Старый авиационный анекдот или «Нас не догонят!..»
Еще одна интересная статья, скомпилированная из двух статей из жж Андрея Фирсова.
Николай Валуев (не боксер, а историк авиации, на «Звезде» часто бывает) рассказывал: На дипломном проекте один студент получил задание разработать довольно крупную крылатую ракету. Сверхзвуковую. С ракетным двигателем. Студенты, понятное дело, народ ленивый, «работают» по аналогии. Поискал наш студент подходящее решение и оказалось, что под ракету хорошо подходит МиГ-21 — масса, размеры, скорости — ну очень похоже. Только ТРД на ракетный двигатель поменять. Быстро «нарисовал» что надо. Под конец стал выполнять расчетную часть — чего там делать, «все сделано до нас». Но, вот незадача, по расчетам «ракета» летать не могла. Туда, сюда… неа. Пошел «жаловаться» руководителю темы. Тот, как полагается, отнесся скептически: «Знаю этих студентов». Взял на дом поискать в проекте ошибку. На следующий день пришел озадаченный на кафедру: «Знаете, студент имярек доказал, что МиГ-21 летать не может!»
На самом деле этот анекдот в авиационных институтах известен был хорошо — неверящие могли сами посчитать и убедиться. Была только одна проблеме — считающие забывали, что не только крыло, но и воздухозаборник самолета тоже «что-то» несет. Вот этого «что-то» и было достаточно для полета МиГ-21!
Столкнувшись с таким интересным явлением, в ОКБ «МиГ» возникла идея использовать этот эффект на следующем поколении своих истребителей – доведя его до «маразма» логического конца. Было решено, что опытный Е-155 будет летать вообще на одних воздухозаборниках! Но, позвольте, как он служил в Очистке? у него же крыло есть! Есть, есть – без него не взлететь. Но после набора скорости крыло на Е-155 получает угол атаки – 0 (ноль) градусов и при симметричном профиле ничего не несет. Вообще. Самолет летит только на «ковшах» воздухозаборников. И так как именно крыло у самолета создает основное его сопротивление, то на Е-155 его, получается, вообще нет. При этом там еще и двигатель «низконапорный» — то есть, на пальцах – чем выше скорость, тем больше у него тяга. Самолет без «тормозов» во всех смыслах слова. Можно гнать до самого нехочу, пока керосин не кончится. Эти «мигари» такие затейники!
Не, ограничения были. Сначала по реверсу элеронов – в результате в серию пошел первым разведчик МиГ-25Р. Он летает в основном по прямой – обойдется.
Перехватчик довели чуть позже, когда разобрались с жесткостью крыла и шарнирными моментами элеронов. Следующим ограничением стал «тепловой барьер». Стальной «МиГ» «терпел» больше дюралевого. Делать титановый благоразумно не решились – «нам М=3 хватит»! Это наш знакомый Клеренс Джонсон забабахал свой трехмаховый разведчик SR-71 тупо из титана, даже не думая о компенсации теплового расширения… В результате уже после нескольких полетов самолет тёк топливом как решето. Если сначала в обычном полете для его дозаправки требовались три «воздушных танкера», то потом перешли на четыре – топливо из одного заправщика «Черная птица» тупо выливала через стыки топливопроводов и обшивки…
У нас МиГ-25, как многие знают, называли «Гастрономом» — за использование в системе охлаждения оборудования «водно-спиртовой» смеси, в просторечье называемое «водкой» (по-научному, то есть, летному – «Массандра»).
Думаете «у бабочек» было все по-другому?
А уж как МиГ-25 летал на перехват! Помните, как шведы перехватывали SR-71 над Балтикой («Марлезонский балет» по-шведски)? Вот из книги Михаила Никольского про SR-71 цитата, как шведы наблюдали уже за действием нашей ПВО.
«Оператор шведской РЛС рассказывал:
— Нас всегда впечатлял одинокий МиГ-25. SR шел на высоте 22 км, МиГ заходил ему точно в хвост на высоте 19 км, на удалении 3 км от цели он отворачивал влево. Всегда на высоте 19 км, всегда в хвост и всегда сближался на 3 км!»
Да, книга Никольского только вышла в апреле и, говорят, уже распродана
источники:
https://afirsov.livejournal.com/446716.html
https://afirsov.livejournal.com/447998.html