СТ-1 Советский тяжёлый танк, который был слишком хорош для 1945 года!
Сегодня я хотел бы обсудить с вами любопытный проект Советского тяжёлого танка под названием СТ-1.
Проект танка СТ-I был довольно оригинальным, имел множество новых решений, впервые применяемых в танкостроении. Но у талантливого конструктора Валентина Асикритовича Ганина не было КБ за спиной, так-же и не было влиятельных людей из ставки готовых за него поручиться.
Также стоит отметить, что танкисты довольно предвзято относились к проектам артиллеристов. В общем, проект запинали и сдали в архив, где он хранится до сих пор.
Ассистентом в данном проекте Ганину выступил молодой инженер Часовников, выпускник Бауманки. На его счету так же не мало изобретений и достижений.
Проект СТ-1, должен был устранить основные недостатки в тяжёлом танкостроении, для этого предлагалось:
- Строенная установка пушки среднего или крупного калибра и двух пулемётов (малокалиберных пушек).
- Пять членов экипажа, впереди по центру корпуса водитель и четверо в башне: командир и наводчик в передней части, два заряжающих в кормовой, двое заряжающих должны были значительно повысить скорострельность главного орудия.
- Размещение части боекомплекта в «скорострельной боеукладке» в кормовой нише башни.
- У казённика пушки предусмотрен качающийся лоток, сокращающий габариты заряжания и повышающий скорострельность пушки.
- Для повышения начальной скорости снаряда использована «специальная дульная сопловая насадка» (дульный тормоз конструкции авторов, заявка от 10.05.1945).
- Стабилизатор вооружения в вертикальной плоскости.
- «Специальный поворотный механизм собственной стабилизации башни».
- Полубронированный крупнокалиберный зенитный пулемёт.
- Дублирование управление поворотом башни от командира танка для её переброски при целеуказании.
- Технологически улучшенная установка пушки в башне.
- Дымовые «казнозарядные миномёты».
- Свободно вращающийся командирский люк, а «при перебросе башни стабилизация его по цели (отрабатывание угла)».
- Специальные надуваемые эластичные трубки в пазах погона башни для её герметизации.
- Оборудование для подводного хождения, в частности гибкий воздухопитающий шланг с поплавком или труба.
- Ходовая часть с катками большого диаметра и свободными ведущим и направляющими колёсами.
Корпус танка был подобен корпусу ИС-4 — сварной повышенной жёсткости. Масса 54-56 тонн. Экипаж 5 чел. Размещение экипажа танка: водитель в носу танка, командир и наводчик в передней части башни, два заряжающих — сзади командира и наводчика.
Наличие двух заряжающих значительно повышает скорострельность пушки танка. Люков расположено три: у командира в его командирской башенке и у обоих заряжающих, что облегчает быстрый выход экипажа из танка и удобство работы командира танка при нормальном обслуживании зенитного пулемета.
Предусмотрена установка свободно вращающегося командирского люка, а при перебросе башни стабилизация его по цели (обрабатывание угла). Командир имеет вращающееся сиденье со спинкой и специальную подножку. Сидения заряжающих подвесные съемные.
В целях наилучшей вентиляции боевого отделения от пороховых газов, применен местный отсос газов от стреляных гильз, вылетающих из казенника, через трубу ограждения гильзоотвода (выполненную с отверстиями) с помощью отсасывающего вентилятора. Для вентиляции боевого отделения служит вентилятор нагнетающего типа, расположенный над пушкой. Воздушное снабжение агрегатов-потребителей в башне предусматривается, как частный случай, от двигателя через воздушное ВУ.
Амбразурный узел обеспечивает наилучшую бронезащиту лобовой части башни, наивыгоднейшую технологичность и простоту изготовления бронировки, допускает надежную герметизацию от проникновения воды, паров ОВ, пуль.
Для уплотнения юбки башни и загораживания стволом пушки и качающейся бронировкой служат надувные трубки, расположенные в специальных пазах.
Вооружение планировалось следующее: пушка 100 или 122 мм, два спаренных с пушкой пулемёта ДТ и крупнокалиберный зенитный пулемет. Скорострельность 15-16 выстр/мин (100 мм) или 7-10 выстр/мин (122 мм). Предполагалось, что за счет применения дульного тормоза оригинальной конструкции начальная скорость снаряда поднимется с 900 до 1000 м/с (100 мм) или с 800 до 900 м/с (122 мм).
Углы вертикального наведения -8…+20°.В целях стабилизации пушки в вертикальной плоскости стрельбы, что обеспечивает меткость стрельбы с хода, применен специальный подъемный механизм собственной стабилизации артсистемы подвижной артустановки.
Для создания курсовой стабилизации башни танка, что обеспечивает меткость стрельбы с хода танка, по горизонту применен специальный поворотный механизм собственной стабилизации башни. В кармане ниши башни в направлении заряжания расположена скорострельная боеукладка (конструктивно, как частный случай сотовая) для пушки.
При этом такое расположение возможно, как для унитарных патронов, так и для выстрелов раздельного заряжания (установка тандем с подпружиниваем). Это позволяет исключить излишние движения при заряжании пушки, что также резко повышает ее скорострельность. На ограждении гильзоотвода пушки расположен центрирующий патрон, качающийся подпружиненный каток, сокращающий габариты заряжания пушки и повышающий ее скорострельность.
Для самообороны от авиации, в люке над одним заряжающим установлен полубронированный крупнокалиберный пулемет (малокалиберная пушка), со специальным шарнирным наплечником, улучшающим наводку.
В период, когда один заряжающий ведет огонь из зенитного пулемета, остальной экипаж продолжает свою обычную боевую работу (командир наблюдает за полем боя, второй заряжающий заряжает орудие, наводчик ведет огонь по наземным целям).
Двигатель планировалось установить мощностью 800 или 850 л.с., который бы смог разогнать боевую машину до максимальной скорости в 40-45 км/ч с запасом хода 150 км.
В целях обеспечения возможности подводного хождения танка, предусмотрен для всасывающего трубопровода двигателя гибкий шланг с качающимся поплавком или надставная труба. Выхлоп может производиться непосредственно в воду или через надставную трубу в атмосферу. При выхлопе в воду желательно применение щелевых обратных клапанов. При подводном хождении танка, внутри его предусмотрено повышение давления воздуха для предотвращения проникновения воды через случайные неплотности.
По итогу рассмотрения данного проекта ОИ КА не выдало изобретателям авторского свидетельства, обоснованием было то, что Совмещение нескольких предложений, разрешающих различные технические задачи, в одной заявке не допускаются.
Если по русски то проект просто прикрыли, так как в разработке были другие более громкие проекты от именитых конструкторов и КБ, только один ИС-7 чего стоил. Так же всем было ясно, что под конец Второй Мировой войны несколько проектов тяжёлых танков никому не нужно.
А как вы считаете дорогие друзья, были ли в СТ-1 инновационные разработки имел ли данный проект право на осуществление в металле?