Да коллеги, хотя тема Т-26 вроде бы уже давно и прочно «отработана» альтернативщиками, мне тоже захотелось «отметиться» на этом поприще и ещё раз «пройтись» по несчастному «двадцатьшестому» – этой «рабочей лошадке» бронетанковых войск РККА 30-х.
Альтернатива. 1936-й год.
Предположим, что руководство РККА на самом высоком уровне осознало-таки простую в своей очевидности истину – Т-26 УСТАРЕЛ. Причём осознало отнюдь не философски-созерцательно. И, как следствие, очень внимательно отнеслось к широкоизвестной «записке о состоянии мирового танкостроения» от начальника танкового КБ ЛКЗ Семёна Гинзбурга, где он настоятельно указывал руководству армии на новый вектор в развитии мирового танкостроения – а именно в сторону качественного усиления бронезащиты, вызванного внедрением в продвинутых армиях в массовых количествах малокалиберной противотанковой артиллерии, практически не оставляющей шансов на поле боя для «тонкокожих» танков с противопульным бронированием.
Предположим так же, что доводам Гинзбурга поверили без козырной «доказухи» в виде печальных впечатлений вернувшихся из Испании танкистов и конструктора получили не «добро» на причудливые эксперименты, а сразу чёткий заказ на сотворение основного танка нового поколения с противоснарядным бронированием.
Но задачка это не простая и чтоб сделать хороший танк, способный стать основным и даже единым в РККА, требуются годы.
А чем же эти годы будет пополняться армия?
Очевидно, что ХПЗ как гнал бэтэхи для ускоренного формирования всё новых механизированных соединений, так и будет этим заниматься – благо при отказе от колёсного хода и установке более жёстких пружин подвески его вполне можно экранировать до способности противостоять немецкой 37 мм «колотушке» со всех дистанций с лобовой проекции, и с дистанций превышающих среднюю с бортов.
Даже, со временем перейти на дизель-мотор. Это сделать было можно. Да и дОлжно. Как и форсировать выпуск арттанка поддержки БТ-7А (по штатному расписанию от 35-го года, мехкорпус должен был иметь 28 таких САУ).
Так же можно увеличить выпуск Т-28 (годовой объём заказа этих танков редко приближался к запланированным возможностям ЛКЗ) – экранированных точно так же, как это было сделано в РИ.
Благо Т-28 в том же 36-ом так подняли и по качеству изготовления, и по ТТХ, что с экранированием, башней конической формы и пушкой Л-10 (что было сделано уже в 40-ом), это был танк намного сильнее и надёжнее чем Т-34 обр. 40-го. Да и 41-го тоже.
Правда, в отличие от всё-таки морально устаревшего Т-28, вполне современный Т-34 имел одно решающее преимущество – объём выпуска, недоступный Т-28.
Т-26 тож пытались экранировать (печальный опыт финской заставил кинуться экранировать всё что можно – странно, что опыт Испании не сделал это раньше).
Вот только результат экранирования был вполне предсказуем – масса танка подскочила до 12 тонн, с которыми танк мог двигаться лишь на пониженных передачах с постоянным риском поломки перегруженных сверх всяких разумных пределов трансмиссии и подвески. А ведь обычный серийный Т-26 в 36-ом уже весил 9.5 тонн и опыты с различными модификациями наглядно доказали – 10 тонн – объективный предел роста его массы (предел этот, кстати, будет «успешно преодолён» при очередной «косметической» модернизации в 39-ом). 11,1 тонная Су-6 (с УСИЛЕННОЙ подвеской) ползала как сонная муха (макс скорость 28 км/ч) и через каждые 20 километров пути должна была останавливаться из-за перегрева своего надрывающегося мотора. Но и при таком «движении» подвеска регулярно выходила из строя.
Поскольку добронировать Т-26, не уродуя при этом подвеску, не насилуя трансмиссию и двигатель практически невозможно (с установкой новых возиться поздно), а без качественного усиления бронезащиты он просто не нужен, сам собой напрашивается такой вариант:
А если пожертвовать собственно танком?
В конце концов, что такое Т-26 как танк? Жестянка, не способная ни активно маневрировать на поле боя, ни совершать быстрые и длительные марши, ни выдерживать огонь не то что ПТО, даже ККП и ПТР.
А вооружение! Орудие калибра 45 мм – переделка под танк ПТО, годилась почти исключительно для борьбы с танками противника. ОФС имел совершенно ничтожное действие и, понимая это, ГАБТУ постоянно требовало создания «артиллерийских танков» поддержки с трёхдюймовками, хотя бы и чмошными полковушками. Да и пулемёты на наших танках стояли созданные отнюдь не на базе станкового, а ручника ДП-27. ДТ-29, как и любой другой ручной пулемёт, в принципе не годился для ведения продолжительного массированного огня по противнику.
После этого стоит ли удивляться, что наши бэтэшки с аналогичным вооружением в бою при Баин-Цаган в Монголии огромное количество японцев уничтожили, передавив/перемолов их гусеницами. По воспоминаниям участников того боя, танки останавливались из-за массы человеческих костей и мяса, забивавших гусеницы и подвеску.
Отсюда бытовавшие в РИ предложения по вооружению бронетехники не только трёхдюймовыми орудиями с более эффективным ОФС, но и скорострельными пулемётами ШКАС –более эффективными, чем ТД. Но, и дорогими…
В общем, учитывая, что в армии простых «линейных» Т-26 и так дохренищща (к 36-му, уже что-то около 5 тысяч), и продолжать выпуск «двадцатьшестого» как танка уже бессмысленно, я предлагаю, перейти на выпуск такого триплекса:
1. Штурмовая (она же противотанковая) САУ АТ-1.
Машина была полностью готова. В 36-ом, планировалось собрать установочную партию из 10 машин, развернув в дальнейшем их массовый выпуск. Вес – 9.6 тонн. А это означает, что бронезащиту, по крайней мере лобовой проекции, можно увеличить до непробиваемости немецкой 37 мм «колотушкой» с дистанции более 500 м. (Она имела бронепробиваемость: 500 м – 25 мм, 100 м – 34 мм). Дабы ничего не менять ни в поставках от смежников, ни в технологиях, для этого достаточно на штатную 13 мм лобовую броню АТ-1, навесить экран той же, 13 мм толщины. Либо вообще перейти на бронепрокат используемых для сборки Т-26 стандартных толщин: 15, 10 и 6 мм. Лоб: 15+10=25 мм или даже 15+13=28 мм. Борт и корма по 10 мм (на оригинале 13 мм). Чуть меньше, но винтовочную пулю держать будет, а ради лобовой проекции надо чем-то жертвовать. Тут всё будет зависеть от веса. Перегружать не желательно ни самоходку в целом, ни передние катки в частности.
Единственная проблемка – 76 мм пушка. ПС-3 на Кировском, махановцы (артиллерийское КБ завода возглавляемое Махановым), действуя скорее как махновцы активно саботировали (эталонные пушки работали великолепно, а серийные нет, поскольку непременно и принципиально эталонным не соответствовали), усиленно продвигая свои, сперва Л-7, потом Л-10. Тут вариантов два: либо, в полном соответствии с тогдашней практикой арестовываем Маханова со товарищи как вредителей и португальских шпиёнов и, без отрыва от производства, загоняем в шарагу на срок… пока они с ПС-3 не сделают тоже самое, что сделали в аналогичной шараге конструктора завода №8 им. Калинина в Подлипках. Они тоже никак не могли довести до ума автоматику в серийной танковой 45 мм пушке – гнали сплошной брак (30 % отказов при стрельбе) и лишь жаловались, что нет ни точных чертежей, ни технологической документации и вообще конструкция пушки «сырая». В шараге, эти товарищи похоже многое для себя поняли, потому как за не полные 3 месяца, сделали и чертежи, и технологическую карту, и модернизацию орудия, снизив тем самым количество отказов в серийных пушках до 2 % — чего на воле не могли сделать в течение более чем полугода. Вот вам и сравнительный показатель эффективности стимулов в виде кнута и пряника.
Если Маханов за те же 3 месяца не обеспечит серийного производства ПС-3 (которую «мурыжит» уже не первый год) будем вооружать АТ-1 его же, новенькой Л-10 обр. как раз 36-го года – тоже в принципе не плохое орудие, хотя, более громоздкое и дорогое. Зато и мощнее, и современнее. Правда персонально под Л-10 придётся несколько модифицировать боевое отделение самоходки, но это можно сделать и прямо на конвейере.
В РИ, Маханов «съел» главного «самоходчика страны» Сячентова с его ПС-3 (а вместе с Сячентовым, в 1937-ом году, в стране вообще прикрыли все работы по САУ), а когда он тоже самое попытался сделать с «любимцем Сталина» Грабиным, конкурируя с его Ф-32 и Ф-34, и полигонную и подковёрную борьбу Маханов проиграл и пошёл к стеночке вслед за Сячентовым.
В общем, в течение 36-го эта проблема будет так или иначе успешно решена.
2. САУ артподдержки в виде самоходки Су-5-2.
Эту не только уже полностью испытали и официально приняли на вооружение как АТ-1, но и в том же 36-ом, выпустили пробной партией в 30 машин, показавших себя в целом не плохо.
Весила она как раз те самые предельные 10 тонн (точнее 10,2 т). Многовато, но терпимо. Не танк – без конца носиться по полю боя не надо.
Единственная проблема – боекомплект всего 8 снарядов (в первом варианте возимый боекомплект вообще не предусматривался, потом, ввели «прожиточный минимум» первой очереди из 4 снарядов и 6 зарядов. В конце концов, по настоянию военных БК был-таки увеличен до 8 снарядов), а значит, на каждую батарею придётся выпустить как минимум один транспортёр боеприпасов.
А можно и не выпускать. Задействовав на это доброе дело невеликое пока танковое производство на СТЗ (в 35-ом там собрали 115 Т-26), там можно легко переделать часть старых двухбашенных Т-26 в такие транспортёры боеприпасов:
Главное, чтоб суммарный вес гружёной машины опять-таки не превышал критические 10 тонн.
С артчастью проблем нет. До постановки в серийное производство знаменитой 122 мм гаубицы Петрова М-30, (не ранее 38 г.) производство 122 мм гаубицы обр. 10/30 г. будет продолжаться.
3. ЗСУ.
Тут всё вообще просто. На шасси обычного Т-26 без башни и крыши подбашенной коробки, на простейшей тумбе монтируется сперва спарка крупнокалиберных ДК, потом ДШК, а в конце-концов, и 37 мм АП. (В том же 36-ом, в РИ были заказаны 6 штук Су-6 с 37 мм АП Шпитального, с коими, к сожалению, произошёл облом).
Тут наиболее острая проблема – сам 12.7 мм крупнокалиберный пулемёт. Их в стране наблюдался постоянный дефицит. Форсировать производство – одна из задач любой АИ, вне зависимости, нравится кому-то система заряжания ДК или нет, устраивает казну стоимость ДШК (тем более их спарок) или нет. В конце концов, если уж ВПК так тяжело и муторно вымучивает МЗА, разумной альтернативы ККП нет хотя бы в качестве ближней ПВО против низколетящих/пикирующих целей. В общем, в том же 36-ом, надо разворачивать по-настоящему массовое производство ДК, а в 38-ом, переходить на ДШК (если получится, поднимать ДК до ДШК раньше).
Что касается МЗА. Времени на доводку недоводимого (в смысле на возню с уродцами от «рейнметалла») было потрачено неоправданно много. За это время, можно было купить и 20 мм швейцарский «Эрликон», и 37 мм итальянскую «Бреду», и 40 мм шведский «Бофорс» с технологическими картами, станками и всеми приспособами для серийного выпуска – эти-то МЗА продавались работоспособными, годными для серийного производства, в отличие от вышеупомянутых «макетов», купленных в 31-ом. Да и отечественные разработки имели место быть. Серьёзный вопрос в любой АИ.
(Рисовальщик из меня никакой, ну, примерно вот так, хотя, с теми хреновинами, что внизу, было гораздо круче:)
И усё. Да! Была у меня мысль, просто заменить на Су-6 зенитку 3К обр. 31 г. на лендеровскую трёхдюймовку со стволом длиной в 50 клб. (такая версия имела место быть в РИ и называлась 9К). А что? Получилась бы вполне подходящая по весу универсальная САУ – хоть зенитная (правда уже недостаточно скорострельная), хоть дюже мощная противотанковая, хоть просто для артподдержки танков и пехоты стрельбой с закрытых позиций – дальнобойность-то не меньше чем у той же Су-5-1 вооружённой дивизионной пушкой. Но, пушек 9К мало (давно не производятся), да и осваивать очень сильно модифицированное для Су-6 шасси уже никто не будет. Нам ведь важно не только модели техники на 174-ом заводе (головной по производству Т-26) поменять, нам как-то надо добиться, чтоб и собственно производство не слишком залихорадило.
Теперь, не менее важный вопрос – структура.
В 1936-ом, РККА имела 4 мехкорпуса. Прежде, каждый состоял из одной бригады Т-26, одной бригады БТ, мотострелковой бригады, артдивизиона и прочих подразделений.
В 35-ом, принимается абсолютно правильное решение: все бригады мехкорпусов должны быть укомплектованы исключительно высокомобильными БТ.
Те же БТ в составе механизированных полков состояли в штате кавалерийских дивизий.
Т-26 теперь имелись лишь в отдельных мехбригадах и отдельными батальонами (по 45 машин) в составе стрелковых дивизий.
Я предлагаю, кое что тут поменять.
Не касаясь ни механизированных корпусов, которые (как и отдельные бригады, вооружённые Т-28 и Т-35) вполне логично оставить сугубо достоянием РГК, ни артсамоходов на шасси БТ (что тоже необходимы, но в тему данной АИ не входят), я предлагаю сохранить бэтэшки исключительно в отдельных кавдивизиях (их предполагалось использовать в качестве армейских резервов – грубо говоря, для затыкания дыр в обороне и контрударов), а вот из КД кавалерийских корпусов, предназначавшихся для глубоких рейдов по тылам противника, БТ лучше вообще изъять. БТ с их чудовищно прожорливыми авиамоторами М-17 скорее обуза, поскольку дозаправки топливом, пополнение боекомплекта, ремонт и эвакуацию неисправной техники в тылу противника организовать как-то сложновато… Скорее всего, спалив топливо (а на трофейное надежда плохая), все бэтэхи будут просто и бестолково брошены. Непростительная роскошь для любой армии мира… кроме РККА! Кавалерии проще, и для здоровья полезнее, от тяжёлых и затяжных боестолкновений уклоняться благодаря своей непревзойдённой маневренности.
Вместо БТ в таких кавдивизиях, полагаю, будет вполне уместно и достаточно использовать малые плавающие танки Т-37А/Т-38.
Они и кавалерийский наскок на тыловые учреждения поддержат лучше любых тачанок, и водные преграды будут спокойно форсировать вместе с кавалеристами, не завися от наличия мостов, да и по мере расхода топлива их бросать уже не так жалко.
Таким образом, ХПЗ за период с 35 по 37 г.г. произведёт более 2 тыс. наиболее совершенных БТ-7, которыми можно будет укомплектовать все существующие мехкорпуса и даже получить солидный резерв. БТ-5 при этом «сослать на убой» в мехполки отдельных КД. БТ-2 перевести в разряд учебных.
В 1938-ом, начать на ХПЗ полную модернизацию производства с тем, чтоб с начала 39-го, завод приступил к выпуску основного танка нового поколения.
Что касается пехоты. Точнее батальонов Т-26 в составе стрелковых дивизий. Жизнь «двадцатьшестым» в таких дивизиях светит очень короткая и не продуктивная. Ну невозможно организовать в каждой стрелковой дивизии нормальное техобслуживание для 45 танков (его даже в танковых бригадах зачастую организовать не удавалось). И в итоге, будет большая часть танков стрелковых дивизий просто брошена от банальных поломок, поскольку нет в них ни условий для ремонта, ни запчастей – те тоже в первую очередь пойдут в механизированные формирования.
Вывод: из всех без исключения стрелковых дивизий, танковые батальоны исключаем, заменяя их на бронеавтомобили. Советские средние БА имели такое же как и Т-26 вооружение (даже лучше, если учитывать пулемёт в передней части корпуса). Нормальную техобслугу броневикам, собираемым на шасси гражданских грузовиков, мог обеспечить обычный автобат дивизии. Да и диапазон применения БА имели самый широкий – от разведки и патрулирования, до защиты коммуникаций, преследования разбитого противника (удирающего прежде всего и гуще всего по дорогам), прикрытия отхода частей своей дивизии и даже прямого участия в текущих фронтовых операциях в духе БА первой мировой.
Ну и, наконец, о месте в РККА для нашего «триплекса».
Во-первых, механизированные бригады с Т-26. Тут всё достаточно просто. Как и предусматривалось в РИ (но, год за годом не выполнялось по отсутствию матчасти) в состав каждого танкового батальона включаем по батарее АТ-1 в качестве САУ артподдержки – то о чём давно мечтали танкисты.
Собственно бригадная структура, получит дополнительно по дивизиону тех же АТ-1 на любой потребный случай – хоть в качестве мощного усиления артподдержки, хоть в качестве средства ПТО. Естественно и по дивизиончику Су-5-2 и ЗСУ мы бригадам тоже «подкинем».
На начало 1936-го, на балансе РККА числились более 2500 однобашенных и около 2000 двухбашенных Т-26.
Двухбашенные из первой линии исключаем полностью и распределяем: требующие капремонта просто списываем. Те, что в более-менее приличном состоянии, частью переделываем во вспомогательные машины, частью продаём за рубеж (если найдутся желающие), их же в неограниченном количестве «жертвуем» разным зарубежным «подшефным». Большую же часть передаём в учебные части и ОСОАВИАХИМ для эксплуатации «на износ». В каждой мехбригаде, вооружённой Т-26, формируем ещё один (четвёртый) танковый батальон – учебный, с теми самыми двухбашенными Т-26. Их назначение тоже понятно – форсированное обучение механиков водителей и командиров танков, сберегая при этом ресурс машин боевых батальонов.
2500 однобашенных Т-26 распределяются довольно просто:
10 отдельных механизированных бригад постоянной боеготовности (количество танков как раз примерно соответствует штатному расписанию мехбригады обр. 35 г.).
Соответственно, нам потребуется 240 АТ-1, 120 ЗСУ(2хККП) и 120 Су-5-2. Совсем не много, учитывая, что 174-й завод мог штамповать по тысяче с лишним более сложных и дорогих Т-26 в год.
Но, это ещё не всё. Есть у меня одна идея.
Что было одной из главной проблем нашей пехоты? Крайне низкая оперативная манёвренность. Наши стрелковые дивизии «ходили» по ТВД значительно медленнее немецких пехотных, не говоря уже про моторизованные. Вот и получалось, что перебросить резервы к угрожаемому участку мы не успевали, заткнуть дыру в обороне (в т. ч. и чтоб оставить прорвавшиеся моторизованные части противника в мешке) не успевали, деблокировать и вытащить стрелковые дивизии из образующихся котлов не успевали, зато противник постоянно успевал и оборону занять, и фланги наши опрокинуть, и мышеловку захлопнуть.
Логично было создать в качестве резервов несколько моторизованных дивизий – по сути, тех же стрелковых, но чтоб весь личный состав был обеспечен транспортом – хоть теми же гражданскими грузовиками для пехоты и быстроходными тракторами для тяжёлой артиллерии. Вот для чего в любой АИ жизненно необходима запланированная, но так и не осуществлённая в РИ модернизация ЯГАЗа!
Мы пойдём чуток дальше.
Структура дивизии: два (именно только два, поскольку автотранспорта мало) мотострелковых полка полностью обеспеченных грузовиками ЗиС-5, гаубичный полк (36 Су-5-2), полк штурмовых/ПТО САУ (54 АТ-1. Три дивизиона, по 6 машин в батарее), отдельные дивизионы ПВО (лёгкий – 12 ЗСУ-12.7, тяжёлый – 8 ЗСУ-37 плюс 4 ЗСУ в виде зенитной пушки обр. 31 г. на шасси тяжёлого грузовика Яг-10).
Плюс моторизованный миномётный дивизион (18 120 мм МНМ). Ну и все прочие, положенные стрелковой дивизии части и подразделения.
Если получится, очень желательно (учитывая относительно невысокую дальнобойность и 120 мм миномётов и устаревших 122 мм гаубиц, которыми вооружались Су-5-2), ввести в штат АП дивизион (12 штук) 107 мм пушек для контрбатарейной борьбы с немецкими дивизионными 105 мм гаубицами. Естественно эти пушки должны быть полностью оснащены скоростными артягачами и прикрываться собственной батареей ПВО (хотя бы 4М).
Вот такая стрелково-артиллерийская моторизованная дивизия, ИМХО, будет очень даже кстати и в качестве оперативного резерва в обороне, и в качестве усиления на участке прорыва, буде мы надумаем наступать. Особенно эффективны были бы совместные действия мехбригады Т-26 и такой стрелково-артиллерийской моторизованной дивизии.
Для формирования десяти таких дивизий, соответственно потребуется:
АТ-1 – 540
Су-5-2 – 360
ЗСУ-2х12.7 – 120
ЗСУ-1х37 – 80
Суммарно с учетом техники десяти мехбригад:
АТ-1 – 780
Су-5-2 – 480
ЗСУ-2х12.7 – 264
ЗСУ-1х37 – 224
Итого: 1748 машин. Из которых менее 1500 новых (ЗСУ можно получить и путём переделки старых Т-26). Но, для простоты счёта округляем выпуск новых самоходок до 1500.
Так вот. Эти 1500 машин, на тех мощностях 174-го завода, где собирали Т-26, можно не напрягаясь собрать за полтора года! У нас будет почти два. Это большая часть 36-го (развёртывание выпуска САУ тоже займёт какое-то время), весь 37-й и, если потребуется, начало 38-го. Большую часть того же 38-го модернизируем предприятие под выпуск нового танка. Хоть тяжёлого (КВ), хоть среднего (Т-34 – или как его там назовут?).
И уже с самого начала 39-го, параллельно с ХПЗ, разворачиваем массовый выпуск танка нового поколения, к тому же, за три-то года скурпулёзной разработки, избавленного от большинства детских болезней. Да и на устранение тех, что останутся, времени ещё будет почти вагон.
И ещё. Р.С. Персональный абзац для тех, кто уверен – сокращение поголовья жестяных танков морально устаревшего поколения – безусловное благо для РККА, сообщаю: те 1500 новых самоходок будут выпущены вместо 4217 танков Т-26, построенных в промежутке с 36-го по 41-й год. Вместо них же, мы фактически целый год (которого у страны не было в РИ), производим и, если надо, доводим до ума новую технику. И главное – учимся на ней воевать.
ТТХ САУ АТ-1, Су-5-2 и ЗСУ.
| АТ-1 | Су-5-2 | (ЗСУ-12) | (ЗСУ-37) |
Боевая масса (т) | 9.6 (10) | 10 | 8.5 | 10 |
Скорость (км/ч) | 30 | 30 | 31 | 30 |
Запас хода (км) | 140 | 150 | 180 | 140 |
Двигатель (л.с.) | 92 | 92 | 92 | 92 |
Бронезащита (мм) Лоб РИ (АИ) Борт РИ (АИ) Корма РИ (АИ) Крыша РИ (АИ) днище |
13 (15+10) 13 (10) 13 (10) 10 (10) 6 (6) |
15 (10) 10 10 6 6 |
15 15 15 10 6 |
10 10 10 10 6 |
Вооружение: Орудие, калибр, б/к пулемёт |
76.2 мм ПС-3, (40) ДТ (29) |
122 мм гаубица обр. 10/30, (8) |
2х12.7 ДК/ДШК |
61К |
экипаж | 3 | 5 | 4 | 5 |
ТТХ орудий устанавливаемых на Т-26 и АТ-1 АИ.
| L ствола (клб) | Масса кач. ч. (кг) | Скростр. (в/м) | Мех. Зар. |
45 мм 20К 1934 г. | 46 | 313 | До 12 | клин п/авт |
76.2 мм ПС-3 1935 г. | 21.5 | 615 | До 15 | клин. п/авт |
76.2 мм Л-10 1936 г. | 23.7 | 641 | До 12 | клин. п/авт |
ТТХ и Бронепробиваемость
| Нач. ск. сн (м/с) | Масса. сн. (кг) | 100 м | 500 м | 1000 м |
45 мм 20К 1932/34г. | 740 | 1.4 | 51 | 38 | 35 |
76.2 мм ПС-3 1932 г. | 520 | 6.5 |
| 55 |
|
76.2 мм Л-10 1936г. | 558 | 6.5 |
| 61 | 50 |
т.е. уже в 1939 году можно
т.е. уже в 1939 году можно ожидать тяжелые танки на Дальнев Востоке?
Вряд ли. Во-первых, они там
Вряд ли. Во-первых, они там уже не нужны. Во вторых, с 39-го только развернётся выпуск новых тяжёлого и среднего танков. А такие секретные новинки сперва будут долго и упорно обкатываться во внутренних округах. Да и в Монголии у япов не было достойного соперника нашим бэтэхам. Вот экранированные БТ с чисто гусеничным ходом в Монголии были бы весьма кстати.
С уважением, Ансар.
Проблема
Проблема экранировки упирается в трансмиссию, нужна новая КПП, по теме экранированного БТ пришлось пофлудить в лит. проекте "Маршал" Михаила Ланцова, меня убедили что экранированный БТ переведеный на гусеничный с 3-х скоростной КПП будет испытывать большие проблемы, в РИ мехводы вынуждены были трогатся с пробуксовкой. В РИ были испытания БТ-7 догруженных мешками с песком.
А зачем нам 3-х скоростная
А зачем нам 3-х скоростная КПП? Не напомните, уважаемый коллега, какой вкладывался сокральный смысл в переходе с 4-х ск. КПП американского типа на 3-х ск. тракторного типа, кроме удешевления её производства? 4-х ск. уже не годилась для танка по его выросшей массе? Мне это решение категорически не нравится. Иметь формально лёгкий танк с двигуном такой мощности и всего 3-х ск. КПП — нонсенс.
В любом случае, переход на 3-х ск. состоялся в 37-ом. А в АИ — 36-ой. Если усиление бронезащиты — столбовое направление, вопрос о КПП соответствующей новой массе танка — архиважный. Надо будет решить — решат.
С уважением, Ансар.
Не, это не финал, но
Не, это не финал, но направление в целом верное. Вернусь через месячишко домой, допилю наконец целую серию развития Т26, ажно до1944 года 😉
Почтенный коллега! Буду ждать
Почтенный коллега! Буду ждать с нетерпением! Только прошу Вас не переусердствовать. Т-26 действительно устарел ещё в 36-ом. И чудя с его модернизациями надо помнить: модернизация — это труд огромного коллектива, которому, вероятно, нашлось бы и лучшее применение. Постеновка на конвейер новых версий Т-26 — это перестройка технологического цикла — а с новыми двигателем, подвеской, бронированием и вооружением — фактически уже новый танк. Овчинка выделки стоит ли?
Ну, положим Вы все эти проблемы решили. В 36-ом принимаете решение о модернизации. За год, делаете новую модель. Год её ещё испытываете и доводите. Ждёте, когда развернётся выпуск нового двигателя. И когда начинаете выпуск? В 39-ом? А когда завод под принципиально новые танки реконструировать? Уже во время войны? Вопросы…
С уважением, Ансар.
Коллега, вы зрите в самый
Коллега, вы зрите в самый корень, но у меня припрятан туз в рукаве 🙂 Усе продуманно, осталось закончить картинки и набрать текст. Но рисовать могу только дома, а домой вернусь в конце февраля. Выкладывать же голый текст без картинок — не комильфо.
Ну, тогда, счастливого
Ну, тогда, счастливого возвращения и творческих успехов! Подождём.
С уважением, Ансар.
Да, конструкторов у нас было
Да, конструкторов у нас было мало. Хороших — еще меньше. Тех, кто при полном непонимании военных, что же им было надо — вообще единницы. В авиации — Поликарпов, в танкостроении — Гинзбург …
Спасибо, Вадим. И что
Спасибо, Вадим. И что интересно — вот Туполев, после поездки в Германию сказал, что только на фирме Мессершмитта авиаконструкторов работает больше, чем их во всём СССР. И что в итоге? ДВА Мессера во ВМВ: Ме-109 и Ме-110. А в СССР огромная прорва КБ, море проектов (в основном корзинных) банда главных конструкторов, каждый из которых мнил себя пупом земли, занятых подковёрными дрязгами и в итоге — на начало войны нет серийной, доведённой до совершенства, освоенной личным составом модели того же истребителя уровня Ме-109. ИМХО, если бы в СССР было ОДНО но большое и мощное КБ работающее над темой истребителя, с Поликарповым во главе, мы стретили бы ВОВ на равных. С уважением, Ансар.
Ansar02 пишет:
Спасибо,
[quote=Ansar02]
Спасибо, Вадим. И что интересно — вот Туполев, после поездки в Германию сказал, что только на фирме Мессершмитта авиаконструкторов работает больше, чем их во всём СССР.[/quote]
Да, только не Туполев, а Яковлев.
[quote=Ansar02]
И что в итоге? ДВА Мессера во ВМВ: Ме-109 и Ме-110. [/quote]
Не совсем понял Вашу мысль: это много или мало? Но вообще-то, Мессеров в ВМВ было не два, а пять: 109-первый (А-Е), 109-второй (F-K; отличия от первого таковы, что можно с полным правом считать его другим самолётом), 110, 410 и 262. 163 считать не будем — это машина Липпиша, Мессершмитт к её созданию непричастен и вообще относился к ней весьма критически.
Почтенный коллега! Проблема
Почтенный коллега! Проблема не в том "много или мало". Проблема в приоритетности задач и, соответственно, концентрации усилий на их решение. В СССР и без того не шибко многочисленные авиаконструкторские кадры распылялись на массу проектов. Руководители этих проектов, фактически вели себя как "свободные художники". Вели постоянную подковёрную борьбу и тратили напрасно огромные деньги и время, повторяя одни и теже ошибки, решая одни и теже проблемы. Возможно это одна из причин, почему мы имели к началу войны устаревший парк и сырые самолёты нового поколения.
С уважением, Ансар.
А в США истребителей было
А в США истребителей было еще больше. Тут аналогичная борьба экономики, ковров, мнения.
И что в итоге? ДВА Мессера во
Ну, были две машины, которые, на мой взгляд, были достаточно хороши: И-185 и ТИС. Да и ИТП был достаточно неплох.
Рейхс-маршал пишет:
скорость
[quote=Рейхс-маршал]
скорость и точность расходования БК самими танками (о чем так некстати позабыли в новогоднюю ночь начала 1995 г. в Грозном).
[/quote]
Прошу прощения за оффтоп, но после того, как наши подразделения вошли в огневую ловушку у ж/д вокзала такой фактор как забывчивость насчет скорости и точности расходования БК танками относится к категории "прочее".
[quote=Максим….]
Ну, были две машины, которые, на мой взгляд, были достаточно хороши: И-185 и ТИС. Да и ИТП был достаточно неплох.
[/quote]
При той тактике наших ВВС, которая была на первую половину войны, любые, даже самые совершенные самолеты — как мертвому припарки. При более-менее адекватной тактике — могли бы вытянуть ситуацию даже на МиГ-3 и его последующих модификациях.
Почтенный коллега! Я не
Почтенный коллега! Я не уверен, что в начале войны наши ВВС вообще придерживались хоть какой-то тактики. ИМХО, до реформы Новикова, ВВС просто с полным самопожертвованием обслуживали избиваемые сухопутные войска не заморачиваясь такими вещами как тактика и стратегия. В вопросе не знаток, поэтому всегда готов выслушать мнения и предложения людей, в теме продвинутых.
С уважением, Ансар.
Ansar02 пишет:
Почтенный
[quote=Ansar02]
Почтенный коллега! Я не уверен, что в начале войны наши ВВС вообще придерживались хоть какой-то тактики. ИМХО, до реформы Новикова, ВВС просто с полным самопожертвованием обслуживали избиваемые сухопутные войска не заморачиваясь такими вещами как тактика и стратегия.
[/quote]
Тут такой нюанс — тактика и стратегия была. В книжках описана, в учебных заведениях преподавалась… Но в реале, наличие такой тактики и стратегии было равносильно их полному отсутствию. И даже так — неверные лекала не вели к выздоровлению, а наоборот — заставляли применять заранее негодные приемы, ведущие к печальным для нас последствиям.
[quote=Ansar02]
В вопросе не знаток, поэтому всегда готов выслушать мнения и предложения людей, в теме продвинутых.
[/quote]
Уважаемый Ансар, не готов отнести себя к продвинутым в теме людям, но чисто ИМХО, что можно было сделать, не особо отрываясь от реальности (в смысле наличия ресурсов — движков, самолетов, организационных возможностей):
Сделать ставку на МиГи. Дальнейший апгрейд — до… ну, (не жадничать люминия) цельнометаллического МиГ-3 с АМ-37 и двумя 20-мм. Ну и далее… Что там может получиться.
В тактике — "бум-зумить". Радиостанции/связь. Создать несколько отборных гвардейских полков/авиагруп "охотников" (оперативно независимых), с возможностью быстрой их концентрации на главных направлениях.
Как-то так, в общем…
Дык И-200 нет даже в проекте.
Дык И-200 нет даже в проекте.
E.tom пишет:
Дык И-200 нет
[quote=E.tom]
Дык И-200 нет даже в проекте.
[/quote]
В смысле? Проектирование в ноябре 1939. В декабре уже был эскизный проект.
Так начало АИ в 36-м, за 3-и
Так начало АИ в 36-м, за 3-и года АИ развития научно-технический прогрес уйдет в сторону. А поликарповский поект "К" без опыта создания И-17 и И-180 будет совсем другим.
Почтенный Максим! Для того
Почтенный Максим! Для того чтоб И-185 стал нашим козырем в ВОВ всего-то и требовалось: 1. Поликарпов безусловно главный в стране по истребителям; 2. Двигатель.
С уважением, Ансар.
Ansar02 пишет:
Для того чтоб
[quote=Ansar02]
Для того чтоб И-185 стал нашим козырем в ВОВ всего-то и требовалось: 1. Поликарпов безусловно главный в стране по истребителям; 2. Двигатель.
[/quote]
Про двигатель верно на 1000 %, а вот первый пункт… Поликарпов БЫЛ безусловно главным в стране по истребителям. Долго был, фактически с 1934 по 1939 год. И что в результате? "Осчастливил" наши ВВС Бисами и Чайками, причём вторые из названных пошли в массовую серию… в середине 1939 года! А не был бы "безусловно главным" — возможно, имели бы вот это:
http://alternathistory.org.ua/drugie-lyudi-drugie-proekty-opytnye-istrebiteli-g-26-i-ip-2-dg-54-sssr
Либо вот это:
http://alternathistory.org.ua/opytnyi-istrebitel-i-21-sssr
Почтенный коллега! Ваш
Почтенный коллега! Ваш авторитет в области авиации непререкаем! Но, возможно, если бы Поликарпову не мешали, в процессе эволюции из И-17 получился бы в итоге неплохой аналог Ме-109, из И-180, аналог ФВ-190, у немцев же остойного аналога ВИТу не было бы. А вот с доводкой Ваших "претендентов" затяжка по времени опять-таки возможно, случилась бы довольно близкая к нашим РИ истребителям. Впрочем, это сугубо ИМХО, ибо нискока не специалист. С уважением, Ансар.
Ansar02 пишет: Почтенный [quote=Ansar02] Почтенный коллега! Ваш авторитет в области авиации непререкаем! [/quote] Спасибо. Даже неловко как-то… [quote=Ansar02] Но, возможно, если бы Поликарпову не мешали…[/quote] Ему никто и не мешал — уж в случае с И-17 то точно. Если только он сам себе "мешал", занимаясь борьбой за бипланы. [quote=Ansar02] … в процессе эволюции из И-17 получился бы в итоге неплохой аналог Ме-109[/quote] Боюсь, из И-17 (без полной его переработки) ничего не могло получиться. Это по сути гоночный самолёт: если у Мессера был обжатый фюзеляж и тесная кабина, то об И-17 и говорить нечего — в нём вообще не всякий пилот поместится: А главное — это не помогало ему быстрее летать… Посмотрите мой комментарий к статье про Кавасаки Ки-28, я там сделал сравнительную табличку. У Ки-28 неубирающееся шасси, меньше нагрузка на крыло, заметно более "объёмный" фюзеляж и сам он больше, при равной мощности двигателя. При этом максимальная скорость у них одинаковая, а если рассматривать скорости на всём диапазоне высот, то вообще увидим небольшое преимущество японца! И-17 — откровенно неудачный проект, надо это признать… [quote=Ansar02] из И-180, аналог ФВ-190[/quote] Уважаемый коллега, Вы хорошо представляете себе И-180? Это по сути Ишак, с минимально необходимыми изменениями под другой мотор (правда, эти "минимально необходимые" оказались весьма значительными… Подробнее »
Ему никто и не мешал — уж в Ему никто и не мешал — уж в случае с И-17 то точно. Если только он сам себе "мешал", занимаясь борьбой за бипланы. … а доказать, что не мешали, можете? Ну там КБ не разгоняли, проекты не закрывали и т.д. и т.п. Боюсь, из И-17 (без полной его переработки) ничего не могло получиться. Это по сути гоночный самолёт: если у Мессера был обжатый фюзеляж и тесная кабина, то об И-17 и говорить нечего — в нём вообще не всякий пилот поместится: … о как? А ИТП тоже гоночный? А это и есть развитие И-17, модель И-17-4, которую Поликарпов стал делать, после того, как ему закрыли тему И-17-3 и тут же на материалах его исследований и разработок родились два гоночных самолета с пушками … Да, кстати: И-180 и И-185 — совершенно разные самолёты. … точнее один развитие другого! Это Вам не велосипед … Достаточно посмотреть проект И-185 с М-90 и И-180 Е-5, чтобы понять, что это вариации одного и того же проекта. Да и на этой схеме это все хорошо видно Вот даже зрительно видна динамика развития одного семейства, а здесь еще нет промужуточного И-180 Е-5 и "гибридного" И-180 Е-7, так просто последовательно… Подробнее »
О, вот и Вадим! Рад Вас снова О, вот и Вадим! Рад Вас снова слышать, уважаемый коллега! [quote=Вадим Петров] … а доказать, что не мешали, можете? Ну там КБ не разгоняли, проекты не закрывали и т.д. и т.п.[/quote] Кхм… Разогнали, например, КБ Кочеригина в 1942 году; Мясищева — в 1946-м; Сухого — в 1949-м… Можно вспомнить и ещё ряд примеров. Но кто же и когда разгонял КБ Поликарпова? Или Вы имеете в виду 1929 год? Проекты закрывали у всех (или Вы можете назвать конструктора, с кем такого ни разу не случалось?). Вот ИП-2 и И-21 тому примером. Ну а Поликарпов, когда реально хотел что-то пробить — он это пробивал. Когда хотели прикрыть (да фактически и прикрыли) тему И-15 и иже с ним бипланов — он дошёл до самого товарища Сталина, но добился-таки реанимации этого "перспективного" направления… А вообще говоря, бремя доказательства лежит на стороне обвинения . Коль скоро Вы, уважаемый коллега, обвиняете неких лиц в том, что они "мешали" Поликарпову — Вам это и доказывать. В противном случае — действует презумпция невиновности. [quote=Вадим Петров] … о как? А ИТП тоже гоночный? А это и есть развитие И-17, модель И-17-4[/quote] Ну да, ну да. Почти один и тот же самолёт — невооружённым глазом видно 😉 А… Подробнее »
Да, коллизия. Простите
Да, коллизия. Простите дилетанта. Просто всегда был уверен — И-17 мог "эволюционировать" в Як, а И-180 в И-185. Значит ошибался. Спасибо за ликбез. Надо будет на досуге перечитать авиаальтернативы. Тема-то действительно очень интересная — благо люди её знающие есть
.
С уважением, Ансар.
Из И-17 неполучится, нужно
Из И-17 неполучится, нужно создовать практически новый самолет, что в РИ и было создано — И-200. Главное И-17 упорно не хотел быстрее летать, новое крыло для этого требовалось.Так же как из И-180 не получится аналога 190-го они совершенно разные по классу самолеты. Под более большие моторы пришлось создовать фактически новый самолет И-185. И-17 так же долго доводили, как и И-180 — итог известен.
Ansar02 пишет: …. Для того [quote=Ansar02] …. Для того чтоб И-185 стал нашим козырем в ВОВ всего-то и требовалось: 1. Поликарпов безусловно главный в стране по истребителям; 2. Двигатель. [/quote] При обсуждении судьбы самолетов Н.Н. Поликарпова И-180 и И-185 всегда активно используется такой "аргумент", что Поликарпов неправильно выбрал двигатель и выбранного им двигателя, не было, поскольку его так и не смогли довести. Забегая вперед, скажу, что вообще-то, если исходить из определенных требований к авиационному мотору, относящимся к его надежности, то вполне обоснованно можно было бы сказать, что в тот период, у нас вообще не было доведенных новых, имевших перспективу, двигателей. Вы скажете, а как же так, на чем же тогда летали известные Яки и Лавочкины? Да на тех же, ненадежных и недоведенных двигателях, которые для них нашлись, а для Поликарпова — нет. Я пока не готов доказать это, но уже то, что мне удалось изучить, дает мне основание ставить вопрос таким образом, в производство одни двигатели пошли, а другие нет и практически все отличие одних от других заключалось в одном, на производство одних двигателей были выделены достаточные материальные ресурсы, а на производство других — нет. Далее я попробую показать сложившуюся ситуацию и дать пояснение, почему же я пришел к такому выводу… Подробнее »
Почтенный Вадим! Очень буду
Почтенный Вадим! Очень буду рад прочесть Вашу статью. В целом, имею схожую точку зрения на некоторые "недоводимые" образцы техники. Скорее всего эта самая недоводимость — штука довольно условная. Сперва не хватало банальных знаний и опыта, потом технологического оборудования соответствующего уровня, потом просто кадров и денег (сложная и непредсказуемая система выбора приоритетов). В АИ, где приоритеты расставляются иначе, очень многое из "недоводимого" вполне могло быть доведено.
С уважением, Ансар.
2. Двигатель
Вот с этим
Вот с этим проблемки у нас постоянно. Я вот как-то рассматривал варианты либо предвоенной закупки какого-нибудь движка в США или Британии, или получение его уже во время войны по ленд-лизу с дальнейшем началом лицензионного (хотя, можно и обойтись, война как никак) производства. Какие есть кандидаты? И желательно, чтобы можно было эти двигатели ставить на разные машины.
И да, коллега! Вам никогда не
И да, коллега! Вам никогда не хотелось дать Союзу что-нибудь, типа Fw-190, но немного доработанного под нас. Универсальная унифицированная усреднённая машина (далее -УУУ) не очень сложная в управлении, способная простить неопытным пилотам некторые ошибки, которую СССР будет штампавать тысячими. Плюс к ней подберём у союзников (если они нам разрешат) хороший, достаточно мощный двигатель. Можно даже создать ночной истребитель, немного подкоректировав развитие отечественных РЛС, или взять её у тех же союзников:
Почтенный Максим! Поелику
Почтенный Максим! Поелику знания мои в области авиации довольно посредственные, обсуждать тему истребителей и двигателей для них иначе как за второй бутылкой "немировской" на троих не готов.
С уважением, Ансар.
Жаль.
Жаль.
Почтенные коллеги!
Почтенные коллеги! Представляю Вам плод моих размышлений на наверное давно набившую оскомину тему "модернизация Т-26". Вот и вывод. Ну, блин, поздно уже, после 36-го, его модернизировать. Надо создавать новые танки и производить то, что исходя из уже имеющихся возможностей оптимально. Ведь создание любой серьёзно модифицированой версии Т-26 обязательно приведёт в конечном итоге к его полной переделке и созданию фактически нового танка с посредственными ТТХ. При этом, от дела будут отвлечены очень ценные в стране кадры. Так что, ИМХО, лучше не надо.
Если же кому-то за два года 1500 самоходок покажется мало — можно было и больше, ИМХО, лучше оставшееся до перехода на выпуск новой техники время упорно гнать ЗАПЧАСТИ к тем же Т-26.
Впрочем, готов выслушать любые мнения.
С уважением, Ансар.
Браво! Даже мне, человеку
Браво! Даже мне, человеку танкодалекому (в смысле — далекому от танков. Или тут наоборот правильнее было бы написать танконедалекому? М-дя, грамматика или смерть) читать было интересно и познавательно. А уж вот это
Просто великолепно:) "Я худо разбираю, а тут уж разберу, коль до петли доходит…" Блестящий материал, коллега, впрочем как и всегда:)
Спасибо уважаемый коллега!
Спасибо уважаемый коллега!
Уважаемый коллега Ansar02
Уважаемый коллега Ansar02 спасибо за альтернативу.
Хотя моё отношение к Т-26 никогда по моему не изменится, учебная машина для подготовки войск и танк ограниченно годный к применению в ВОВ.
Слабые места: ходовка, трансмиссия, двигатель. Только сумев изменить их, можно создать базу для последующих переделок, но уж лучше тогда что то новое создать. Хотя в качестве СУ-5-2, транспортёра БП, БТР или ЗСУ с 20-25мм автоматом, при чуть более мощном двигателе, вполне можно продолжить выпуск и начать переделку.
Благодарю за Ваш отзыв
Благодарю за Ваш отзыв почтенный коллега. ИМХО — к 36-му танк себя исчерпал.
++++++++ Ух душевно, дорогой
++++++++
Ух душевно, дорогой коллега Ансар! Ленейка достойная! Молодец!
Спасибо, почтенный Серж! Но,
Спасибо, почтенный Серж! Но, очень не хватает Вашей замечательной графики
. С уважением, Ансар.
Ansar02 пишет:
Спасибо,
[quote=Ansar02]
Спасибо, почтенный Серж! Но, очень не хватает Вашей замечательной графики
. С уважением, Ансар.
[/quote]
Дык свистите! Я ж с вами за всегда! Так пойдет?
Почтенный коллега!
Почтенный коллега! Превосходно! Правда машинка получается дюже высокая — при стрельбе возможно колбасить её будет как те "Тойоты"-пикапы в Сирии на которые спарки ДШК ставят. Т.е. на ходу, стрельба фактически будет сугубо заградительной. Зато для стрельбы с месте, можно ещё какиенить упорчики присандалить (типа тех, что стояли на Су-5-3).
Большое Вам спасибо — всегда выручите!
С уважением, Ансар.
Всегда пожайлуста! Да про
Всегда пожайлуста! Да про упоры я прошелкал. Ок. Подберу что нибудь из РИ того времени и прикручу. Но к вечеру. Может еще чего нибудь нрисовать? Давайте ТЗ.
Почтенный коллега, спасибо
Почтенный коллега, спасибо большое, пока ничего "танкообразного". Мне тут опять кораблики снятся
.
Р.с. Загляните на почту с которой регистрировались на сайте. Я как-то Вам сообщение-предложение скинул, но видно Вы на ту почту не заходите…
С уважением, Ансар.
ой блин, Ваша правда, не
ой блин, Ваша правда, не часто заглядывыю в тот ящик.
Мне тут опять кораблики
Просим! Просим!!!
Предположим, что руководство
Оно осознало: проект Т-111
http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/411731-т-111-или-т-46-5/
Причём раньше чем начались бои в Испании.
http://www.tehnikapobedy.ru/t111.htm
Но, не получилось.
Почтенный коллега!
Немного не
Почтенный коллега!
Немного не так.
Из текста АИ:
"…конструктора получили не «добро» на причудливые эксперименты, а сразу чёткий заказ на сотворение основного танка нового поколения с противоснарядным бронированием"
Т-111 никто в качестве перспективного основного танка не рассматривал. Это и был "причудливый эксперимент". Промышленность физически не была готова его строить серийно. Кроме бронезащиты, он никаких преимуществ перед Т-26 не имел. Вся линейка моделей от Т-46 в итоге оказалась одним большим причудливым экспериментом. В АИ, поставлена чёткая задача — танк нового поколения, с улучшением ТТХ по всем направлениям. Срок — 3 года. Промышленность, практически весь 38-ой, готовится УМЕТЬ его строить массовой серией. Какой это будет танк — хрен его знает. Не тема данной АИ.
С уважением, Ансар.
уважаемый коллега ансар
очень
уважаемый коллега ансар
очень и очень интересная статья +++++++++++++
[quote=Ansar02]
В АИ, поставлена чёткая задача — танк нового поколения, с улучшением ТТХ по всем направлениям. Срок — 3 года. Промышленность, практически весь 38-ой, готовится УМЕТЬ его строить массовой серией. Какой это будет танк — хрен его знает. Не тема данной АИ.
[/quote]
одна из попыток ответить на этот вопрос http://alternathistory.org.ua/taxonomy/tsikl-statei-alternativnye-tanki-rkka-obraztsa-1937-goda
Почтенный коллега! Благодарю
Почтенный коллега! Благодарю за Вашу оценку. И безусловно, я помню тот Ваш капитальный труд! Великолепный, но так же ЕМНИП незавершённый
. И мы с коллегами по прежнему ждём "финальной серии" Вашего замечательного эпического труда.
С уважением, Ансар.
Ansar02 пишет:В АИ,
[quote=Ansar02]В АИ, поставлена чёткая задача — танк нового поколения, с улучшением ТТХ по всем направлениям.[/quote]
В смысле в шарашку посадить? Двигателя нет, трансмиссии нет, орудия нет. А ведь нельзя просто расширить выпуск Т-28. Нужен малый, дешевый, крупносерийный танк. Может Гинзбургу сразу сказали: "ориентируйтесь на МТ-5, валюты на лицензию нет".
Как АИ всё это может иметь место. Но в реале? Я не в курсе. По тем же ДШК аналогичная ситуация — их не было не потому, что не хотели, а по тому что не могли наладить производство. Да вы и сами это знаете наверняка.
Вот по СУ-5-2 согласен — вполне приктичная вещь. Единственно шасси под неё, плюс транспортёр БП на каждую САУ — дорого выходит. Одним транспортёром на батарею не обойтись. Использовать такие машины с пешими стрелками расточительно , а сопровождая танки в прорыве надо тащить много снарядов.
Почтенный коллега! Тут ведь Почтенный коллега! Тут ведь что главное — приоритетность задачи. В РИ, в приоритетах были: 1. Новый единый лёгкий колёсно-гусеничный танк. 2. Модернизация имеющегося парка. 3. Создание колёсно-гусеничных, среднего (Т-29) и малого плавающего танков. В итоге, первая задача была с треском провалена — Т-46 получился чрезвычайно дорогой (по стоимости ЕМНИП превзошёл Т-28) и при этом, не имеющий решительных преимуществ перед Т-26. Задача 2 решалась почти исключительно на "косметическом" уровне и то с переменным успехом и безусловным приоритетом количественных параметров над качественными (Т-28А редкое исключение). Задача 3 так же результаты принесла сомнительные. В итоге — потеря нескольких лет и полное сохранение в производстве старых моделей. В АИ задача одна и предельно чёткая — создание основного танка нового поколения, на решение которой брошены все ресурсы. Не распыляя ресурсы на несколько бесперспективных программ, за 3 года всё можно успеть сделать. р.с. Насчёт ДШК Вы не совсем правы. Авиапушка ШВАК была конструктивно гораздо сложнее чем ДШК. Тем более что в РИ выпуск ДШК был не так уж мал (хотя и безусловно меньше чем хотелось бы). Проблема тут как раз в неприятии некоторыми ответственными лицами ДК — у него действительно имелись некоторые проблемы, поэтому его в отдельные годы вообще не производили. Это было… Подробнее »
Ansar02 пишет:Су-5-2 не для
[quote=Ansar02]Су-5-2 не для того создавалась.[/quote]
Аналог 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Понятно, спасибо.
Создать штурмовое 76,2-мм
Создать штурмовое 76,2-мм (короткоств.) самоходное орудие на базе Т-26 — задача вполне реальная. Но опять же — все упирается в опыт! Будь в 1929 г. у нас противник посильнее китайцев (с большим числом пулеметов и минометов) — возможно, что так бы и случилось. Но тогда все посчитали, что огневой мощи 45-мм пушки хватит для поддержки пехоты в составе стр. соединения, а идея механизир. части тогда еще была недоступна пониманию.
Следует также понимать, что в условиях численного преимущества Вермахта над приграничным эшелоном РККА в 1941 г. отступление наших войск с бросанием и потерей массы техники так или иначе неизбежно. В случае же контрнаступления РККА такие машинки будут гореть так же легко и задорно, как и Су-76 в 1944-1945 гг.
Куда любопытнее вот что: в СССР был создан Т-28А с высокими динамическими характеристиками. Почему бы за счет их, а также удаления пулеметных башен, не повысить броню и поставить пушку Л-11? Уже в 1936 г. имелась бы машина не хуже Т-34-76 (в чем-то и лучше)! И выпускать ее вместо Т-28 и БТ. Как раз машинка для самостоятельных мехсоединений!
Почтенный коллега! С первыми
Почтенный коллега! С первыми двумя абзацами согласен — куда уж без этого. Но зато новой техники и побольше будет и качество её повыше и личный состав её обслуживающий будет лучше подготовлен. На отказе от Т-26 мы выигрываем год — то самый, 38-ой.
Что касается Т-28А. Его проблема лишь в том, что всё что Вы перечислили надо было делать именно ещё в 36-ом, а не тянуть до 40-го в проекте Т-112 ЕМНИП, когда он уже никому не был интересен — ЛКЗ переходил на КВ.
А чтоб сделать всё это в 36-ом, надо менять приоритеты с колёсно-гусеничных маневренных танков на толстобронные. А менять приоритеты — в тогдашних условиях, значит Тухачевского и его сподвижников объявлять шпионами и расстреливать уже в том же 36-ом.
С уважением, Ансар.
Рейхс-маршал пишет:
… Куда
[quote=Рейхс-маршал]
… Куда любопытнее вот что: в СССР был создан Т-28А с высокими динамическими характеристиками. Почему бы за счет их, а также удаления пулеметных башен, не повысить броню и поставить пушку Л-11? Уже в 1936 г. имелась бы машина не хуже Т-34-76 (в чем-то и лучше)! И выпускать ее вместо Т-28 и БТ. Как раз машинка для самостоятельных мехсоединений!
[/quote]
Сия тайна велика есть и почему вместо экранированного Т-28 запустили иногда двигающийся самоходный ДОТ КВ, никто сказать не может.
Самоходным ДОТом можно
Самоходным ДОТом можно назвать КВ-2. Обычный КВ был вполне себе неплохой машиной, только вот трансмиссия часто дохла. А вообще, по опыту войны было доказано, что лучшей броней танка являются предваряющие танко-пехотную атаку многочасовые залпы гаубиц и Катюш, не дающие противотанкистам ни шанса на выстрел. Ну, и понятно, скорость и точность расходования БК самими танками (о чем так некстати позабыли в новогоднюю ночь начала 1995 г. в Грозном).
Рейхс-маршал
[quote=Рейхс-маршал]
Самоходным ДОТом можно назвать КВ-2. Обычный КВ был вполне себе неплохой машиной, только вот трансмиссия часто дохла. …
[/quote]
Вот это "часто дохла" привело к тому, что пришлось его качественно ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, новая трансмиссия и уменьшение брони в варианте КВ-1С. И даже в таком виде, как писал Гинзбург, машина совершенно неприспособленная технологически для массового производства.
Более менее эта линия была доведена только в виде ИС-2 … Хотя Т-44 был намного эффективнее, чем ИС-2 … и если бы не огромные потери материальные и временные на тупиковую линию КВ, Т-44 мог бы появиться уже в 1943 году …, а может и раньше.
Вы не забывайте, что Т-44-122 и был базовой машиной, а с 85-мм пушкой его стали делать, только по той причине, что выпускался ИС-2, уступавший ему по всем показателям.
если бы не огромные потери если бы не огромные потери материальные и временные на тупиковую линию КВ, Т-44 мог бы появиться уже в 1943 году Т-44 с 76-мм пушкой мог бы появиться еще в нач. 1941 г., если бы не смерть И. Кошкина. Он еще раньше предлагал развернуть двигло поперек корпуса. Т-44-122 и был базовой машиной, а с 85-мм пушкой его стали делать, только по той причине, что выпускался ИС-2, уступавший ему по всем показателям Выпускать Т-44-122 и ИС-2 вместе было возможно вполне. НО Т-44-122 как массовый танк — идея неудачная. Конечно, если бы речь шла о производстве, то 122-мм пушка была освоена лучше, чем 85-мм, для которой понадобилась помощь союзников. Но для танка, имеющего назначение в самостоятельные мехсоединения, запас топлива и БК куда важнее, чем сама по себе огневая мощь, и 85-мм пушка для таких целей подходила в годы Войны куда лучше (уменьшался вес машины и расход топлива, нарастал запас БК). Кроме того, двигательная установка Т-44 требовала переподготовки механиков и ремонтников, чего для ИС-2 было не нужно. К тому же ИС-2 имел узко "пехотное" назначение, глубокие рейды не для него. Что же касается КВ, то его выпуск был налажен в блокадном Ленинграде, и переход на новую конструкцию для голодающих "киров-заводчан" был… Подробнее »
НО Т-44-122 как массовый
Для рейдов он вполне подходил, если исходить из сочетания Т-44-122 и Т-34-76
Его выпуск был налажен еще перед войной и как раз ВМЕСТО хорошо доведенного среднего танка Т-28 с 76-мм Ф-34, торсионной подвеской и экранированной броней …
если исходить из сочетания
Само сочетание как принцип мало подходит для маневренной войны.
Броня и дизель!
++++++++++++!!!
++++++++++++!!!
!