Задавшись целью изучить вопрос сварки в годы Великой Отечественной войны я прочитал много материала, опубликованного различными открытыми источниками, а так же лично осматривал некоторую военную технику. Собрав вместе всю интересную информацию и фото спешу поделиться с Вами.
Основными видами сварки в третьем рейхе во время войны, впрочем как и в СССР, были — точечная сварка (производство огнестрельного оружия), ручная дуговая сварка покрытыми электродами (производство бронированной техники, кораблестроения) и сварка автогеном (авиация). Немцы не особенно заботились о разработках новых и быстрых видов сварки, поскольку в то время на них работали крупные машиностроительные ресурсы захваченных стран — Чехии, Бельгии, Франции, а также стран союзников — Италии, Финляндии и др. Таким образом темп строительства сварных конструкций был на достаточно высоком уровне. Однако темп строительства сварных конструкций в СССР был на порядок выше из-за огромного вклада советского академика Патона, который в начале войны изобрел и внедрил в советское производство новый и быстрый вид сварки — автоматическая сварка под слоем флюса.
Руководства академика Патона по совершенно новому виду сварки и руководство по автогенной сварке немецкого учёного Холлера наглядно показывают развитие сварки двух стран тех лет. В то время пока СССР ведёт разработку передовых технологий сварки, Германия активно пользуется устаревшими процессами.
После переломных моментов в сражениях с СССР, Германия начала активно искать способы автоматизации сварки, однако так ничего не добилась. Основным видом сварки по прежнему оставалась — ручная дуговая сварка с применением электродов из аустенитной проволоки и обмазки на основе никеля с фтористо-кальциевым покрытием.
Немецкие сварщики ведут сварку корпусов танков ручной дуговой сваркой.
Сварщики знаменитой «Вагонки» ведут автоматическую сварку под флюсов брони танка Т-34 на установках Патона.
Несмотря на высокую долю сварных деталей с помощью автоматических установок, ручная дуговая сварка в СССР все ещё была преобладающей. Основными типами электродов были УОНИИ-13, разработанные в 1937-1938 гг.
Фото автора. Слева фрагменты сварных швов ручной дуговой сварки советского танка Т-34-85 (г.Гомель), справа фрагменты сварных швов ручной дуговой сварки немецкого танка Т-3 (г.Могилёв). Оригинальная сварка на немецком танке отмечена стрелками, швы на броневой маске неумело возведены при реконструкции.
На немецких заводах, вплоть до конца войны, трудились квалифицированные рабочие, как правило мужчины. На эвакуированных заводах в СССР квалифицированных сварщиков, призванных на войну, заменяли женщины и подростки.
Слева фото сварщицы Уралмашзавода на строительстве «тридцатьчетвёрок». Справа квалифицированный немецкий сварщик на заводе «Хеншель» при строительстве танка «Тигр». Все фото, кроме нескольких авторских, были взяты в открытом источнике — Яндекс.Картинки.
Таким образом можно сделать выводы, что основным видом сварки в годы войны двух воюющих стран — была сварка РДС, но передовые позиции в общей сварочной индустрии занимал СССР за счет своих инновационных разработок.
ССЫЛКА НА ПЕВОИСТОЧНИК: https://zen.yandex.ru/media/eurowelder/svarka-sssr-i-germanii-v-gody-voiny—obzor-5df5ff8504af1f00b2d5d3fc?&dbr=1