Сверхтяжёлые танки Франции

13

С выходом на поле боя танков у конструкторов разных стран появилась в голове мысль о том, что значительные размеры боевой машины позволят обеспечить максимально возможное бронирование, а значит, и неуязвимость для огня противника. В то же время большая грузоподъемность помогла бы усилить вооружение. В попытках реализовать эту концепцию, начиная с периода Первой мировой войны и вплоть до окончания Второй мировой войны, конструкторы разных стран мира разработали сотни проектов сверхтяжелых боевых машин огромных размеров и массы.

Сверхтяжелыми танками называют танки, массогабаритные характеристики которых выходят за рамки принятые для тяжелых танков. Обычно к подобным боевым машинам относят образцы, выделяющиеся огромными размерами и большой массой (более 80 тонн). Идея создания сверхтяжелого танка — это попытка разработки танка неуязвимого, который можно было бы использовать для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника без сопутствующих тяжелых потерь в технике. Работы по созданию таких стальных монстров довольно активно велись во многих странах, которые обладали развитым танкостроением и бронетанковыми войсками (в частности, в Великобритании, Франции, Германии, СССР). Однако в подавляющем большинстве случаев данные проекты не имели материального воплощения, оставаясь лишь «бумажными» разработками. При этом во Франции в самом конце Первой мировой войны создали сверхтяжелый танк прорыва Char 2C, который даже удалось запустить в мелкосерийное производство.

Содержание:

Char 2C

Танк Char 2C (в некоторых источниках обозначается как FCM 2C) — это созданный во Франции сверхтяжелый танк. Его разработка была произведена еще в годы Первой мировой войны, но в боевых действиях танк участия не принимал. Char 2C стал крупнейшим по метрическим размерам среди всех танков, которые когда-либо принимались на вооружение и вторым по величине из когда-либо построенных в металле, уступив лишь российскому «Царь-танку» на колесном шасси.

Сверхтяжёлые танки Франции

Танк создавался для прорыва сильно укрепленных линий обороны в условиях позиционной войны и стабильной линии фронта. Он находился на вооружении французской армии вплоть до начала Второй мировой войны, однако, как и близкий к нему советский тяжелый танк Т-35, к этому моменту безнадежно устарел технически и морально. Несмотря на это, существование такого «сухопутного линкора» на вооружении армии Франции в течение практически 20 лет подтолкнуло многие государства к разработке собственных сверхтяжелых танков.

В своем роде Char 2C, конечно же, был уникальной боевой машиной. История этого танка началась в 1916 году, когда Генштаб французской армии выдал задание на разработку тяжелого танка прорыва, который должен был прийти на замену танкам поддержки Schneider CA.1 и St.Chamond M1916, от которых французские военные были не в восторге уже на момент их появления. При разработке нового танка французы учли опыт англичан, создавших «ромбовидные» танки Mk.I и Mk.II. Рассмотрев поступившие проекты танков, наиболее перспективным был признан проект компании FCM.

Основным вооружением танка стала 75-мм пушка АРХ 1897, которая располагалась в башне с сектором обстрела в 320 градусов. Дополнительное вооружение боевой машины состояло из четырех 8-мм пулеметов Hotchkiss, один из которых размещался в кормовой башне, два по бортам корпуса (под основной башней) и еще один — в передней части корпуса танка. Под стать вооружению было и бронирование, которое могло противостоять снарядам наиболее распространенной в годы Первой мировой войны 77-мм немецкой полевой пушки 7.7 cm FK 16. Лобовой лист корпуса имел толщину 45 мм, бортовые листы — 30 мм. По бронированию орудийной башни точной информации нет, однако обычно указывается, что она защищалась 35-мм броней. В целом такое бронирование танка было по меркам той войны более чем адекватным. Более того, вплоть до 1930-х годов оно могло защитить танк от любой противотанковой артиллерии. Даже к моменту начала Второй мировой войны танк Char 2C все еще оставался малоуязвим для снарядов, выпущенных из основной противотанковой пушки Вермахта — Pak 35/36.

Сверхтяжёлые танки Франции
Компоновку этого танка тяжело было отнести к удачным. В передней части корпуса находилось отделение управления, за ним размещалось боевое отделение (орудийная башня была рассчитана на 4-х человек), далее находился моторно-трансмиссионный отсек, а завершало все кормовое боевое отделение. Для того, чтобы привести в движение машину массой под 70 тонн, понадобился сдвоенный двигатель — два карбюраторных «Mercedes» GIIIa мощностью 180 л.с. каждый. Силовая установка находилась практически ровно в центре корпуса танка, однако из-за ее размеров и установки дополнительного оборудования систему выхлопа и радиостанцию конструкторам пришлось вынести наверх, закрыв бронированным кожухом. Именно этот кожух и «съел» недостающие 40 градусов от кругового сектора обстрела главной орудийной башни.Сложной была и трансмиссия танка. Каждый из двигателей приводил в действие отдельный генератор постоянного тока, после чего они подавали энергию на электромотор, который приводил в действие соответствующую гусеницу боевой машины. В случае выхода из строя одного из двигателей питание электромоторов переключалось на один генератор, после чего танк весом более 70 тонн мог передвигаться лишь со скоростью пешехода.

Ходовая часть танка была выполнена по аналогии с британской: она имела много катков, а гусеницы полностью обхватывали корпус боевой машины. Ромбовидная форма корпуса позволял легче преодолевать рвы и валы. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, 5 направляющих и 3 поддерживающих ролика. Передние колеса было ведущими, задние — направляющими. Наличие пружинной подвески обеспечивало гиганту довольно плавный ход, в отличие от английских танков с жесткой подвеской. Проходимость боевой машины была впечатляющей даже по современным меркам. За счет своей большой длины танк мог спокойно преодолевать рвы шириной до 4-х метров, взбираться на вертикальную стенку высотой до 1,2 метра и преодолевать вброд водные препятствия глубиной до 1,6 метра. В то же время большая масса позволяла танку легко сокрушать инженерные препятствия противника и деревья.

Сверхтяжёлые танки Франции
На поля сражений Первой мировой войны танк опоздал, а после ее завершения надобность в нем отпала. Первоначальный заказ из 700 танков быстро срезали всего до 10 боевых машин. Сделано это было и по финансовым соображениям. Один легкий танк FT-17 стоил 100 тысяч франков, в то время как Char 2C обходился бюджету разоренной войной страны в 2 миллиона франков в ценах 1920 года. Помимо всего прочего, этот тяжелый танк оказался очень трудным в эксплуатации и «прожорливым». В среднем силовая установка потребляла 12,8 литра топлива на каждый километр пути. Так что огромного 1280-литрового топливного бака едва хватало на 100 км движения по шоссе, при движении по пересеченной местности запас хода был еще меньше. Немалые денежные средства нужно было тратить на обслуживание машины и обучение экипажа. В результате после выпуска 10-го танка, который сдали лишь в 1922 году (после завершения войны торопиться было некуда), от производства дополнительных танков Char 2C просто отказались. Благодаря своей малочисленности каждый из танков получил собственное имя, что еще больше роднило его с боевым кораблем.Танки спокойно эксплуатировались в межвоенный период и до 1938 года привлекались для проведения разного рода маневров, в армии им по-прежнему отводили роль машин прорыва. С началом боевых действий на территории Франции в 1940 году батальон данных танков, которые уже являлись устаревшими, был отправлен к театру боевых действий. 15 мая 1940 года железнодорожный состав с танками Char 2C был блокирован в Маасе в 40 километрах от Нофшато. Здесь на станции скопилось множество составов, при этом стоящий впереди состав с топливом горел, машинисты и механики локомотивов бежали, повредив подвижный состав. В этих условиях, не имея возможности выгрузить тяжелые машины с платформ, экипажи танков уничтожили технику и отступили на автотранспорте. При этом уничтоженными оказались не все танки, позднее немцы захватили Char 2C за номером №99, который не был полностью выведен из строя. По всей видимости, французы слишком торопились и повредили лишь некоторые узлы и агрегаты танка, который немцы затем переправили в Германию и даже показывали в Берлине на выставке трофейного вооружения. Таким образом, танк, который опоздал на Первую мировую войну, не смог повоевать и во Вторую мировую, запомнившись главным образом своими размерами.

Сверхтяжёлые танки Франции

Тактико-технические характеристики Char 2C:

  • Габаритные размеры: длина корпуса — 10 270 мм, ширина корпуса — 3000 мм, высота — 4090 мм.
  • Боевая масса — 70-74 тонны
  • Бронирование: лоб корпуса — 45 мм, борт — 30 мм, корма — 25 мм, днище — 15-18 мм, крыша — 10 мм.
  • Вооружение — 75-мм пушка и 4 х 8-мм пулемета.
  • Силовая установка — два карбюраторных двигателя Mercedes GIIIa мощностью 2х180 л.с.
  • Максимальная скорость — 15 км/ч (по шоссе).
  • Запас хода — до 150 км.
  • Экипаж — 13 человек

FCM F1

В начале 1930-х годов французским военным стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. При этом французская военная мысль все еще полагала, что новая война также будет носить позиционный характер, как и Первая мировая, а значит, потребность в сверхтяжелых танках прорыва по-прежнему существует. Конкурс на создание новой машины был объявлен в ноябре 1936 года. Изначально заданием предусматривалось создание танка массой «всего» 45 тонн, но с броней, способной выдержать обстрел из 75-мм орудия с дистанции 200 метров. Уже к февралю 1938 года, когда появились первые эскизы будущих танков (свои проекты предлагали 3 фирмы), стало очевидно, что втиснуть требуемые в ТТХ характеристики в 45 тонн просто нереально, поэтому в новом техническом задании масса боевой машины уже не оговаривалось. Это позволило французским инженерам из компании FCM развернуться на полную катушку, спроектировав танк, вставший наравне с немецким «Маусом», которого еще не было даже в проекте.

Главной задачей для проектируемого стального монстра должна была стать борьба с немецкими укреплениями Западного вала (Линией Зигфрида), расположенными на франко-германской границе. В чем-то новый танк, получивший обозначение FCM F1, был аналогичен советским тяжелым танкам Т-100 и СМК, но французские инженеры смогли внести в проект «изюминку». На F1 они планировали поставить две башни, орудия в которых должны были иметь разную специализацию и бороться с разными целями, однако для своей боевой машины французы выбрали необычную компоновку. В передней части корпуса танка размещалось отделение управления, за которым была установлена малая башня с 47-мм пушкой. В средней части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение, в корме — основная башня с 90-мм орудием и боевое отделение. Если бы проект бы реализован на практике, бронирование танка превзошло бы все существующие на тот момент машины: лобовая броня — 120 мм, борта корпуса — 100 мм.

Сверхтяжёлые танки Франции

Ходовая часть танка FCM F1 была обычной для французской школы танкостроения. Как и на тяжелом танке В1, в ней было сохранено большое количество опорных катков, а конструкция траков осталась практически неизменной хотя гусеницы и стали шире, чтобы выдерживать сильно выросшую массу танка. Уже на раннем этапе проектных работ было принято решение отказаться от первоначально планируемой 75-мм пушки в пользу более мощного 90-мм орудия, рассматривался и вариант с использованием 105-мм пушки. Дополнительное пулеметное вооружение танка было расположено следующим образом: в малой башне с левой стороны от орудия, по обоим бортам основной башни и в корме основной башни со смещение в левую сторону, всего 4 пулемета.

Уже на стадии проектирования вес боевой машины вырос до 140 тонн. Чтобы сдвинуть с места такую массу стали на танк решили ставить два двигателя, остановив выбора на 550-сильных дизелях Renault, которые работали в паре с электротрансмиссией. Но даже силовой установки в 1100 л.с. для такой массы было явно недостаточно, и расчетная скорость движения по шоссе едва ли превысила бы 24 км/ч.

Еще на стадии проектирования у этого сверхтяжелого танка имелось немало противников в Генштабе. Часть французских офицеров справедливо считала, что строительство подобных двухбашенных танков, пусть и с невиданной 120-мм броней, отнимает ресурсы и время, которые можно было направить на выпуск более полезных танков B1bis. Да и боевая ценность FCM F1 многим виделась весьма сомнительной. Принимая во внимание соотношение длины танка к его ширине, которое равнялось примерно 3,5:1, ходовые его качества оказались бы на уровне советского пятибашенного Т-35. А из-за огромной массы передвижение этого мастодонта по заболоченному или мягкому грунту не представлялось возможным, да и выдержать 140-тонный танк мог далеко не каждый мост.

Сверхтяжёлые танки Франции

Несмотря на все эти обоснованные сомнения, технической комиссией танк FCM F1 был одобрен и компании FCM был выдан предварительный заказ на постройку 12 таких машин. Первый танк должен был быть собран в мае 1941 года, после чего планировалось наладить выпуск сверхтяжелых танков с темпом 3-4 машины в месяц. Помимо этого французские военные выдвинули условие по увеличению бортового бронирования до 120-мм, что повысило бы массу боевой машины еще на 5 тонн, а скорость передвижения по шоссе упала бы до 20 км/ч. Как нетрудно догадаться, Вторая мировая война и быстрое поражение французской армии оставили данный проект нереализованным. Работы по проектированию данной боевой машины были прекращены в середине июня 1940 года, а все имеющиеся по проекту заготовки, по всей видимости, были уничтожены.

Тактико-технические характеристики FCM F1:

  • Габаритные размеры: длина — 10 530 мм, ширина — 3100 мм, высота — 4210 мм.
  • Боевая масса — 140-145 тонн.
  • Бронирование: лоб корпуса — 120 мм, борт — 100-120 мм.
  • Вооружение: одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и 4 х 7,5-мм пулемета.
  • Силовая установка — два двигателя Renault V12 KGM мощностью 2х550 л.с.
  • Максимальная скорость — 20-24 км/ч.
  • Запас хода — до 100 км (по шоссе).
  • Экипаж — до 12 человек.
Сверхтяжёлые танки Франции

Источник — https://topwar.ru/92062-stalnye-monstry-sverhtyazhelye-tanki-francii.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account