Еще в конце января отечественные СМИ рассказали о том, что российское военное ведомство заинтересовалось перспективным типом судна с воздушной подушкой, имеющим шифр «Хаска-10», – это многоцелевой транспорт, предназначенный для применения в различных климатических условиях, в том числе и в северных широтах.
Здесь нужно отметить что, суда «Хаска-10» – это в первую очередь сугубо гражданский транспорт, разрабатываемый по заказу Минпромторга, но ВМФ проявляет к данному проекту все больший интерес.
И это вполне логично – транспортное средство с многоцелевым назначением, имеющее отличные ходовые характеристики и способное выполнять задачи в самых различных климатических условиях не может не заинтересовать военных.
Разработка СВП, имеющего шифр «Хаска-10», с многофункциональным назначением стартовала в 2018 году в рамках осуществления программы по развитию судостроения в области освоения месторождений на шельфах.
При этом как разработка проекта, так и дальнейшее строительство судов в сотрудничестве с соседним «Вымпелом», было возложено на «Рыбинскую верфь», инженеры которой достаточно оперативно справились с задачей, разработав первоначальный проект.
В начале 2020 года началась постройка первого «Хаска-10», а уже в августе на «Армии-2020» первый опытный экземпляр новейшего СВП показали специалистам и посетителям. При этом новинкой заинтересовался и ряд зарубежных стран.
«Хаска-10» является многоцелевым СВП, в котором применяются новые для российского судостроения решения. К примеру, впервые для судов с немалыми размерами и водоизмещением в основе ограждения самой подушки лежат гибкие скеги, что дает ему серьезные преимущества перед СВП с иными конструкциями ограждения и позволяет формировать подушку с нужными параметрами.
СВП нового проекта имеет плоский корпус и вертикальные борта, по конструкции напоминающего схему катамарана, на котором смонтированы надстройки, необходимое оборудование и двигательные отсеки.
Между надстройками имеется место для размещения полезной нагрузки, а в носу и корме проектом предусмотрены специальные рампы, необходимые для погрузки каких-либо грузов или заезда автотранспорта.
В рамках проекта «Хаска-10» предусматривается применение пары двигателей, каждый из которых выдает по 1500 л.с. мощности, а специально разработанная трансмиссия распределяет общую мощность по подъемным вентиляторам, а также маршевым движителям – винтам.
Данное решение, согласно проведенным расчетам, обеспечит судну максимальную скорость хода порядка 40 узлов с дальностью в 400 миль. При этом автономность будет находиться на уровне трех суток.
Размеры самой палубы СВП позволяются транспортировать как полезный груз в виде контейнеров, бочек, поддонов, так и автомобильную технику, включая грузовую. Общая грузоподъемность судна оценивается в 10 тонн.
Также возможна установка на всю свободную площадь палубы пассажирской кабины, представляющей собой отдельный модуль, но способы применения и устанавливаемое оборудование будет целиком зависеть от заказчика – в этом плане «Хаска-10» является достаточно гибким проектом.
По первоначальным планам, озвученным Минпромторгом, перспективное судно предназначалось для обеспечения перевозки специалистов и грузов в Арктике, а также на Дальнем Востоке, в Сибири и в районах Волги, Камы и Балтики, что должно самым положительным образом сказаться на логистику и, соответственно, на развитие экономики и промышленности в этих регионах.
В свою очередь российский ВМФ заинтересовался возможным получением перспективного транспорта для арктических территорий, включая регионы, имеющие неразвитую инфраструктуру. При этом о применении судов «Хаска-10» в роли боевых единиц речи не идет.
Также предполагается, что «Хаска-10» имеет весьма серьезный экспортный потенциал, о чем говорит заинтересованность судном нескольких зарубежных стран, а возможность его применения в самых различных условиях только усиливает коммерческие перспективы данного СВП.
Согласно последней имеющейся информации, разработка проекта «Хаска-10» все еще продолжается, включая проведение дополнительных исследовательских работ, хотя первые СВП уже строятся и проектные нововведения, а также требования заказчиков, будут учитываться при дальнейшем, уже серийном, строительстве.
Впрочем, никакой более-менее достоверной информации о реальных перспективах «Хаска-10» в коммерческом плане пока нет. Кроме того, неизвестны сроки достройки первых судов и дата начала полноценных испытаний.