Тяжелый танк СТ-I и СТ-II. Проект. СССР. 1945
Содержание:
По пушке и боевому отделению
1) Недостаточная скорострельность пушки при средних и крупных калибрах.
2) Отсутствие стабилизации пушки и башни, что весьма затрудняет стрельбу с ходу танка.
3) Малый боекомплект снарядов для пушки, что снижает боевую ценность танка.
4) Существующие артсистемы средних и крупных калибров с трудом размещаются в ограниченных габаритах башни танка.
5) Возможность повышения начальных скоростей бронебойных снарядов при прежнем весе снаряда и заряда и сохранении габаритов пушки была исключена.
6) Расположение командира танка относительно пушки и наводчика имеет недостатки в существующих танках, как то: качание пушки, откат орудия, падение стреляных гильз и работа заряжающего в процессе заряжания — все это нервирует командира, отвлекая его от наблюдения за полем боя. Относительно ограничен также обзор впереди танка.
7) Установка пушки в башне танка сложна технологически и маловыгодна конструктивно.
8) При наличии зенитного пулемета невозможно вести одновременный огонь по наземному и воздушному противнику.
9) Не разрешена полностью проблема надежности вентиляции боевого отделения от пороховых газов, что особенно важно при мощных скорострельных пушках.
10) На многих танках отсутствует ножной плавный привод электо (гидро) поворота башни.
1) В целях возможного подводного хождения тяжелых танков трудным местом была герметизация башни и пушечно-амбразурного хода.
2) Оборудование танка для подводного хождения достаточно сложно и ненадежно (в аварийных случаях).
3) Диаметр катков, способ расположения гусеничной цепи не на всех тяжелых танках рационален.
Настоящая конструкция тяжелого танка ставит целью устранение перечисленных недостатков и отличается следующими особенностями, являющимися предметом изобретения:
1) Строенная установка пушки среднего или крупного калибра и двух пулеметов (малокалиберных пушек).
2) Размещение экипажа танка:
— водитель — в носу танка;
— командир и наводчик — в передней части башни;
— два заряжающих — сзади командира и наводчика.
Такое расположение командира танка обеспечивает ему наилучший обзор и наиболее спокойное расположение.
Наличие двух заряжающих значительно повышает скорострельность пушки танка.
3) В кармане ниши башни в направлении заряжания расположена скорострельная боеукладка (конструктивно, как частный случай сотовая) выстрелов для пушки. При этом такое расположение возможно, как для унитарных патронов, так и для выстрелов раздельного заряжания (установка тандем с подпружиниваем). Это позволяет исключить излишние движения при заряжании пушки, что также резко повышает ее скорострельность.
4) На ограждении гильзоотвода пушки расположен центрирующий патрон, качающийся подпружиненный каток, сокращающий габариты заряжания пушки и повышающий ее скорострельность.
5) Для повышения начальной скорости бронебойного снаряда пушки при прежнем весе снаряда, заряда и неизменных габаритах пушек использована специальная дальняя сопловая насадка.
6) В целях стабилизации пушки в вертикальной плоскости стрельбы, что обеспечивает меткость стрельбы с хода, применен специальный подъемный механизм собственной стабилизации артсистемы подвижной артустановки.
7) Для создания курсовой стабилизации башни танка, что обеспечивает меткость стрельбы с хода танка, по горизонту применен специальный поворотный механизм собственной стабилизации башни.
8) Для самообороны от авиации, в люке над одним заряжающим установлен полубронированный крупнокалиберный пулемет (малокалиберная пушка), со специальным шарнирным наплечником, улучшающим наводку. В период, когда один заряжающий ведет огонь из зенитного пулемета, остальной экипаж продолжает свою обычную боевую работу (командир наблюдает за полем боя, второй заряжающий заряжает орудие, наводчик ведет огонь по наземным целям). Конструкция, предложенная автором, осуществлена в образце.
9) Для обеспечения удобного ножного привода горизонтального электро (гидро) поворота башни применена специальная подножка с качающимся ручно-ножным рычагом.
10) Электроповорот башни танка предусмотрено осуществить по схеме Вард-Леонардо или Ампледин. Дублирование управления привода электроповорота башни выведено к командиру танка, для перебросок башни или при указании цели.
11) Наивыгоднейшая технологически и конструктивно установка пушки в башне танка, обеспечивается применением коробчатой рамки, в которой устанавливается на цапфах люлька пушки. Обработанная рамка приваривается к башне. Это устраняет обработку под установку пушки внутри башни, возможные перекосы и.т.д.
12) Для применения дымовых мин с целью маскировки танка или выбрасывания осколочных мин против пехоты устанавливается казнозарядный миномет. Через трубу миномета из ракетницы командир танка подает сигналы сигнальными ракетами.
13) Люков расположено три: у командира в его командирской башенке и у обоих заряжающих, что облегчает быстрый выход экипажа из танка и удобство работы командира танка при нормальном обслуживании зенитного пулемета.
14) Предусмотрена установка свободно вращающегося командирского люка, а при перебросе башни стабилизация его по цели (обрабатывание угла).
15) Прицельные приспособления:
— пушки — монокулярный ломающийся прицел с переменным увеличением и с переменным полем зрения (ТШ);
— зенитного пулемета — коллиматорный прицел и визирный (главным образом для выверки коллиматора).
16) В целях наилучшей вентиляции боевого отделения от пороховых газов, применен местный отсос газов от стреляных гильз, вылетающих из казенника, через трубу ограждения гильзоотвода (выполненную с отверстиями) с помощью отсасывающего вентилятора.
17) Для вентиляции боевого отделения служит вентилятор нагнетающего типа, расположенный над пушкой.
18) Воздушное снабжение агрегатов-потребителей в башне предусматривается, как частный случай, от двигателя через воздушное ВУ.
19) Командир имеет вращающееся сиденье со спинкой и специальную подножку.
20) Сидения заряжающих подвесные съемные.
21) Большая часть боеукладки танка является скорострельной и расположена в башне.
22) Амбразурный узел обеспечивает наилучшую бронезащиту лобовой части башни, наивыгоднейшую технологичность и простоту изготовления бронировки, допускает надежную герметизацию от проникновения воды, паров ОВ, пуль.
23) Для уплотнения юбки башни и загораживания стволом пушки и качающейся бронировкой служат надувные трубки, расположенные в специальных пазах.
24) В целях обеспечения возможности подводного хождения танка, предусмотрен для всасывающего трубопровода двигателя гибкий шланг с качающимся поплавком или надставная труба. Выхлоп может производиться непосредственно в воду или через надставную трубу в атмосферу. При выхлопе в воду желательно применение щелевых обратных клапанов.
25) при подводном хождении танка, внутри его предусмотрено повышение давления воздуха для предотвращения проникновения воды через случайные неплотности.
26) Для выемки пушки из башни танка служит люк в нише башни.
27) Применены опорные катки большого диаметра, с лежащими на них гусеницами и поднятыми осями ленивца и ведущего колеса, что обеспечивает большую живучесть ходовой части и лучшие ее динамические качества.
Инженер Ганин
Инженер Часовников
11.6.1945 г.
CТ-II
Тяжелый танк СТ-1 обеспечивает получение мощной боевой машины, оснащенной скорострельной крупнокалиберной мощной пушкой с достаточным бронированием. Настоящая конструкция имеет целью дальнейшее развитие предыдущего танка, главным образом по пути повышения меткости стрельбы пушек и роста скорострельности танка, и отличается следующими особенностями, являющимися предметом изобретения.
1) Установка в специальной амбразуре двух пушек одинакового, среднего или крупного калибра, и двух пулеметов (малокалиберных пушек)
Эта счетверенная установка обеспечивает исключительно большую мощь огня танка, придавая ему новые боевые качества.
2) Возможность ведения огня с исключительно высокой скорострельностью за счет двух пушек, обслуживаемых двумя заряжающими, из специальной скорострельной боеукладки (гильзы и снаряды, патроны унитарных выстрелов, расположены в нише башни в направлении заряжания).
3) Возможность немедленного поражения движущейся цели, вследствие возможности производства второго выстрела сразу же после падения первого снаряда у цели. Это обеспечивает лучшую пристрелку, а также и залп на поражение.
4) При всех задержках в стрельбе одной пушкой (осечка, не срабатывание полуавтоматики, не экстракция, поломка, вина заряжающего и.т.д.) огонь ведет вторая пушка, танк не выходит из строя.
5) Коэффициент использования брони, мощности двигателя, веса танка по отношению к пушке, увеличивается вдвое. Меткость стрельбы по движущимся целям и стрельба с хода танка таким образом улучшается (так как наводка ведется одним лицом и имеется возможность немедленных последовательных, почти мгновенных выстрелов).
По боевым данным этот танк превосходит два танка одинаковой с ним мощности, ибо в них невозможно получить такой скорострельности и точной корректировки огня на пристрелку и поражение.
В отношении конструкции остальных узлов и механизмов танк СТ-II аналогичен танку СТ-1.
Инженер Ганин
Инженер Часовников
11.6.1945 г.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело 395
Несколько комментариев по данному проекту:
1) Данная машина представляет собой переосмысление автором-артиллеристом Объекта 701 в его исходном варианте. По ТТХ, типу вооружения (122 или 100 мм пушка, спаренный казнозарядный миномет), схеме корпуса прототип вычисляется безошибочно. Основная особенность проекта — башня и системы, повышающею скорострельность.
2) Грамотно выполненный проект, а также прекрасная осведомленность о последних достижениях в танкостроении и, главное, в вопросах танкового вооружения красноречиво говорит о том, что автор проекта — не очередной креативщик, а специалист в своей области. Так оно, собственно, и есть. Валентин Асикритович Ганин имел опыт работы на небезызвестном заводе «Большевик», а с 1942 по 1945 годы — старший инженер Центрального артиллерийского КБ завода №92 (КБ Грабина). Впрочем, больше он известен как ракетчик, в частности, именно ему принадлежит идея подводного старта ракет. Ганину в общей сложности принадлежит 62 работы в области артиллерии, авиации, ракетной техники, в том числе 24 авторских свидетельства. Одним словом, человек и инженер очень серьезный. Похоже, что в случае с СТ-I опять всплывает история, аналогичная башне Савина и ОСА-76. Идея неплохая, но у человека нет КБ за спиной и, что важнее, влиятельных людей. Плюс танкисты артиллеристов не любят. В общем, проект запинали и сдали в архив. А жаль…..