя собой легкую цель для вражеской авиации, специфика его боевого применения, главным образом, в тылу японских войск способствовала тому, что к концу войны уцелело довольно большое количество этих машин.
С окончанием боевых действий часть из них была использована союзниками в рамках операции «Зеленый крест». На «Хиккори», впрочем, как и на многие другие японские самолеты, наносили поверх Хиномару контрастные зеленые кресты быстрого опознавания, и эти машины совершали полеты в отдаленные японские гарнизоны с приказами сложить оружие.
Общий объем производства самолетов Ki-54 всех версий был довольно значителен, составив, включая прототипы, 1342 экземпляра, из них в 1940 году было произведено 7 штук; в 1941-м – 100; в 1942 – 236; в 1943 – 386; в 1944 – 498 экземпляров и в первой половине 1945 года – 115 штук.
После войны большое количество уцелевших самолетов Ki-54 разных модификаций использовалось по своему прямому назначению в разных уголках бывшей Японской империи. Семь брошенных в Индокитае «Хиккори» вошли в состав французской связной эскадрильи Section Aérienne de Liaison SAL 99 и использовались в боях с повстанцами вплоть до начала 50-х годов.
По меньшей мере четыре Ki-54 из числа советских трофеев, переданных Мао Цзе Дуну, летали до 1952 года в составе ВВС КНР. Встречались эти трофеи и у Гоминьдана, в годы войны использовали эти машины китайские националисты Ван Цзы Вея и в авиации Манчжоу-Го, по одному самолету, переданному японцами. Один трофейный Ki-54 эксплуатировался летом-осенью 1945 года англичанами в составе 273 истребительной эскадрильи в Бирме. Один «Хиккори» с северокорейскими опознавательными знаками был захвачен силами ООН в 1955 году.
Французский Ki-54c в Индокитае, конец 40-х
Американский Ki-54c
Британский_ki54с из 273 истребительной эскадрильи в Бирме
Китайский Ki-54c
Cоветский Ki-54
Северокорейский Ki-54c
До настоящего времени сохранились лишь три экземпляра Ki-54. В австралийском военном музее в Кемпбелле, пригороде Канберры, хранится фюзеляж «Хиккори», на котором в августе 1945 года прибыл сдаваться австралийцам генерал-лейтенант Масао Баба, командующий японской 37-й армией и верховный главнокомандующий японскими войсками на Борнео.
Второй Ki-54, представляющий собой реплику на основе оригинального фюзеляжа, находится в Пекинском музее авиации.
Третий Ki-54 в 2010 году был поднят со дна озера Товада в префектуре Аомори и ожидает реставрации в аэрокосмическом музее города Мисава. Эта машина, принадлежавшая 74-му бутаю (летному отряду) внутренних войск Северной армии, потерпела крушение 27 сентября 1943 года. Из находившихся на борту четырех человек сумел выплыть лишь один, спасенный рыбаками.
Китайская реплика Ki-54 в музее ВВС в Пекине
Обломки Ki-54 в аэрокосмическом музее города Мисава
ЛТХ:
Модификация |
Ki.54 |
Размах крыла, м |
17,90 |
Длина, м |
11,94 |
Высота, м |
3,58 |
Площадь крыла, м² |
40.00 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2954 |
нормальная взлетная |
3897 |
Тип двигателя |
2 ПД Армейский тип 98 (Хитачи Ha-13 Kô) |
Мощность, л.с. |
2×510 |
Максимальная скорость, км/ч |
376 |
Крейсерская скорость, км/ч |
240 |
Практическая дальность, км |
960 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
250 |
Практический потолок, м |
7180 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка |
5–9 пассажиров |
Вооружение |
4×7.7-мм пулемета Те-4; 10–15-кг бомб |