Средиземноморский экспресс
Любопытно, что в тот самый день, 90 лет назад, когда в СССР вышел на испытания истребитель И-3, в Великобритании совершил первый полет трехмоторный пассажирский гидроавиалайнер Шорт "Калькутта". Эта летающая лодка предназначалась для обслуживания проходившей над Средиземным морем части трассы между Британией и Индией. Выпускать в длительные полеты над обширными водными пространствами обычные "сухопутные" машины с колесными шасси в те годы еще опасались. На таких маршрутах предпочитали использовать летающие лодки, способные в аварийной ситуации совершить посадку на воду.
"Калькутта" брала на борт 15 пассажиров, экипаж состоял из двоих пилотов и стюарда. Дальность полета составляла 1050 км, максимальная скорость — 190 км/ч, крейсерская — 160 км/ч, то есть, продолжительность полета могла достигать шести часов. "Калькутта" была первой английской летающей лодкой с цельнометаллическим фюзеляжем и комфортабельным пассажирским салоном, но при этом кабину пилотов "по старой традиции" оставили открытой.
Всего построили семь авиалайнеров, из них пять приобрела авиакомпания "Империал Эйруэйз", а еще два ушли на экспорт — во Францию и в Японию. Кроме того, шесть самолетов сделали в военном варианте под названием "Рангун". Их использовали в качестве патрульно-разведывательных машин.
"Калькутта" считалась довольно безопасной, так как она могла устойчиво лететь и даже набирать высоту с одним отказавшим мотором. Тем не менее, две из семи машин разбились в катасторфах с гибелью всех находившихся на борту. Одна попала в бурю у побережья Сицилии, а вторая — сбилась с курса, каким-то образом оказалась над сушей, выработала топливо и рухнула неподалеку от Александрии. Остальные летали до 1937 года, когда их сменили более современные лайнеры.
"Калькутта" в стандартной серебристо-белой окраске авиакомпании "Империал Эйруэйз".
"Калькутта" на Ниле.
"Калькутта" разбегается перед отрывом от воды.