В продолжение темы поднятой в посте Вячеслав Шпаковский. Сочленённая бронетехника , конкретно представленный там в начале французский проект попадался мне на глаза в 90-х в журнале «Техника-молодежи» , в статье с запомнившимся мне оригинальным названием «Тандем для мотопехоты», представляю её вашему вниманию.
Еще в 50 е годы некоторые военные специалисты пришли к выводу, что с появлением межконтинентальных ракет с ядерными зарядами и оружия массового поражения бронетанковая техника потеряет былое значение. Прошло четыре десятилетия, прогнозы не оправдались. Она по-прежнему продолжает доминировать на поле боя, а в странах — членах НАТО (и не только там) продолжают совершенствовать и создавать новые образцы бронированных машин. В том числе колесные, о которых и пойдёт речь.
К ним относятся бронетранспортеры, боевые разведывательные, связные, ремонтно-эвакуационные машины, самоходные шасси для противотанковых, зенитных комплексов. Что же касается подобной отечественной техники то ее создателям следовало бы придерживаться правила “тактика —техника — экономика“, однако зачастую им пренебрегали. Отсюда нарушение в 60 —80-е годы взаимосвязи между производством бронетанковой техники, ее накоплением в войсках и возможностями народного хозяйства, и последовавший кризис. Впрочем, это касалось не только бронетанковой техники…
Анализ применения боевых колесных машин в конфликтах тех лет показывает, что тактико-технические задания, выданные их разработчикам, далеко не всегда соответствовали требованиям современного боя. Так, в 1969 году, во время Советско-Китайского вооруженного конфликта в районе острова Даманский, было необходимо вынудить противника к отступлению на свою территорию. Было решено атаковать его на лучших тогда бронетранспортерах БТР 60ПБ. обладавших противопульной защитой. Но как выяснилось, их корпуса не выдерживали ударов 7,62-мм китайских бронебойных пуль Б-32; пожароопасным оказалась и силовая установка. Китайцы подпустили их на минимальное расстояние и расстреляли.
В декабре 1979 года в Афганистан, в составе “ограниченного контингента», ввели и мотострелковые части, оснащенные и боевыми машинами пехоты БМП-1. И вновь для высшего командования явилось откровением. Что их корма, борта и крыша не всегда выдерживают попадания бронебойных пуль. И снова потери среди экипажей и мотострелков десантников.
Добавим, что вооружение наших броне транспортеров, даже новейших БТР-80, позволяло вести огонь из бортового оружия только с места, поскольку недостаточная прочность крыши корпуса, на которой размещался погон башни, не обеспечивала пулемету надлежащей жесткости, а значит, и кучности стрельбы. А вот 25мм подкалиберный снаряд, выпущенный из пушки американской боевой машины пехоты М2, на дистанции 1600 м пробивает 25,4-мм броню под углом встречи 60 градусов; новый же, с сердечником из обедненного урана,- и 33-мм листы прочнейшей стали. Следовательно, нужно усилить защиту боевых колесных машин и оснастить их пушками калибра не менее 25 —30 мм, а также установками для пуска управляемых противотанковых ракет. Тогда они смогут идти вместе с танками, столь же эффективно поражая живую силу, бронированные цели, разрушая полевые фортификационные сооружения. Правда, техника неизбежно потяжелеет, что отрицательно скажется на ее подвижности и проходимости Кроме того, ставшее менее просторным отделение десанта вместит меньше солдат, да и экипаж окажется в весьма стесненные условиях.
Этих недостатков лишена небольшая, рассчитанная на отделение мотострелков, машина с комбинированным движителем. По пересеченной местности она идет на гусеницах, «поджав» колеса, а по дорогам на них. приподняв гусеничный ход. Машиной управляют командир и механик-водитель, значит, спешиваются и выходят на поле боя шестеро, причем гранатометчик будет ожидать появления бронированных целей. Пятерых стрелков, для ведения боевых действий, недостаточно.
Кстати, подобная техника отнюдь не новость. Опытные образцы таких бронетранспортеров в конце 60-х годов разрабатывал преподаватель Академии бронетанковых войск полковник Д.А. Антонов. В зависимости от обстановки их гусеницы могли опускаться на грунт, а колеса — подниматься между ними. Вероятно, со временем Антонов добился бы оптимального сочетания оружия, бронезащиты, подвижности и численности десанта, да только руководство тогда не решило, чем быть такой машине —“боевым такси“, только подвозящим солдат к полю боя, или техникой, способной идти вместе с танками и вести эффективный огонь. Впрочем, не первый год существуют хорошо вооруженные и защищенные гусеничные боевые машины пехоты (см. “ТМ” №8 за 1994 г.), зачем же, что называется, порох выдумывать? Дело в том, что колесные бронетранспортеры дешевле в производстве и эксплуатации, легче управляются, водителей для них удается быстрее готовить. Нелишне отметить, что они менее шумны, а по проходимости почти не уступают гусеничным.
Но еще лучше машина, обладающая свойствами бронетранспортера, оснащенная средствами огневой поддержки пехоты, умеющая плавать — своего рода универсал. Однако попробуйте поставить себя на место ее разработчиков. Вам предстоит “состыковать” мощное вооружение, усиленную защиту, приспособления для движения на плаву, средства защиты от оружия массового поражения с достаточно просторными помещениями для экипажа и десанта. Скажем прямо, такое пока не удалось никому. А что, если выполнить подобную машину из двух элементов, обладающих специфическими свойствами. Первый. ударный, будет обладать сильным пушечным вооружением, годным и для борьбы с танками, его броня должна выдерживать попадания вражеских снарядов. Поскольку обычно на защиту приходится до 50% массы такой техники, механическое наращивание брони приведет лишь к отрицательным последствиям. Целесообразнее воспользоваться высокопрочными алюминиевыми сплавами, армированным стеклопластиком, выполнив бронирование дифференцированным, с особо упроченными лобовыми листами корпуса и днища, а наиболее важные части прикрыв еще и стальной или керамической броней с полиуретановым наполнителем.
Моторное отделение следует отделить от обитаемого герметичной перегородкой, топливо разместить в протектированных баках, оснащенных автоматической противопожарной аппаратурой. Для разрушения инженерных сооружении. подавления огневых точек будет достаточно орудия калибром 57 — 76 мм с начальной скоростью снаряда 1100 — 1400 м/с, спаренного с 7.62-мм пулеметом, а для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами —- 12,7-мм пулемета с дистанционным управлением. Все они должны находиться и на башне, так же, как и пусковые установки для противотанковых ракет. Боевая масса такой машины, оснащенной двигателем в 520 — 560 л.с., с полным боекомплектом и запасом топлива составит 20 т.
Второй, транспортный элемент боевого тандема, будет защищен от пуль и осколков броней толщиной 8 — 15 мм. Для ускорения выхода мотострелков понадобятся боковые и задние двери. для самообороны — 7.62-мм пулемет на крыше и переносной зенитный комплекс. Через 2-3 амбразуры в бортах и по одной в корме и носу экипаж и десант смогут вести огонь из личного оружия. В качестве силовой установки предпочтительнее дизель в 200 — 220 л. с. и вспомогательный водомет.
Корпуса обеих машин должны быть герметичными. обеспечивающими передвижение на плаву; само собой разумеется, по требуются приборы ночного видения и средства связи разного назначения. Соединить ведущего и ведомого можно седельным устройством вроде того, что применяется в автопоездах, когда передние колеса прицепа несколько приподнимаются, или шкворнем.
А теперь смоделируем действия такого тандема. На марше он сцеплен и передвигается за счет лидера. При развертывании подразделений в боевые порядки или в зависимости от обстановки, машины идут вместе или же транспортер следует на некотором расстоянии за ведущим, поддерживая с ним радиосвязь После спешивания десанта «боевое такси» перемещается рывками, от укрытия к укрытию, готовое в любую минуту принять десантников или поддержать их пулеметным огнем.
Командир отделения мотострелков постоянно пребывает в ударной машине и управляет боем, непрерывно сохраняя радиоконтакт с начальником, транспортером и солдатами. Но вот противник начал отход — ведомая машина тотчас принимает мотострелков, прицепляется к ведущей, и обе движутся следом за отступающим врагом.
Но зададимся вопросом — насколько реален боевой тандем? Прежде, чем создавать его, необходимы какие-то предпосылки. Так вот, уже сейчас на легких боевых колесных машинах устанавливают пушки калибром 30 — 76, а тои 120 — 150 мм. В их боекомплект входят подкалиберные и кумулятивные снаряды, размещенные на механизированных боеукладках. Что касается защиты, то разрабатываются виды брони из легких, но прочных сплавов, пластмасс, с керамическими вставками и прокладками; давно не редкость и навесные противокумулятивные экраны.
Высокие тяговые характеристики 200—600-сильных дизелей обеспечивают машинам высокие скорость и маневренность; отработаны и применяются механические и гидромеханические передачи, достаточно простые и компактные, планетарные трансмиссии с высоким КПД. Не новость шины с дифференцированной толщиной и эластичными наполнителями; о системах пожаротушения мгновенного действия и защиты от оружия массового поражения и говорить не приходится.
Конечно, конструкцию боевого тандема придется еще создавать, а потом совершенствовать, но воплощение ее «в металле” вполне реально и в наши дни.
Источник: http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1994-09—num24