15

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Автор не ставил своей целью описать здесь всю историю создания и боевого применения этой своеобразной британской машины – тот, кому она интересна, легко найдет нужную информацию в интернете или старых авиационных журналах. Речь пойдет о судьбе одного конкретного самолета, точнее, даже не о судьбе – участи, постигшей его в один из дней начала осени 1941 года.

Дюжина многоцелевых самолетов Westland Lysander была закуплена финским правительством для своих военно-воздушных сил в Англии в 1940 году. В ходе второй советско-финской войны, начавшейся 25 июня 1941 года («войны-продолжения», по финской и западной терминологии), эскадрилья LeLv 16 использовала их в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков. К началу сентября 1941 года ровно половина этих самолетов, поступивших к финнам, уже была потеряна по различным причинам. Так, 5 августа 1941 года «чайкам» из состава 65-го ШАП ВВС Северного фронта удачными штурмовыми действиями удалось на аэродроме Вяртсиля сжечь два «Лайсендера» (бортовые номера LY-117 и LY-125) и повредить еще один, который позже был восстановлен (его номер финские источники не сообщают). Машине с номером LY-121 выпал жребий стать седьмым в этом списке потерь и, как впоследствии оказалось, единственным финским самолетом этого типа, сбитым в воздушном бою.

Westland Lysander LY-121 из состава 2./LeLv 16, сбитый 05.09.1941 (рисунок автора)

Westland Lysander LY-121 из состава 2./LeLv 16, сбитый 05.09.1941 (рисунок автора)

3 сентября 1941 года экипаж из 2./LeLv 16 в составе пилота сержанта Ээро Пакаринена и стрелка-наблюдателя капрала Рейно Песу вылетел в 11:55 по финскому времени (разница с московским временем составляет минус один час) на LY-121 для доставки сообщения в Киванатсу и был перехвачен советскими истребителями. Вот что писал впоследствии в боевом донесении Пакаринен:

«Полет в Киванатсу проходил на низкой высоте. Когда прибыли к точке доставки, мы дважды дали условный сигнал, но ответного сигнала не получили, несмотря на то, что кружили над нужным местом в течение 10-15 минут, пока не пришли к выводу, что оставаться там дольше нет необходимости. Решив возвращаться, я развернулся влево, и тут мы обнаружили три русских истребителя И-16 впереди-справа на высоте 300 м, на расстоянии около 2 км от нас, летящих на восток в строю эшелона. Я попытался уклониться от встречи с ними путем снижения до предельно малой высоты, чтобы скрыться на фоне ландшафта, но они нас заметили. Истребители разошлись и стали виражить сзади-сверху над нами. Их ведущий первым вышел в атаку, а левый ведомый попытался облететь нас и обстрелять спереди. Хотя пилот «Лайсендера» не может видеть то, что творится сзади, я был все время начеку и владел ситуацией, поскольку стрелок из задней кабины постоянно информировал меня по внутренней связи о действиях противника, и я успевал делать нужный маневр всякий раз, как только вражеский летчик выходил на удобную позицию для стрельбы. В первой атаке противнику удалось добиться попаданий только по левой плоскости. Мой наблюдатель вел огонь по нападавшим, но его пулемет несколько раз заедало, и я видел, как он трижды менял диск с патронами. Когда он укрепил на пулемет третий диск, второй истребитель вышел в атаку на нас сзади-сверху. Он очень сильно сблизился с нашим самолетом, постоянно ведя огонь, и мы ощущали множество попаданий в нашу машину. Я попытался уклониться, но он продолжал нас обстреливать и ранил меня в голень правой ноги. Наблюдатель продолжал вести огонь по истребителю, но я уже отчетливо осознавал, что возможности оторваться у нас нет, и продолжение подобного боя на неуклюжем «Лайсендере» неминуемо будет иметь для нас тяжкие последствия. Я подумал, что единственный путь к спасению – как можно скорее приземлиться, поэтому открыл фонарь кабины, заглушил двигатель, зафиксировал руль высоты в посадочном положении, и, когда скорость упала, произвел посадку на лес. Только на земле я осознал, что ни я сам, ни мой стрелок не получили серьезных ранений и увечий, хотя наш самолет был полностью разбит. Уже после того как мы плюхнулись на землю, один из русских сделал заход и обстрелял наш разбитый «Лайсендер», но не добился новых попаданий. Времени было ровно 13:00, бой продолжался 2-3 минуты. Стрелок доложил, что перед нашей аварийной посадкой он смог выпустить удачную очередь… Позже мы узнали, что одновременно с нашим падением один из И-16 разбился в лесу всего в 500 м к северо-востоку. Пилот получил пулевое попадание в грудь спереди. Сообразно этому факту, зенитные части не стали претендовать на сбитый самолет, так как они вели огонь только сбоку и с большого расстояния».

Таким образом, этот воздушный бой окончился взаимными победами и потерями обеих воюющих сторон. Финские ВВС лишились «Лайсендера» LY-121, который после падения на лес восстановлению не подлежал и был списан, а советские – одного истребителя И-16 и одного летчика. Анализ наших архивных документов позволяет с очень высокой степенью вероятности установить, что «ишаки», атаковавшие и сбившие LY-121, принадлежали 155-му истребительному авиаполку из состава 55-й смешанной авиадивизии ВВС 7-й Отдельной Армии. Они возвращались на свой аэродром после удачной штурмовки финского аэродрома Вяртсиля (где ими, по данным финнов, был уничтожен на земле один бомбардировщик «Бленхейм»). Двум летчикам данной части, командиру полка майору Д. С. Шпаку и помощнику командира эскадрильи лейтенанту В. А. Мартынову, был засчитан один «двухместный самолет» неустановленного типа, сбитый в том же районе (местечко Тсалкки), где описанные выше события происходили и по финским данным. То, что советские пилоты не смогли идентифицировать атакованного противника, при общей плохой информированности личного состава ВВС РККА о типах и силуэтах вражеских (особенно финских, применительно к северному ТВД) самолетов – скорее естественно, чем удивительно.

Погибшим в этом бою советским летчиком был лейтенант Владимир Андреевич Мартынов. Описание обстоятельств его гибели в советских документах также соответствует интерпретации событий финской стороной:

«После выполнения боевого задания вступил в бой с самолетом противника, после сбития самолета противника самолет Мартынова потерял управление и упал в болото западнее Рован-Гора».

Мартынов был уже опытным истребителем, ранее он успел одержать две личные воздушные победы (к слову, летчик был автором самой первой победы 155-го ИАП в Великой Отечественной войне), но в роковой для него день единственная пуля из очереди, выпущенной наудачу стрелком уже обреченного «Лайсендера», прервала жизнь «сталинского сокола». 8 апреля 1942 года лейтенант В. А. Мартынов был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

источник: https://warspot.ru/239-sudba-laysendera

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account