По мотивам статьи Александра Гребнева с сайта WARSPOT от 12 ноября 2014 года.
В начале Великой Отечественной войны легкие танки СССР были вынуждены выполнять задачу, гораздо превосходящую их изначальное назначение. Еще в декабре 1939 года Красная Армия приняла на вооружение легкий танк Т-40, в то время классифицировавшийся как «малый». Это была компактная машина с экипажем из двух человек, оснащенная одним крупнокалиберным пулеметом ДШК и одним обычным ДТ. Т-40 мог плавать, обладал хорошей маневренностью и защищался от стрелкового оружия. Его основная задача заключалась в разведке, и серьезные боевые роли для него не предусматривались. Но война внесла свои коррективы.
Через три дня после начала германского вторжения заводу № 37, выпускавшему Т-40, поступило распоряжение прекратить его производство. Разведывательные танки были нужны, но в тот момент стране были необходимы стандартные линейные танки. Заводу № 37 поручили освободить мощности для производства пехотного танка Т-50. Главный конструктор, Николай Александрович Астров, выразил несогласие, поскольку конструкция Т-50 существенно отличалась от Т-40, и производство было бы сложнее. Освоение новой машины заняло бы неприемлемо много времени для завода, привыкшего к легким плавающим техникам. В качестве альтернативы Астров предложил модернизировать Т-40, чтобы сделать его более боеспособным, и увеличить его производство. Это, конечно, было лишь временным решением, ведь полностью заменить обычный танк легкий разведчик не мог. Однако в критической ситуации лучше иметь хоть какие-то машины сейчас, чем хорошие, но в неопределенном будущем.
Астров получил одобрение на свой проект, и началось серийное производство танка, изначально называвшегося Т-60, который позже стал известен под именем Т-30 (по проектному обозначению завода – «030»). В отличие от Т-40, Т-30 имел ряд упрощений, что позволяло ускорить и удешевить его производство. Самыми значительными изменениями стали отказ от способности плавать и переход на более простую в производстве однородную (равномерно закаленную) броню вместо брони с поверхностной закалкой. Со временем изменилось и вооружение – пулемет ДШК, в условиях лета 1941 года, оказался дефицитным, так как выпускался в количествах всего нескольких сотен единиц в месяц. Вместо него Т-30 оснастили 20-мм автоматической пушкой ТНШ, созданной на основе авиационного пушки ШВАК. Вопреки распространенному мнению, это почти не увеличило огневую мощь танка, но решило проблему нехватки оружия.
Следующим шагом в развитии стало упрощение конструкции танка. Корпус Т-30 был наследником плавающего Т-40, что проявлялось в его увеличенных размерах для плавучести, высоких бортах для устойчивости, а также сложной передней части для уменьшения сопротивления при движении по воде. Все эти характеристики увеличивали массу и размеры танка (что делало его более заметным и уязвимым) и усложняли его производство. Упрощённая версия танка, с уменьшенными габаритами, получила обозначение Т-60М, хотя в некоторых документах его называли Т-70. Однако в итоге утвердилось название Т-60, под которым он и вошёл в историю.
В конце 1941 и начале 1942 годов именно Т-60 принял на себя основной удар в боях. Из-за огромных потерь в летней кампании средние и тяжёлые танки практически исчезли из войск, а эвакуация промышленности не позволяла быстро восполнить недостачу. Задача восполнения этой брешь легла на «шестидесятки». На некоторых участках фронта они составляли до трети, а иногда и половину танкового парка Красной Армии.
Естественно, Т-60, как и любая другая срочная импровизация, имел свои серьезные недостатки. Главными из них были слабое вооружение и недостаточная защита брони. Пушка ТНШ по своей реальной боевой эффективности практически не отличалась от крупнокалиберного пулемета — она могла бороться только с слабо бронированными средствами, такими как бронетранспортеры и легкие бронеавтомобили. Фугасное действие снарядов было почти отсутствующим, поэтому уничтожение пехоты и полевых укреплений было затруднительным. Требовалась установка более мощного орудия калибром не менее 37 мм. Несмотря на то, что лобовая броня корпуса была доведена до 30-35 миллиметров, она все равно была недостаточной — военные опытным путем выяснили, что Т-60 чрезвычайно уязвим и легко поражается практически любыми противотанковыми средствами на актуальных дистанциях боя.
Уже в октябре 1941 года, одновременно с началом производства Т-60, Астров, направленный работать на Горьковский автозавод, вместе с группой других конструкторов начал создавать улучшенную версию танка, известную как «070» или ГАЗ-70. Главное преимущество этой версии заключалось в усиленном вооружении — в новой обтекаемой литой башне установили 45-мм пушку 20-К, знакомую по большинству танков и пушечных бронеавтомобилей РККА. Вместо двигателя ГАЗ-202 был использован более мощный ГАЗ-203, который представлял два последовательно соединенных двигателя ГАЗ-202. Это изменение потребовало удлинения корпуса и добавления ещё одной пары опорных катков в ходовую часть.
Процесс модернизации растянулся во времени, несмотря на многократные призывы к его ускорению со стороны высших руководителей, включая лично Сталина. Лишь в конце февраля 1942 года опытный образец ГАЗ-70 был направлен на испытания. Однако новый танк не произвел значительного впечатления на военных. Они отметили, что уровень бронирования у ГАЗ-70 был аналогичен Т-60, то есть явно недостаточный, а состав экипажа все еще не отвечал требованиям полноценной боевой машины. ГАЗ-70 управлялся двумя танкистами – это устройство перешло от его предшественника Т-40 и не изменялось в моделях Т-30 и Т-60. Два человека вполне справлялись с задачами разведывательного танка: механик-водитель управлял транспортным средством, а командир, находящийся в башне, в основном выполнял роль наблюдателя – вести огонь из вооружения ему приходилось только в редких ситуациях столкновения разведчиков с противником. Для боевой машины же одноместная башня представляла существенный недостаток: командиру приходилось не только выявлять врага и принимать решения о движении танка, но также передавать эти команды механику-водителю, вести и перезаряжать оружие. Такая нагрузка оказывалась излишней для одного человека, что сильно снижало эффективность танка. Поэтому возникла потребность увеличения экипажа до трех человек и расширения башни до двухместной, чтобы освободить командира от обязанностей по перезарядке.
Астров пообещал максимально оперативно устранить отмеченные недостатки. Толщину брони увеличили до 35 мм в верхней части лба и до 45 мм (как у среднего танка Т-34) в нижней, куда по статистике приходится наибольшее число попаданий. Башню заменили на сварную восьмигранную – оригинальная литая показала слишком низкую стойкость (ее легко пробивала даже 20-мм немецкая танковая пушка) и, к тому же, не имела резервов по усилению бронирования. С расширением экипажа до трех человек, однако, возникли непредвиденные сложности. Увеличенная башня, по расчетам, должна была повысить массу машины с девяти тонн до одиннадцати с половиной. У конструкторов возникли сомнения, что элементы ходовой части выдержат подобную нагрузку – ведь они изначально создавались для Т-40, который весил вдвое меньше. В результате танк было решено принять на вооружение в существующем виде, и 6 марта 1942 года это было сделано – ГАЗ-70 пошел в войска под обозначением Т-70.
Разработка трехместного варианта танка началась сразу же после принятия на вооружение двухместного. Испытав серийную машину, утяжеленную специальными грузами до ожидаемой массы нового танка (11,5 т), конструкторы убедились, что их опасения были не напрасными – ходовая часть действительно не справлялась с возросшей массой. Ломались траки, лопались торсионы, аномально быстро изнашивалась трансмиссия. Работы по усилению ходовой прошли успешно, но к моменту их завершения руководством было решено, что создание и производство трехместной версии следует поручить другому заводу, чтобы не отвлекать ГАЗ от выпуска самоходных установок СУ-76, которые требовались войскам во все больших количествах. В результате трехместный Т-70 после внесения еще нескольких улучшений пошел в серию на заводе № 40 в Мытищах под названием Т-80. ГАЗ же, чтобы добру не пропадать, внес разработанные изменения в ходовую часть Т-70, и танк с октября 1942-го выпускался с обозначением Т-70М. Ценой незначительного (около шестисот килограмм) увеличения массы Т-70М получил заметно лучшую, за счет более широких гусениц, проходимость и существенно больший ресурс подвески и трансмиссии. В итоге, правда, получилось скорее плохо, чем хорошо. Модернизировать имеющиеся Т-70 до Т-70М было технически невозможно, поэтому в войсках оказались два практически идентичных танка с несовместимыми деталями ходовой части. У обслуживающего персонала и ремонтников это, по понятным причинам, радости не вызвало.
Боевая карьера Т-70 была яркой, но недолгой. Впервые они пошли в бой на Юго-Западном фронте в июне 1942-го. Сразу же выяснилось, что, невзирая на все старания конструкторов по повышению характеристик машины, боевая ценность легких танков оказалась невелика. За год, прошедший с начала войны, из рядов Панцерваффе практически исчезли легкие танки PzKpfw.I и PzKpfw.II, а средние танки значительно прибавили в толщине брони. В результате, 45-мм пушка 20-К, которой вполне хватало для борьбы с вражеской бронетехникой летом сорок первого, к лету сорок второго стала в значительной мере бесполезной. Также Т-70 оказался слишком уязвимым – хотя лоб танка был неплохо забронирован и бронелисты в нем располагались с большим наклоном, что увеличивало защиту, по бортам броня имела толщину всего 15 мм и располагалась вертикально, поэтому способна была защитить только от пуль. Кроме того, на поле боя все чаще появлялись как новые модификации танков PzKpfw.III и PzKpfw.IV, вооруженные длинноствольными орудиями, так и мощные 75-мм противотанковые пушки PaK.40 – для них не составляло труда пробить броню Т-70 с любого ракурса на всей дистанции прицельной стрельбы. Отмечалось, однако, что в среднем, при прочих равных, выживаемость у Т-70 несколько выше, чем у Т-34 и КВ за счет меньших размеров. Положительных отзывов удостоились хорошая надежность танка, простота в освоении и небольшая масса. Последняя не только облегчала эвакуацию подбитых танков с поля боя, но и позволяла «семидесяткам» проходить там, где не могли пройти другие танки, и заставать врага врасплох ударами с неожиданных направлений. Этому способствовала и малая шумность Т-70 в движении – по воспоминаниям очевидцев, шумел он не больше, чем грузовой автомобиль, что облегчало скрытное выдвижение на позиции и сближение с противником.
Наиболее массовым было применение Т-70 в битве на Курской дуге – например, танковые силы Центрального фронта состояли из него почти на четверть (369 машин из 1487 имеющихся на 4 июля 1943 года). По итогам операции был сделан вывод о том, что, в связи со стремительным развитием бронетехники и противотанковых средств, Т-70 окончательно утратил даже ту невеликую боевую ценность, которая у него была на момент создания. Кроме того, ситуация с производством полноценных, не эрзац, танков, была уже не столь острой, как два года назад, поэтому в октябре сорок третьего Т-70 сняли с производства, а освободившиеся ресурсы направили на выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76М, базирующихся на его шасси. Оставшиеся в строю машины отправились в учебные части, либо использовались в качестве командирских в подразделениях, вооруженных СУ-76М. Некоторые вернулись к изначальной роли своих далеких предков, занявшись разведкой. Многие из них дожили до конца войны – на начало 1946 года в советских вооруженных силах числилось 1502 танка Т-70 и Т-70М (из 8231 выпущенных).
Т-70 стал самым массовым легким танком Советского Союза во Второй мировой войне. Невзирая на то, что чаще всего его приходилось применять в роли, совершенно неподобающей для его характеристик, он честно выполнил задачу в меру своих возможностей. Для открытого боя он был малопригоден даже на момент своего появления, не говоря уже о более поздних этапах войны, но при грамотном применении все же мог быть полезным, особенно в условиях отсутствия сильной противотанковой обороны у противника. Известны и случаи успешной борьбы Т-70 с вражеской бронетехникой. Например, в январе 1943 года экипаж старшего лейтенанта Захарченко, израсходовав боеприпасы, пошел на таран и тараном вывел из строя два немецких танка. Тип танков в документах не указывается, но так как в качестве противника выступал 100-й танковый батальон особого назначения, это, со всей очевидностью, были PzKpfw.II – обычные или огнеметные. В результате боя экипажем были взяты в плен командир и начальник штаба немецкого батальона. Известен случай, когда Т-70 3-й Гвардейской танковой армии огнем из засады уничтожил два тяжелых танка «Пантера». История может показаться невероятной, но бортовая броня у «Пантеры» была относительно слабой, причем сразу за ней располагалась боеукладка – с близкого расстояния даже 45-мм пушка имела все шансы справиться. В умелых руках обученного и хладнокровного экипажа Т-70 мог быть крайне грозным – что лишний раз подтверждает справедливость старой истины: «Воюет не оружие – воюет человек».