«Шикарный, агрессивный, смертоносный»

13
«Шикарный, агрессивный, смертоносный»

«Шикарный, агрессивный, смертоносный»

Интересная статья из жж Андрея Фирсова.

Интервью с бывшим пилотом «Миража» III пакистанских ВВС Фахадом Масудом

— Какая основанная роль этого самолета в ВВС, в чем он наиболее успешен?

Истребитель «Мираж» в составе ВВС Пакистана выполнял разнообразный круг задач, выступая в роли то двухмахового перехватчика, то ударного самолета, способного применять управляемое оружие «воздух-земля», что было продемонстрировано в операции «Свифт Реторт» 27 февраля 2019 г., когда с «миражей» по территории Индии сбрасывались планирующие бомбы Н4 .

Н4 SOW бомба с тепловизионным наведением на конечном участке с дальностью полета до 120 км

Н4 SOW бомба с тепловизионным наведением на конечном участке с дальностью полета до 120 км

— Как бы вы в трех словах охарактеризовали «Мираж»?

Шикарный, агрессивный, смертоносный

— Какие основные положительные качества этого самолета?

Возможность длительного полета на малых высотах на большой скорости при серьезных восходящих потоках дает ему серьезное тактическое преимущество. Высокое качество планера позволяет его эксплуатировать уже более 50 лет – еще с 1967 г, и при дальнейшей модернизации может летать еще десятилетия.

— …а какие недостатки?

Недостаточная маневренность на малых скоростях, что не позволяет вести маневренный воздушный бой с современными истребителями. Главные его достоинства в воздушном бою раскрываются при разгоне до больших скоростей, когда запас энергетики позволяет ему реализовать свои преимущества: «Подходите к цели на большой скорости, выполняйте маневр за счет высокой угловой скорости на вираже, цельтесь, стреляйте, а если цель не поражена, отрывайтесь от противника, разворачивайтесь, разгоняйтесь и атакуйте вновь!»

— В чем он наиболее успешен?

Mirage III/V, будучи дизайном 50-х годов, выдержал испытание временем. Не говоря уже о труде, вложенном инженерами и техниками в поддержание этого «зверя» живым и здоровым. Он был основой PAF уже более полувека. Выполняя задачи, как на оперативном, так и на тактическом уровнях, как вы их называете, он все делал для своих ВВС… и делал это хорошо!

— Как бы вы оценили его качества:
— A. Неустановившийся разворот

Лучше всего его выполнять при крене на вираже в 30-40 гр, так как нагрузка на крыло высокая.

— Б. Установившийся разворот

По той же, указанной выше причине, из-за высокой нагрузки на крыло при отклонении рулей резко возрастает индукционное сопротивление, и при небольшой тяговооруженности ближний маневренный воздушный бой – не для этого самолета.

— В. Скороподъемность

Зависит от нагрузки – хорошая в варианте перехватчика с ракетами воздушного боя, но все равно меньше, чем у современных перехватчиков

— Г. Полет на малой высоте

Вот тут у него все козыри: самолет просто не реагирует на восходящие и нисходящие потоки, характерные для жаркого климата – летит практически не шелохнувшись как над землей, так, тем более, на морем!

— Д. Удобство работы пилота

«Мираж» все же относится к «старой школе» конструирования и взгляда на работу пилота – когда он разрабатывался, французские конструкторы вообще не думали о возможности его эксплуатации во влажном муссоном климате. Поэтому летом вы должны смириться с несением дежурства в самолете без кондиционирования воздуха, зато зимой вы чувствуете себя в кабине как у камина! – а мне пришлось много посидеть в самолете, неся боевое дежурства во время многочисленных военных тревог с Индией!

— Какой самый большой миф о самолете?

За время арабо-израильских войн «Миражи-IIICJ» со «Звездой Сулеймана Давида» снискал себе славу непобедимых, однако пакистанский лейтенант Саттар Алви (сейчас бывший командующий ВВС в отставке), летая в составе сирийских ВВС на МиГ-21 (позывной «Голан-8»), сбил израильского капитана М.Лутца и развеял миф о непобедимости «Миража». Это только подтверждает старую мысль: «Значение имеет не только оружие, но и то, в чьих оно руках».

— Скажи мне что-нибудь, чего я не знаю о Миражах…

В команде технического обслуживания инженерные службы всегда держат одного сообразительного, но и весьма субтильного техника, который может влезть в воздухозаборники «Миража» с боковыми конусами, чтобы осмотреть первые нескольких ступеней лопаток компрессора на предмет любых трещин, попаданий птиц или других предметов. Я не мог в это поверить, пока не увидел собственными глазами, на сколько эти техники худы!

Механик лезет в воздухозаборник F-102 "Дельта деггера" - на "Мираже" воздухозаборник много уже да еще с боковым полуконусом!

Механик лезет в воздухозаборник F-102 «Дельта деггера» — на «Мираже» воздухозаборник много уже да еще с боковым полуконусом!

— О чем бы мне следовало еще спросить?

До каких пор пакистанские ВВС будет летать на этом «антиквариате»? Честно! Я не могу сказать, потому что он до сих пор составляет важную роль в военном механизме Пакистана. При этом перспективный JF-17 Thunder довольно успешно берет на себя его задачи с «правильным уровнем» модного сейчас «управления рисками». Так что, может быть, еще несколько десятилетий, плюс-минус 20-30 лет!

— Советы будущим пилотам «Миражей»?

1 – нужно полностью овладеть управлением самолета на малых скоростях;
2 – никогда не оставляйте все на волю случая. Хорошо готовьтесь к заданию, анализируя информацию в кабине пилота перед вылетом. Продумайте все полетное задание до мелочей;
3 – Никогда в бою не допускайте падение скорости ниже 500 км/ч! Уменьшение оборотов двигателя – никогда!
4 – Если вы в чем-то сомневайтесь, лучше сразу это прекратить!

— На каких еще самолетах вы летали?

Кратко по основным: MFI-17 «Мушак», MFI-395 «Супер Мушак», T-37 «Твити Берд», K-8 («Каракорум-8»), T-38C «Тэлон» (в ВВС США), Цессна 150, Цессна 172.

— Является сегодня «Мираж» все еще боеспособным самолетом?

Да, это все еще важный компонент в составе Пакистанских ВВС, что и было продемонстрировано в ходе операции «Свифт реторт» Retort 27 февраля 2019 года в конфликте с Индией. Что касается его, как истребителя воздушного боя, то в этой роли – НЕТ!

— С какими типами вражеских самолетов он скорее всего столкнется на войне и как он будет сражаться с ними?

Наши основные угрозы исходят от особенностей региональной геополитики и состояния ВВС потенциальных противников. Основная роль для пакистанского «Миража» возможно будет в нанесении ударов дальнобойным оружием по наземным целям, решая тактические и стратегические задачи. Лезть же на «старом скакуне» под огонь современных средств ПВО наши ВВС вряд ли захотят.

— Каких систем или вооружений ему не хватало?

В настоящее время самым большим отличием между различными поколениями истребителей является авиационное оборудование. «Мираж» — довольно простая машина, которая не содержит слишком много «мозгов» под своим капотом. В этом есть свой плюс: ни бомба с ЭМ-импульсом (или ядерное оружие), ни мощное излучение не могут нарушить его работу. Но это делает полет на истребителе более сложным для пилота – под ним буквально «горит кресло»! С точки зрения набора вооружения очевиден недостаток ракет «воздух-воздух» большой дальности (за пределами визуальной видимости). При этом возможность бортового комплекса «видеть первым» является необходимым условием. Следовательно, нужен либо импульсный «доплер», либо пассивная фазированная решетка, или, еще лучше, радар АФАР (с активной решеткой). Возможно, я немного перегибаю палку, но для «Миража» возможна и такая модернизация… Для него все возможно!

— Опишите типичное несения боевого дежурства на «Мираже»

В 2008 г., во время печально известных событий в Мумбаи, в которых индусы обвиняли Пакистан, нам приходилось нести боевое дежурство в качестве перехватчиков ПВО на главной оперативной базе в центральном Пакистане. Был октябрь месяц, стоял сплошной туман, видимость была фактически нулевой. Поэтому для посадки планировалось использовать другой аэродром. Командующий базы нам сказал: «Я не буду запрещать вам взлет, но обратно не возвращайтесь! Для этого у нас всегда был запасной аэродром на севере. План взлета простой – первый достигший взлетки докладывал о готовности на вышку, старается выровнять самолет вдоль ее середины и взлетать прямо перед собой, а остальные должны следовать за ним». Мы тогда провели много времени в кабинах, даже иногда взлетали, но до боевых схваток дело, увы, не дошло. Всего несли дежурство восемь самолетов – славные были времена!

— Как вы оцениваете кабину пилота?

Эргономика никогда не была сильной стороной «Миража», Но вся «информация» легко считывалась, а приборы были хорошо расположены. Хорошо облегчало дело «подушка для почек» за спиной, и ее нужно было хорошо закрепить при посадке, особенно при длительном полете.

— Какое было вооружение на «Мираже», и каково было использовать его? Было ли оно эффективными?

Можно точно сказать, что это было не очень «умные» оружие. В результате, чтобы поразить цель, требовалась хорошая подготовка пилота, использующего довольно примитивные прицельные приспособления. Использовались обычные «железки» (ФАБ), «дюрандали» (противоаэродромные бомбы), кассетные бомбы и т. п. Но лучшими из всех были планирующие H4 с «загоризонтной дальностью». Они имеют высокую точность, позволяя пилоту реально поражать цели не входя в зону действия ПВО.

"Мираж" III с Н4 под фюзеляжем (комп. графика)

«Мираж» III с Н4 под фюзеляжем (комп. графика)

— Есть ли необходимость сменить «Мираж»?

Поскольку JF-17 «Тандер» берет на себя все задачи «Миража» и превосходит его технически, это вопрос времени, но о конкретных сроках пока речи нет. По моему личному мнению, «Мираж» полностью себя оправдывает.

— Что пилоты F-16 думают о «миражах»?

У этих самолетов свой круг задач, которые они должны решать. Это не означает, что между пилотами «Вейперов» и «Миражей» нет соперничества. Есть всегда «здоровая» конкуренция, когда они проходят обучение воздушному бою. Но на земле мы все в одной команде.

— Было ли у самолета какое-нибудь прозвище?

Нет… «Мираж» и есть «Мираж»! Только самого древнего из них прозвали «Баба» («Отец», хвостовой номер 101).

— Насколько надежны еще эти самолеты?

Уровень надежности зависит от версии «Миража», но инженеры и техники из команды технического обслуживания упорно трудятся, чтобы эти они были пригодны для полетов даже в наши дни.

— О чем я должен был тебя спросить?

Какие задания выполняет пилот «Миража» при контрольном полете (FCF). Одно из наиболее сложных и интересных заданий в их длинном списке включает набор максимальной высоты на максимальной скорости, далее сбрасывание скорости до минимальной вплоть до выключение двигателя в полете и его последующий запуск!

Фахад Масуд

Фахад Масуд

источник: https://afirsov.livejournal.com/733047.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account