Авианосец, опередивший свое время. 18-метровое судно Hickman Sea Sled Уильяма Хикмана в качестве взлетной площадки бомбардировщика Caproni Ca.42
Историческое исследование происхождения поверхностных гребных винтов, которые стали широко использоваться в конструкции прогулочных и военных скоростных лодок, привели к любопытным и интересным инновациям, которые датируются концом первого десятилетия прошедшего двадцатого века.
Первые гребные винты данного типа были применены в корпусах скоростных судов, спроектированных инженером Уильямом Альбертом Хикманом и запатентованных им в 1913 году.
Уильям Хикман спроектировал и запатентовал новый тип корпуса, получивший название Sea Sled (морские сани; катер-глиссер с вогнутым днищем). Этот корпус имел перевернутый V-образный киль, который образовывал туннель и который в корме заканчивался двугранником с нулевым углом поперечного V, т.е. плоским днищем. К этому днищу были прикреплены два вращавшихся в противоположных направлениях гребных винта, диски которых или площади ометания были погружены в воду на 45%, при этом ось и опорная конструкция гребного винта не были погружены в воду и не создавали дополнительного сопротивления. Лодки Хикмана были очень быстрыми, поскольку они «скользили» над водой и поддерживались сжатым воздухом внутри килевого туннеля.
Канадский изобретатель предложил и построил лодочные корпуса, которые имели успех во всех гонках моторных лодок того времени, но его предложения по созданию патрульных и торпедных катеров не нашли понимания и интереса со стороны командования ВМС США. Проблемой самых первых самолетов, принявших участие в боевых действиях, была дальность полета в направлении цели.
Так, например, расположенные на полуострове Ютландия базы немецких «цеппелинов», которые с этих баз летали бомбить Лондон, были недоступны для истребителей Sopwith Camel из состава авиации Королевского флота, продолжительность полета которых при скорости 150 км/ч составляла два часа.
Полковник Самсон планировал поднять в воздух свой Camel с 12-метровой платформы, буксируемой на полпути от цели эсминцем, двигающемся со скоростью 35 узлов. Попытка увенчалась успехом, но проблема с взлетом более крупных и тяжелых бомбардировщиков, нуждавшихся в большей длине разбега и имевших более высокую скорость отрыва от земли, была еще далека от решения. Но идея миниатюрного истребителя Camel, взлетающего с площадки в океане, пересекла Атлантику, и Уильям Хикман, который экспериментировал с 15-метровым судном Hickman Sea Sled, предложил свои «морские сани» командованию ВВС США в качестве торпедного катера, оснащенного двумя V-образными 400 сильными двигателями Liberty и способного развивать скорость 40 узлов (74 км/ч). Под влиянием идеи полковника Самсона в 1918 году Хикман объединил «морские сани» и самолет и предложил эту объединенную конструкцию командованию авиационного корпуса армии США (будущие ВВС США), которое испытывало проблемы со взлетом своих бомбардировщиков Caproni массой 7 тонн.
Уильям Хикман протестировал 18-метровые «морские сани», оснащенные двумя двигателями Liberty (такими же, которыми был оснащен бомбардировщик Caproni). В результате испытаний этой самоходной платформы была достигнута скорость 47 узлов (87 км/ч) при полной нагрузке. На судно был установлен бомбардировщик Caproni Ca.42 и при общей мощности силовых установок в 2000 л.с. (два двигателя Libeny по 400 л.с. и три двигателя бомбардировщика Caproni) платформа достигала скорости 61,7 узел (114,3 км/ч), что должно было позволить взлететь самолету такой массы, который отрывался от взлетной полосы на скорости 100 км/ч (62,2 мили в час). В ходе исследований автору статьи удалось найти фотографию (из прессы) бомбардировщика Caproni Ca.42, установленного на 18-метровые «морские сани» Уильяма Хикмана; на заднем плане этой фотографии можно увидеть летающую лодку Curtiss H-16. Зная геометрию «Морских саней» и «Капрони», автор статьи реконструировал момент взлета с этого необыкновенного авианосца, который опередил свое время.
источник: Testo e disegni di Franco Harrauer «Una portaerei ante litteram» «Aerei Nella Storia» 2010-12 — 2011-01 (75), paginas 42-43
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-avianosec-operedivshii-svoe-vremya