Глава VI.
РУГИ, ВЕНЕДЫ И ПЛЕМЕНА СЛАВЯНСКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ
Именем «венеды» древние тевтонские германцы называли те славянские племена, которые располагались на территориях к востоку от Эльбы и к югу от Балтийского моря. Это имя схоже с более древним названием, используемым Птолемеем, который писал, что «Венеды (Wenedae) обосновались по всему Венедскому заливу». Также и Тацит упоминает этот народ. Поэтому нет никаких сомнений в том, что до англосаксонской колонизации эти племена селились на побережье Мекленбурга и Померании.
О том что, между различными племенами венедов существовали родовые различия, свидетельствует наличие таких больших сообществ, как вильцы и ободриты (Obodriti), которые во времена Карла Великого образовывали противостоящие союзы, сначала с саксами, затем с франками. Венеды, которые все еще проживают в Нижней Саксонии, имеют смуглый цвет лица, и относятся к той же языковой семье, что и сорбы (Sorbs) или сербы (Serbs). Они причисляются к славянам, хотя многие племена славянского происхождения светлокожие. Прокопий писал, что вандалы, которые были союзниками древних готов, отличались высоким ростом, бледной кожей и светлыми волосами. Поэтому маловероятно, чтобы древние славянские племена Балтийского побережья выделялись цветом лица. Поскольку недавно обнаружена связь вандалов или венедских поселенцев с различными территориями Англии, желательно установить во всей полноте их роль в формировании англосаксонской нации.
Хотя считается, что вандалы, как и готы, были племенами тевтонского происхождения, имеются свидетельства того, что более поздние вандалы или венеды, являлись славянами, и нет никаких причин сомневаться в том, что они происходили от древних вандалов. Тацит пишет о вандалах, как о группе германских народов. Название это используется в широком смысле, так, например, в настоящее время говорится о британцах. Главная причина того, что ранних вандалов считают тевтонами, состоит в том, что имена их вождей почти исключительно все тевтонские: Gonderic, Genseric, и т.д . Этот довод можно было бы посчитать действительно важным, если бы на этот счет не было никаких противоречий.
Вожди более прогрессивных народов во все времена вели за собой воинов более отсталых сторонников, а готы были передовым племенем по отношению к вандалам, которых они завоевали и которые впоследствии стали их надежными союзниками. Среди англосаксонских реликвий в Британском музее хранится множество украшений вандалов, найденных в Северной Африке, помещенных для сравнения рядом с предметами периода англосаксонского завоевания. Они представляют собой грубую имитацию изделий того же периода, найденных в Скандинавии и в Англии, то есть, имитацию готской работы.
От всех племен древней Германии к востоку от Эльбы, которых Тацит называл германцами, во времена Карла Великого не осталось ни одного тевтонского следа. Территориями его государства были и Польша, и Силезия. Когда немцы Карла Великого и его преемников завоевали страну к востоку от Эльбы, здесь не сохранилось даже намека на какое-либо присутствие тевтонов.
Древнее население, как отмечал Латем, которое оставило бы хоть какие-то следы своего существования живущим потомкам, встречается редко. В Германии, к востоку от Эльбы, не было обнаружено более древних, чем славяне, жителей, за исключением тех, которые относятся к доисторическому периоду. На заре немецкой истории среди славян к востоку от Эльбы нет доказательств порабощения людей тевтонского происхождения, нет также никаких преданий о более ранних жителях, в то время как древние топонимы — все сплошь славянские. Если бы к востоку от этой реки во время Taцита обитали так называемые немцы, то есть, «длинноголовые» племена, их предполагаемое замещение славянами в период между временем Тацита и Карлом Великим, было бы величайшим и наиболее законченным из всех известных в истории замещением.
Б.Н.: Здесь важно то, что Т. Шор, лишенный всякой предвзятости, прямо указывает на то, что те, кого он называет «славяне», – коренные жители территории восточнее Лабы (Эльбы).
Еще раз отмечу, что след тевтонов простыл еще до появления в этих местах Карла Великого. А были ли они вообще? И если были, то кто носил это имя?
Этнология и история говорят о самых древних жителях Восточной Германии как о народах сарматского или славянского происхождения, то есть о брахицефальных племенах, и отмечают неверное толкование комментаторами сообщений Тацита. В топонимах Восточной Германии сохранились окончания -itz, очень распространенные в Саксонии; -zig (Leipzig); -a (Jena); и -dam (Potsdam). Всем этим местам название дали славяне.
Утверждение Беды Достопочтенного, что ругини (Rugini) или руги были среди племен, от которых произошли англичане, являлось свидетельством современника. О ругах также упоминал Тацит. Их имя, видимо, сохраняется до настоящего времени в названии острова Рюген, расположенного недалеко от берега, который они занимали во времена Римской империи. Птолемей писал о венедах, живших на том же берегу Балтики, и поскольку они были сарматами или славянами, венедами, то есть, племенами славянских поселенцев, то ясно, что руги, видимо, тоже относились к славянскому народу.
По мнению Тацита, некоторые племена были негерманского происхождения. Остров Рюген был центром их религии, там располагался главный храм венедов. На восточной стороне полуострова Ясмунд (Jasmund) на Рюгене находятся белые меловые утесы Штуббенкаммер (Stubbenkammer), а на северной стороне — мыс Аркона (Arcona), где в XII столетии в храме венедского бога Свентовита стоял его идол. На Рюгене не обнаружено ни одного следа тевтонского вероисповедания. Все находки — славянские. О почитании Свентовита на Арконе, дары которому приносили со всей Славении, писал Саксон Грамматик.
То, что некоторые из очень древних поселенцев Великобритании, были венедами, и, следовательно, в образовании древнего английского народа принимал участие славянский элемент (этот факт, зарегистрирован в римской истории) можно увидеть, например, в заселении большого числа вандалов в Великобритании по приказу римского императора Пробуса (Probus). Считается, что это произошло в конце III века, по мнению Зосимы (Zosimus), после того, как вандалы потерпели поражение в низовьях Рейна. Вандалов сопровождала орда бургундцев, и поскольку они находились в поисках новых мест обитания, то Британия, вероятно, их удовлетворила, так же, как она в свое время привлекла римлян.
Если невозможно доказать, что имя «вандалы» означает только определенные племена тевтонского происхождения, то эта случайная миграция вандалов в Британию — самое раннее упоминание об иммигрантах славянского происхождения. Невозможно конкретно определить, в какой части страны они поселились, но поскольку вандалы были известны римским авторам под названиями винидцы (Vinidse) и венеды (Venedi), то возможно, что такие римские топонимы в Великобритании, как Vindogladia в Дорсете, Vindomis в Хэмпшире и другие, были связаны с их поселениями. Вероятно также, что в промежуток времени между прибытием вандалов и самых первых англосаксов, некоторые из вандалов сохраняли еще свои племенные отличия от британцев, как, например, потомки римских колонистов в Кенте.
Поражение вандалов у Рейна произошло в 277 году, в правление Пробуса, так что они мигрировали в Великобританию не более чем за два столетия до прибытия ютов и саксов. Поскольку так называемые саксы уже, видимо, заселили восточное побережье Англии, и с ними объединились более поздние саксы, то, вероятно, некоторые из вандалов в Британии во времена Пробуса, возможно, еще сохраняли свои племенные особенности до того, как началось вторжение саксов, англов, и ютов.
Вот топонимы в «Англосаксонских хартиях», которые явно указывают на поселения ругов в Англии — Ruanbergh и Ruwanbeorg в Дорсете; Ruganbeorh и Ruwanbeorg в Сомерсете; исчезнувшие Ruwanbeorg и Rugan в Уилтшире; Rugebeorge в Кенте; и Ruwangoringa в Хэмпшире и в Хентсе (Hants). К ним мы обратимся в следующих главах.
Важнейшие древние английские названия, которые упоминаются в «Книге Страшного суда» — это Ruenore в Хэмпшире, Ruenhala и Ruenhale в Эссексе, Rugehala и Rugelie в Стаффордшире, Rugutune в Норфолке и Rugarthorp в Йоркшире. Рядом с Руэнором находится Стуббингтон (Stubbington), название, которое, возможно было принесено из Стубница (Stubnitz) на острове Рюген.
В историческом аспекте англосаксонская колонизация может быть расценена как часть более широкой миграции народов и племен из Восточной и Северной Европы в области Римской империи во время ее упадка. В своем этнологическом аспекте она может рассматриваться как финальная стадия западноевропейского перемещения народов германской группы языков. Как история и этнология франков в Западной Германии дает нам замечательный пример объединения кельтов с другими тевтонскими народами, так и история и этнология Восточной Германии демонстрирует столь же удивительный пример объединения людей тевтонского и славянского происхождения.
В своей миграции на восток в более поздние столетия немцы поглотили венедов. Потомки изолированных славянских поселенцев возле Утрехта (Utrecht) и в других частях долины Рейна также вскоре были ассимилированы немцами. Этнологические данные, касающиеся нынешних обитателей этих районов, а также их древних топонимов, подтверждает мнение ранних хронистов о поселении славян в регионе, где ныне располагается Голландия.
Та территория, которую древние венеды, включая ругов, вильцев и другие славянские племена, заняли в Англии, по сравнению с колонией тевтонских народов и племен, была небольшой, но их пребывание оставило значительные следы, которые сохранились до сих пор. Птолемей, описывая ситуацию в середине II столетия, называет Балтийское море Венедским Заливом, а жителей на его берегах венедами (Venedi или Wenedae). Он пишет о них как об одном из самых больших народов Сарматии (самое древнее название населенной славянами страны, которое впоследствии было заменено на «Славония»). Плиний, в своем труде о Балтийском море, сообщал: «Люди говорят, что от этого места вокруг Вислы целая страна заселена сарматами и венедами». Хотя лично он не знал венедов, но эти слова являются весомым свидетельством того, что в его время этот народ, очевидно, обитал на берегу Балтики.
В англосаксонский период славяне на Севере Европы распространились далеко на запад до Эльбы и даже дальше. На восточном берегу этой реки обитали полабские венеды (Polabian Wends), которые, видимо, являлись ветвью вильцев. Имя «вильцы» происходило от древнеславянского слова «волк» — wilk, во множественном числе wiltzi, и было дано этому большому племени за их свирепую храбрость. На северо-востоке Германии, около восточной границы их территории все еще сохранилось широко известное название Wolfmark.
Этот народ называл себя велатибы (Welatibi), их имя происходило от слова «welot» — великан. Он был известен также как гаволяне (Haefeldan), или «Люди Хавела», потому что они обитали, как отмечал король Альфред возле реки Хавел (Havel). Жители побережья возле Штральзунда (Stralsund), которых называли ругинии и о которых писал Беда Достопочтенный как об одном из племен, от которых англосаксы его времени ведут свое происхождение, видимо, находились в рамках общего названия «венеды». Так как эти руги являлись венедами, то утверждение Беды — прямое свидетельство того, что часть населения Британии в его время имела венедское происхождение.
Это согласуется с другими доказательствами, в частности, с упоминаниями о людях с венедскими, или вандальскими именами в Англосаксонских хартиях, а также с многочисленными древними названиями мест, которые тождественны старейшим формам имен жителей венедского происхождения. Мы читаем также, что Эдвард, сын Эдмунда Айронсайда (Edmund Ironside), бежал после смерти своего отца «во времени правления Ругов, которых правильно называть Руссы» (“ad regnum Rugorum, quod melius vocamus Russiam”). Это также засвидетельствовано филологическими данными. Как писал выдающийся американский филолог: «Англосаксонский язык — это язык, который мог, видимо, быть результатом объединения древнесаксонского с небольшой долей хохдойче, скандинавского, и даже кельтских и славянских элементов языка».
Исторически достоверными являются данные о миграции вильцев с берегов Балтии и основание ими колонии на территории вокруг Утрехта. Беда упоминает об этом в связи с миссией Виллиброрда (Willibrordus). Он писал: «Почтенный Виллиброрд прошел от Фризии до Рима, где Папа Римский дал ему имя Климент, и послал его назад в его епархии. Пипин отвел ему место для епархии в своем знаменитом замке, который, на древнем языке тех людей, называют Вилтабург (Wiltaburg), то есть, город вильцев, но на французском языке Утрехт». Венантиус (Venantius) также писал, что вилеты (Wileti) или вильцы, между 560–600 годами остановились возле Утрехта, который от них получил название Вилтабург, а окружающая местность — Вилтения (Wiltenia). Возможно, часть вильцев высадилась на берег, другие пошли дальше.
Имя первых поселенцев в Уилтшире было установлено некоторыми авторами, исходя из миграции вильцев из Вилтабурга, и подтверждением этому, видимо, является название Вилсаэтан (Wilsaetan). Очевидно, что Уилтшир был заселен во второй половине VI столетия, и такая миграция могла произойти либо непосредственно из Балтии или c Эльбы, либо из поселений вильцев в Голландии.
Нельзя сказать, что существуют свидетельства колонизации всего Уилтшира людьми, происходящими от вильцев, но весьма вероятно, что среди ранних поселенцев в тот период были исконные представители этого народа. Также на то, что в различных частях Англии жил народ по имени Вилла (Willa) или вильты, указывают англосаксонские хроники. Но об этом ниже.
В Англии жили племена, называемые «Восточные Вилла» и «Западные Вилла»; а такие имелись такие англосаксонские названия, как Willanesham и Wilburgeham в Кембриджшире; Wilburgegemsero и Wilburge в Уилтшире; Wilburgewel в Кенте; Willabyg в Линкольншире; Wilmanford, Wilmanleahtun, видимо, получены от личных имен, связанных с этим народом. Мне не удалось обнаружить ни одного другого континентального племени англосаксонского периода под таким названием, кроме того, которое король Альфред именовал «людьми Хавела», и чье имя, очевидно, сохранилось в «Книге Страшного суда» – хавелинги (Hauelingas) из Эссекса. Племенное имя Wilte (Уилт, Уолт) или Willa (Вилла), сохранившееся в Англии как личное, а также племенное имя Scot (Скот), обнаруживается в XIII столетии в «Сотенных свитках» и других ранних хрониках. В этих списках упомянуто множество имен, Wiltes встречаются в семнадцати записях, Wilt в восьми и Wilte – в четырех. Упомянуто также личное имя Willeman. Хорошо известно древнее скандинаво-готское личное имя Wilia.
Б.Н.: Здесь, напомню, Т. Шор говорит о племени вильцев. Рассказывая о саксах, он поведал, что «на востоке они соседствовали с венедскими странами, известными как вильты или вильцы (Wilzi)»
Большим венедским племенем, которое в IX столетии занимало территорию рядом с племенем данов, вдоль западного побережья Балтики, было племя ободритов, известное также как бодричи (Bodrica). Это соседство обусловило тесные контакты между ними и датчанами, или норманнами. В середине IX века упоминается местность на границе норманнов и ободритов («in confinibus Nordmannorum et Obodritorum»).
Вероятность того, что это венедское племя поселилось в Англии среди датчан, вытекает из их соседства на Балтике, их политического союза во времена правления королей Свена (Sweyn) и Кнуда (Cnut), из исторической ссылки на ободритов на службе у Кнуда в Англии, а также из подобия некоторых топонимов на территории Англии, колонизированных датчанами, топонимам на континенте, известных тем, что все они были венедского или славянского происхождения.
Ободриты – славянское название, и, по утверждению чешского этнолога П.-И. Шафарика, название это может быть аналогично наименованию бодричи в провинции Витебск (Witepsk), Бодрок (Bodrok), названию Бодрог (Bodrog) в Южной Венгрии и другим подобным именам. В заселенных датчанами районах Англии, обнаружены следующие англосаксонские названия: Bodeskesham в Кембриджшире; Bodesham, теперь Bosham в Суссексе; Boddingc-weg в Дорсете ; Bodele в Йоркшире; Bodeha в Херефордшире; Bodeslege в Сомерсете; Bodesha в Кенте; и другие, которые, возможно, были названы в честь людей этого племени.
О древней миграции славян свидетельствует карта современной Европы. В местности между Триентом и Венецией славяне были известны как венеты, и отсюда происходит название Венеция или «территория венедов». Богемия и Польша, начиная с VII столетия, стали государствами славян в верхней части Эльбы и Вислы. Славянские племена на границе или марке Моравии (Moravia) сформировали в IX столетии одноименное королевство. Другие разрозненные племена славян в конце VII века образовали Первое Болгарское царство (Bulgaria); а к западу от них – королевство Хорватию (Croatia), государство Далмацию (Dalmatia) и княжество Сербию (Servia). На севере древние славянские племена Померании, Мекленбурга, Бранденбурга, а также народы, обитавшие на берегах Эльбы и включавшие полабов (Polabians), ободритов, вильцев, известных ранее как руги, лютичей (Lutitzes), и северных сорабов (Sorabians) или сербов, стали постепенно поглощаться немцами, которые сформировали новые государства к востоку от их древних границ. С этого момента славяне стали считаться тевтонцами, а их язык исчез, но исконные названия, тем не менее, остались.
Что нам особенно важно с точки зрения участия вандалов в заселении Британии, так это то, что эти племена были славянами, а не тевтонами или германцами, как иногда утверждается. Историки, которые полагают, что славяне отличаются от вандалов только именем, считают вандалов славянами готского происхождения. Важно, также, отметить, что руги, упомянутые Бедой – это венедское племя. Славяне-сербы, видимо, продвигались на запад от Эльбы, пока не были остановлены Карлом Великим и его преемниками. Немецкие анналы 782 года говорят о том, что сербы тогда обитали между Эльбой и Заале (Saale), где до настоящего времени сохраняются топонимы славянского происхождения.
Эти венеды, населявшие территорию Нижней Эльбы, рядом с Люнебургом (Lüneburg) и Гамбургом (Hamburg), были известны как полабы, поскольку они жили возле этой реки, а Лаба является славянским названием Эльбы, где «по», означает «на». Восточная часть прежнего королевства Ганновер, и особенно в округе Лихов (Liichow), которую даже в настоящее время называют Вендланд, представляла собой район к западу от Эльбы, где венеды образовали колонию и где долгое время сохраняли полабскую разновидность венедского языка. Язык этот существовал вплоть до 1700–1725 годов, когда правителем Ганновера был король Англии.
В более поздний англосаксонский период у венедов Балтийского побережья в городе Юлин (Julin) или Йомберг, недалеко от острова Волин (Wollin) в дельте Одера, находился главный морской порт. Юлин упоминается Адамом Бременским в XI столетии как крупнейший и самый процветающий торговый центр венедов в Европе, но он был разрушен в 1176 году Вальдемаром (Valdemar), королем Дании. Неизвестно, превзошел ли Йомберг Висби в качестве средоточия торговли, что, сомнительно, несмотря на утверждение летописца, но ясно, что эти два порта играли большую роль в жизни венедов и готов Балтии. Оба эти города, как раз в англосаксонский период, имели торговые отношения с этой страной, или иные морские контакты, на что указывает большое число англосаксонских монет и украшений с английскими рунами, обнаруженных как на Готланде, так и в Померании.
Связь славянских племен древней Германии с заселением Британии подтверждается также сохранившимися в Англии древними обычаями, которые были широко распространены в славянских странах. Об этом свидетельствует фольклор, следы славянского влияния в англосаксонским языке и некоторые старые топонимы, которые указывают на венедов или имеют отношение к ругам и вильцам.
Мощная волна древней славянской миграции была остановлена в Восточной Германии, но последовавшие за ней меньшие волны продолжали перемещаться на запад, на что указывают отдельные славянские колонии древнего происхождения в Ольденбурге, Ганновере и Голландии. Те же миграционные потоки, видимо, распространяются и на Англию, приводя в нашу страну некоторых славянских поселенцев, вероятно, в союзе с саксами, англами, готами и другими племенами, а несколько позже – в союзе с данами. Поскольку среди венедов существовали отдельные крупные племена, то, следовательно, у них были и племенные отличия, и альтернативные наименования (как самоназвания, так и имена, которыми их называли соседи).
Сохранившиеся в Саксонии до настоящего времени темноволосые венеды, называвшие себя сербами, показывают, что существовало, должно быть, какое-то древнее венедское племя с подобным цветом лица, от которого они произошли. Так как эта страна, издревле заселенная вильцами, включала Бранденбург и район вокруг Берлина, то на западе она влилась в границы древней Саксонии. Существует доказательство, вытекающее из сохранившихся топонимов как внутри, так и возле древней венедской территории, показывающее, что эти вильцы оставили отчетливые следы своего пребывания в Северо-Восточной Германии, например, Wiltschau, Wilschkowitz и Wiltsch — в Силезии; Wilze— возле Познани; Wilsen в земле Мекленбург-Шверин (Mecklenburg-Schwerin); Wilsdorf под Дрезденом; Wilzken в Восточной Пруссии и Wilsum в Ганновере.
Подобные названия, сохранившиеся со времени саксов, можно обнаружить также и в Англии. Если эти, принадлежавшие вильцам топонимы на древних венедских территориях Германии, являются свидетельством, которое подтверждает существование в этой части Европы народа или племени, известного как вильцы или Wilte, то подобные именования в Англии, датируемые англосаксонским периодом, не могут быть ничем иным, как доказательством поселения в Британии некоторых представителей этого племени. Ибо о наличии в то время другого народа с похожим именем ничего не известно.
Это племенное название встречается также и в других странах, таких как Голландия, где были образованы колонии вильцев. Полабские венеды, или вильцы, жили на правом берегу Эльбы, где снаряжались корабли для экспедиций саксов. Саксы располагались на левом берегу, а вильцы — на правом. В более поздний период они находились в тесном союзе, и если бы между ними не было мира, то маловероятно, что поход саксов в Англию мог состояться. Если бы у нас не было данных о вильцах или других венедах в Англии, то было бы трудно поверить, что некоторые из них пришли вместе с саксами. Общее название венедов сохраняется в топонимах на территориях древнего расселения этого племени в Германии, таких как Wendelau, Wendemark, Wendewisch, Wendhagen и Wendorf.
Трудно не прийти к выводу, что древние славянские племена не только включали людей с разными племенными именами, но и имели разные этнологические характеристики, ибо и в настоящее время встречаются как темноволосые славяне, так и блондины, подобно скандинавам. Свидетельств о физическом облике древних венедов, видимо, не сохранилось, но Беддо в Нижней Саксонии исследовал представителей народа, которые называют себя сербами. Он отметил в своей таблице, что венедский крестьянин оказался наиболее смуглым, с темными волосами и глазами, среди всех, кого он наблюдал в Германии. Его выводы были подтверждены результатами официального этнологические исследования этой страны.
Побережье Балтийского моря до устья Вислы и за ее пределами являлось, можно сказать, колыбелью народов. До падения Римской империи готы обитали к востоку от Вислы, а вандалы, по всей видимости, занимали большую площадь страны около истоков Вислы и Одера. В середине V века бургунды в большом количестве населяли территорию между средним течением этих рек, в то время как славянские племена, известные как руги, располагались на побережье Балтийского моря по обе стороны Одера. Поэтому название ругини или руги, очевидно, тогда было общим и включало в себя народ, в дальнейшем получивший известность как вильцы.
В сагах скандинавских королей Виндланд (Vindlan) – это название страны венедов от Гольштейна до Восточной Пруссии, и уже в середине X века нам известны как датские, так и венедские викинги, которые являлись подданными Хакона (Hakon), короля Дании. В этом столетии венеды были иногда союзниками, а иногда врагами датчан и норманнов. В скандинавских сагах есть упоминание о переводчиках с венедского языка. Венеды, как и их соседи, были морскими разбойниками и представляли собой самую большую часть ассоциации или союза, известного как «викингский Йомберг».
Этот альянс был заключен между данами и венедами посредством брака Свеина (Sweyn), короля данов, с Гунхильдой (Gunhild), дочерью Борислава (Borislav), короля венедов. Кнуд, король Англии и Дании, был фактически правителем древнего Вендланда, и армия хускарлов, которую он сформировал в Британии, была отчасти набрана из морских пиратов Йомберга, которых выслали из их собственной страны. Данные о венедских поселенцах, наряду с англами, саксами, и ютами в Англии, (это касается и ругов), основаны на утверждении Беды и на дошедших до наших дней обычаях, топонимах и фольклоре.
Очевидно, что в Великобритании перед концом римского владычества существовали большие колонии вандалов, и некоторые из них, возможно, сохранили свои племенные черты вплоть до времени заселения саксов. Ясно, также, что переселение происходило и во времена Кнуда. В этой связи невозможно игнорировать многие свидетельства влияния венедов на английскую нацию, которые стали результатом этих последовательных миграций, длившихся с римского периода до более позднего англосаксонского. В «Англосаксонской хронике» упоминаются Wendlesbiri в Хартфордшире, Wendlescliff в Вустершире, Waendlescumb в Беркшире (Berkshire) и Wendlesore, теперь Виндзор – все они, очевидно, названы венедскими поселенцами по имени их народа.
В древних английских топонимах еще сохраняются племенные названия, так же, как и на северо-востоке Германии. И в именах Уилтшир, Вилли, Руген, Роун (Rown) или Руан (Ruwan), и других, мы все еще можем, увидеть вильцев и венедских ругов (Rugians Wendic) саксонского периода. В древнегерманских документах руги упомянуты под теми же именами, которые обнаруживаются в англосаксонских хартиях – Руани (Ruani) и Ругиани (Rugiani).
В традициях древних славянских племен Европы, не тевтонов, с большой долей уверенности можно проследить некоторые манориальные обычаи, особенно касающиеся исключительного наследования самым младшим сыном. Преимущественное право младшего было столь распространенным среди славян, что, видимо, стало типичной для этого народа традицией. Такое право наследования сохраняется здесь, отчасти в Германии, отчасти, например, в Баварии, но ни в одной из тевтонских стран, ни в неписаных законах, ни в древних документах нет свидетельств, которые можно было бы отождествить с этой практикой. На древних венедских территориях вокруг Любека обычай наследования самым младшим сыном сохранялся долго, либо все еще бытует, а в Любеке была сосредоточена вся торговля венедов на протяжении всего позднего саксонского периода в Англии.
Существует и другое свидетельство, показывающее связь венедов с данами или норманнами. В Сондевизинге (Sondevissing), в Tyrsting herrad в районе Скадерборга (Scanderborg), на камне можно видеть руническую надпись: «Тува (Tuva) создала этот холм. Она была дочерью Мстивоя (Mistivi). Она сделала это своей матери, которая была женой Харальда Доброго (Harald the Good), сына Горма (Gorm)». Эта надпись датируется концом X века, и Ворсо говорит: «Мы знаем, что там, в то время жил венедский принц по имени Мстивой, который в 986 году разрушил Гамбург, возможно, так же, как в надписи». Этот текст относится к более раннему периоду, чем время Кнуда, а именно, ко времени Свейна, который женился на дочери Борислава, короля венедов.
Имеется несколько исторических упоминаний о связи венедов с Англией во время правления данов. В 1029 году Эрик, сын Хакона, был изгнан Кнудом. Хакон был дважды племянником короля, будучи сыном его сестры и мужем его племянницы Гунхильды, дочери другой сестры и Виртгеорна (Wyrtgeorn), короля венедов. В то время жил выдающийся славянский государь, который был тесно связан с Кнудом, и даже некоторое время провел с ним в Англии – Годескальк (Godescalc), сын Уто (Uto), венедский правитель ободритов, деяния которого нашли отражение в древней славянской истории. Ободриты были венедами, воинские подвиги которых до сих пор почитают в Шверине (Schwerin). Годескальк вел войну против саксов Гольштейна и Стормарии, но попал в плен. После освобождения он стал служить Кнуду, вероятно как офицер хускарлов, а позже женился на дочери короля.
Имеется упоминание о венедах и в английской грамоте 1026 года, удостоверенной графами Годвином (Godwin), Хаконом (Hacon), Грани (Hrani), Шихтичем (Sihtric) и Райтслофом (Wrytesleof). Очевидно, что последние имена принадлежат славянам. Имеется также грамота Кнуда, датированная 1033 годом, в которой он предоставляет Буигу (Bouige), своему хускарлу, землю в Хортоне (Hortonе) в Дорсете . Саксон Грамматик, летописец данов, утверждал, что венедское королевство Кнуда называлось Сембия (Sembia), и именно в венедской войне при Кнуде прославился англосаксонский граф Годвин. Переселение в Англию венедов в течение правления Кнуда легко объяснить тем, что Вендланд был фактически частью его континентальных доминионов.
Мы располагаем и другими свидетельствами общения венедов Померании с англосаксами Британии. Золотое кольцо, обнаруженное у Козлина в 1839 году, было, по словам Стефенса первой находкой золотого брактеата и северных рун на немецкой земле. Надпись выполнена местными английскими рунами, руна (^), yo – разновидность руны (|), и она важна, поскольку, как утверждает Стефенс, раньше ее находили только в Англии. Само кольцо, видимо, очень древнее, оно содержит языческие символы Одина, а также трискелион (Y). Стефенс утверждал, что оно не может быть старше V столетия, и что его носил воин, «который был в Англии или получил его в то время путем обмена». Манера исполнения кольца на шесть столетий старше XI или XII веков, когда германцы заняли Померанию. Хорошо сохранившиеся детали указывают на то, что оно было потеряно вскоре после его изготовления, и таким образом свидетельствует об определенных связях, существовавших между Англией и Померанией.
Возможно, это дорогое и редкое украшение венедского вождя было привезено или прислано из Англии. В любом случае, мы знаем, что венеды, которые не знали рун, видимо, высоко ценили такие изделия, изготавливать которые они не умели. Реликтовые украшения вандалов, которые мы обнаружили в тех странах, где они обитали, во многих отношениях являются грубой имитацией произведений древних готов. Рядом с этим английским золотым кольцом были найдены также две римские золотые монеты, одна Феодосия Великого (379–395), другая Льва I (457–474), и, таким образом можно сказать, что кольцо, вероятно, было изготовлено в V столетии. В это время готы переселялись в Кент, их сопровождали венеды. И в Эссексе, и в Суссексе можно найти следы их пребывания.
Следует также помнить, что побережье Балтийского моря на территориях возле Эльбы, было не только венедским, но также и готским, по другую сторону Вислы. Обнаруженные на территории вандалов римские монеты с очень ранними английскими руническими надписями на них, доказывают, что первые готы, которые поселились в Кенте, были того же происхождения, что и готы, которые заняли большую часть Европы во времена падения Римской империи. При этом не следует забывать, что в Сэндвиче (Sandwich), в графстве Кент, все еще сохранились покрытые надписями камни, которые характеризуются очень древними рунами, и относятся к тому же раннему периоду. Свидетельство связи Вендланда как с древними, так и с более поздними англосаксами, указывает, таким образом, на продолжающееся общение между ним и нашей страной. Это взаимодействие было особенно значительным во время правления Кнуда, короля или правителя Балтийской страны Вендланд.
В 1872 году в Алтофтене (Althofthen) на Обре (Obra) в Познани (Posen), недалеко от Бранденбурга, был обнаружен клад с большим количеством монет. В нем находилось от шестидесяти до семидесяти англосаксонских монет эпохи Этельреда (Ethelred) и Кнуда, а также ирландского короля Ситрика (Sithric). Эти англосаксонские деньги несут на себе отметки монетных дворов Кембриджа, Лондона, Кентербери, Шефтсбери (Shaftesbury), Криклейда (Cricklade), Оксфорда, Стамфорда, Винчестера, Йорка – всего двадцати мест .
Локальные следы венедских поселений в английских графствах будут рассмотрены при изучении доказательств размещения племен в различных частях Англии. Среди них обычаи и фольклор, которые долго сохранялись в среде венедов. Точные сведения на этот счет сообщает историк готов и вандалов Магнус (Magnus). Он говорит: «Как сообщает Альберт Кранц (Albertus Crantzius) о Вандалии, “Великие эти люди опираются на традиции своих предков”».
Источники: