18 кораблей оказалось южнее и, после небольшой стычки с индейцами, решили что в джунгли лезть не стоит. Так же офицеры понимали, что поход без ремонта кораблей продолжать нельзя. Течение тащило их на юг, и, в конце концов, высадились в бухте Ла-Платы. Корабли отремонтировать не удалось, да и желания не было.
Колония в Ла-Плате — 1200 человек, в первый год число сократилось до 700, потом до 500, потом стало расти (жен нахапали у индейцев). Есть пшеница, свиньи, бараны, куры (ехали как живое мясо), 4 лошади. Из выживших 500: 60 македонцев, 150 греков, 150 финикийцев, 140 персов. Женщины — 7 командирских жен, 20 — матросских ППЖ. Скот: 4 лошади – жеребец и три кобылы. Свиньи, овцы, козы, куры (ехали как живое мясо).
Карта Эльпидии к 200 г.
Красным — зона экспансии Кавада и потомков с юга на север(тонкая линия – 150г, толстая – 200г, точки – кочевья керандийцев Кхшатры).
Ярко — зеленым — плантации Эльпидии
Зеленая черта на севере – Амфитрития и контролируемая ей территория
Зеленые точки — зона влияния Эльпидии среди антиподов.
295 г до н.э. Начало колонии
Течение отнесло корабли в эстуарий Ла Плата, образованный слиянием рек носящих в нашем мире наименования Уругвай (Фетида) и Парана (Нерея). Новую землю впоследствии назвали Τρ?πεζα της Ελπ?δας — берег надежды, что позже сократилось до Эльпидия.
Здесь водится достаточно уникальный дельфин Ла Плата, обитающий и в морях и в реках. В честь него поселение назвали Дельфинополь. Место понравилось. Во главе колонии встал македонец по происхождению Филота, один из сподвижников Неарха, деятельный офицер, один из эпистолиев флота. Он шел на одном из главных кораблей экспедиции, волею случая попавшем в Ла-Плату. Греки и македонцы уважали его, в основном, за то, что свой, финикийцы — как хорошего моряка. Персам пришлось подчиниться. Филота наметил подходящее место для лагеря (примерно где Буэнос-Айрес), приказал обнести его частоколом, на первых порах построили хижины из набранных камней и срубленных деревьев, обмазали глиной.
Во главе Дельфинополя встали следующие люди:
Филота, 35 лет, глава колонии, принял наименование архонта.
Андромах, 27 лет, сын спартанского наемника, правая рука Филоты. Позже он принял наименование лагавета, сформировал войско, состоящее в основном из греко-македонян. При Андромахе состоят
Ксанф, македонянин 36 лет, бывший келейст — заместитель
Гефестай, молодой офицер 23 лет, малоазийский грек из Памфилии — порученец.
Стратоник, образованный грек, 30 лет. Местный философ, знаток геометрии, законов, светлая голова. Он был при Филоте советником и хранителем библиотеки, в которой имеется обширное количество книг, от поэм и трудов философов, до практических пособий, учебников и справочников.
Ифтим, 38 лет. Греческий врач, философ.
Клеметер, 40 лет. Жрец Посейдона. Македонянин.
Ароейфоой, 28 лет. Жрец Афины. Грек.
Таршиш, 37 лет, финикиец. Моряк. Выдвинут финикийцами.
Мардоний, 35 лет, персидский аристократ, выдвинут персидской частью колонии.
Ашур, 42 года, вавилонский ремесленник, опытный мастер кузнечного дела.
294 г до н.э. В первую зиму умерло 300 человек, из них 2 командирские жены, 3 ППЖ, одна дочь Ифтима. Во время весеннего разлива скончалось 128 человек. Летом произошло столкновение с индейцами. Результатом случилась гибель 25 человек со стороны "дельфинцев". Далее Филота организовал экспедиции по рекам, из котороых не вернулось 53 человека, но оставшиеся привели пленников — по пути был устроен набег на индейцев. Чуть позже случилось еще одно столкновение с индейцами, но Филота уже был готов. Население уменьшилась до 500 человек, но индейцев покорили и ближайшие годы нападений на колонию не было.
Греко-македонцы сразу стали позиционировать себя единым народом. В основном это были моряки, воины, жрецы, люди из штаба Филоты. Финикийцы держатся землячеством, общаются с греками-моряками, частично входят в армию Андромаха, промышляют рыбной ловлей, активно строят лодки. Их глава Таршиш, бывший офицер флота, капитан – уважаем Филотой. Финикийцы, как ни странно, вполне довольны, хотя в ареопаге их человек только один, когда персов – двое, Греко-македонцы пытаются использовать финикийцев, среди которых нет людей знатных, в подковерных играх с персами. Персы не прочь обособится, в отличие от финикийцев, но малая численность застваляет их на первых порах держаться вместе.
Среди персов 12 человек — воины, офицеры флота и «морской пехоты», большей частью они примыкали не к соплеменникам, а к воинам грекам и македонцам. Остальные персы – ремесленники, кузнецы, гончары, каменотесы. Впрочем, это не чистые персы, а подданные бывшей персидской империи – вавилоняне, согдийцы, сирийцы. В колонии они едва ли не на последних ролях, но их много и с ними вынуждены считаться. Мардоний старается лавировать и между земляками и между «братьями по оружию». Следует отметить, что он привез с собой, кроме дочери и сына, племянника, сына покойной сестры. Последнего звали Камбиз и он был очень отдаленным потомком персидских царей. В последствии род, пошедший от Камбиза сыграл свою непростую и во многом трагическую роль в истории Эльпидии.
293 г. до н.э. На второй год в колонии появились первые дети. Ифтим оказался искусным лекарем, так что выжили почти все… К сожалению, в дальнейшем проблема детской смертности стояла в Дельфинополе и во всей Эльпидии достаточно остро.
292 г. до н.э. Из родившихся детей выжило от силы 15%. Дал потомство домашний скот. Из трех кобыл одна погибла, две принесли жеребят. Успешно процветало рыболовство. Финикийцы начали выходить в море. Стратоник начал общаться со знающими морское дело финикийцами и греками, обсуждать с ними имеющиеся в его сундуках книги по кораблестроению.
Ушлый спартанец Андромах в это время вспомнил, чем промышляли его предки, и предложил в ареопаге завести илотов из окрестного индейского населения. Получив добро, он принялся формировать из мужчин — бывших моряков и воинов, в основном из отличившихся в прежних стычках и индейцам — специальный отряд. Включили в отряд и захваченных ранее индейцев, в качестве проводников. В отличие по прошлого рейда было решено подняться на лодках вверх по Уругваю.
Рейд оказался более чем успешным. Убитых со стороны дельфинийцев не было, в отделались легкими ранениям, только один финикиец заработал перелом руки. Было захвачено много пленных, в основном женщин.
Следующие рейды — вверх по Паране, на другой берег эстуария и по окрестностям были столь же удачны. Колония получила женщин, мужчин-рабов для обработки земли, также пополнила запасы пищи. Далее Андромах велел своим воинам взять в жены и наложницы по нескольку пленниц. При этом он ссылался на заветы Александра Македонского.
Тем временем Стратоник с Ифтимом обнаружили, что в окрестностях колонии появились ростки финиковых пальм и винограда (кушали, семечки бросали, выросли) и начали их культивировать.
291 год до н.э. На четвертый год основания колонии она подверглась набегу индейцев, который был отбит воинами Андромаха. При этом часть рабов перешла на сторону нападавших. Своеобразное восстание было жестоко подавлено. При этом погиб Ашур, на его место в ареопаге встал старшина персидских ремесленников Адад.
281 г. до н.э. Прошло еще десять лет. Скончался Филота. Андромах стал главой колонии. Он начинает заводить разговоры о своем божественном происхождении, сдружившись с жрецом Ароейфооем. Гибель последнего в разлив несколько помешала далекоидущим планам Андромаха. По смерти Филоты Андромах "унаследовал" его вдову. Своего сына от погибшей жены-персиянки он позже женил на дочере Филоты.
Андромах организовал еще несколько набегов на окрестных индейцев, наметил, что в их бывших поселениях вдоль Параны и Уругвая можно организовывать свои будущие города. В колонии появляются ламы — мясо, молоко, шерсть, тягловый скот.
Живы 226 детей 7-12 летнего возраста. Из них 139 — мальчики. Они обучаются Стратоником, Ифтимом и Клеметером, а также еще тремя образованными греками и двумя персами.
Численность колонии начинает потихоньку возрастать. Персы-камнетесы строят первые капитальные каменные дома.
265 г. до н.э., тридцатый год существования колонии, Андромаха уже нет в живых, архонтом становится его старший сын Никелай. Первую колонию в индейском поселении заложил сын Андромаха от вдовы Филоты, именем тоже Филота.
В это время колонисты уже освоились с ламами. Появился свой виноград, давала урожай пшеница, появились финики и оливки. Появляются страусы-эму: мясо, яйца, перья
Для мальчиков устроены гимнасии, идет обучение грамоте, счету, основам генометрии, права и философии, военному делу. По государственному устройству — типичный средиземноморский "демократический" полис. Попытки Андромаха объявить себя базилееем и ввести аналог спартанского государства пресеклись в зачаточном состоянии, в разговорах с другими главами знатных родов. Устраивать военный мятеж он не решился. Не стал домогаться царского титула и Никелай. В ареопаге идет ротация, но в основном это представители одних и тех же родов. Численность архонтов увеличивается до двенадцати, в ареопаге – трое представителей от армии, трое от жречества, трое – от ремесленников, трое – от «интеллигенции».
Индейцы-илоты как-то попытались устроить мятеж, но по славной спартанской традиции мятеж быстро загасили.
Улучшилось судоходство. Финикийцы наконец-то успешно построили кораблики чуточку побольше лодки, с парусом. Было исследовано побережье до заливов, которые уже не назовут Байя Бланко (залив Тесея) и Сан-Матиас (залив Амфитриты). Так же продолжились исследования рек.
До 250 г. до н.э. экономика носила спартанский характер. Хозяйство в основном натуральное, денег нет за ненадобностью. Андромах и его потомки поскольку мыслили по спартански, то и образ жизни старались поддерживать такой. Немного выбивались из этого потомки персидских ремесленников, в основном наследовавших отцовскую работу и предпочитающие получать за свой товар драгоценности.
200 B.C. Население колоний — свободные граждане Эльпидии, потомки колонистов — 3204 человек; рабы, илоты — 1139 — пленные индейцы и их потомки. Основное поселение — полис Дельфинополь — 2316 человек свободных граждан, 838 рабов.
Имеются два крупных поселения в Междуречье — Гераклея на берегах Уругвая, свободных — 454, рабов — 183; Филотия — на берегах Параны, свободных — 389 человек, рабов – 104 и одно мелкое поселение из 45 персов: кузнецов и пастухов и 12 илотов в колонии за Рио-Негро. Позже из него вырастит город Митреум.
В каждом из этих поселений — свое народное собрание, жители в основном земледельцы, скотоводы и военные, большинство ремесленников осталось в метрополии.
Животноводство — потомки привезенного скота, одомашненные ламы. Лошади используются в основном под кавалерию.
Агрономия — урожайность привезенных и местных культур. Есть вино, пекут хлеб.
Руководит Эльпидией ареопаг, но его глава, правнук Андромаха, тоже Андромах принявший титул архонта-автократора не довольствуется этим и грезит титулом басилевса, лелеет мечту своего прадеда. Ушлые жрецы уже вовсю говорят, что род автократор ведет от спартанских царей, а те — от Геракла.
Появились профессиональные "охотники за головами" — в основном моряки, ходившие вдоль океанского побережья и хватавшие пленников. Развитие кораблестроения обосновано океанским рыболовством. Движение вдоль берегов и по рекам — финикийская жилка. В основном это просто исследования, а не освоение. Еще добытчики полезных ископаемых, металлов и т.п. Так, район за Рио-Негро на юге, оказался богатый железной рудой. Туда потихоньку устремляются взгляды персидских ремесленников.
173 г. до н.э. Большая война с индейцами. Нападения происходят как из пампы, так и из джунглей Уругвая. Война спровоцирована очередным восстанием рабов. В результате войны погибают пятеро членов ареопага, в том числе глава колонии Аристоник, потомок Стратоника, в этих условиях Филон, логофет Эльпидии, сын Андромаха, правнука Андромаха первого, при поддержке военной аристократии и жречества смог получить титул басилевса. За ним правил его сын Леонид, после — второй сын Аристоник, затем сын Леонида – Ликург. К 100 г. до н.э. басилевсом является младший брат Ликурга, очередной Андромах. Имеет сыновей Деметрия, Александра и Филоту.
100 г. до н.э. Колония существует двести лет. Общее население 12 тыс. свободных и 4 тыс. илотов на полях. Помимо четырех ранее основанных поселений прибавилось еще три — Андромахия, Деметрия и Нерейя. Развитое сельское хозяйство, ремесло.
Начинается освоение Пампы, ибо персидскую знать начинают вытеснять из плодородного Междуречья на север. Там интенсивно начинает развиваться скотоводство: кони, овцы, козы, ламы. Вассалятся в пастухи племена охотников керанди (по которым вся область пампы получила имя Керандия). Последние не возражают, ибо это еда и защита и товары. Среди пампасов водятся мустанги — туда сбежала часть лошадей. Некоторые племена в Бразилии запросили союза против более сильных соседей.
Морские экспедиция доходит до Огненной Земли.
Среди населения — расслоение еще и по антропологическому признаку. Потомки офицеров времен колонизации, имеющие мало индейских черт пытаются вывести свою родословную от олимпийских богов.
Персы (вавилоно-сирийцы) и финикийцы численно сравнимы с македонцами, Первых много в Дельфинополе, вторых вдоль побережья. Их разговорный язык — арамейский. Отсюда и слабое развитие полисных структур в пользу более аристократических по сравнению с Мегалией.
В колониях двуязычие: низы – пунический и арамейский; верхи, воины, литература и философия — греческий; морское дело — смесь ионического греческого и пунического диалекта арамейского.
Религиозные представления — культ эллинистического толка, персидские и финикийские боги, а также некоторые божества индейцев получают греческие аналоги. Изначально греко-македонцев в этой колонии меньшинство — 210 из 290, к религии у многих из них отношение достаточно индиффирентное (наслушались софистов в юности). Большинство моряков в колонии — финикийцы, значит неизбежно поклонение Мелькарту (у греков — Геркулесу).
Аналогично с персами и Митрой, исключая то, что воины Александра не забывали, проходя по новой земле прихватить с собой и ее богов, тем более Митру — бога воинов, а поскольку он сын верховного бога и связан с Солнцем, то будет слияние с Аполлоном. Возможно, появятся тайные мистерии: открыто зовем Аполлоном, а среди своих — Митра.
Успехом пользуются богини плодородия: Афродита/Анахита и Великая Мать Кибела/Деметра а также оргиастические культов, типа Дионисийских.
Артемиде не везет (дева в условиях нехватки населения), Афина — ее культ всегда был слишком официозен.
Влияние греков в религии проявляется в отсутствии человеческих жертвоприношений.
Верховным мироправителем и владыкой небес все же остается Зевс, сливающийся с Мардуком и Баалом.
Местные жрецы и философы пытаются подкорректировать картину мира с учетом представлений греков, персов, финикийцев и антиподов (как колонисты зовут индейцев).
Эльпидия живет и процветает, давно уже не было индейских налетов, окрестные племена либо порабощены, либо уничтожены, либо союзники. Все шесть городов живут богато. Ветераны армии селятся на "фронтире" в основном в Междуречье, где занимаются сельским хозяйством в полученных поместьях.
93 г. до н.э. Из пампы приходит большая индейская толпа, видимо предки арауканов. Их бьют, уничтожают, но врагов много. Под Филотией (совр. Росарио в РИ) происходит крупное сражение. Нападавшие разбиты, но один отряд в это время прорвался к Дельфинополю. Ничего не ожидавшая столица приняла удар врага, на сторону которого переходит часть восставших рабов. Враги разбиты с помощью переправленных флотом подкреплений. Но тут начинаются дожди. Ливни длятся больше месяца, из берегов выходит Парана. Гибель урожая, скота. Со спадом наводнения приходит эпидемия (когда куча трупов после войны попадает под непрекращающийся ливень, ИМХО ничего хорошего не будет).
92 г. до н.э. В столице моровое поветрие. Из 4 тысячного населения в итоге умирает около полутора. В их числе и царь Андромах. Двое его сыновей в это время отсутствую в городе, старший — Деметрий — добивает врага около Филотии а потом в пампе, средний — Александр — находится на территории современной Бразилии. Многие бегут прочь из города. Филота, младший царский сын уходит в море на юг во главе 7 кораблей, пытающихся спастись от смерти. Бегут воины, ремесленники, их семьи. Увозят скот, рабов. Корабли доходят до залива Амфитриты (в нашей истории Сан Матиас), находят там прибежище и основывают поселение — Амфитритию.
В Дельфинополе население сократилось наполовину. Другие полисы мор не затронул. Принявшему власть Деметрию приходится вспомнить заветы далекого предка Андромаха и опять приказать каждому воину взять по нескольку жен и наложниц.
Большее значение приобретает Андромахия. В этом городе хорошо развиты ремесла, находятся крупные храмы.
89 г. до н.э. Филота решает не возвращаться, просит прислать к нему в полис ремесленников, воинов, рабов и семян. Под его руку также уходят некоторые южные антиподы.
85 г. до н.э. Во время экспедиций на север моряки достигают устья Амазонки где их ждет сюрприз.
Обнаружено индейское племя, в языке которого встречаются греческие и македонские слова, имена некоторых жителей — явно греческие, а среди оружия находят старое вооружение, изрядно уже проржавевшее. Так эльпидцы узнают, что они не одни на новых землях. Вновь вспоминаются истории предков о долгом морском путешествии. Снаряжаются морские экспедиции, но, увы, ни одна не вернулась. Ну а найденное племя переселяется — частично в Дельфинополь, дабы возродить город, частично на фронтир в пампу, частично к Филоте в Амфитритию.
Начало нашей эры.
70-75 тыс. свободных и 20-25 тыс. илотов и зависимых пастухов-антиподов у персов (доля которых быстро растет — защита и от охотников за рабами), а также немного на небольших рудниках. Видно, что свободное население выросло в 150 раз (500-75 000), аналогично выросло и благородное сословие (28-4000 человек), т.е. простой гетайр имеет около 5 рабов (как персидский дехканин), евпатрид побольше (50-100), царь до 1000 в своих имениях. Это дает нам скажем 700-800 чел доспешной конницы, и/или 40 кораблей по 20 чел. десанта в тяж. вооружении в случае тотальной мобилизации (т.е. реально дели на три – 15 гос. кораблей). Но и этого для любого враждебного племени хватит за глаза. Кроме того, свободное население — это еще 10 000:
— боеспособной пехоты со щитами и копьями (из металла лишь наконечник)
— легкой конницы с луками но без стремян (потомки 140 персов)
— экипажей транспортных кораблей из рыболовного флота.
Хозяйство. Аргентина очень бедна полезными ископаемыми хотя и благоприятна для земледелия и животноводства. Поэтому, металлическое оружие в первые века — огромная ценность, имеющий его — благородный, полноправный гражданин имеет право на ношение(лук, копье), с туземными илотами все ясно.
Развитые частнособственнические отношения ведут к частному же рабовладению на виллах, большие пастбища к развитию коневодства, на выходе имеем сильную (сравнительно со слабо вооруженной пехотой) "феодальную" конницу, не имеющую соперников в регионе. Значит, пока нет оснований для прогресса и стремена появятся не скоро. Малое количество золота (что было с собой и что награбили) и отсутствие серьезных торговых партнеров ведет к натурализации хозяйства. Население на практически свободных землях растет очень быстро, создавая колонии на побережье вдоль рек к предгорьям Анд в поисках металла.
Все побережье — океанское, внутренних морей нет. Это значит, что о крупных галерах в этом регионе можно забыть, флот изначально парусный и развивается в направлении мореходность-грузоподъемность при малом экипаже (больше припасов если корабль унесет в океан, населения тоже пока маловато, при таком превосходстве в вооружении даже малый экипаж может захватить и погрузить кучу рабов-илотов-крепостных), наличие греков и финикийцев гарантирует нормальный прогресс в кораблестроении. Развитие рыболовства — тоже важный стимул для сохранения традиций корабелов, обеспечивает рабочие места свободным неблагородным.
О власти. Изначально у нас 8 родов высшей аристократии (евпатридов). Кроме того, 20 ППЖ дадут еще 20 фамилий чистокровных греко-македонцев. К ним добавим детей евпатридов от местных наложниц, младших сыновей — получаем низший слой аристократов. Вспоминая Александра, назвали воинское сословие гетайрами (друзьями, дружиной) Вспоминая же, что было после Александра, можно гарантировать борьбу за власть, ослабленную малым размером колонии и недостатком сил одного рода против семи остальных. Т.о. глава Эльпидии (архонт) — первый среди равных, никакой постоянной династии ввиду отсутствия санкции свыше (Посейдон за, а жрец Зевса против). Усиление монархии состоялось после гибели половины архонтов, в знатных родах не нашлось взрослых мужчин им на замену, а детям пришлось довольствоваться участью сподвижников при царе. Поэтому многие евпатриды начинают перебираться в другие поселения, основывать новые.
Один из лидеров персов – Кавад, дальний потомок Камбиза, персидский аристократ, имеющий родственные связи со многими евпатридами, но осознающий себя именно как перса, получает земли на дальнем юге и завязывает отношения с племенами патагонцев вокруг Рио-Негро. Он берет в жены двух дочерей вождя племени Цонек (Теуэльче — отличавшееся высоким, сравнительно с другими ростом — в среднем 1.80 м.). Племя получает коней, металлические стрелы и пасет его скот.
14 г н.э.
В Дедьфинополь возвращается Клеотер, из династии жрецов Посейдона, сын крупного торговца из Амфитритии. В 7 г. н.э. Клеотер отпавился в плаванье на север, дошел до земли Харона (Панамский перешеек, названный так за гиблый климат), пошел дальше. Его экспедиция дошла до Гватемалы, была атакована туземцами, одному из кораблей удалось уйти, течение унесло его на Кубу. Сам же Клеотер попал в плен к майя, долго там пребывал. В плену он встретился с Клеоном, жителем Мегалии. Так эльпидийцы окончательно убедились, что не только их предки прибыли с далекой прародины. Клеотеру удалось бежать, в итоге он тоже оказался на Кубе и с остатками своих спутников вернулся на родину.
Путешествие Клеотера не осталось незамеченным. Базилевс Гипполох принял к сведению, что существует страна Мегалия, покопавшись в свитках в своей библиотеке и побеседовав с придворными учеными мужами, он выяснил, кто такой был Неарх.
Где расположена пресловутая эта страна по прежнему оставалось загадкой. Клеотер рвался в новую экспедицию и просил у басилевса средств на ее организацию. Гипполоха гораздо больше интересовал народ майя, точнее то, что у этого народа имеется золото.
15 г. н.э. Организовать экспедицию сразу не получилось — забастовало одно из поселений в из-за жадности тамошнего чиновника. Вылилось все в вечное — "бей богатых". Восставшие как-то договорились с индейцами, и заварушка продолжилась на пару лет.
17 г. н.э. Клеотер получил корабли: 4 от царя, 1 от храма Посейдона для дальней экспедиции. Долгое путешествие, штормы, тропические ливни, гибель двух кораблей по дороге. В итоге осуществляется налет на несколько городов побережья Гондураса. Доплыв затем до Юкатана корабли добрались до Кубы и вновь на своей старой стоянке (бухте Кортеса), отличном месте для базы набегов на майя, практически свободное и безопасное, скажем в с мирным и дружелюбным населением из племен гуанахатабей (около 100тыс. на весь остров). С богатой добычей было решено возвратиться назад.
На обратном пути один корабль унесло в неизвестном направлении и еще один затонул. Вернувшихся моряков ждало известие о смерти Гипполоха. Новый базилевс порадовался добыче, но потеря четырех кораблей из пяти была признана чрезмерной ценой за нее. У базилевса были несколько иные приоритеты и Клеотера, как опытного моряка отправили огибать континент. В дальнейшем он осуществил две экспедиции на юг, открыл Клеотеров пролив, ведущий к западному берегу, но мысль о поисках других греко-македонских поселений не оставляла неутомимого путешественника, на свои деньги он организовал еще одну экспедицию, из которой не вернулся. Однако перипл плавания остался в архиве, сохранились и слухи о несметных богатствах страны майя.
Потомки Клеотера дали несколько навархов Эльпидии, двух верховных жрецов Посейдона, дочь его вышла замуж за басилея Амфтритии. Позже род Клеотера породнился с царским.
35 г. н.э. Сын Кавада Митридат с помощью союзных цонеков покоряет соседние племена в пампе и Патагонии и повторяет фокус с дочерьми — племянницами вождей (их дети по законам индейцев имеют право на власть в племени). Племена в восторге. Благодаря растущему богатству он получает должность наместника Митреумгарды — колонии персидских кузнецов за Рио-Негро.
58 г. н.э. Внук Клеотера Деметрий совершает свое знаменитое путешествие. На бразильском побережье его внимание привлекает гора, он отправляет туда людей и находит железо. Гору называют горой Гефеста, возникает город Гефестий – поселение кузнецов, и финикийцев-рыбаков.
62 г. н.э. В очередном путешествии Деметрий обнаруживает подходящую бухту в Колумбии, неподалеку от границы с Панамой. Там основывается перевалочная база для дальнейших путешествий.
75 г. н.э Сын Митридата Кавад наследует верховную власть над большим союзом племен и получает должность сатрапа Дальней Керандии — земель за Рио Колорадо, по факту и так принадлежащих ему. Несмотря на кажущуюся огромность это была самая незаселенная (по причине удаленности от центра и меньшей плодородности) часть Эльпидии. Постепенно стали накапливаться проблемы с центром. Там считали подчиненных антиподов илотами и требовали соответствующих налогов. Кавад считал их подданными и столько платить не хотел. Пока центр не знал точной численности племен можно было тянуть и выкручиваться, но бесконечно это продолжаться не могло, да и противно. А жизнь в пампе с индейцами напомнили ему, что долг истинного перса — уметь (и учить детей) скакать на коне, стрелять из лука и говорить правду (о последнем ему неоднократно напоминали и ревизоры).
Конец 1 века н.э. Население 300 тыс. свободных и 100 тыс. илотов и вассалов в пампе. Среди последних наметился особенно быстрый рост (природа, свежий воздух, присоединение целыми племенами) их число достигало уже 30 тыс., а значит 5 тыс. воинов, выросших на коне и с луком. Примерно такой же была численность воинов-гетайров из благородных. Эти были уже в доспехах, с мечами, щитами и в шлемах. Боевой опыт приобретался в походах за новыми рабами на север, по междуречью и в западную пампу. К этому времени каждый приличный "светлый" род обзавелся божественным предком, чему доказательством служили антропологические признаки. С меньшим успехом пытались заявить об этом "бородатые". (Светлые – Евпатриды, потомки переселенцев по отцовской и материнской линиям, они во многом сохранили европейский тип. Бородатые — метисы, их название говорит за себя, от предков европейцев наследовали растительность на лице). Позже эта божественность сыграет шутку. Некоторые философы просто начнут считать олимпийских богов (благо те не демиурги) просто далекими предками с далекой прародины. Однако около трети этих воинов были потомки персов, чувствовавших, как лучшие земли, рабы, женщины достаются другим и копивших недовольство. Флот был традиционно силен (рабов приходилось вылавливать все дальше, а требовалось их все больше, рос внутренний обмен, столица требовала зерна из Междуречья, железа с юга и т.п.) и состоял из 40 парусно-весельных палубных кораблей, вмещающих до 100 тонн груза (до 150человек с добычей). Столица Дельфинополь успела вырасти до 30 тыс. человек.
97 г. н.э. В это время информация о числе антиподов у Кавада дошла до верха. О богатстве Кавада, его амбициях, разговорах о царской крови старых, настоящих царей, персидском сепаратизме, уже и раньше велись разговоры. Был послан ревизор с предложением заплатить налоги и спать спокойно. На такое Кавад пойти не хотел. Попытка договориться успеха не имела – ревизор Хумбаба, деятельный хелетомай, но весьма продажный, родом финикиец предложил поделиться людьми (в Междуречье оставалось множество свободных земель и лишние илоты ему не помешали бы). В результате ревизора больше не увидели, а Кавад начал готовиться к войне. Помчались гонцы к другим персидским вожакам на юге и западе, эмиссары в столицу с тайными митраистскими знаками и сигналом готовиться к неожиданностям. Доставались дедовские доспехи и ковались новые, изготавливались наконечники копей и стрел, кузни Митреумганды работали день и ночь, подтягивались племена пастухов со стадами для прокорма в дальнем походе.
22 июня ровно в 4 часа на восходе Солнца на горе Оёли у Митреумгарды были принесены в жертву Митре, вновь победившему тьму, козел и лама. Сразу после этого 4 индейских вождя (братья и дети Кавада) и 4 главы присоединившихся персидских кланов были провозглашены царями 8 сторон света, а сам Кавад — Царем Царей, Шахиншахом. В полдень войско двинулось в поход через Пампу, с ходу форсируя мелкие реки и обрастая по пути пополнениями прямо на столицу, давно привыкшую к миру и беззащитную.
Басилевс Деметрий, владыка Эльпидии, получил известие о расправе Кавада с присланными хелетомаями. Одному удалось вырваться и добраться до Дельфинополя. Стало известно и о прдажности Хумбабы, который, узнав правду о Каваде, решил не сообщать раньше времени в столицу, а попробовать поживиться на месте. После долгих рассуждений в Митреум был отправлен старший сын басилевса Аристоник. Ареопаг в Дельфинополе рассуждал, что статус царского сына и наследника сохранит Аристоника и ему удастся привести Кавада к ответу. Надежды не оправдались, Кавад уже был готов к войне, Аристоника схватили, его людей разгромили, оставили в живых лишь часть пришедших с царевичем каритианцев (коренных жителей Уругвая, названного так по одному из племен).
Басилевс, узнав о мятеже и гибели сына, приказал начать сбор войск, но основные силы были в междуречье и на северном побережье, флот частью в море (10 кораблей ушло за рабами), частью в других городах, частью занимался подвозом в столицу очередного урожая, часть басилевс сам отправил на другой берег Параны для перевозки собирающихся сил.
В Дельфинополе между тем началсь резня. Потомков персов, в основном купцов, грабили и убивали разъяренные и перепуганные горожане…
Кавад шел стремительно. Его армия разгромила армию Ксанфа, правителя Филотии, двоюродного брата басилевса Деметрия. Никто толком не знал, сколько у него войск и откуда ожидать удар.
Басилевс проводил смотр войскам в окрестностях Дельфинополя, основная масса войск ушла навстречу Каваду. Неожианно подошел сам Кавад. В разгаре боя Деметрий узнал Кавада и предложил не губить людей, а решить все это дело поединком. В нем он и нашел свою гибель. Погиб и брат басилевса Ликург.
Когда Кавад подошел к столице, с ним было 3 тысячи конных лучников туземцев, 1500 лучников персов и 800 катафрактов, а у дельфинопольцев было только 500 гетайров-аргироспидов и прячущиеся горожане. Кавад ворвался в город среди ночи, и первый удар был по дворцу. Исход был предрешен, тем более, что поднялась часть городской бедноты, надеясь выиграть от перемен. В городе начался хаос и кровавая вакханалия. Персы мстили за недавний погром, бедные мстили богатым, туземцы резали всех белых без штанов (в тунике — значит не перс, значит враг), исключая насилуемых женщин. Царское семейство погибло почти полностью. Жестоко убили наследника – 14 летнего Александра. Двух дочерей басилевса Аклмену 17 лет и Дейониру 12 лет удалось спасти. Первая стала новой женами шахиншаха, вторую отдали за его наследника Митраферна. (Дейонире было суждено стать матерью шахиншаха Тиридата)
К счастью для эльпидийской знати, у пристаней стояло 10 кораблей, 2 из которых были с неразгруженным зерном и 8 готовившихся к перевозке войск из Междуречья к Митреуму. Этим воспользовался знатный эльпидиец, царский шурин Главк. Главк был верховным жрецом храма Посейдона в Дельфинополе и великим Навархом Эльпидии, правнук Клеотера Морехода. И когда казалось, что все пропало и старая знать обречена, Главк взял эти 10 больших кораблей в гавани, и заполнил их своими людьми, пока персо-индейцы резали царя и разбирались с его гаремом. Больше их на юге никто не видел.
Вместе с Главком бежал и его племянник царевич Лаэрт, проходивший в эту ночь посвящение Посейдону. В наступившем хаосе казалось, что все пропало и старая знать обречена, и Главк решил идти к стране золота, в лагерь Клеотера, откуда можно начать все с начала, отыскать Мегалию, а главное — грабить майя, ибо это лучше, чем осесть поближе и пахать в джунглях, опасаясь убийц.
На корабли также успели погрузиться больше 800 человек из них примерно 300 женщин, многие знатные фамилии. Эвакуировалась вся жреческая коллегия Дельфинополя, была взята храмовая казна, библиотека. Успел прихватить Главк и некоторых греков-мастеровых из генейфоров. Взяты лошади, немного скота. На второй день пути к Главку присоединились жители прибрежного финикийского поселка – рыбаки, моряки, мастеровые. Провизия была, но все же пришлось добирать реквизициями у местных, так удалось разжиться ламами, овцами, козами, свиньями, курами. По дороге подкреплялись рыбной ловлей, собирательством и охотой.
Первая половина пути шла по хорошо известному морякам маршруту, а вторая — по периплу Клеотера.
В пути экспедиция зашла в Гефестий, где для Эльпидии был подготовлен корабль с железом и прочими товарами. Главк уговаривает местных отправится с ним, рисует ужасы Эльпидии. Архонт Гефестия Соклей, сосланный на эту должность за провинности не без участия того же Главка, выступает против, но часть жителей Гефестия, со своими илотами отправляются вместе с Главком. Личный состав увеличивается на 150 человек и 1 корабль.
В дальнейшем, ближе к концу пути, один корабль отстал и сел на мель на севере Панамы. На том корабле плыли знатные эльпидийцы – севасты, архихелетомай, Павсаний с семейством, Пердикка – побочный сын покойного басилевса Эльпидии, пасынок Павсания, верховный жрец храма Зевса Диодор с семейством, воины генейфоры, ремесленники. Всего было семьдесят человек, из них пятнадцать – женщины. Вскоре на них наткнулись купцы из городков западного побережья (так они узнали, что эта земля – перешеек и дали ему имя – Харона, т.к. от лихорадки успели погибнуть уже 10 человек). Решив, что одним им здесь не выжить, переселенцы отправились на запад вместе с купцами.
Остальные десять кораблей благополучно прошли дальше. У берегов Гондураса, во время очередной высадки они столкнулись с индейцами и в результате приобрели рабов, рабынь, запасы еды, тканей, а главное – золота. Главк решил идти дальне, следуя маршруту своего прадеда.
Поскольку корабли шли вдоль берега материка, с персами они не встретились и вот, в бухте Клеотера на берегу реки Куягуатехе (если верить туземцам) они высадились на берег.
Так, в 99 году н.э. был основан город которое ожидало великое будущее.
А в это время в Эльпидии гражданская война только набирала обороты, слишком мала оказалась поддержка у Кавада в Дельфинополе, где большая часть населения успела эллинизироваться, к тому же много персов погибло при погроме, когда в столице узнали о бунте. Все Междуречье, почти вся знать остались против него. Ни греко-македонцы, ни пунийцы не хотели признавать персидского выскочку, не имеющего ни одного корабля, друга туземцев, к тому же наведшего на город разорение и свирепых антиподов.
Басилевс убит, элита сбежала (по мнению оставшихся эльпидийцев — пропала). Убиты наследник, царский брат. Лидер сопротивления — Алкид, сын Ксанфа, двоюродный племянник Деметрия, басилей Андромахии. Он единственный близкий родственник покойного басилевса, из рода Андромахидов у него большие всех прав на корону Басилей Андромахии Дионисий хотя и влиятельный человек, но он более отдаленный царский родственник. Дионисий первое время выжидал, потом решил поддержать Алкида. Потом он выдал за него дочь Роксану.
Армия под руководством лавагета Деифонта не была до конца разгромленной, Кавад слишком спешил к столице, поэтому оставлял силы противника в тылу
Пусть сначала силы были раздроблены, но флот колоний остался на их стороне, они спокойно могли собирать силы на той стороне Параны, где Каваду их не достать, и одновременно готовить восстание в столице, полной греков и пунийцев. В итоге совместного удара флота и восстания в городе Кавад вынужден был оставить столицу и отступить на юг в пампу меж Рио-Колорадо и Параной. Греко-македонская знать стала готовиться к походу на юг, планируя отправить часть сил на кораблях к Амфитритии, чтобы объединившись с южанами ударить с тыла по Митреуму и подорвать базу восстания, после чего взять Кавада в клещи. В итоге, преследуемый превосходящими силами, теряя людей от стычек и дезертирства Кавад вынужден был отступать в засушливую Пампу по северному берегу Рио Колорадо, пока обмелевшая река не закрылась для флота, а конница Гетайров не начала страдать от бескормицы в сменивших пампу горах. Эльпидцы вынуждены были вернуться, но на выходе из горной долины было поставлено укрепление Буона Потамон (река в горах). Положение Кавада оставалось сложным. С оставшимися силами надежды выиграть у него не было. Горными проходами он ушел на север, покорил местные племена и укрепился.
К 99 г. н.э. в Дельфинополе власть захватывают вассальные индейцы с северных берегов Фетиды (Уругвая), которые воспользовались отходом основных войск вдогонку Каваду и объявили себя защитниками столицы. Их возглавляет Мекенш, он же Микенсий, индейский вожак, начинающий эллинизироваться, его жена – дочь эльпидийца. Естественно, скоро начались грабежи и насилия. Как обычно, восстают илоты. Сил возиться с ними пока нет, знать оседает в Филотии, бывшем владении Ксанфа. Алкид приходит в отцовские владения и провозглашает себя базилевсом Эльпидии. Армия, жители других городов, финикийцы приносят ему присягу. С этим соглашается и базилей Амфитритии, который уже не молод и понимает, что ноша не по нему.
Однако в перспективе индейцам в столице против бронников ничего не светит. Претензии Микенша на власть не оправдываются. Естественно, армия Эльпидии освободившись от погони за Кавадом, кинулась освобождать и укрощать. Индейцы, не дожидаясь подхода основных сил, сваливают обратно в Каритиану, прихватив с собой оружие из железа и скот. Там они продолжают кочевать, время от времени делая набеги на юг.
В итоге пат. Эльпидцы недостаточно сильны и едины, чтобы разбить Кавада в горах, одновременно удерживая столицу, Междуречье и Керандию. Кавад слабее, разгромлен и не в силах претендовать на Эльпидию. Керандия с двух сторон зажата эльпидцами, ее постепенно зачищают.
Эльпидия фактически распалась на три государства. Если не считать царство потомков Кавада, то существует собственно Эльпидия, с фактической столицей в Филотии (совр. Росарио). Дельфинополь основательно разрушен, Алкид хотя и отстраивает город, но предпочитает жить в родной Филотии.
Отдельно функционирует Амфитрития, город на побережье одноименного залива и подчиняющиеся ему поселения рыбаков, земледельцев, горняков. Подчиняются керандийцы, не ушедшие с Кавадом. Умный басилей Амфитритии умел с ними ладить, в свое время он не спешил воевать и с Кавадом, но в решающий момент поддержал греков-земляков. Если бы не старость повелителя Амфитритии, он бы мог объявить себя государем всея Эльпидии. Но предпочел признать Алкида, а потом выдал за него дочь.
118 год н.э. Смерть Дионисия в Амфитритии. Преемник – его сын Филота. В Амфитритии в это время повзрослел Искандер Кавади, он же Александр, сын Кавада от дочери басилевса Деметрия. Во время бегства Кавада его беременная жена оставлена в Керандии. Родив сына, не желая жить среди персов и антиподов, опасаясь, что другие дети Кавада могут убить ненужного брата, Алкмена спасается в Амфитритии. Ее сын, предпочитающий зваться Александром, воспитан как грек и более — персоненависник. Дионисий, воспитывал Александра вместе с Филотой, помня его род и родство с собой, многие керандийцы, не ушедшие с Кавадом, или выросшие после того согласились стать под его руку. Амфитрития богатеет, прирастает Керандией. По смерти Дионисия Алкид ставит Александра архонтом в Тесейе, а потом переманивает в Дельфинополь — лавагетом Эльпидии.
123 год н.э. Басилевс Алкид женит Александра на своей дочери и собирается поставить его в цари мятежникам на западе. Планам мешает налет каритианцев. Алкид использовал Александра и верных ему вассальных керандийцев для ответных набегов на каритианцев (пусть варвары убивают друг друга).
129 год н.э. Поход сына Алкида Андромаха на Кхшатру. Резграблено поселение, на месте которого позже вырос Фешабур. Убит персидский военачальник Фируз, многие поданные Митраферна пленены. Андромах отправляет часть воинов с добытей в Эльпидию, с подошедшим подкреплением (в основном керандийцами) идет дальше. Его войска осаждают Ханадан, но подошедшие войска кхшантры громят эльпидийцев. Часть керандийцев сговариваются с нечаянно нагрянувшими земляками. Андромах захвачен в плен, позже казнен.
130 год н.э. Александр приводит к повиновению вождя Арикема, сына Микенша. Воины под руководством удачливого лавагета проходят вверх по Фетиде, от Андромахии и выше по течению. Каритианцы поначалу оказывают сопротивление, но часть из них, вспоминая былое, соглашается на союз. Александр берет всех детей знатных антиподов в заложники.
132 год н.э. Александр отправлен на Кхшатру. Алкид решает все же пристроить сына Кавада на земли его отца. С ним гетайры и каритианцы, керандийцы не хотят идти против братьев и оставляют войско. Враги встречают его на полпути, потомки Кавада в это время решили налететь на Эльпидию. Александр пытается аппелировать к персам своим происхождением, но с теми старший сын Кавада – законный шахиншах. Битва заканчивается ничем, но Митраферн ранен, армии отходят. Митраферн позже умирает от заражения крови.
138 год н.э. Смерть басилевса Алкида. Его наследник, сын от дочери Дионисия, Феогност – слаб и нерешителен. Эльпидию лихорадит, некоторые несознательные товарищи не признают законную власть и сами мечтают объявить себя басилевсом. Александр погибает на следующий год, во время мятежа в Гераклее. Войны с каритианцами, войны с остатками Керандии, войны с царством наследников Кавада, Кхшатрой. На самом деле, все эти войны – череда взаимных набегов, но мирному населению от этого не легче.
142 год н.э. В среднем течении Рио-Куарто в 120 км западнее Филотии основана новая колония – Ареофойис, подальше от набегов с северо-востока. Основатель – лавагет Алкид, сын Александра, от дочери басилея Алкида.
150 год н.э. Феогност свегнут старшим сыном Андромахом. Мятеж поддержан Алкидом, поскольку повелитель Эльпидии проявил себя плохим правителем, умудрился поссорится с каритианцами, принесшими дары, спровоцировав набеги последних. Едва не откололась Амфитрития, старого басилея Филоту остановило только родство с непутевым племянником. Роль Амфитритии между тем растет. Фактически это независимое государство, с рудниками, плавают через Клеотеров (Магеланов) пролив, исследуя юг Чили. Близкое родство с басилевсами Эльпидии – пожалуй единственное, что удерживает Амфитритию от прямого мятежа. Стране крайне необходима единая власть, и со временем к этому все и идет. Армия становится более регулярной в свете постоянных угроз извне. Упор на конницу гетайров, доспехи выдаются из мастерских, взамен требуется повиновение. Все крепче привязываются племена керандийцев — разведка и прочие легкоконные для преследования врага. Припасы подвозятся флотом, который не сильно пострадал (только ушедшие на юг корабли) и уже восстановлен. Команды на корабли набираются из простолюдинов.
153 год н.э. Прибытие 5 кораблей из Посейдонии с Одиссеем, внуком Деметрия. Басилевс Эльпидии Андромах не очень рад внезапно свалившемуся родичу. Тем не менее, посейдонцы помогают отбить набег каритианцев с севера
159 год н.э. Второе плаванье Одиссея в Эльпидию. В этот раз отважный мореход дошел до Амфитритии, высадился с войском и нанес поражение керандрийцам, которые в этот момент затеяли нападение на город.
160 год н.э. На Посейдонских Играх в кулачном бою побеждает эльпидиец, сын басилея Амфитритии Александр. Это первое участие Эльпидцев в Играх на Посейдонии. Александр становится кумиром молодежи и любимцем женщин. Его женят на знатной севасте Олимпиаде. Александр решает остаться в Посейдонии На следующий год Александр и его эльпидийцы – герои войны с майя. Увидев масштабы добычи Александр принимает решение не возвращаться. Им основан Неодельфинополь
182 год н.э. Гибель лавагета Алкида при обороне Потамона. Тем не менее налет Кхшатры остановлен. Однако эльпидийцам не удается вздохнуть свободно – из пампы налетают остатки вольных керандийцев. Их ведет Хауш, что характерно – правнук Кавада. Разгомлена Тесейя. С севера в тоже время движется армия каритианцев, под руководством Пуруборба, бывшего наемника. Разгромлены предместья Гераклеи, город выстоял. Возможно, все это организовано Кхшатрой.
186 год н.э. Смерть басилевса Андромаха. Его наследник – Ксанф (единственный сын после пяти дочерей) еще очень молод, но горяч. Поползновения зятьев покойного басилевса на трон пресекаются приближенными покойного Андромаха. Те затаились, но ничего не забыли. К тому же многие из них – архонты городов.
В конце 195 н.э., вскоре после смерти шаха Виштаспа, воспользовавшись тем, что наследник далеко на севере, из Фешабура, в верховьях Рио-Куарто двинулась в набег южная армия Кхшатры под водительством сатрапа юго-востока.
Эльпидцы не знали, что в верховьях уже кхшатры, и поплатились за беспечность. Город Арейис был взят и разграблен. Погиб и находившийся там басилевс Ксанф, не оставив наследника. В это же время на междуречье обрушиваются каритианцы.
196 год н.э. Прибывает союзный флот из Посейдонии. Флот Посейдонии прошелся по Фетиде (Уругваю), обрушившись на селения каритианцев, грабивших Междуречье и надолго отучили их воевать с Эльпидией. Селения каритианцев разграблены, они обещают покорность и дают заложников. Затем флот объединившись с Эльпидским, и поднялся по Рио-Саладо(южной). Под предводительством Алка и Кадма войска доходят до предгорий, громя персидские поселения. Телемах вмешивается в разборки претендентов на престол, убеждая всех принести присягу Ниарху (доброе слово и острая махайра куда убедительнее просто доброго слова). Менелай со своим отрядом заблудившись, проходит по горным тропам Анд и оказывается в Чили. В честь него назван удобный Менелаев перевал.
Ниарх, сын Алкида, сына Александра, сына Кавада объединил наконец силы Эльпидии и ударил с 2 сторон одновременно. От междуречья он ударил сам, и взял Фешабур, казнив не успевшего сбежать сатрапа, потом пошел вдоль предгорий на юго-запад, до р.Рио-Саладо, где и встретился со второй армией (посейдонцы, южане и керандийцы), грабящей округу. Однако, беженцы успели собраться в стоящий на берегу Зередж. Гребной флот блокировал город с реки, регулярная армия с суши, керандийцы разграбили окрестности. Но гонцы к шаху уже посланы.
Кхшатра привыкла ожидать опасности с юга, поэтому удар с востока оказался неожиданным, в результате Фешабур был потерян. Но геройская оборона Зереджа помогла шаху собрать силы и прийти вовремя.
Битва окончилась нерешительно (каждый говорил, что победил он) Потери Шаха были больше, но войско смогло отступить в город (прорвать блокаду), что делало дальнейшую осаду бессмысленной. Кроме этого, Спитридат и Ниарх чувствовали себя неловко, воюя с родичем, как и керандийцы, воюющие на обоих сторонах против братьев.
В итоге заключили мир: Граница Кхшатры проходит по восточному хребту от Ла-Фальды к Мерседес, за который Кхшатрийцы не ходят. На юге границей стала линия от Санта-Исабель на Рио-Саладо до болот Реалико, от них на север до Мерседес, где Кхшатрийцы поставили новую пограничную крепость Задракарту.
Установив между собой границы обе державы готовы были начать освободившимися силами экспансию по другим направлениям.
В итоге в 197 году н.э. Ниарх в торжественной обстановке принимает корону басилевса Эльпидии.
200 г. н.э. Постоянные войны, погромы городов, набеги и побеги резко замедлили темпы роста населения, особенно в 1 половине века, поэтому население составляет:
450 тыс полноправных, 70 тыс илотов (слабое воспроизводство еле покрывает убыль от побегов и бунтов), 30 тыс керандийцев (зачистка была нехилой и многие ушли, но оставшиеся — размножаются, да и другие антиподы к ним не прочь примазаться), 50 тыс каритианцев с примкнувшими к ним илотами (тоже скотоводы, верхушка эллинизируется)
Итого 600 тыс человек.
На троне утвердился Ниарх. С внутренними распрями покончено, каритианцы приведены в относительное повиновение (остатки ушли дальше на север), возобновлена колония в Гефестии (бразильский рудник), открыты горные проходы в Чили.