Спортивный и экспериментальный самолет Ньюпор I
Интересная статья с канала Сергея Мороза на яндекс-дзене.
Франция, первый полет – начало 1909 г.
В 1902 г. французский инженер Эдуард Ньюпор (настоящее имя и фамилия Édouard Deniéport, но он везде представлялся Édouard Nieuport, и это написание постепенно закрепилось официально, даты жизни 24.08.1875 – 16.09.1911 гг.) основал фирму Nieuport-Duplex по выпуску деталей для двигателей внутреннего сгорания. В 1909 г. она была реорганизована и получила наименование Société Générale d’Aéro-locomotion, а ее продукция стала использоваться в т.ч. и на авиационных двигателях. Однако свой первый самолет Эдуард Ньюпор построил в частном порядке как авиатор-любитель.
Ньюпор I («Моноплан Ньюпора», без названия, Nieuport Monoplane) опытный, экспериментальный и спортивный самолет. Построен в порядке частной инициативы Эдуардом Ньюпором, который содержал собственную фирму «Ньюпор-Дуплекс» и одновременно работал электромехаником на фирме «Вуазен», собирая систему зажигания на выпускаемых этой фирмой по лицензии бипланах «Фарман».
В разработке и постройке самолета ему помогали родной брат Шарль (Charles Deniéport) и друзья – братья Жак и Франц Шнейдеры (Jacques P. и Franz Schneider, первый – гражданин Франции, банкир, естествоиспытатель, меценат и воздухоплаватель-любитель, второй – гражданин Швейцарии, инженер).
При проектировании, которое велось очень поверхностно, без выполнения детальных чертежей и почти без расчетов, самолету никакого наименования или обозначения присвоено не было.
Когда самолет построили и он стал летать, его называли «Моноплан Ньюпора» (Nieuport Monoplane) или «Арени» (Araignée – паук как насекомое, но также в технике – это крюк сложной конструкции и крестовина). Эти названия официальными не были.
Общие особенности конструкции:
-
-
- самолет представлял собой расчалочный моноплан классической схемы;
- сборка каждого агрегата велась в простейшем стапеле, общая – по стыковым узлам на весу;
- сборка ферм фюзеляжа из стальных труб – на сварке с отжигом в стапеле, установка усилений на болтах;
- сборка агрегатов из дерева – на клею и самонарезающих винтах;
- общая сборка агрегатов и систем – на болтах.
-
Силовая установка:
-
-
- в передней части центральной гондолы (см. ниже) смонтирован один оппозитный 2-цилиндровый мотор в охлаждения Даррак O-2 (разработчик – фирма Darracq) мощностью 20 л.с.;
- воздушный винт тянущий 2-лопасный деревянный, набран из склеенных пластин шпона типа «интеграл»;
- топливная система состоит и бака с заливной горловиной, наддувом и дренажом, а также трубопроводов, подача топлива в мотор – самотеком;
- системы зажигания и смазки являются частью мотора, выхлоп – через клапаны, мощность не регулировалась);
- устройство системы охлаждения не известно, предположительно оно такое же, как на автомобилях тех лет – трубчатый радиатор, расширительный бачок и трубопроводы, циркуляционный насос – часть мотора.
-
Крыло:
-
-
- прямоугольной в плане формы со скруглениями в законцовках с тонким выпукло-вогнутым профилем было сделано под влиянием конструкций Луи Блерио;
- крыло состоит из двух консолей;
- силовой набор консолей деревянный, состоит из трех лонжеронов (1-й – передняя кромка крыла) и нервюр, обшивка – полотно;
- задняя кромка крыла мягкая, образована канатом, протянутым по хвостикам нервюр, к нему пришивается обшивка;
- консоли крыла крепятся к центральной гондоле фюзеляжа (см. ниже) и к внешней ферме фюзеляжа (см. ниже) безмоментными узлами и подкреплены по л-нам №2 W-образным подкосом и растяжками по 3-м л-нам;
- обшивка – ткань с покрытием лаком после пришивки к каркасу;
- элеронов нет, управление по крену – перекашиванием концов крыльев (гошированием).
-
Фюзеляж и шасси:
-
-
- состоят из двух пространственных ферм, соединенных в единую конструкцию – центральной гондолы и внешней фермы;
- центральная гондола представляет собой ферму, состоящую из двух плоских рам, образующих каплевидный замкнутый контур и связанных передней моторамой и задней горизонтальной прямоугольной трубой, а также поперечными рамами прямоугольного сечения, в ней установлены сиденье пилота и органы оправления;
- обшивка бортов и днища фюзеляжа жесткая, предположительно, из алюминиевых листов, образующих «корыто» кабины;
- на промежуточных рамах центральной гондолы сделаны узлы крепления консолей крыла;
- внешняя ферма фюзеляжа состоит из двух продольных плоских трапециевидных смущающихся к хвосту рам (их нижние стержни тройные), соединенных внутренними стержнями W-образного подкоса крыла, его лонжеронами с перестыковкой их через внутреннюю ферму, задними подкосами крыла, сходящимися на центральной ферме, одной поперечной рамой прямоугольного сечения за крылом и лонжероном горизонтального оперения.
- внешняя ферма фюзеляжа является одновременно и опорами его четырехточечного шасси;
- шасси состоит из оси с двумя колесами типа велосипедных и массивным центральным диском, который должен был своей инерцией тормозить вращение колес на пробеге, но на деле лишь увеличивал вес самолета, а двумя задними опорами являются концы нижних труб горизонтальных участков этой фермы, передние их части являются противокапотажными лыжами.
-
Оперение:
-
-
- установлено на хвостовой части фюзеляжа и состоит из цельноповоротных поверхностей вертикального оперения и горизонтального оперения;
- горизонтальное оперение имеет прямоугольную в плане форму и плоский выпуклый вверх профиль;
- горизонтальное оперение имеет силовой набор из трех лонжеронов и нервюр, обшивка – ткань как на крыле;
- горизонтальное оперение навешено передним л-ном, который является его осью вращения, на последний горизонтальный стержень фермы фюзеляжа;
- на переднем лонжероне горизонтального оперения установлены две качалки, его отклоняющие;
- вертикальное оперение состоит из двух трапециевидных поверхностей, соединенных общим лонжероном, который является его осью вращения, остальной его набор – сварная контурная рама, обшивка – полотно, аэродинамический его профиль – плоский;
-
Система управления самолетом:
-
-
- состоит из трех независимых каналов, управление по тангажу и курсу – штурвалом, по крену – педалями (не так, как на большинстве других французских самолетов)
- проводка тросовая;
- тросы управления перекашиванием концов крыла являются одновременно силовыми растяжками (но при отклонении одной из законцовок натяжка противоположного троса ослабевала, что было плохо).
-
Постройка самолета началась во второй половине 1908 и закончилась в начале 1909 г.
В 1909 г. самолет совершил несколько подлетов по прямой – они напоминали большие прыжки, чем настоящие полеты. Но самолет при этом хотя и не совершал маневров, но управлялся по всем осям и поднимался на значительную высоту, некоторые полеты были настолько протяженными, что в них смогли выполнить замер средней скорости – получили 70 км/ч.
Аэроплан погиб во время стоянки из-за наводнения, случившегося в Париже в январе 1910 г. и затронувшего мастерскую Э. Ньюпора, где он находился.
Конструктор даже не пытался ремонтировать самолет, видя его недостатки и устарелость для 1910 года – у него были новые идеи, которые он спешил воплотить, не отвлекаясь ни на что.
Список использованных источников:
-
-
- Материалы экспозиции Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже (Париж, Франция – Paris-le Bourget Musée de l’air et de l’espace)
- Hartmann, Gerard. Les premiers Nieuport à flotteurs // https://www.hydroretro.net/etudegh/nieuportflotteurs.pdf
-