(Кликабельно)
Конструктором данной машины является Валентин Асикритович Ганин. Человек этот имел опыт работы на небезывестном заводе "Большевик", а с 1942 по 1945 годы — старший инженер Центрального артиллерийского КБ завода №92 (КБ Грабина). Впрочем, больше он известен как ракетчик, в частности, именно ему принадлежит идея подводного старта ракет. Ганину в общей сложности принадлежит 62 работы в области артиллерии, авиации, ракетной техники, в том числе 24 авторских свидетельства. Одним словом, человек очень непростой. Проект танка СТ-I очень не плохой, имел множество оригинальных решений, впервые примененный в танкостроении. Но у человека нет КБ за спиной и, что важнее, влиятельных людей. Плюс танкисты артиллеристов не любят. В общем, проект запинали и сдали в архив, где он хранится до сих пор.
Ассистентом в данном проекте Ганину выступил молодой инженер Часовников, выпускник Бауманки. На его счету так же не мало изобретений и достижений.
Товарищ Валентин Асикритович был выдающимся конструктором. Ганин совместно с Часовниковым вдовем создали проект своего танка, при чем их работа была основана только лишь на их энтузиазме и преданности своему делу — заказа на проектирование именно такого танка от государства не было. Если честно, то большая часть лучшего оружия, созданного в России (не знаю как в других странах), было изобретено именно конструкторами-энтузиастами.
Вот как видел Ганин проблемы танкостроения в 1945 году:
Известные образцы отечественных и иностранных тяжелых танков имеют ряд серьезных недостатков в устройстве боевого отделения, ходовой части итд, которые снижают их боевую ценность.
Основные недостатки следующие:
По пушке и боевому отделению
1) Недостаточная скорострельность пушки при средних и крупных калибрах.
2) Отсутствие стабилизации пушки и башни, что весьма затрудняет стрельбу с ходу танка.
3) Малый боекомплект снарядов для пушки, что снижает боевую ценность танка.
4) Существующие артсистемы средних и крупных калибров с трудом размещаются в ограниченных габаритах башни танка.
5) Возможность повышения начальных скоростей бронебойных снарядов при прежнем весе снаряда и заряда и сохранении габаритов пушки была исключена.
6) Расположение командира танка относительно пушки и наводчика имеет недостатки в существующих танках, как то: качание пушки, откат орудия, падение стреляных гильз и работа заряжающего в процессе заряжания — все это нервирует командира, отвлекая его от наблюдения за полем боя. Относительно ограничен также обзор впереди танка.
7) Установка пушки в башне танка сложна технологически и маловыгодна конструктивно.
8) При наличии зенитного пулемета невозможно вести одновременный огонь по наземному и воздушному противнику.
9) Не разрешена полностью проблема надежности вентиляции боевого отделения от пороховых газов, что особенно важно при мощных скорострельных пушках.
10) На многих танках отсутствует ножной плавный привод электо (гидро) поворота башни.
По корпусу и ходовой части
1) В целях возможного подводного хождения тяжелых танков трудным местом была герметизация башни и пушечно-амбразурного хода.
2) Оборудование танка для подводного хождения достаточно сложно и ненадежно (в аварийных случаях).
3) Диаметр катков, способ расположения гусеничной цепи не на всех тяжелых танках рационале
Приведу список изобтретений и новшеств, которые Ганин внедрил в свой проект.
Настоящая конструкция тяжелого танка ставит целью устранение перечисленных недостатков и отличается следующими особенностями, являющимися предметом изобретения:
1) Строенная установка пушки среднего или крупного калибра и двух пулеметов (малокалиберных пушек).
2) Размещение экипажа танка:
— водитель — в носу танка;
— командир и наводчик — в передней части башни;
— два заряжающих — сзади командира и наводчика.
Такое расположение командира танка обеспечивает ему наилучший обзор и наиболее спокойное расположение.
Наличие двух заряжающих значительно повышает скорострельность пушки танка.
3) В кармане ниши башни в направлении заряжания расположена скорострельная боеукладка (конструктивно, как частный случай сотовая) выстрелов для пушки. При этом такое расположение возможно, как для унитарных патронов, так и для выстрелов раздельного заряжания (установка тандем с подпружиниваем). Это позволяет исключить излишние движения при заряжании пушки, что также резко повышает ее скорострельность.
4) На ограждении гильзоотвода пушки расположен центрирующий патрон, качающийся подпружиненный каток, сокращающий габариты заряжания пушки и повышающий ее скорострельность.
5) Для повышения начальной скорости бронебойного снаряда пушки при прежнем весе снаряда, заряда и неизменных габаритах пушек использована специальная дальняя сопловая насадка.
6) В целях стабилизации пушки в вертикальной плоскости стрельбы, что обеспечивает меткость стрельбы с хода, применен специальный подъемный механизм собственной стабилизации артсистемы подвижной артустановки.
7) Для создания курсовой стабилизации башни танка, что обеспечивает меткость стрельбы с хода танка, по горизонту применен специальный поворотный механизм собственной стабилизации башни.
8) Для самообороны от авиации, в люке над одним заряжающим установлен полубронированный крупнокалиберный пулемет (малокалиберная пушка), со специальным шарнирным наплечником, улучшающим наводку. В период, когда один заряжающий ведет огонь из зенитного пулемета, остальной экипаж продолжает свою обычную боевую работу (командир наблюдает за полем боя, второй заряжающий заряжает орудие, наводчик ведет огонь по наземным целям). Конструкция, предложенная автором, осуществлена в образце.
9) Для обеспечения удобного ножного привода горизонтального электро (гидро) поворота башни применена специальная подножка с качающимся ручно-ножным рычагом.
10) Электроповорот башни танка предусмотрено осуществить по схеме Вард-Леонардо или Ампледин. Дублирование управления привода электроповорота башни выведено к командиру танка, для перебросок башни или при указании цели.
11) Наивыгоднейшая технологически и конструктивно установка пушки в башне танка, обеспечивается применением коробчатой рамки, в которой устанавливается на цапфах люлька пушки. Обработанная рамка приваривается к башне. Это устраняет обработку под установку пушки внутри башни, возможные перекосы и.т.д.
12) Для применения дымовых мин с целью маскировки танка или выбрасывания осколочных мин против пехоты устанавливается казнозарядный миномет. Через трубу миномета из ракетницы командир танка подает сигналы сигнальными ракетами.
13) Люков расположено три: у командира в его командирской башенке и у обоих заряжающих, что облегчает быстрый выход экипажа из танка и удобство работы командира танка при нормальном обслуживании зенитного пулемета.
14) Предусмотрена установка свободно вращающегося командирского люка, а при перебросе башни стабилизация его по цели (обрабатывание угла).
15) Прицельные приспособления:
— пушки — монокулярный ломающийся прицел с переменным увеличением и с переменным полем зрения (ТШ);
— зенитного пулемета — коллиматорный прицел и визирный (главным образом для выверки коллиматора).
16) В целях наилучшей вентиляции боевого отделения от пороховых газов, применен местный отсос газов от стреляных гильз, вылетающих из казенника, через трубу ограждения гильзоотвода (выполненную с отверстиями) с помощью отсасывающего вентилятора.
17) Для вентиляции боевого отделения служит вентилятор нагнетающего типа, расположенный над пушкой.
18) Воздушное снабжение агрегатов-потребителей в башне предусматривается, как частный случай, от двигателя через воздушное ВУ.
19) Командир имеет вращающееся сиденье со спинкой и специальную подножку.
20) Сидения заряжающих подвесные съемные.
21) Большая часть боеукладки танка является скорострельной и расположена в башне.
22) Амбразурный узел обеспечивает наилучшую бронезащиту лобовой части башни, наивыгоднейшую технологичность и простоту изготовления бронировки, допускает надежную герметизацию от проникновения воды, паров ОВ, пуль.
23) Для уплотнения юбки башни и загораживания стволом пушки и качающейся бронировкой служат надувные трубки, расположенные в специальных пазах.
24) В целях обеспечения возможности подводного хождения танка, предусмотрен для всасывающего трубопровода двигателя гибкий шланг с качающимся поплавком или надставная труба. Выхлоп может производиться непосредственно в воду или через надставную трубу в атмосферу. При выхлопе в воду желательно применение щелевых обратных клапанов.
25) при подводном хождении танка, внутри его предусмотрено повышение давления воздуха для предотвращения проникновения воды через случайные неплотности.
26) Для выемки пушки из башни танка служит люк в нише башни.
27) Применены опорные катки большого диаметра, с лежащими на них гусеницами и поднятыми осями ленивца и ведущего колеса, что обеспечивает большую живучесть ходовой части и лучшие ее динамические качества.
Инженер Ганин
Инженер Часовников
11.6.1945 г.
Как видим, нововведений не мало. Прежде всего упор был сделан на повышение огневой мощи танка и улучшению обзора из машины. В качестве шасси был использован корпус танка Объект 701. Объект 701 — это ИС-4 ранней версии. Отличался от окончательного конструкцией подвески и трансмиссии, и, как следствие, имел катки большого диаметра, без опороных катков. Примерно вот так должна была выглядеть база танка СТ-I:
(На рисунке представлен танк ИС-6 с механической трансмиссией):
Как известно многим, башня танка СТ-I, очень напоминает американскую. Но на самом деле это чисто авторская разработка Ганина — американские Т29/Т30/Т34 с их брутальными башнями были созданы амерканцами независимо от Ганина.
- За счет перечисленных нововведений танк должен был получить невиданную по тем временам огневую мощь. Вот вкратце самое важное:
- Введение вертикального стабилизатора пушки и механизма горизонтальной стабилизации башни (!) должно было качественно повысить точность стрельбы, прежде всего с ходу.
- Применение специального устройства (дальняя сопловая насадка) позволило на 12-20% поднять бронепробиваемость всех орудий, имевшихся тогда в арсенале. Но это имело один минус — из-за возросшей таким образом скорсоти полета снаряда (залог бронепробиваемости) значительно уменьшался ресурс канала ствола.
- Появление второго заряжающего, работющих в паре по обе стороны от казенника орудия, а также вынос боеукладки в специальнцю заднюю нишу башни (как в современных НАТОвских танках) позволило существенно поднять скорострельность орудия.
- Увеличение рабочего пространства, внедрение мощной вентиляции боевого отделения, улучшение условий работы командира (вращающиеся командирская башенка и кресло командира, электромеханическое устройство поворота башни) позволило качественно повысить работоспособность экипажа.
Тактико-технические характеристики танка СТ-I:
Бронирование (мм/градус к вертикали):
- Корпус.
Верхний лобовой лист: 140 мм / 62 градуса.
Нижний лобовой лист: 160 мм / 30 градусов.
Борта подбашенной коробки: 140 мм / 30 градусов.
Подбашенный лист и днище: 30 мм. - Башня.
Маска орудия: 250-300 мм.
Лоб: 220-250 мм.
Борта: 160 мм / 30 градусов
Крыша башни: 30 мм.
- Корпус.
Вооружение.
— Пушка калибра 100/122 мм.
— 2 пулемета ДТ.
— Пулемет ДШК в спциалальной установке на башне для зенитной стрельбы.
- Начальная скорость полета снаряда 100-мм пушки: ожидаемая 1000 м/с, существующая 900 м/с.
- Начальная скорость полета снаряда 122-мм пушки: ожидаемая 900 м/с, существующая 800 м/с.
- Скорсотрельность 100-мм пушки: 15-16 выстр/мин.
- Скорсотрельность 122-мм пушки: 7-10 выстр/мин.
- Угол обстрела горизонтальный: 360 градусов.
- Угол обстрела вертикальный: +20…-8 градусов.
Маневренность.
Максимальная скорость: 40-45 км/ч.
Двигатель: 800 (850) л.с.
Вес: 54-56 тонн.
Экипаж: 5 человек.
- Командир (в башне)
- Наводчик (в башне)
- Заряжающий (в башне)
- Заряжающий (в башне)
- Механик-водитель.
http://yuripasholok.livejournal.com/233318.html
http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/95507-%D1%81%D1%82-i/page__st__20