12

История шведского танкостроения довоенного периода неразрывно связана с немецкими танками и инженерами. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить первый шведский танк Strv m/21, он же немецкий LK-II, и предвоенные танки фирмы Landsverk, спроектированные под руководством немецкого инженера Отто Меркера. Благодаря работе немецкого конструктора шведы получили концепцию танка, которую развивали не один десяток лет.

Но считать, что танкостроение скандинавского королевства развивалось в этот период исключительно под влиянием немецкого, неверно. Очень важной вехой для него стало сотрудничество с чехословацкой компанией ČKD. Дважды её продукция выручала шведскую армию. В первый раз закупка 48 танкеток Praga AH-IV-S позволила перед самым началом Второй мировой войны насытить шведские части танками. Во второй раз продукция ČKD пригодилась уже во время войны. Именно танк разработки ČKD, получивший в Швеции обозначение Strv m/41, стал самой массовой шведской боевой машиной легкого класса.

Содержание:

С третьей попытки

Впервые пути шведской и чехословацкой оборонных промышленностей пересеклись в конце 20-х годов. Летом 1928 года шведами рассматривался вопрос об установке в башню танка Strv m/21 чехословацкой пехотной пушки Škoda калибра 37 мм. С переменным успехом сотрудничество продолжалось и дальше. Новый, более серьезный этап сотрудничества наступил в начале 1937 года, когда шведских военных начало сильно беспокоить состояние отечественной танковой программы. Отто Меркер в 1936 году вернулся в Германию, а фирма Landsverk больше работала не на внутренний рынок, а на экспорт. Даже Landsverk L-60, ставший настоящим прорывом для шведского танкостроения, изначально строился для Ирландии. Что же касается Landsverk L-10, он же Strv m/31, то эта машина получилась скорее неудачной. Военные заказали всего три таких танка, которые к тому же оказались в строю с большим опозданием, что говорит о многом.

Praga TNH в ходе тестов на Исполиновых горах, март 1937 года. Улыбающийся человек в кепи – Эрик Гиллнер. В Швецию он вернулся уверенным, что чехословацкие машины являются лучшим выбором

Praga TNH в ходе тестов на Исполиновых горах, март 1937 года. Улыбающийся человек в кепи – Эрик Гиллнер. В Швецию он вернулся уверенным, что чехословацкие машины являются лучшим выбором

Проблему было решено устранять проверенным способом: для продукции Landsverk начали искать зарубежные альтернативы. Правда, вояж, в котором приняли участие капитан Эрик Гиллнер из KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамента артиллерии королевской армии), подполковник Андерс Бергквист, представлявший пехоту, и майор Йёста Братт из Готаландского лейб-гвардейского танкового батальона, закончился ничем. Ни Германия, ни Франция, куда зимой 1937 года ездила закупочная комиссия, не смогли предложить ничего путного.

Выход из сложившейся ситуации удалось решить благодаря заинтересованности фирмы Ackumulator AB Jungner. Ее руководство узнало о поездке шведских военных и связалось с представителями ČKD. Компании в то время плотно сотрудничали друг с другом, и на фоне активности шведского военного руководства у них возникла идея вписаться в скандинавскую танковую программу. Как раз в это время ČKD очень активно работала над привлечением зарубежных покупателей к своей продукции, и ей было что предложить. В свою очередь, Ackumulator AB Jungner имела производственные площади для постройки танков, а также лобби среди шведских военных.

В конце февраля была сформирована комиссия, куда вошли Гиллнер, капитан Хельг Юнг¸ а также капитал Фале Бурман. 1 марта Гиллнер и Бурман прибыли в Чехословакию. Уже на следующий день Ackumulator AB Jungner и ČKD заключили соглашение о закупке танков на общую сумму в 80 миллионов чехословацких крон. Комиссии устроили ознакомительную поездку по Исполиновым горам на севере Чехии. Помимо Praga AH-IV, главного объекта изучения, Гиллнера и Бурмана прокатили на более серьезной машине – легком танке Praga TNH. Эта машина произвела на шведов еще большее впечатление. Несмотря на то, что приоритет все равно оставался за танкеткой AH-IV, и легкий танк шведы, что называется, взяли на карандаш.

Таким изначально должен был быть чехословацкий танк шведского производства. Дальше бумаги первый вариант Praga TNH-Sv не продвинулся – помешало немецкая оккупация Чехии

Таким изначально должен был быть чехословацкий танк шведского производства. Дальше бумаги первый вариант Praga TNH-Sv не продвинулся – помешало немецкая оккупация Чехии

В июне 1937 года модифицированный вариант AH-IV, получивший обозначение AH-IV-Sv, был окончательно одобрен, после чего последовало решение о закупке 46 танкеток. ČKD изготовляла элементы ходовой части и трансмиссии, основную же часть машины делали в Швеции. Собирали ее также в Швеции, на принадлежащей Ackumulator AB Jungner судоверфи в Оскарсхамне. Первые танкетки были построены в сентябре 1938 года, полностью контракт был завершен в феврале 1939 года. Со стороны ČKD работы курировала группа инженеров во главе с Гарри Йоссом.

Не забыли в KATF (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning, Департамент вооружений Королевской армии) и про легкий танк TNH. Несмотря на то, что Landsverk L-60 все же был принят на вооружение как Strv m/38, на производство в Ландскроне шведские военные все еще смотрели с некоторой долей скептицизма. Чехословацкий танк был как минимум не хуже, при этом обходился казне дешевле и имел большой запас возможностей по модернизации. В конце февраля 1939 года Ackumulator AB Jungner провела переговоры с ČKD на тему закупки улучшенного варианта танка. Взяв за основу легкий танк LT vz.38, коллектив КБ ČKD во главе с Алексеем Суриным быстро подготовил проект, получивший обозначение TNH-Sv. Сильно переделывать машину было не нужно, поскольку на ней уже стоял шведский двигатель Scania-Vabis 1664, один из результатов сотрудничества со Швецией.

Основным изменением стало шведское вооружение. По проекту на танк ставилась 37-мм пушка Bofors m/38 strv, а также пулеметы kulspruta m/36 калибра 8 мм. Кроме того, механик-водитель получал более совершенный смотровой прибор, по типу того, что устанавливался на легкие танки Tanque 39 и Pzw 39. 14 марта было подписан соглашение о поставке 50 машин в течение 9 месяцев. Модификация для Швеции получила индекс TNH-Sv, стоимость каждого танка оценивалась в 750.000 чехословацких крон. Чехословацкое министерство обороны (MNO) сделку одобрило.

Схема бронелистов TNH-Sv, позже превратившегося в Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Таким танк был в начальной стадии, реальная машина несколько отличалась

Схема бронелистов TNH-Sv, позже превратившегося в Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Таким танк был в начальной стадии, реальная машина несколько отличалась

Спустя день после подписания договора ситуация в корне поменялась — на территорию Чехии вошли немецкие войска. На LT vz.38 у немцев были свои виды, неудивительно, что сделка забуксовала. Тем не менее, полной ее отмены не произошло. Швеция являлась для Германии стратегическим торговым партнером: помимо железной руды, немцы получали оттуда и важную промышленную продукцию, в частности, подшипники SKF. После длительной переписки шведы все же смогли добиться некоторых подвижек с контрактом. 12 декабря комиссия во главе с Бурманом прибыла на BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG), так теперь называлась ČKD. Там членам комиссии продемонстрировали TNH-P, опытный образец LT vz.38. Машина впечатлила комиссию настолько, что было принято решение заказать 90 таких танков вместо TNH-Sv.

Машина в целом понравилась и шведскому военному руководству, за исключением одной вещи – цены. Танка оказался куда дороже, чем был до оккупации, и по этому поводу состоялся ряд переговоров с Гейнихом, представителем BMM в Швеции. После череды переговоров в Стокгольме 21 марта было подписано, наконец, соглашение о поставке 90 танков. Общая сумма сделки составляла 10 952 190 шведских крон, или 121 691 крону за танк. Дороговато, но все равно дешевле, чем танки выпуска Landsverk. Согласно контракту, машины поставлялись без вооружения, но с орудийными установками. Первые 15 танков отгружались в июне, далее по 20 штук в месяц, последние 15 должны были прибыть в октябре. Шведская сторона поставляла сырье для выпуска танков, включая никель и резину, а также подшипники.

Третий вариант THN-Sv, именно его в итоге и удалось закупить

Третий вариант THN-Sv, именно его в итоге и удалось закупить

Первые 15 комплектов брони для танков, которые продолжали называться TNH-Sv, прибыли из Витковице на BMM в июне 1940 года. Танк для Швеции несколько отличался от выпускавшихся в то время Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.C. Лобовая плита надстройки лишилась «ступеньки», кроме того, конструкция орудийных установок подразумевала использование в них шведского вооружения. Но этих танков шведы так и не дождались. 19 июля Верховное командование сухопутных войск (OKH) приняло решение о том, что аннулирует контракт между BMM и Швецией о выпуске 90 TNH-Sv. Причиной тому стало срочное выполнение заказа для немецкой армии и растущие потребности в чешских танках. Год спустя TNH-Sv были пущены в серийное производство как Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Из-за производственных особенностей эти машины одновременно имели признаки танков выпуска 1940 и 1941 годов.

Таким был корпус серийного Strv m/41. Наиболее заметным отличием стало появление люка механика-водителя

Таким был корпус серийного Strv m/41. Наиболее заметным отличием стало появление люка механика-водителя

Шведы сдаваться не собирались. Вторая мировая война была уже в самом разгаре, а пример соседней Норвегии прекрасно показал, что в таких условиях сохранение нейтралитета без мощной армии – утопия. Между тем, производство легких танков Strv m/39 затягивалось: вместо осени 1940 года армия получила 20 машин только весной 1941 года. В тяжелых политических условиях возникшая «дыра» в системе бронетанкового вооружения оказалась критичной. Неудивительно, что уже 29 октября 1940 года в Праге снова появилась шведская делегация. На сей раз она пыталась договориться о закупке лицензии. 23 ноября, почти через месяц после начала переговоров, было подписано соглашение, которое предусматривало выплату 810 000 рейхсмарок за лицензию, а также 70 800 рейхсмарок за постройку опытного образца. Ackumulator AB Jungner теперь осталась не у дел: лицензию приобрела фирма Scania-Vabis, которая к традиционному производству грузовиков добавила к сфере своей деятельности еще и постройку танков.

Акклиматизация в Скандинавии

В отличие от Strv m/37, в случае с лицензионным изготовлением танка, все еще называвшегося TNH-Sv, речь шла уже о налаживании в Швеции полного производственного цикла. Согласно условиям сделки, которую курировал AKG (Ausfuhrgesellschaft für Kriegsgerät, Отдел экспорта вооружений), Scania-Vabis к 25 января 1941 года предоставляла двигатель. Опытный образец TNH-Sv, изготовленный из неброневой стали, предполагалось получить к концу марта. В реальности опытный образец танка прибыл в Швецию только 28 мая. Несколько затянулась и передача технической документации, которая закончилась в июне 1941 года. Для освоения производства TNH-Sv был привлечен Гарри Йосс, который вместе с частью инженеров ČKD после событий марта 1939 года остался в Швеции.

Первый серийный Strv m/41 на заводском дворе Scania, 1942 год

Первый серийный Strv m/41 на заводском дворе Scania, 1942 год

Опытный образец, послуживший базой для постройки собственного варианта TNH-Sv, оказался не менее странной с точки зрения конструктивных особенностей машиной, чем Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Несмотря на то, что как раз в 1941 году BMM усилила бронирование лобовой части до 50 мм, шведский танк по-прежнему имел броню толщиной 25 мм. У танка отсутствовал и «воротник», прикрывающий погон башни, а его внедрили еще на Pz.Kpfw.38(t) Ausf.C. Подобно Ausf.S, шведский танк имел странное сочетание нового смотрового прибора механика-водителя и старого смотрового прибора пулеметчика.

По ряду деталей танк отличался от чехословацкого прототипа

По ряду деталей танк отличался от чехословацкого прототипа

В июне 1941 года последовал заказ на 116 танков, которые получили обозначение Strv m/41 (позже Strv m/41 SI). Несмотря на то, что к лету у Scania-Vabis был и опытный образец, и комплект конструкторской документации, вся вторая половина 1941 года и начало 1942 года ушли на подготовку к производству. Помимо того, что для шведской компании это был первый опыт танкостроения, имелись проблемы с конструкторской документацией. Опытному образцу она соответствовала далеко не по всем параметрам. Неудивительно, что первые 30 танков, которые отправились на армейские испытания, удалось собрать только в феврале 1942 года.

Антенный порт на опытной машине отличался от танков основной серии

Антенный порт на опытной машине отличался от танков основной серии

Отдельно стоит рассказать о танке, который лицензионно производили на заводе Scania в Сёдертелье. В целом он соответствовал TNH-Sv, который предполагалось выпускать по соглашению от 21 марта 1940 года. Тем не менее, с самого начала локализация для шведской армии имела ряд отличий. Для начала, от идеи трехместного танка с «гуляющим» с одного места на другое командиром шведы отказались. Как и немцы, они увеличили экипаж до четырех человек, но при этом пошли дальше простого добавления члена экипажа. Спрямленный лобовой лист рубки появился неспроста: благодаря этому удалось сделать люк не только для пулеметчика, но и механика-водителя.

Радиостанция переместилась из корпуса в кормовую нишу башни. Антенна была выведена на левый борт башни. В бортах башни появились смотровые приборы, а в корме – пистолетный порт. Наконец, изменился и состав «обвеса». Наиболее заметным изменением стало появление запасных опорных катков, крепившихся на створках люков доступа к двигателю. Разумеется, изменилось и вооружение. Танк получил 37-мм танковую пушку Bofors m/38 strv, а также два пулемета ksp m/39 калибра 8 мм.

В корме башни виден пистолетный порт, еще одно шведское ноу-хау

В корме башни виден пистолетный порт, еще одно шведское ноу-хау

По итогам войсковой эксплуатации в конструкцию Strv m/41 SI были внесены некоторые изменения. Наиболее заметным стало размещение антенного порта. Вместо защищенного бронированным «карманом» порта появилась стандартная конструкция, которая использовалась на Strv m/40 и более ранних моделях танков. Шведские военные были не в восторге от того, что новый танк имел клепаную конструкцию корпуса и башни. Поднимался вопрос о том, чтобы изменить технологию сборки и перейти на сварку, но от этой идеи отказались. Безусловно, это положительно повлияло бы на стойкость соединений листов и устранило проблему с отколом заклепок при попадании вражеских снарядов, но при этом терялось самое главное – время. Даже безо всяких изменений технологии сборки полноценное производство Strv m/41 SI удалось развернуть только в декабре 1942 года.

За 1942 год в общей сложности успели построить 45 танков, последнюю машину серии сдали в августе 1943 года. Как и машины установочной партии, все Strv m/41 SI поступили в танковый полк P 3, расквартированный в Стренгнесе. Ныне бывшие боксы этого полка используются как запасники танкового музея Arsenalen.

Ремонт Strv m/41. На заденем плане стоит Strv m/41 SII, хорошо видна разница между башнями танков первой и второй серий

Ремонт Strv m/41. На заденем плане стоит Strv m/41 SII, хорошо видна разница между башнями танков первой и второй серий

В июле 1942 года, еще до начала запуска Strv m/41 SI в крупную серию, было принято решение о заказе второй партии танков. Поскольку 25 мм в лобовой части летом 1942 года выглядели уже несерьезно, шведы, подобно немцам, удвоили толщину лобовых листов. Изменена была и конструкция башни. От схемы с «изломом» в районе орудийной установки отказались, борт стал изготовляться из единой детали. За счет всех изменений боевая масса выросла с 10 700 до 10 850 килограммов. Еще одним существенным изменением стала замена силовой установки. Танк второй серии получил 160-сильный двигатель Scania-Vabis 603. Благодаря этому динамические характеристики потяжелевшей машины остались на прежнем уровне.

Strv m/41 SII в ходе зимних учений

Strv m/41 SII в ходе зимних учений

Улучшенную версию танка обозначили как Strv m/41 SII. Серийное производство новой модификации началось в октябре 1943 года. Предполагалось, что будет построено 122 таких танка, но в реальности их сделали 104 штуки. Дело в том, что 18 машин было решено построить уже в виде самоходных артиллерийских установок Sav m/43. Что же касается самих Strv m/41 SII, то их производство закончилось в марте 1944 года. Почти все танки ушли на комплектацию второго танкового батальона полка P 4, который базировался в Шёвде. Несколько танков попало в танковые полки P 2 и P 3.

Т-34 в миниатюре

Не стоит думать, что шведы были полностью удовлетворены характеристиками Strv m/41. Хотя машина вполне соответствовала возложенным на нее задачам, в первой половине 1943 года стало очевидно – по бронированию и вооружению танк стремительно устаревает. Вопрос по дальнейшей модернизации Strv m/41 остро встал весной 1943 года, когда шведы познакомились с советским средним танком Т-34. СССР находился в списке потенциальных противников Швеции далеко не на последнем месте, поэтому наличие на вооружении Красной Армии такого танка стало для шведов очень неприятным сюрпризом.

Фирма Landsverk получила задание на разработку модернизированной версии Strv m/42, эта работа позже привела к появлению проектов LAGO V и Pricken. Что же касается фирмы Scania-Vabis, то в мае 1943 года она начала работу над модернизированным легким танком. Согласно документам, датированным 7 мая 1943 года, предполагалось разработать два варианта модернизации. Первый, боевой массой 13 тонн, планировали оснастить тем же самым двигателем, что и Strv m/41 SII. Вторая, 15-тонная версия, должна была получить 220-сильный мотор и механическую коробку передач. Оба варианта должны были иметь в качестве вооружения 57-мм пушку с длиной ствола 45 калибров, броню с максимальной толщиной в лобовой части 60 мм. Экипаж обоих танков должен был состоять из трёх человек, двое из них размещались в башне.

Первый вариант модернизации Strv m/41. Здесь шасси исходного танка сохранялось максимально нетронутым

Первый вариант модернизации Strv m/41. Здесь шасси исходного танка сохранялось максимально нетронутым

21 июля Scania-Vabis были подготовлены предложения по модернизации Strv m/41. Оба варианта модернизации откровенно напоминали Т-34. В первом случае максимально сохранялся корпус Strv m/41, силовая установка и элементы трансмиссии. Боевая масса должна была составить 13 тонн, при этом экипаж, в отличие от исходной концепции, сохранили в прежнем составе. Переделке подвергались боевое отделение и отделение управления, которые получали рациональные углы наклона брони и в целом становились похожи на Т-34. Полностью переделывалась башня, получавшая 57-мм пушку. Толщина лобовой брони корпуса составляла 35 мм, а башни 50 мм. В целом получался вполне современный легкий танк, с вооружением, способным поражать Т-34. Кроме того, такую версию было достаточно просто пустить в серийное производство.

Второй вариант модернизации здорово напоминал Т-34

Второй вариант модернизации здорово напоминал Т-34

Второй, 15-тонный вариант, предполагал гораздо более серьезную переделку. Если 13-тонная версия была лишь попыткой «скрестить» Strv m/41 и Т-34, то тут уже Т-34 как образец читался однозначно. Особенно это касается башни, которая оказалась практически скопирована с башни советского среднего танка. Сильно переделан был и корпус, также здорово напоминавший корпус Т-34. Толщина брони корпуса вырастала до 40 мм, усиливалась броня бортов корпуса и башни. В качестве силовой установки предполагалось использовать 220-сильный двигатель, с ним машина должна была развивать скорость до 45 км/ч. Оба проекта модернизации копировали и размещение экипажа в отделении управления Т-34.

В конце 1943 года фирма Bofors начала работу над улучшенным вариантом танковой пушки калибра 57 мм. Первоначально речь шла об удлинении ствола до 55 калибров, но в январе 1944 года появился еще один вариант. На сей раз пушка должна была получить и магазинное питание.

Что же касается проекта модернизации Strv m/41, то он существовал как минимум до лета 1944 года. В KATF вполне резонно выбрали первый вариант как наименее проблемный с точки зрения организации производства. Эта машина фигурировала в переписке как Strv ca 13 ton. В последний раз Гиллнер упоминал 13-тонный легкий танк в декабре 1944 года. К тому моменту стало ясно, что угроза вторжения в Швецию миновала. Кроме того, было решено сконцентрироваться на самоходных установках. По этой причине модернизация Strv m/41 дальше масштабных макетов не продвинулась.

Ценный резерв

Strv m/41, как и другим шведским танкам, так и не довелось повоевать. Впрочем, само наличие вполне современных танков на вооружении шведской армии сыграло свою роль в поддержании нейтралитета на всем протяжении мировой войны. За 1942–43 годы шведские военные получили 392 танка, из них 182 Strv m/41. Разумеется, легкие танки к тому моменту устарели, но потенциальному агрессору и они могли доставить немало хлопот.

Strv m/41 оказались лучшими танками семейства TNH. В отличие от чешских машин, проблем с броней у них не было, да и проведенная модернизация улучшила боевые характеристики. Обратной стороной медали оказалась цена: согласно документам, один Strv m/41 SII обходился в 188 000 шведских крон, сумма очень немаленькая. Даже Strv m/40K в 1943 году обходился чуть дешевле – 184 000 шведских крон.

Учения в городских условиях, 1943 год. К счастью для Швеции, дальше участия в подобных маневрах практическое использование ее танковых войск не заходило

Учения в городских условиях, 1943 год. К счастью для Швеции, дальше участия в подобных маневрах практическое использование ее танковых войск не заходило

Несмотря на то, что шведский танк чешского происхождения обладал некоторыми серьезными недостатками, включая клепаную конструкцию корпуса, он оказался лучше Strv m/40. При том же двигателе он был немного быстрее, да и превосходил его с точки зрения боевой эффективности. Кроме того, шасси Strv m/41 позволило строить на его базе самоходные установки, в то время как шасси Strv m/40 использовалось только для постройки зенитных самоходных установок, поставлявшихся на экспорт. Самоходные артиллерийские установки на базе Strv m/41 достойны отдельного повествования. Здесь же достаточно будет сказать, что их проектировали вплоть до начала 50-х годов.

Алексей Сурин (второй справа) и Юрий Хейда в ходе награждения Орденом Вазы, 30 апреля 1948 года

Алексей Сурин (второй справа) и Юрий Хейда в ходе награждения Орденом Вазы, 30 апреля 1948 года

30 апреля 1948 года в Стокгольме состоялось торжественное награждение орденом Вазы двух человек – бывшего президента ČKD Юрия Хейды и главного конструктора ČKD Алексея Сурина. Вручение высшей награды красноречиво свидетельствует о том, насколько важным посчитали шведы вклад фирмы ČKD в обороноспособность Швеции.

Прослужили Strv m/41 гораздо дольше легких танков шведской разработки. С конца 50-х годов их стали переделывать в бронетранспортеры Pbv 301, остававшиеся на вооружении до 1971 года. А построенные на базе Strv m/41 самоходные установки Sav m/43 находились в рядах шведской армии до 1970 года. Кроме того, башни танков и позже использовались для вооружения районов береговой обороны.

Strv m/41 на учениях в 1957 году. Танк получил дымовые гранатометы по бортам башни

Strv m/41 на учениях в 1957 году. Танк получил дымовые гранатометы по бортам башни

Как ни странно, Strv m/41 – это единственный шведский крупносерийный танк, ни один образец которого не дожил до наших дней. Связано это с тем, что все танки этого типа были переделаны в бронетранспортеры. Даже находящийся в музее Arsenalen Strv m/41 SII был создан путем переделки из Pbv 301. Таковой оказалась обратная сторона медали надежности и долговечности шасси шведского танка чешской разработки. Интересно, что шасси Strv m/41 и машин на его базе нередко используют в качестве базы для постройки реплик Pz.Kpfw.38(t) и самоходных установок на той же базе. При этом такие машины часто выдаются за настоящие танки и САУ выпуска BMM.

Автор выражает признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала.


Источник – http://warspot.ru/9006-cheshskaya-opora-dlya-shvedskogo-neytraliteta

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account