ШОН — штурмовик особого назначения

2

В конце 30-х годов была принята программа строительства советских авианосцев. 10 марта 1930 г. НК УВВС КА утвердил ТТТ на постройку штурмовых самолетов для перспективных советских авианосцев.

На базе одномоторного бронированного легкого штурмовика ЛШ-1 ЦКБ завода № 39   был создан легкий одномоторный (BMW-VI) двухместный штурмовик ШОН (штурмовик особого назначения, ╧ 23 по плану ЦКБ) с частичным бронированием (только снизу) мотора и кабины летчика.

 Руководителем работ по которому являлся Н. Н. Поликарпов, который, будучи руководителем бригады ЦКБ, в конце апреля 1930 г. получил задание на проектирование самолета-штурмовика палубного базирования.

Активную помощь Н. Н. Поликарпову оказывал С. А. Кочеригин.  Предполагалось, что этим штурмовиком будут вооружаться авиагруппы перспективных советских авианосцев, проектирование которых велось в это время.

ШОН - штурмовик особого назначения

ШОН - штурмовик особого назначения

ШОН - штурмовик особого назначения

В частности, проект переоборудования учебного судна "Комсомолец" в учебный авианосец предусматривал базирование на корабле авиагруппы в составе 26 истребителей и 16 штурмовиков.

 Учебный авианосец "Комсомолец"

ШОН - штурмовик особого назначения

Вооружение опытного ШОН состояло из счетверенной качающейся установки пулеметов ПВ-1, установленной в полу кабины стрелка, для стрельбы под углом вперед-вниз и назад, и 400 кг авиабомб. Оборонительное вооружение включало один пулемет для стрельбы назад.

Машина получилась довольно простой и дешевой в производстве. Сварная моторама крепилась к фюзеляжу на четырех болтах.

Фюзеляж выполнялся из сварных углеродистых труб с поперечными проволочными растяжками и от кабины до конца фюзеляжа покрывался полотном.

Конструкция крыльев деревянная, двухлонжеронная с полотняной обшивкой. Для удобства транспортировки и размещения самолета на палубе авианосца крылья отворачивались назад. Были внесены изменения и в конструкцию шасси.

 

Первый опытный самолет был построен к 1 апреля 1931  г. и испытывался вплоть до лета 1932  г. Первые же полеты показали, что при температуре окружающего воздуха 21╟С вода в системе охлаждения закипала. Завод перешел на этиленгликолевое охлаждение. Температура масла тоже была высокой.

Общая оценка летных характеристик была положительной.

Накопленный опыт испытаний ШОН показал, что принятое вооружение с счетверенной качающейся установкой пулеметов ПВ-1, установленной в полу кабины стрелка, для стрельбы под углом вперед-вниз и назад, плохо подходит для морского штурмовика.

 Разнотипность предполагаемых боевых задач для авианосца и ограниченность количества самолетов базирующихся на борту, привело к конструкторов мысли, что ударный самолёт для базирования на авианосцах, должен быть способен легко переоборудоваться и приспосабливается .

 Весной 32-го поднялся в воздух «дублер» штурмовика ШОН оснащённый мотором М-17 , созданный в соответствии с концепцией универсальности.  В штурмовом варианте ШОН был вооружен двумя под крыльевыми контейнерами с установленным в каждом по два пулемета ПВ-1 калибра 7.62 мм,  стреляющих вне зоны обметаемой винтом по полету и  спарки пулеметов ДА на турели ТУР-6.

 Имелся под фюзеляжем узел подвески бомб массой до 250 кг. На нижнем крыле ближе к центроплану были установлены два узла подвески бомб, рассчитанные на бомбовую нагрузку до 100 кг.

Контейнеры с пулеметами легко снимались,  и на их место устанавливались узел подвески бомб максимальной массой до 100 кг или два дополнительных топливные баки по 90 кг топлива в каждом.

 Максимальная бомбовая нагрузка  в варианте Штурмовика составляла 300 кг, в варианте бомбардировщика (демонтированы пулеметные контейнеры) составляла 500 кг.

 Практическая дальность с дополнительными крыльевыми топливными баками 800 км.

 В 32-м было принято решение о принятии ШОН на вооружение и начала с января 33-го серийного производства.

  Переоборудование учебного судна "Комсомолец" в учебный авианосец задерживалось, в строй новый авианосец смог вступить только в мае 33-го,   первая посадка на палубу «Комсомольца» была совершена летчиком Б. Л. Бухгольц 16 июня 1933-го года.

 Эта дата стала днем рождения морской палубной авиации Военно-Морского Флота СССР.

 ШОН стал на долгие годы основным ударным самолетом авианосца «Комсомолец», отличные взлетно-посадочные характеристики позволяли взлетать и садится на палубу неподвижного корабля, и производить посадку не используя гак аэрофинищера.  Палубный штурмовик ШОН  стал учебной партой для многих пилотов палубной авиации, позволил накопить опыт практической эксплуатации палубных самолетов.

 Штурмовики ШОН базировались только на авианосце «Комсомолец» и учебной эскадрилье ВМФ на аэродроме Новофедоровка  вблизи г.Саки Крым.

К моменту принятия на вооружение нового тяжелого авианосца переоборудованного из недостроенного линейного крейсера «Измаил» ШОН устарел и появились новые мощные ударные палубные бомбардировщики.

 Несмотря на появление более мощных и скоростных ударных палубных самолетов, в качестве учебного самолета  штурмовик ШОН эксплуатировался до конца 30-х годов.

ШОН - штурмовик особого назначения

 

ШОН - штурмовик особого назначения

 ЛТХ:                    

 Модификация                  ШОН

 Размах крыла, м             13.00

 Длина, м             8.64

Площадь крыла, м2       36.52

 Масса, кг            

   пустого самолета         1820

   нормальная взлетная                2670

 Тип двигателя                  1 ПД М-17

 Мощность, л.с.                1 х 600

 Максимальная скорость , км/ч               226

 Крейсерская скорость , км/ч    194

 Практическая дальность, км    500

 Практический потолок, м          4000

 Экипаж, чел      2

 Вооружение: 

                      Штурмовик —  4-е 7.62-мм пулеметов ПВ-1 спарка пулеметов ДА на турели ТУР-6.

                           300 кг бомб

                       Бомбардировщик —  спарка пулеметов ДА на турели ТУР-6. 500 кг бомб

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account