Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее», проходящая в центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург
Технические выставки бывают самыми разными. Совсем не обязательно, что интересная тема должна иметь военное направление. Интересные выставки могут быть и по вполне мирной продукции, которая может как-то пересекаться с военной тематикой. Причем совсем не обязательно, что организаторы выставки вообще хотели как-то трогать военную составляющую. Она появляется как-то сама по себе, поскольку часто прогрессивные технические решения появляются совсем не для мирного использования.
Что-то похожее можно наблюдать и на выставке «Политехнический музей: создавая настоящее», которая открылась 26 октября в центральном выставочном зале «Манеж», Санкт-Петербург. Выставка, можно сказать, концептуальная, то есть «всё обо всём». Помимо непосредственно коллекции Политехнического музея, который до сих пор находится в состоянии реконструкции, есть здесь экспонаты из частных собраний. Несмотря не несколько сумбурную тематику, есть тут посмотреть и тем, кто интересуется военной техникой.
Для Политехнического музея нынешняя выставка — первый случай, когда его коллекция отправилась в Северную столицу. Фонды музея обширные, причем военной составляющей там немало. Ну тут куда деваться, главной темой стали прогрессивные разработки, которые часто связаны с военной тематикой. Таковые есть и среди тех экспонатов, которые находятся в разделе колесной техники. Например, Дукс-Боевой, лучший военный велосипед Первой мировой войны. О нем стоит рассказать отдельно, но это было настоящее достижение отечественной конструкторской мысли.
Согласно официальной информации, выставка посвящена выдающимся отечественным учёным и инженерам-изобретателям, которые создавали научно-техническое могущество страны и определили новые векторы в развитии современной науки. В общем и целом, оно действительно так и есть, правда, надо внимательно смотреть по сторонам. Если же не знать про подобные тонкости, то появляется несколько странное ощущение. Охарактеризовать можно примерно как «ничего непонятно, но очень интересно».
Особенно это проявляется в оформлении первого этажа выставки. Сама выставка разделена на восемь разделов: «Ресурсы», «Движение», «Энергия», «Информация», «Окружение», «Полёт», «Жизнь» и «Природоподобие». Так вот, к «Движению» больше всего вопросов. Конечно, стоят тут интересные экспонаты, например ГАЗ-В, новинка мастерской Евгения Шаманского. Но имитация движения выглядит… странно. Почему-то возникают ассоциации с «дембельским поездом».
Несмотря на некоторые странности, выставка получилась действительно интересной. В общем-то, изначально ехал посмотреть на ГАЗ-В, для этой полугусеничной машины «Политехнический музей: создавая настоящее» стала дебютом. Но уже на месте выяснилось, что тут много чего другого интересного. С точки зрения популяризации науки и технического прогресса организаторам точно удалось задуманное. Народу на выставке было немало, причем самых разных возрастов. Интересно было всем.
По вполне понятным причинам, далеко не все экспонаты представлены в виде натурных образцов. При всём желании запихнуть на выставку паровоз или паром организаторы не могут. Поэтому часть экспозиции представлена в виде макетов, некоторые из которых весьма габаритные. Впрочем, и натурных экспонатов вполне хватает. Часть из них — это учебные пособия, частично разрезные. Им уже всё равно не ездить, а так можно изучать устройство экспонатов.
Довольно много внимание уделено авиации, причем она показана менее сумбурно, чем в случае с наземной техникой. Как указывают организаторы, подготовка выставки шла совместно с конструкторскими бюро, и вот это вполне видно. Есть даже натурный самолет, хотя для выставки более важны технологии. И тут они вполне присутствуют. Начиная с авиационных моторов М-17 и М-11, заканчивая вполне современными экспонатами. Не забыта и историческая составляющая.
Помимо авиации, представлена на выставке и космическая тематика. Тут, кстати, есть чем удивить даже искушенных любителей темы. Одним из центральных экспонатов данного раздела стал шагающий марсоход НМША, гораздо менее известный, чем 6-колесный марсоход, который нередко показывают на различных выставках. Разработан он был совместно ИПМ Келдыша АН СССР и ВНИИТРАНСМАШ. Полететь на Марс ему оказалось не суждено, но от этого разработка не стала менее интересной.
С точки зрения популяризации науки выставка получилась вполне удачной. Постоянно идут экскурсии, где в доступной форме рассказывается о ее содержимом. К тому же есть немалое число интерактивных зон, где можно пощупать своими руками. Самое интересно, что среди тех, кто не прочь пощупать экспонаты, хватает детей преклонного возраста. Шутка насчет того, что у мальчика первые 40 лет — самые сложные, является штукой лишь отчасти.
По планам, выставка будет проходить до 9 февраля 2025 года. Так что у желающих ее посетить еще есть время. На у ГАЗ-В ждем в более спокойной обстановке. Потому как за всеми этими дембельскими поездами уникальная машина оказалась глубоко закопанной. Поснимать ее можно спереди и сбоку, да еще и с двигающимся «задником».
источник: https://dzen.ru/a/Z1Xyb5TMWzNvt8Js