Щенок из Сиднея. Реплика истребителя Sopwith Pup
Винтажная статья 1980 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
Предисловие редакции: Невилл Парнелл описывает реплику истребителя со стальным фюзеляжем и двигателем Genet, изготовленную австралийским бизнесменом Нилом Котти (Neil Cottee).
Спустя всего лишь 13 лет после первого полета летательного аппарата тяжелее воздуха в небо поднялся чистокровный скакун – шедевр эстетической привлекательности, официально известный как Sopwith Scout, но вошедший в историю под неофициальным прозвищем Pup. Его восхитительные пилотажные свойства, продемонстрированные в боях такими пилотами как Маккадден (McCudden), Гобл (Goble), Литтл (Little), Андерсон (Anderson) и Тейлор (Taylor), были вписаны в историю авиации. В конечном итоге Sopwith Pup – классическая конструкция 1916 года – был превзойден в бою, но в способности доставить удовольствие от полета он до сих пор остается непревзойдённым.
В последнее десятилетие значительно возрос энтузиазм по сохранению ранних самолетов для нынешнего и будущих поколений. Проблема заключается в том, что очень мало осталось оригинальных самолетов в пригодном для полетов состоянии, и поэтому наилучшим выходом из сложившейся ситуации является создание реплик. Толчком к созданию данного австралийского проекта интерес, порожденного репликой истребителя Fokker Triplane. Этот самолет был привезен на Зеленый континент сиднейским бизнесменом Нилом Котти для участия в Австралийских гонках 1976 года. Нил Котти изучал возможность создания в Боурале (Bowral), расположенном к юго-востоку от Сиднея, аналога американского музея Old Rhinebeck Aerodrome – авиационного музея, посвященного самолетами первых десятилетий истории авиации.
Конструкции 1914-1918 годов не соответствуют или не относились к текущим требованиям летной годности Министерства транспорта Австралии, и программа создания реплики потребовала профессиональной оценки. Были проведены консультации с авиационным инженером Джоном Корби – создателем миниатюрного спортивного самолета Starlet. Корби выполнил исследование самолетов времен Первой Мировой войны, которые могли представлять интерес, и в ходе исследования основной упор был сделан на хорошие летные характеристики. Sopwith Pup был одним из немногих самолетов, которые с относительно небольшими изменениями могли соответствовать современным требованиям летной годности. Восстановить оригинальный образец было невозможно, поскольку примерно дюжина находившихся в Австралии самолетов Pup и послевоенных Dove давным-давно была отправлена на слом, причем последняя машина была списана в 1945 году. Все это означало, что начинать надо было с нуля.
Двумя основными отличиями были установка радиального двигателя вместо ротативного и силовой набор фюзеляжа из стальных труб, примененный для упрощения конструкции и ускорения изготовления. Также при создании реплики необходимо было обновить технические требования к материалам, предусмотреть средства управления двигателем, размещение масляного бака, аккумулятора, радиостанции и тормозов, которые не были предусмотрены в оригинальном самолете. В системе управления аэродинамически обтекаемые выводы за обшивку фюзеляжа были заменены шкивами, а в кабине пилота вместо поясного ремня времен зари авиации были предусмотрены полноценные ремни безопасности.
Основной проблемой была силовая установка, поскольку в наличии мало подходящих двигателей мощностью 100 л.с.. Было два возможных варианта: Armstrong Siddeley Genet и Warner Scarab. Двигатели Scarab использовались на учебных самолетах CAC Wackett, но большая часть уцелевших двигателей была собрана и отправлена в Америку. Таким образом, оставался двигатель Genet, пять экземпляров которого предназначались для сборки трех пригодных к эксплуатации двигателей. Номинально двигатель Genet Mk 1A должен был при частоте вращения вала 2245 об/мин развивать мощность 165 л.с., но с большим винтом диаметром 78,7 дюймов (2000 мм), мощность двигателей была снижена до 110 л.с., а частота вращения вала была ограничена величиной 1900 об/мин. Этому способствовал карбюратор от легкого самолета Cessna 172.
Создание самолета началось в сентябре 1977 года, когда на заводе Transavia Corporation, Севен-Хиллз (Seven Hills), Сидней, который хорошо известен благодаря своим необычным сельскохозяйственным самолетам Airtruk, было завершено изготовление производственной оснастки и металлических деталей. Крылья, хвостовое оперение, шасси и несущие расчалки были изготовлены по оригинальным чертежам, и, хотя фюзеляж теперь имел своей основой ферму из сварных труб, его очертания остались практически не изменились.
У команды Нила Котти возникло несколько проблем с установкой двигателя Genet, поскольку длина этого радиального двигателя была больше длины ротативного двигателя. Узлы крепления и противопожарная перегородка должны были быть перемещены на одну секцию фермы назад, уменьшив пространство для ног пилота и сжав топливный и масляный баки, аккумулятор и педали руля направления на небольшой площади. Работа по дереву при изготовлении крыльев, стоек и воздушного винта были выполнены Барри Биштоном (Barrie Bishton), а когда планер был собран, то полотняная обшивка была прикреплена миссис Джойс Митчелл, которая несколько лет работала в отделе тканей авиакомпании Qantas Airways.
К октябрю 1978 года изготовление реплики было почти завершено. Были выполнены пробные сборка и прогон двигателя, чтобы выявить все возможные проблемы перед разборкой и транспортировкой самолета на аэродром Камден для проведения испытательных полетов. Впервые реплика поднялась в воздух 14 ноября под управлением Роя Уильямса (Roy Williams), основными обязанностями которого были тестирование и перегонка сельскохозяйственных самолетов Airtruk. Полет прошел без каких-либо инцидентов и на следующий день был организован специальный показ для местных телевизионных станций с целью широко осветить дебют реплики в небе Австралии.
С точки зрения эксплуатации процедура запуска двигателя Genet представляет собой интересный опыт для тех, кто обычно привык к моторам семейства Gipsy Major. После выполнения обычных предварительных действий по очистке двигателя и последующей его заправки, винт устанавливается чуть выше верхней мертвой точки и включается пусковая катушка. Это воспламеняет смесь в одном цилиндре, обеспечивая достаточный импульс для запуска двигателя, который должен запуститься без задержек. Однако, если неправильно установить верхнюю мертвую точку, то это может привести к обратному результату. Если же топливная смесь не подходит, то процедуру запуска следует пройти заново.
Летные характеристики
На взлете самолет ускоряется довольно быстро. Отрыв от взлетной полосы происходит на скорости 40-45 узлов (74-83 км/ч), а набор высоты – на скорости 60 узлов (111 км/ч). Более крутой набор высоты можно было выполнить на скорости 50 узлов (93 км/ч), но он ограничивался температурой головок цилиндров. Крейсерская скорость составляет 80-85 узлов (148-157 км/ч) при 1750-1800 об/мин, что дает расход топлива 6 галлонов в час (27,3 л/ч). Маневры ограничены крутыми виражами и сваливанием на крыло. Несмотря на то, что реплика истребителя Pup не сертифицирована на выполнение штопора, но если пилот оказывается в начинающемся штопоре, то восстановление происходит быстро. Скорости реплики расположены в диапазоне от скорости сваливания 30 узлов (56 км/ч) до «никогда не превышайте» 120 узлов (222 км/ч).
Sopwith Pup и его заклятый враг Fokker Triplane всегда привлекают к себе наибольшее внимание на различных авиашоу, в которых эти реплики принимают участие. Изготовление и сертификация этой копии самолета в соответствии с действующими правилами Министерства транспорта Австралии открыли путь для создания других копий. На заводе компании Transavia выполняется сборка второй реплики истребителя Pup, чтобы обеспечить музею в Боурале хорошо подобранную пару машин данного типа. Также следует сказать, что уже появились новости о том, что обсуждается создание реплики самого известного самолета Австралии Fokker VIIB/3M Southern Cross. Это предоставит австралийцам живые примеры из первых страниц истории авиации их страны – аттракцион, который уже много лет доступен в Англии и Америке.
источник: Neville Parnell «Scout from Sydney» «Aeroplane Monthly» May 1980, pages 254-257