1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

10 октября 1907 года впервые поднялся в воздух самолет REP-1 – один из первых более-менее удачных аэропланов, сконструированных в Европе, и первый в мире летательный аппарат, оснащенный джойстиком. С тех пор джойстик, он же – ручка управления, стал непременым атрибутом почти всех небольших самолетов и планеров. С его помощью пилот может одновременно изменять направление углового движения относительно продольной и поперечной осей инерции, то есть, направлять самолет вверх или вниз и закладывать крен. До изобретения джойстика аэропланы либо вообще не управлялись по крену (и были крайне неустойчивы), либо для этого использовался отдельный рычаг или штурвальчик.

В своем первом и единственном полете REP-1 преодолел по воздуху расстояние 124 метра и поднялся на высоту 6 метров. Для тех времен результат можно считать вполне приличным, но создатель аэроплана – французский изобретатель Робер Эно-Пельтри не стал продолжать эксперименты с ним, а взялся за постройку новой машины REP-2, вышедшей на испытания в следующем году и показавшей более высокие достижения. В июне 1908 года Эно-Пельтри пролетел на ней 1200 метров, набрав высоту 30 м, но этот полет закончился аварией.

После ремонта и реконструкции (в частнсти, был добавлен киль) самолет, переименованный в REP-2bis, в феврале 1909-го пролетел 8 километров и развил скорость 60 км/ч. Позже дальность полета удалось довести до нескольких десятков километров. В 1910 году Эно-Пельтри разработал новый, еще более совершенный аэроплан, установивший 14 рекордов скорости на различных дистанциях.

В том же году Робер основал собственную авиастроительную фирму, но не достиг коммерческих успехов. Его предприятие просуществовало всего два года, после чего закрылось, не выдержав конкуренции с другими авиапроизводителями. В дальнейшем он некоторое время работал инженером-конструктором в авиационном отделе английского концерна "Виккерс", а потом – утратил интерес к авиации, увлекшись космонавтикой и разработкой ракетных двигателей. Но это уже другая история.

Создатель палки радости

Эно-Пельтри в кабине одного из своих аэропланов.

Создатель палки радости

REP-1 перед взлетом. Самолет имел оригинальную схему шасси, позже названную "велосипедной": два колеса под фюзеляжем (при этом переднее имело масляно-пневматическую амортизацию) и два поддерживающих колесика на концах крыла.

Создатель палки радости

"Сел в лужу": полет REP-1 завершился благополучно, хотя, место посадки оказалось не очень удачным.

Создатель палки радости

Первый самолет Эно-Пельтри сохранился до наших дней и выставлен, точнее — вывешен в Парижском музее промышленности и ремесел.

Создатель палки радости
Эно-Пельтри сам проектировал двигатели для своих самолетов. Все они имели воздушное охлаждение и так называемую "веерную" схему с одним или двумя рядами цилиндров. Эти моторы были легкими и довольно мощными, но не отличались высокой надежностью.

Создатель палки радости
Чертеж REP-2bis. Одной из особенностей самолетов Эно-Пельтри являлся цельнометаллический каркас, собранный из тонкостенных стальных труб. Во времена, когда почти все аэропланы строились из дерева, это было редкостью.

Создатель палки радости

REP-2bis на аэродроме. Хорошо виден большой трапециевидный киль, и установленный под ним руль поворота с аэродинамической компенсацией, а также – шарнирно подвешенный на центральной балке и диагональных раскосах цельноповоротный стабилизатор.

Создатель палки радостиСоздатель палки радости

"Рекордный" REP образца 1910 года. В нем Эно-Пельтри применил обычную схему шасси с противокапотажной лыжей и классическое хвостовое оперение.

Создатель палки радости

Одним из немногих коммерческих успехов авиафирмы Эно-Пельтри стала продажа семи аэропланов образца 1912 года в Турцию, которая успешно применяла их на обеих Балканских войнах. Правда, один аппарат до места назначения не доехал, он был конфискован сербами во время транзита через их территорию. Поначалу эти самолеты еще не имели опознавательных знаков, но были целиком (за исключением капотов) окрашены в красный цвет турецкого флага.

Создатель палки радости

Трехместный Vickers-REP – самолет, спроектированный Эно-Пельтри во время его работы на фирме "Виккерс".

Создатель палки радости

Vickers-REP стал первым аэропланом, летавшим над Антарктидой. В 1912 году он попал туда в составе австралийской антарктической экспедиции. Позже с этой машины сняли крыло, стабилизатор, установили длинные полозья и в таком виде использовали как аэросани.

Создатель палки радости

REP-парасоль образца 1915 года – последняя разработка Эно-Пельтри в области авиастроения. Этот двухместный разведчик был построен в количестве 12 экземпляров и применялся английскими ВВС на Западном фронте Первой мировой войны.


источник: http://vikond65.livejournal.com/547836.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account