1

 

Начало Второй мировой войны шведская армия встретила, находясь в щекотливой ситуации. По сравнению с армиями соседей-скандинавов танки у шведов вроде бы и были, но фактически 16 Strv m/38 и 48 Strv m/37 выглядели для конца 30-х годов несерьезно. В случае реальных боевых действий против какой-либо из сторон начавшейся войны вряд ли они смогли бы серьёзно повлиять на ход боевых действий. Хоть какое-то движение в сторону усиления танкового потенциала шведской армии наметилось осенью 1940 года, когда фирма Landsverk получила заказ на выпуск 100 Strv m/40. Позже, в апреле 1941 года, было принято решение о разработке тяжелого танка, который базировался на создаваемом для экспорта танке Landsverk LAGO. Тогда же в Швеции начались и работы над самоходной артиллерией, одним их плодов которых стала САУ Sav m/43.

Слабая платформа

Самоходными установками фирма Landsverk занималась давно. Правда, эти машины являлись ЗСУ (зенитными самоходными установками) и создавались в первую очередь для продажи за границу. В годы Второй мировой войны шведскую ЗСУ Landsverk получили Венгрия (40M Nimrod) и Финляндия (Landsverk Anti II). Шведская же армия получила первую ЗСУ, lvkv fm/43m только в конце 40-х годов. Что же касается самоходных артиллерийских установок для борьбы с наземными целями, то в их создании шведские инженеры особой активности не проявляли. До стадии опытного образца была доведена САУ двойного назначения на шасси танка Landsverk L-120. Впрочем, калибр её орудия в 20 мм выглядел совсем несерьезно.

Эскизный проект легкой самоходной установки на шасси Landsverk L-60, январь 1942 года. Таким мог стать легкий истребитель танков по-шведски

27 января 1941 года состоялось совещание департамента вооружений шведской армии KATD (Kungliga Arméförvaltningens Tygdepartement), на котором обсуждалась немецкая самоходная установка StuG III. В ходе совещания было решено строить самоходную установку калибра 75 мм, предназначенную для борьбы с немецкими танками. У Landsverk к тому моменту уже имелся проект 75 mm Band PV на шасси LAGO. В дальнейшем эта разработка привела к созданию pvkv m/43, первого серийного шведского истребителя танков.

В то же время KATD не упускала из вида и шасси Landsverk L-60. Оно было проще, дешевле, а главное, уже находилось в серии. На совещании 6 июня 1941 года был поднят вопрос о самоходной установке, которую назвали Försöksbandpv (L-60-I). Предполагалось, что это будет легкий истребитель танков с вооружением в виде 75-мм пушки Bofors с длиной ствола в 40 калибров. Эту концепцию довели до стадии эскизного проекта, датированного 20 января 1942 года. Машина получалась похожей на немецкий истребитель танков Marder. В качестве вооружения на этой стадии предполагалась полевая пушка 7,5 cm kanon m/40 с длиной ствола 37 калибров.

Второй вариант САУ, на сей раз с 75-мм полевым орудием m/02. Данную машину в итоге и построили

Тогда же, 20 января 1942 года, Bofors представила второй вариант самоходной установки, который получил название Stormpjäs (Bandpv), то есть «штурмовое орудие». Работа по её созданию началась 27 сентября 1941 года. Вместо длинноствольного орудия 7,5 cm kanon m/40 эту установку планировалось вооружить более скромной 75-мм пушкой m/02. Это орудие разработки Krupp больше подходило для штурмовой артиллерии. Кроме того, данная система была более компактной и не выступала за габариты машины. Именно этот проект и был взят за основу.

Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02, переделка танка Landsverk L-60 в штурмовую САУ

Шасси Landsverk L-60 на тот момент не было единственным вариантом шасси для подобной машины. Параллельно департамент KATF (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning) рассматривал вопрос постройки легкой штурмовой машины 10-тонного класса на базе танка Strv m/41. Кроме этого варианта, который позже стал основным, у Landsverk в запасе имелось еще три шасси.

Первым из запасных вариантов выступал Landsverk Anti, который быстро отвергли в связи с тем, что от исходного L-60 он отличался минимально. При этом серьезного резерва грузоподъёмности для усиления брони у данной машины также не было. Более интересной альтернативой был Landsverk Terro, или Terror, как его назвали в переписке. Он представлял собой укороченный и облегченный вариант Landsverk LAGO. У этой машины имелись и запас грузоподъёмности для усиления брони, и более устойчивое шасси. Правда, в концепцию легкой штурмовой САУ этот танк не вписывался. Подсчет массы показывал, что боевая масса штурмовой САУ на такой базе составила бы 15 тонн, а с точки зрения KATF такая машина лёгкой уже не была бы. Третьим вариантом было шасси Landsverk LAGO. Оно, разумеется, легким не было в принципе, но зато его размеры вполне позволяли установить более мощное орудие – гаубицу калибра 105 мм. Этот вариант также был взят в работу, к нему вернёмся позже.

Боевое отделение этой же машины. Хорошо заметно, насколько толще броня орудийной маски по сравнению с рубкой

Для постройки штурмовой САУ на базе Landsverk L-60 была выбрана вторая опытная машина с серийным номером 62. «Рецепт» изготовления оказался прост: машина лишилась башни и подбашенной коробки, а вместо них была установлена рубка, прикрывающую боевое отделение с лобовой части и с кормы. Для того, чтобы вдали силуэт машины искажался, верхнюю часть листов рубки сделали волнистой, как на шведской 57-мм противотанковой пушке. В носовой части рубки смонтировали установку 75-мм пушки m/02, для которой сделали орудийную маску полусферической формы. Боевая масса машины составила около 10 тонн, экипаж состоял из 5 человек, а боезапас включал 50 патронов для орудия.

Stormpjäs fm/43 в ходе испытаний

Испытания Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02 проходили с декабря 1942 по январь 1943 года в артиллерийском полку A 6, дислоцировавшемся в Йёнчёпинге. Результаты стрельб оказались вполне удовлетворительными, шасси Landsverk L-60 вполне подходило для использования в качестве орудийной платформы. Беда в том, что одним из требований к штурмовой САУ было наличие достаточно толстой брони. Данным требованиям удовлетворяла только орудийная маска, толщина которой составила 50 мм. В остальных местах броня защищала машину и экипаж лишь от пуль винтовочного калибра. Усилить броню не представлялось возможным, поскольку шасси Landsverk L-60 исчерпало заложенный конструкторами запас грузоподъёмности. Именно это стало причиной сворачивания программы Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02.

Эта же машина сбоку. Несмотря на большую высоту линии огня, результаты стрельбы оказались вполне удовлетворительными

Для шасси Landsverk L-60 №62 испытания на этом не закончились. Шведские конструкторы заинтересовались безоткатной артиллерией. Одну такую систему разработали на базе старой 149-мм гаубицы 15 cm fästningshaubits m/02, она же 15 cm sFH m/02 разработки Krupp. Старое орудие получило новую жизнь, в новом виде резкое уменьшение силы отката позволило ставить его на легкое шасси. Таким шасси и стал Landsverk L-60 №62. Переделки оказались минимальными: вместо 7,5 cm kanon m/02 на машину поставили новое орудие, старую амбразуру заварили, а сзади появился большой лоток для боезапаса. Всего в него поместилось 12 выстрелов, что, учитывая крупный калибр орудия и небольшой размер машины, не так и мало.

Заряжание орудия Stormpjäs fm/43

Переработанная самоходная установка получила обозначение Stormpjäs fm/43. Проведенные в июле 1943 года испытания показали, что идея оказалась верной. Гораздо более мощное орудие за счет безоткатной системы вполне нормально показало себя на легком шасси. Впрочем, путь в серию все равно оказался закрыт, и все по той же причине – недостаточная толщина брони.

Оптимальный вариант

Как уже упоминалось выше, обсуждение проектов легких САУ на базе Landsverk L-60 увенчалось запуском работ сразу по трём направлениям. Вторым, после Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02, стала аналогичная разработка на базе TNH-Sv (он же Strv m/41). Работу над машиной, как и в случае с предшествующей САУ, возложили на Bofors, случилось это 26 января 1942 года. Она получила внутризаводское обозначение 75 mm StvK L/31 i stridsvagn TNH-SV, то есть «75-мм танковая пушка с длиной ствола 31 калибр на шасси танка TNH-SV». Такую комбинацию выбрали по той причине, что 75-мм пушка для танков Strv m/42 уже имелась, причем по ТТХ она была примерно одинаковой с 7,5 cm kanon m/02.

Такой штурмовая САУ на базе Strv m/41 была изначально. Проект 75 mm StvK L/31 i stridsvagn TNH-SV, 2 марта 1942 года

Эскизный проект 75 mm StvK L/31 i stridsvagn TNH-SV был подготовлен Bofors очень оперативно – ко 2 марта 1942 года. Эта самоходная установка существенно отличалась от Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02. Помимо другого орудия, перспективная САУ получила закрытое боевое отделение. Правда, с его размерами конструкторы Bofors явно погорячились. Длина рубки оказалась такой, что она, в значительной степени, закрывала моторное отделение. За удобство работы расчета пришлось бы платить большим размером силуэта в профиль и проблемами с обслуживанием двигателя.

Опытный образец Sav m/43 с 75-мм орудием 7,5 cm kanon m/02

29 августа 1942 года состоялось совещание, на котором присутствовало руководство KATF, а также инженеры-конструкторы из Bofors и Scania-Vabis. На нём Bofors представила деревянную модель переработанной САУ. На сей раз рубка получилась гораздо меньше, в таком виде, по итогам совещания, самоходную установку утвердили. В дальнейшем вооружение САУ поменялось. Орудие с Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02 признали более подходящим, поскольку имелась возможность использовать уже построенные пушки. Кроме того, созданная на шасси Landsverk L-60 система получилась довольно компактной. Тем не менее, орудие от Strv m/42 всё еще рассматривалось в качестве альтернативного варианта вооружения.

Эта же машина после установки на нее 105-мм орудия. Казармы артиллерийского полка A 6, Йёнчёпинг

Окончательно постройку самоходной установки утвердили в марте 1943 года, а в августе был готов опытный образец. В переписке он обозначался как Pav m/43 (pansarartillerivagn, «бронированная артиллерийская машина»). На самоходную установку поставили орудие от Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02. Тем не менее, данная конфигурация не считалась окончательной. Помимо орудий калибра 75 мм, возник вопрос и о более мощных системах. Поначалу речь шла о 105-мм гаубице 10,5 cm haubits m/10, небольшое количество этих устаревших орудий все еще находилось на вооружении шведской армии. Но с конца октября 1943 года в переписке стало упоминаться орудие с длиной ствола 20 калибров и начальной скоростью снаряда 450 м/с. К тому моменту Bofors подготовила эскизный проект данной системы.

Идея поставить в САУ более мощную систему оказалась заманчивой: в ноябре 1943 года было решено первые 18 серийных САУ оснастить 75-мм орудиями, а вторую партию – уже 105-мм гаубицами. Опытный образец орудия, получившего в окончательной редакции индекс 10,5 cm kan m/44 sav L/21, испытали на опытном образце Pav m/43. К тому моменту машина получила регистрационный номер 80123, её испытания проходили на территории 6-го артиллерийского полка.

Боевое отделение получилось достаточно высоким, чтобы там размещался расчет из 4 человек

В марте 1944 года со Scania-Vabis был подписан контракт на изготовление 18 самоходных установок, получивших обозначение Sav m/43 (Stormartillerivagn, штурмовая артиллерийская машина). Параллельно с этим на такое же число машин был урезан контракт на изготовление легких танков Strv m/41 SII. В качестве первого получателя самоходных установок значился артиллерийский полк A 9 (Bergslagens artilleriregemente) в Кристинехамне.

Вопрос в том, что производство Sav m/43 буксовало. Ни в апреле, ни в конце 1944 года Scania-Vabis так и не построила ни одной машины данного типа. Торопиться, впрочем, было уже некуда, поскольку к концу 1944 года становилось все более ясно, что Вторая мировая война, по крайней мере, в Европе, близится к концу. Поступать в войска Sav m/43 начали только с января 1945 года. Из них сформировали два дивизиона по три батареи в каждом.

Sav m/43 с серийным номером 80141, последняя машина из первой серии САУ данного типа

Серийная Sav m/43 немного отличалась по конфигурации от опытной машины. Прежде всего, это касается рубки, конфигурация которой стала проще. Орудие в целом повторяло то, что ставилось на Stormpjäs med 7,5 cm kanon m/02, но прицел и место наводчика переместились с правой стороны на левую. Также в распоряжении расчёта появился телескопический прицел. Произошло это ещё на стадии опытного образца, поскольку механик-водитель в танке Strv m/41 сидел с правой стороны по ходу движения. Для защиты перископического прицела на крыше рубки появилась массивная бронировка, у которой в боевом положении отрывалась специальная створка. Переделке подверглась крыша рубки. Достаточно большая секция крыши крепилась на петлях и могла открываться. Тем самым обеспечивалось не только попадание внутрь расчета, но и вентиляция при стрельбе. Существовал и более простой способ попадания внутрь – через два люка в корме рубки. Между ними расположился выступ, в котором установили радиостанцию.

Эта же машина сзади

Экипаж состоял из 4 человек – командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. В распоряжении командира находилась не только радиостанция, но и смотровой перископический прибор, аналогичный тому, что ставился на Strv m/41. Рубка получилась весьма удобной: благодаря большой для САУ такого класса высоте внутри можно было работать в полный рост. Особенно удобно это было для заряжающего. Боекомплект конструкторы разместили на полу боевого отделения. Боевая масса Sav m/43 составила 12 тонн, и это при том, что уровень её защиты соответствовал техническому заданию. Спереди броня достигала толщины 50 мм. Для 1944 года это было уже маловато, но от огня противотанковых ружей и стрелкового оружия такая броня надёжно защищала.

Учения зимы 1945–46 годов, в которых задействовали машины A 9. Это стали последние учения, в которых Sav m/43 вооружались 75-мм орудиями

Получение полком A 9 самоходных артиллерийских установок с серийными номерами 80124 – 80141 не означало, что на этом изменения конструкции САУ закончатся. К концу 1944 года было очевидно, что 105-мм орудие 10,5 cm kan m/44 sav L/21 выглядит более перспективно в качестве вооружения. Испытания показали, что орудие это вполне влезает в рубку. Единственным отличием серийной системы от опытного образца стало появление дырчатого дульного тормоза. Установка 105-мм орудия производилась таким образом, что не требовала дополнительных изменений в рубке. Неудивительно, что командование A 9 настаивало на скорейшем перевооружении. Впрочем, в учениях шведской армии, проходивших с лета 1945 по начало 1946 года, САУ участвовали ещё со старыми орудиями. Перевооружение произошло в марте 1946 года.

Sav m/43 80141 после перевооружения

Следующая партия из 18 Sav m/43 была заказана в конце 1945 года. Получателем машин с серийными номерами 80142 – 80159 был второй артиллерийский дивизион A 9. Эти самоходные установки с самого начала вооружались орудиями 10,5 cm kan m/44 sav L/21. Предполагалось, что первые поставки начнутся в ноябре 1946 и закончатся в июне 1947 года. На практике последние машины были сданы только к концу 1947 года.

К тому моменту концепция применения штурмовых САУ поменялась. Было очевидно, что современные противотанковые средства не оставляют Sav m/43 особых шансов на выживание на поле боя. По этой причине департамент KAFT (так KATF стала называться с 1944 года) разработал новую концепцию. Теперь пехота должна была получить на вооружение Ikv (Infanterikanonvagn, «пехотная орудийная машина»), обладающие низким силуэтом, высокой скоростью перемещения и орудием калибра 75 мм (позже 105 мм).

Схема бронирования на фотографии машины второго заказа. Так Sav m/43 выглядели до начала 60-х годов

Появление программы разработки Ikv не означало, что Sav m/43 ждёт скорое списание. Швеция не могла себе позволить просто так разбрасываться большими деньгами. Кроме того, самоходная установка получилась вполне неплохой. Ещё с 1945 года для неё разрабатывался кумулятивный снаряд с расчетным пробитием 240 мм под углом 90 градусов. После нескольких лет работ его приняли на вооружение как Psgr m/49. Это сделало Sav m/43 эффективным средством борьбы с танками. Машина получилась подвижной и надежной, она вполне соответствовала требованиям артиллеристов. Не стоит удивляться, что эксплуатация Sav m/43 продолжалась значительно дольше, чем Strv m/41, на базе которого ее разработали.

Эта же машина сзади. Большой люк в крыше открыт

К началу 60-х годов назрела модернизация. Выяснилось, что двигатели Scania-Vabis typ 603/2 менее надежны, чем предшествующие им Scania-Vabis typ 1664/13. В 1962 году все Sav m/43 получили эти моторы. Скорость САУ уменьшилась с 45 до 43 км/ч, а запас хода со 190 до 180 километров. Внешне модернизированные машины можно легко отличить по иному навесному оборудованию. Прежде всего, изменилась навеска запасных траков, на забашенной нише появилось крепление для катушки с кабелем. За счет различных переделок боевая масса САУ выросла до 12,4 тонн. В таком виде Sav m/43 прослужили до 1973 года. Последние полтора десятка лет службы данные машины находились на вооружении шести пехотных бригад, дислоцировавшихся на юге Швеции.

Последняя из выпущенных Sav m/43 после модернизации 1962 года. Разница с предыдущим вариантом заключалась в основном в «обвесе»

Столь долгий срок эксплуатации заметно повлиял на сохранность машин. В отличие от Strv m/41, переделанных в бронетранспортеры Pbv 301, самоходные установки избежали этой участи. Сохранилось как минимум 12 таких САУ, еще несколько штук было переделано в реплики Pz.Kpfw.38(t) и САУ на их базе. Примерно половина их сохранившихся Sav m/43 находится в ходовом состоянии.

Тупиковые ветви

Будущая Sav m/43 была не единственной самоходной установкой, которая создавалась на базе Strv m/41. В ноябре 1943 года обсуждалась возможность использования этого шасси и для постройки других орудийных систем. Работы по безоткатной артиллерии различного калибра дели первый результат. Испытания Stormpjäs fm/43 показали, что идея САУ с безоткатным орудием калибра 149 мм не лишена смысла. Вполне логичным решением стала разработка САУ с подобным орудием на базе Strv m/41.

САУ Stormpjäs fm/43–44, даже в официальной переписке именовавшаяся как Trätoffelvagnen. По этой фотографии понятно, почему машину сравнивали с деревянным башмаком

В 1944 году опытный образец Sav m/43 подвергся переделке. Получившаяся самоходная установка обозначалась как Stormpjäs fm/43–44, но более известна она как Trätoffelvagnen, то есть «машина-деревянный башмак». Появилось это прозвище неспроста. Шасси сильно переделали, в результате её боевое отделение оказалось сзади. Теперь она действительно чем-то напоминала деревянный башмак, которые носил главный герой из «Чудесного путешествия Нильса Хольгерссона по Швеции», сказочной повести Сельмы Лагерлёф.

Первоначально Bofors проектировал эту машину как истребитель танков: она имела обозначение Sav fm/43, в качестве вооружения на нее поставили 75-мм зенитное орудие. Впрочем, вскоре в лобовом листе рубки, открытой сзади и сверху, разметили то же самое орудие калибра 149 мм, что стояло на Stormpjäs fm/43. Экипаж машины состоял из 5 человек, из них 3 были членами расчета орудия. Испытания установки проходили с августа 1944 года на территории полка A 9. Они показали, что шасси перегружено в кормовой части. Позже орудие демонтировали, а шасси использовалось в качестве учебной машины.

Landsverk STAR, проектная САУ, которой так и не суждено было выйти за рамки эскиза

Как уже упоминалось в начале статьи, в конце января 1942 года департамент KATF рассматривал несколько вариантов шасси для штурмовой САУ. Одним из них стал Landsverk LAGO. Дело дошло до изготовления полноразмерного макета, который строился параллельно с pvkv m/43. На определенном этапе работы приостановились, поскольку pvkv m/43 был отдан больший приоритет, а шасси Sav m/43 вполне подходило для создания штурмовой САУ. Возродился этот проект во второй половине 40-х годов. В то время Landsverk работала над серией танков Leo, Lansen и Pricken.

Тогда же появился проект, известный как Landsverk STAR. Данная САУ заметно отличалась от предыдущей разработки. В качестве базы 20-тонной машины выступал Landsverk Leo, предусматривалось два типа двигателей для неё – мощностью 320 либо 380 лошадиных сил. Машина получилась низкой (высота 2100 мм) и неплохо защищенной – толщина верхнего листа корпуса составляла 60 мм.

Теоретически Landsverk STAR должна была разгоняться до 55 км/ч. На практике же никто никуда на ней не поехал. Штурмовая самоходная установка разделила судьбу большинства машин, которые проектировались Landsverk во второй половине 40-х годов: её создание остановилось на стадии эскизного проекта. Развитие шведских штурмовых САУ пошло по другому пути.

Автор выражает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала.

Источники и литература:


источник: http://warspot.ru/10111-shvedskiy-shturmovik-na-cheshskom-shassi

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account