1

В середине 1930-х годов небольшая японская компания Nippon Kôkû Kogyô KK (Японская Авиаиндустрия) была одной из многих, особо ничем не выделявшихся. Тем не менее, стараниями своего владельца и основателя, богатого бизнесмена Юнкичи Терады, компания предпринимала определенные усилия, чтобы закрепиться на прибыльном рынке военных летательных аппаратов.

Во второй половине 30-х годов львиную долю транспортной авиации японской императорской армии составляли самолеты Ki-34, весьма современные машины, разработанные фирмой Накадзима на основе конструкции американского Дугласа DC-2. Выпуск этих самолетов был достаточно массовым для японской промышленности и продолжался до 1942 года. Однако в 1937 году, когда Ki-34 еще только-только прошел комплекс испытаний, Императорская армия начала задумываться о его преемнике. И когда в конце 1939 года техническим отделом армии было сформулировано техзадание на новый транспортный самолет, компания Nippon Kôkû Kogyô KK постаралась ухватиться за свой шанс, предложив армейским чинам разработанный в инициативном порядке легкий двухмоторный самолет. Машина, обозначенная как TK-3 (Terada-Kokên 3 – дословно, исследовательский самолет Терады), разрабатывалась с сентября 1938 года под руководством Йодзо Сасао. Самолет представлял собой легкий аппарат на 8–10 человек пассажиров с неубирающимися шасси, оснащался парой 300-сильных моторов Гадусен «Темпу-1», которые обеспечивали машине максимальную скорость около 250 км/ч. Конструкция самолета была навеяна попыткой совместить конструкции эксплуатировавшихся в Японии Фоккер «Суперуниверсал» и Эйрспид «Энвой». 29 апреля 1939 года ТК-3 совершил свой первый полет. Однако машина военным не понравилась, армия предпочла более совершенные Кавасаки Ki-56 (лицензионный Локхид «Электра») и Мицубиси Ki-57 (транспортная версия бомбардировщика Ki-21).

Тем не менее армейское командование не оставило без внимание разработку Терады. Готовясь к масштабной войне на Тихом океане, Императорская армия стремилась к увеличению транспортной мощи своей авиации. Если вышеуказанные транспортные самолеты Ki-57 и Ki-56 были достаточно капитальными машинами, а следовательно, высокотехнологичными и дорогими, к тому же рассчитанными на большую дальность, то в легкомоторном самолете Терады армия видела бюджетный вариант небольшого транспорта, рассчитанного на полеты на небольшие расстояния. По требованию технического отдела штаба армии Рикугун Коку Хомбу проект ТК-3 был капитально переработан. Мощности двух двигателей «Темпу» было явно недостаточно, и они были заменены на пару 9-цилиндровых звездообразных моторов Хитачи Ha-13 Kô номинальной мощностью по 450 л.с (взлетная 510 л.с.) каждый, вращавших трехлопастные металлические винты, шаг лопастей которых, правда, можно было изменить лишь на земле. Сам планер мало изменился по сравнению с прототипом. Он представлял собой цельнометаллический высокоплан с неубирающимися шасси в обтекателях, расположенных на одинарных стойках без подкосов. Фюзеляж был прямоугольного сечения, что было удобно для размещения внутри грузов и пассажиров. С левой стороны фюзеляжа ближе к хвосту располагалась большая треугольная дверь.

Прототип новой машины совершил свой первый полет в конце 1940 года. В результате испытаний в конструкцию ввели некоторые изменения – была изменена форма носовой части для улучшения обзора пилоту, увеличена площадь вертикального оперения и изменена форма обтекателей колес шасси. В этом виде в июле 1941 года самолет был принят на вооружение японской армии, получив обозначение «Рикугун Ичи-Сики Юсо-ки» — армейский транспорт Тип 1 или короткое обозначение Ki-59.

Несмотря на довольно архаичный внешний вид и невысокие динамические характеристики, Ki-59 вполне соответствовал предполагаемым задачам. Имея значительно меньшие размеры, чем Ki-34, и вдвое менее мощные двигатели, Ki-59 поднимал груз практически той же массы, а летал лишь чуть медленнее.

Впрочем, начало войны вскоре после принятия на вооружение новой машины сильно изменило взгляды армейского руководства на Ki-59. Работать на ближних дистанциях, для которых самолет и разрабатывался, оказалось просто негде. К тому же малая скорость и отсутствие оборонительного вооружения делали Ki-59 легкой добычей любого противника. В результате, единственным применением самолета стали функции штабного транспорта глубоко в тылу. В довершение всего производственные возможности фирмы Нихон Кокусай Коку Когё К.К (в 1941 году компания Терады объединила капитал с "Кокусай Кокуки К.К.") не позволяли организовать массовый выпуск своего детища. Максимум, что могла предложить фирма – это один самолет в месяц. Этого было явно недостаточно. Существенно увеличить выпуск самолета фирма оказалась не в состоянии. В результате в начале 1943 года выпуск Ki-59 был прекращен на 20-й машине (по другим данным было построено 59 экземпляров), включая прототип (к этому количеству следует добавить еще два прототипа первой версии ТК-3). А функции ближнего транспортного самолета стал выполнять более совершенный, универсальный и куда более массовый Тачикава Ki-54.

Служба немногочисленных транспортов Ki-59 проходила далеко от фронта, главным образом в метрополии. Известно лишь об одном случае, когда единственный Ki-59 был использован для переброски противотанковой пушки на Палембанге на Суматре, где он был благополучно разбит 14 февраля 1942 года. Большая часть из них служила личными штабными самолетами высшего командного состава Императорской армии. Две штуки были приписаны к летной школе Хокота и еще один или два к Гифу. По крайней мере один Ki-59, получив гражданский регистрационный код, служил в Манчжурских авиалиниях.

Немногочисленные выпущенные Ki-59, тем не менее, попали на глаза союзной разведке и получили кодовое обозначение «Тереза». Впрочем, выпуском 20 экземпляров легкого транспорт­ного самолета Ki-59 история его не закончилась. В целом удачная конструкция послужила прототипом его безмоторного варианта – десантного планера Ku-8.

Kokusai Ki-59 «Theresa»

Kokusai Ki-59 «Theresa»Kokusai Ki-59 «Theresa»Kokusai Ki-59 «Theresa»Kokusai Ki-59 «Theresa»Kokusai Ki-59 «Theresa»

ЛТХ:

Модификация

Ki.59

Размах крыла, м

16,79

Длина, м

13,40

Высота, м

3,05

Площадь крыла, м²

38,40

Масса, кг

 

    пустого самолета

2880

    нормальная взлетная

4120

    максимальная взлетная

4240

Тип двигателя

2 ПД тип 98 Хитачи Hа-13а

Мощность, л.с.

2×450

Максимальная скорость, км/ч

307

Крейсерская скорость, км/ч

276

Практический потолок, м

 

Практическая дальность, км

800

Экипаж, чел

  3

Полезная нагрузка:

8 пассажиров или 1000 кг груза

 

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account