Танки АМХ-41 и АМХ-44 мира Франции воюющей на стороне Германии (МФГ)
Как известно, в этом мире после операции Катапульта, Франция объявила войну Британии и присоединилась к странам Оси. Естественно, встал вопрос о возрождении бронетанковых сил Франции и о новых танках для них. Изначально эту проблему хотели решить сами немцы, но поскольку их производственные мощности и так работали на все 100% стало понятно что без французской промышленности не обойтись. Однако немцы, как признанные специалисты в применении бронетанковых сил, решили оказать инженерную помощь, которую французы с радостью приняли (можно подумать у них был выбор).
Изначально у французов был обширный парк устаревших Somua S-35, которые ещё перед войной нуждались в замене. Для их замены ещё перед войной был разработан, не побоюсь этого слова, великолепный танк АМХ-40. Но в РИ война спутала все планы и, даже, опытного образца построено не было.
В этом же мире к этому проекту решили вернуться. Тем более, немецкие, инженера, в целом, его оценили положительно. Правда, они же, категорически настояли на том, что в современной войне наличие свободного от других обязанностей командира танка является, чуть ли, не решающим залогом успеха. Кроме этого они справедливо указали, что планировавшая перед войной 47 мм пушка уже безнадёжно устарела. Поэтому они настоятельно порекомендовали к установке на танк пушки калибров 50 или 75 мм, для унификации боеприпасов с немецкими танками.
Так как на конец 1940 года, Франция не имела танковых пушек необходимого калибра, то было принято решение для новой машине, по крайней мере, на начальном этапе выпуска, воспользоваться немецкими орудиями, отлично себя показавшими на немецких танках Pz III и Pz IV. Понятно, что в ранее проектируемую башню танка АМХ-40, рассчитанную на 47 мм пушку и двух членов экипажа, вышеупомянутые орудия категорически не влазили, то было принято решение спроектировать башню заново, согласно новым требованиям.
Что и было сделано в кратчайшие сроки. Причём башню спроектировали сразу под 75 мм пушку.
Но тут выяснилось (надо же какой нежданчик) что новая башня, в свою очередь, ни как не становится на ранее спроектированный корпус АМХ-40. И эту проблему французы решили максимально быстро. Корпус был перепроектирован путём увеличения, как по длине, так и по ширине. Для того что бы уверенно нести потяжелевший из-за увеличения корпус, новый корпус получил дополнительный каток. Таким образом, их стало по 5 на борт.
К концу 1941 года, новая машина, получившая название АМХ-41, была готова. Кроме пушки, немецкой на новой машине, был ещё и двигатель — Maybach HL 108TR, мощностью 250 л. с.. Планируемый изначально дизель мощностью 150 л.с., понятное дело, для новой машины, был откровенно слабым.
Новая машинка получилась довольно симпатичной. Лобовая броня толщиной 60 мм расположенная под рациональными углами была практически непробиваема для тогдашних советских танках. Старенькая 75 мм пушка KwK.37, так же была способна решать практически все задачи как по борьбе с танками противника, так и по борьбе с пехотой. Кроме этого, танк оказался очень технологичным, он получил литые корпус и башню, это дало возможность и снизить цену машины и увеличить скорость её производства.
Правда, были и существенные недостатки. Машина получилась массой 20 тонны, и это привело к существенному снижению проходимости. Так же первые машинки были откровенно ненадёжными. Тут сказалась быстрота разработки и новизна конструкции.
В 1942 году танки АМХ-41 приняли активное участие в боях на восточном фронте, в частности, в Сталинградской битве, где им довелось сыграть чуть ли не решающую роль в предотвращении окружения армии Паулюса.
В 1943 к боям на Сталинградской дуге танк был существенно модернизирован. Он получил новый двигатель Maybach HL 120TR, мощностью 300 л.с. и новое удлинённое 75 мм орудие KwK 40. Эти бои показали, что машина стремительно устаревает и конструкторам пришло время основательно задуматься или о его модернизации, или о разработке новой машины.
Французы решили пойти по пути модернизации, так как они разумно посчитали, что разработка новой машины, в военное время, является неоправданной роскошью. Прежде всего, французы решили перейти на орудие собственного производства. Так как к этому времени поставки из Германии новых пушек шли с огромными перебоями, главным образом из-за того, что, прежде всего, орудия шли на вооружение немецких танков. Тем более они уже разработали довольно хорошую 75 мм пушку.
Так же новый модернизированный танк АМХ получил ещё и французский двигатель. В 1943 году компания Рено разработала дизель мощностью 350 л.с. специально для танка АМХ. Серьёзные изменения коснулись и подвески танка. Ради увеличения плавности хода новая машина получила немецкую книткамповскую шахматную подвеску. Кроме этого танк получил абсолютно новую башню. Такую же литую как и у предшественника но при этом лишённую обратного наклона в нижней части, из-за чего частенько случались рикошеты в подбашенный погон и лючок механика-водителя. Улучшилась у нового танка и проходимость – на нём стали устанавливать новые расширенные гусеничные ленты.
Бронирование машины решили не менять, так как посчитали, что увеличение массы сведёт на нет все достигнутые преимущества машины.
Таким образом, в 1944 году новая машина получившая название АМХ-44 начала поступать на фронт. Все расчёты французских конструкторов оправдались. Не смотря на то, что машина не была уже такоё «непробиваемой» как в начале войны, дополнительная подвижность и проходимость компенсировала этот недостаток. Кроме этого в 1944 году основным противником французов стали не «страшные» советские тридцатьчетвёрки и КВшки, а вполне «пробиваемые» американские машины, с которыми французы успешно боролись.
Не могу не остановиться на САУ, сделанных на базе АМХ-41 и 44.
С самого начала на базе французских средних танков начали делаться противотанковые САУ. С 1942 по 1943 году на них устанавливались немецкие 88 мм пушки.
С 1944, с появлением АМХ-44, появилась и новая САУ, как и новые танки, вооружённая французской же 90 мм пушкой. САУ оказалось достаточно мощной, однако, и менее подвижной, чем танк. Её масса возросла до 29 тонн (у танка была масса – 25 тонн). Лобовая броня осталась такой же, как и у АМХ-44 – 60 мм, что было недостаточно. Поэтому данные машины старались не использовать в первой линии, а действовать на них со второй.