615 лет назад (по новому стилю), 28 июля 1402 года, возле города Ангора, который ныне называется Анкара, состоялась одна из самых крупных и кровопролитных битв средневековья. Турецкий султан Баязид Молниеносный и последний великий монгольский хан Тимур (он же Тимур-ленг, он же Тамерлан) с помощью своих многочисленных подданных выясняли, кому будет принадлежать Малая Азия.
В результате турецкое войско Баязида было уничтожено, а сам он оказался в железной клетке. В сражении с обеих сторон погибло от 30 до 60 тысяч пассионарных мусульманских воинов, что для христианской Европы, безусловно, оказалось большим плюсом. Особенно — для Византии, которой эта разборка подарила дополнительные полвека существования. Если бы Тимур не навалял османам при Ангоре, несомненно, они бы сокрушили "второй Рим" гораздо раньше, чем это произошло в реале.
Впрочем, есть версия, что именно из-за ангорского разгрома турки, спасаясь от монголов, массово хлынули через Босфор и Дарданеллы в Европу, тем самым положив начало исламизации Фракии, Македонии, Греции и Болгарии. В общем, баталия получилась, как любил говорить Горбачев, судьбоносная.
турецкая схема битвы при Ангоре. Турки помечены синим, монголы — красным. Турок было примерно 85 тысяч, монголов Тамерлана и их вынужденных союзников (туркмен, таджиков, грузин, армян, персов, арабов и т.д.) — до 140 тысяч. Интересно, что на стороне Баязида в этом сражении участвовали сербы (примерно 5 тысяч, из них около 500 тяжеловооруженных рыцарей), которых турки завоевали совсем недавно, предварительно разгромив их в битве на Косовом поле.
Ангорская битва была последним крупным сражением, в котором массово применялись боевые слонопотамы. В армии Тимура имелось 32 этих "шагающих танка".
Конница Тимура под зеленым знаменем Пророка перед битвой при Ангоре. Интересно, как мусульмане оправдывались перед Аллахом за массовое и беспощадное уничтожение единоверцев?
Воины Тимура на фоне башни из черепов — типичного памятника военным успехам этого полководца.
Еще одно изображение воинов Тамерлана и сценка Ангорской битвы.
Монголы везут пленного Баязида в железной клетке, европейская раскрашенная гравюра XVI века. Их костюмы на этой картинке — смесь турецких мотивов и фантазии художника.
Баязид в плену у Тамерлана. Картина польского художника XIX века Станислава Хлебовского.